I. Организационный этап Вступительное слово учителя: -Сегодня, ребята, у нас необычный урок- урок- суд. Какую орфограмму мы будем судить и за что, вы узнаете из минутки чистописания. Но сначала приготовьте тетради к работе. 2.Минутка чистописания -Посмотрите на доску. Какие буквы спрятались в этих соединениях? (б, е, з, у, д, а, р, н, ы, е, г, л, а, с, н, ы, е) Прочитайте еще раз и запишите эти буквы в тетрадь правильно и красиво. -А теперь посмотрите на свои записи, прочтите и назовите орфограмму, на которой мы будем работать на уроке . -Итак, тема нашего урока: Правописание безударных гласных в корне слова. Сегодня мы с вами поупражняемся в правописании безударной гласной в корне слова, в подборе проверочных слов. 3.Закрепление изученного материала с повторением, с элементами игры Учитель: - Прошу всех встать! Суд идет! Прошу садиться! Объявляю состав суда. Роль судьи буду исполнять я. Вы согласны? Прокурор- Ходюкова Елена Анатольевна, адвокат- Сурикова Елена Николаевна. Подсудимые- гласные буквы: а, о, и, е, я. Свидетели- учащиеся 2 класса: Дима, Ксюша, Степа, Полина, Маша. -Гласные буквы обвиняются в том, что пишутся не так как слышатся! Прокурор: -Сколько можно говорить о безударных гласных? Я считаю, хватит мучить детей! Пусть как слышат, так и пишут! Адвокат: - А я считаю, что проверять безударные гласные надо! Иначе все мы будем безграмотными! Учитель: -Прошу встать свидетелей. На книге законов (Русский язык) поклянитесь говорить правду и только правду. -А сейчас прошу свидетелей получить документы, ознакомиться с их содержанием, выполнить задания и сдать суду. 4.Словарно- орфографическая работа Адвокат: -Хочу сделать заявление! Больше всех страдают птицы, их названия постоянно пишут неправильно. Учитель: -Сейчас разберемся. Свидетели прошу назвать этих птиц. -Молодцы! Правильно! Адвокат: - Но пишут эти слова совсем по- другому! Учитель: -Свидетель, Ксения, произнесите по слога, как правильно писать названия этих птиц (со-ро-ка, во-ро-на, во-ро-бей, дя-тел, сне-гирь, си-ни-ца) -Прошу написать названия этих птиц по памяти. -Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Исправьте ошибки. Прокурор: -Это еще ничего не значит! Некоторые слова можно было проверить! Учитель: -Ребята, в каких словах безударные гласные можно проверить? -А почему этих птиц так назвали? -А что нужно сделать с остальными словами? -А из-за чего страдают птицы зимой? Адвокат: -А вот еще доказательство того, что знают и умеют проверять безударные гласные. Об этом говорят сданные мне документы (карточки). (Подведение итогов работы по карточкам) Учитель: -Продолжаем заседание суда. Следующие задание – записать слова под диктовку, в каждой группе найти проверочное слово- это поможет следствию. -Прошу свидетеля дать свидетельские показания. Выходи к трибуне, записываем под диктовку: БОЛЬ, БОЛИТ, БОЛЬНОЙ -Что можно сказать о данных словах? -Выделите корень в словах и вспомните, какие слова называются проверочными . -Назовите проверочное слово для данной группы слов. Докажите, что вы правы, это поможет следствию. Займите место в зале суда. -Свидетеля прошу найти проверочное слово для следующей группы слов. СВЕТ, СВЕТЛО, СВЕТЛЕЕ. НОЧЬ, НОЧНОЙ, НОЧЕВАТЬ. ДОБРОТА, ДОБРЕТЬ, ДОБРЫЙ. Прокурор: - Не верю! Предлагаю выполнить следующее задание: отгадайте загадки. Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб. (пила) (слайд 2) Сок из цветков она берет И в сотах копит сладкий мед. (пчела) (слайд 3) Кто ходит ночь и ходит день, Не знает, что такое лень. (часы) (слайд 4) Днем спит, ночью летает, Прохожих пугает. (сова) (слайд 5) Без рук, без топоренка, Построена избенка. (гнездо) (слайд 6) Молодцы! Суд предлагает перерыв на 1 минуту. Физминутка Хомка, хомка, хомячок- Полосатенький бочок. Хомка раненько встает, Шейку моет, щечки трет. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку, 1,2,3,4,5- Хомка сильным хочет стать! А теперь все тихо сели И работать захотели. -О ком было это стихотворение? Прошу подобрать проверочные слова к словам отгадкам. -Каким правилом нужно пользоваться, выполняя это задание? Прокурор: -Все! Прошу задание усложнить и провести следственный эксперимент. -Свидетели готовы? 1 вариант прошу выписать слова с безударной буквой «а». 2 вариант- написать слова с безударной буквой «о». -А теперь поменяйтесь тетрадками. Проверьте работу соседа и поручитесь, что все выполнено, верно. Исправьте допущенные ошибки. ГР_ЧИ, ГЛ_ЗА, СТ_РИК, М_ЛЫШ, ТР_ВА, С_ДЫ, М_РЯ, Р_СА, С_ВА, Г_РА, Н_РА, В_ЛНА -Продолжим следственный эксперимент. Перед вами сейчас появится картина, на которой изображен замечательный уголок природы. И вы отправитесь за новыми доказательствами для суда. -Ваша задача возвратиться с красивыми предложениями об этом времени года, о том, что изображено на картине. И не забудьте использовать слова с безударной гласной в корне слова. (слайд 7) -А вас будет сопровождать музыка великого композитора П.И. Чайковского. Адвокат: -Следственный эксперимент доказал, что ребята умеют проверять безударные гласные. Учитель: -А я предлагаю поиграть в игру «Не ошибись!». Я называю слово, а вы показываете карточку с безударной гласной. Село, гнездо, сосна- Одна из гласных не ясна. Зима, вода, беда- Пиши их правильно всегда. -У прокурора есть еще возражения? (нет) -У адвоката? (нет) Судья, адвокат и прокурор совещаются -Для вынесения окончательного приговора прошу всех встать! Посовещавшись, мы пришли к единому мнению: Безударные гласные оправдать и постоянно их проверять. Прошу всех сесть! 5. Итог урока А сейчас давайте все вместе скажем правило, чтобы подвести итог проделанной работы. (слайд 8) Если буква гласная вызвала сомнение, То немедленно ее ставь под ударение! - Итак, ребята, выполняя задание, мы еще раз убедились в том, что в корнях однокоренных слов и под ударением, и без ударения пишется одна и та же гласная буква. 6.Домашнее задание. Рефлексия -А сейчас, если вы расположите все буквы в порядке убывания их высоты, то узнаете домашнее задание. Вы сегодня хорошо поработали, поэтому письменного задания не будет. -А теперь на светофоре покажите , на какую оценку вы работали на уроке. - Закончите предложение: «Я знаю по теме…» Урок окончен. Всем спасибо! (слайд 9). | Готовят тетради к работе Называют буквы и записывают (б, е, з, у, д, а, р, н, ы, е, г, л, а, с, н, ы, е) Читают (безударные гласные.) Встают все, приветствуют гостей, садятся. Клянемся! Дети работают по карточкам. Сорока, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь Произносят слова по слогам и записывают по памяти Самопроверка. Синица- синий, снегирь- снег. В народе говорят: «Снегирь летит, на крыльях снег несет». Есть в природе такая синица- лазоревка, у нее на хвосте и крыльях перышки синие. Написание этих слов нужно запомнить. (ответы детей) Выслушивают результаты самостоятельной работы Один человек работает у доски, а остальные в тетрадях. Однокоренные, т.к. имеют общее значение и один корень) (ответы детей) Боль. Задание выполняется по анологии. Отгадывают загадки. Пила. Пчела. Часы. Сова. Гнездо. Выполняют движения, отдыхают О хомяке. Подбирают проверочные слова. Вспоминают правило. Работают самостоятельно в тетрадях. Взаимопроверка. Выполнят творческую работу-составляют текст под музыку. Дети зачитывают свои предложения Играют в игру «Не ошибись» Встают для вынесения приговора. Садятся Проговаривают правило Не будет. Оценивают себя Ответы детей |