kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-заседание "В гостях у словарей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку по русскому языку для 6 класса в рамках требований ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-заседание "В гостях у словарей"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа № 264





ПРЕДМЕТ: русский язык, 6 класс

Учебник: Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. М., Просвещение, 2014 г.

Тема урока: «В гостях у словарей».

Урок в контексте требований ФГОС

Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы, краеведения первой категории Шилова Е.Ю.



Тип урока: «Урок-заседание»

Педагогические технологии: технология групповой деятельности, игровая технология



















Тема урока: «В гостях у Словарей»

Цели урока:

  1. Повторить и закрепить знания учащихся по лексике (лексическое значение слова, синонимы, фразеологизмы).

  2. Совершенствовать навыки работы со словарями.

  3. Воспитать интерес к книге, слову.

Тип урока: урок-заседание.

Планируемые образовательные результаты:

  1. Предметные (объем усвоения и уровень овладения компетенциями): определить принципы работы со словарями, закрепить навыки данной работы.

  2. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение поставить цель и организовать ее достижение, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

  3. Личностные: воспитать интерес к использованию справочных пособий по русскому языку, воспитание положительного отношения к правильной, точной и богатой устной и письменной речи, стремление к речевому самосовершенствованию.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка словарей на демонстрационном столе.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем, словари и справочные пособия на демонстрационном столе. Аудиозапись радиопередачи «Радионяня».

Основные понятия урока: словарь, лексика, нормы литературного языка, орфограммы, пунктограммы.

Эпиграфы:

Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке.

(А. Франс)

Определите точно каждое слово,

и вы избавитесь от половины заблуждений. (Декарт)

Организационная структура (сценарий) урока

  1. Слово учителя. Определение учащимися темы урока

Сегодня мы с вами проводим необычный урок. Это урок-заседание. А тему его нам поможет определить выставка, которую вы видите на демонстрационном столе. Присмотритесь: что за книги находятся перед вами? Возможно, эта выставка, подготовленная мною и ученической группой, поможет определить тему сегодняшнего урока.

Учащиеся определяют тему урока: «В гостях у Словарей», тема записывается на доске.

Итак, мы сегодня вместе с вами проводим урок-заседание «В гостях у Словарей». Вместе мы должны отправить на съезд «Слов русского языка» своего делегата – самое достойное слово, на котором «мир стоит», которое «сверкает, ярче солнца», «в огне не горит, в воде не тонет», «суда не боится», «с ложью не дружит», «всегда живет с хорошими людьми».

- Что это за слово? (Да, это слово «правда»).

Уважаемые Словари, сегодня мы хотим узнать, что знает каждый из вас про слово «правда».

Итак, начинаем наше заседание.

Слово предоставляется Толковому словарю. От имени словаря выступает один учащийся.

Выступление: «Я – Толковый словарь».

Правда – слово многозначное. Расскажу вам о его основных значениях.

  1. То, что соответствует действительности, истина («Правду говорит»).

  2. То, что исполнено истины: правдивость («Люблю тебя за правду»).

  3. Справедливость, порядок, основанный на справедливости («Нам правду не найти»).

  4. В составе средневековых названий сводов законов («Русская правда»).

  5. В значении наречия: «верно, в самом деле».

  6. В значении уступительного слова «хотя».

Продолжает выступление другой учащийся, который представляет выступление - индивидуальное домашнее задание на тему: «Я – Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля».

Кроме толкования значения слов, мой словарь включает в себя 30 000 пословиц. Среди них есть огромное количество пословиц и со словом «правда». Вот некоторые из них. Давайте-ка запишем их с вами на память и постараемся их запомнить.

Задание: запишите пословицы, объясните орфограммы в словах.

  1. Без правды жить легче, да помирать тяжело.

  2. Правда – свет разума.

  3. Правда сама себя очистит.

  4. Над правдой не мудрствуй.

  5. Дело знай. А правду помни.

  6. Кто правдой живет, тот добро наживет.

Учитель: Русская пословица говорит о том, что «скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты». О друзьях слова «правда» нам расскажет Словарь синонимов.

Выступление ученика – «Словаря синонимов». Сообщение ученика.

Синонимом слова «правда» является слово «истина». Но синонимы являются таковыми до тех пор, пока они находятся в словаре. Писатель Михаил Пришвин пишет: «Правда требует стойкости: за правду надо стоять и висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться, истину надо искать».

Звучит аудиозапись «Радионяни» по теме: «Синонимы».

Учитель: Случается, что и враг даст полезный совет. С врагами и противниками слова «правда» нас познакомит Словарь антонимов.

Выступление «Словаря синонимов», подготовленное учеником.

Антонимы – это слова с противоположным значением.

Правда – ложь, неправда, обман, вранье (разг.), кривда.

Учитель: Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делая ее нагляднее и выразительнее, образнее. Вот почему многие мастера художественного слова часто прибегают к этому выразительному средству для создания контраста. Послушайте стихотворение:

У кривды тысяча дорог.

У правды лишь одна.

Она порой полна тревог

И горечи полна.

На противопоставлении антонимов построены многие пословицы.

Задание: Записать пословицу, дать ее толкование.

Маленькая правда победит большую неправду.

Учитель: Чтобы о слове подлинную правду узнать, надо его по косточкам разобрать. С родней его познакомиться до седьмого колена. Сделать это поможет Словообразовательный словарь.

Выступает ученик с сообщением «Я – Словообразовательный Словарь».

Слово «правда» состоит из корня и окончания –А. Но родственников имеет великое множество. Его словообразовательное гнездо включает 40 слов (правдивый, правдиво, неправдиво, неправдивый, взаправду, правдоискатель и пр.).

Задание: Сделайте словообразовательный разбор слова «правдоискатель».

ПРАВДОИСКАТЕЛЬ= ПРАВДА+ИСКАТЬ

Учитель: А ели вы захотите узнать всю правду о слове? Тогда нельзя обойти стороной вопрос о его происхождении: где и когда оно появилось, из каких частей и как образовалось, какое значение имело в прошлом, как изменилось его значение. Предоставим слово Этимологическому словарю.

Выступает ученик с сообщением: «Я – Этимологический словарь».

Этимология – это наука о происхождении слова, его правильном значении.

Слово «правда» - общеславянское по происхождению, образовано от слова «правый» (истинный) с помощью суффикса –вд-. Слово «правый» образовано с помощью суффикса -в- от исчезнувшего в качестве самостоятельного слова –пра-. Первичное значение этого слова было «такой, как должен быть».

Что же получается? Оказывается, в далеком прошлом слово «правда» состояло в близком родстве с такими словами, как «справедливый», «праведник», «оправдать», «правило» и «исправить».

Учитель: А почему молчит орфографический словарь?

Варианты ответа учеников.

  1. Практическая работа со словарями.

Учитель: А сейчас мы проведем соревнования команд и посмотрим, кто лучше ориентируется в словарях. Класс разделен на 5 групп.

  1. Игра «Эрудит»

Задание. Раскрыть значения слов «милосердие», «благодеяние», «покаяние», «достоинство», «совесть».

  1. Игра «Эстафета»

Задание. Написать правильно слова: ш…в, ш…рох, капюш…н, Р…стов, Р…стислав, р…стовщик, отр…сль, ч…порный, ш…рты, трущ…бы, обж…ра, р…сток.

  1. Игра «Диктор»

Задание. Расставьте правильно ударения в словах: баловАть, включИть, диалОг, звонИшь, морфЕма.



  1. Подведение итогов, оценки.

Рефлексия. Что вам сегодня запомнилось на уроке? Какие задания вам понравились? Оцените свою работу. Кто из ребят работал наиболее активно?

Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

  1. Выставление оценок, домашнее задание, комментарии к нему.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-заседание "В гостях у словарей"

Автор: Шилова Елена Юрьевна

Дата: 04.05.2016

Номер свидетельства: 324153


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства