Урок - спектакль по русскому языку для 2 класса по теме: "Способы проверки безударной гласной".
Урок - спектакль по русскому языку для 2 класса по теме: "Способы проверки безударной гласной".
Урок направлен на :
-формирование учебно - познавательного интереса к способам проверки безударных гласных в корне слова в ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем
- создание условия для усвоения способа проверки написания гласной буквы в безударном слоге
- развитие умения подбирать проверочное слово
- умение находить слова с заданной орфограммой
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок - спектакль по русскому языку для 2 класса по теме: "Способы проверки безударной гласной". »
Урок – спектакль
по русскому языку 2-го класса по теме :
« Способы проверки безударной гласной»
Учителя начальных классов 1 категории
Сараевой Светланы Евгеньевны
г.Москва ГБОУ СОШ № 1298
Урок – спектакль
«Способы проверки безударной гласной.»
Цель урока:
- формирование учебно - познавательного интереса к способам проверки безударных гласных в корне слова в ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем
- создать условия для усвоения способа проверки написания гласной буквы в безударном слоге
- развивать умения подбирать проверочное слово
- находить слова с заданной орфограммой
Действующие лица:
Лентяйкин
Лодырников
Забывайкина
Учебник русского языка
Стражник
Организационный момент:
Жили – были Лентяйкин, Лодырников и Забывайкина.
Лентяйкин: Представляете, весь день Липнет лень ко мне ,как тень. Я нисколько не шучу, Целый день я спать хочу. Сам от лени этой в шоке! Лень читать, учить уроки. Лень с собакой прогуляться, За работу лень мне взяться.
Лодырников: Повсеместно, каждый день Мне в делах мешает лень! Ходит, словно хвост, за мною! Не дает ни в чем покою, И всему наперекор Вечно лезет в разговор! Утром в школу собираюсь, Не опаздывать стараюсь: Две контрольных впереди! Слышу шепот: "Не ходи". Дома делаю уроки - Снова гнусные намеки: Лишь пример я написал, Лень мне шепчет: "Ты устал!"
Учились они в одной школе. Надоело им получать «2» и они отправились в страну Ошибию. Всё было замечательно, их никто не поучал, домашнее задание не заставляли делать, но однажды Лентяйкин посЕдел от планшета, Лодырников стАял у магазина, пока Забывайкина примИряла джинсы с кедами.
Захотели они вернуться в страну Азбукарию , да обратно можно попасть только через ворота «Знаний».
Забывайкина: Что же нам делать?
Учебник русского языка:
Здравствуйте, ребята! Я – учебник русского языка, помогу вам. Вот карта. Она подскажет, как не сбиться с пути. У вас ,ребята, так же есть карта (обращается учебник к классу) ; в трудную минуту мы придём нашим героям на выручку.
Учитель:
- Ребята должны преодолеть препятствия, расстояния между которыми 30м, 25м 17дм, 7м 3дм , 20м. Какой путь должны проделать дети?( 82м 20м)
- На какую геометрическую фигуру похожа дорожка? (ломаную линию)
Итак, отправляемся в путь. А вот и первое задание: на доске записаны словарные слова: пенал, сирень, улица, стакан, вагон, метро, вокзал, тарелка.
- Поставьте ударение над словами, определите безударную гласную. Как проверить в этих словах безударную гласную?
- Проверьте гласную по словарям, которые лежат на парте (по 2 слова каждому ряду). Все ли слова записаны правильно?
Спишите слова в алфавитном порядке. Какое слово лишне? Почему?
(сирень, так как букв больше, чем звуков и сирень относится к природе. А остальное сделано руками человека)
Вышли на поляну наши герои , а там стоят стражники.
Стражник: Стой, кто идёт.
Знайкина: Мы – ученики. Хотим попасть в страну Азбукарию.
Стражник: Выполните задание, пропустим.
Посмотрите на слова, записанные их на щитах. (задание 2)
Почему слова вы прочитали по разному? Что происходит со словом? (меняется лексическое значение слова)
Каждому ряду даётся по одному слову. Составьте предложение со словом. Договоритесь друг с другом в паре, кто выбирает слово с первым ударным слогом , кто со вторым. Выделите основу вашего предложения.
(задание 3)
Забывайкина:
В какой дремучий лес мы зашли , отсюда просто так и не выберешься.
Учебник: Не бойтесь, я вам помогу.
Мы под ударением пишем
Без сомнения то, что слышим.
Если ж звук без ударения,
Вызывает он сомненья.
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной!
Лодырников: Спасибо за помощь, давай попробуем.
Г.РА Л.СА СЛ.ДЫ СТР.ЛА К.СА ВР.ЧИ Н.ЖИ
Л.СТЫ ТР.ПА
- Какой способ проверки помог определить гласную букву? (Изменяли форму слова)
Лентяйкин: Ух, выбрались из леса. Смотри, тропинка вывела нас к озеру.
Лодырников: Кто же нас встречает?
Учитель: Птица медленно плывёт
Словно белый теплоход.
Горделива и красива.
Терпелива и пуглива. (лебедь)
Что же это за птица ? Расскажет нам ….
Лебедь, как известно, бел. Как утренний снег, но только в северных странах. Чем ближе к югу , тем он чернее. Громким звонким криком природа не наделила лебедя, зато украсила удивительной длинной шеей.
-Зачем же она ему? Добывает птица питание из водоёма. Кормятся они в основном водными растениями. Гнездятся лебеди в зарослях тростников; из него же устраивают гнездо , а поверх немного пуха. Мама высиживает 6 яиц примерно полтора месяца. Лебеди вырастают крупными птицами: весят до 14 кг.
- В каких сказках встречается эта птица? («Гуси – лебеди», «Гадкий утёнок», «Дикие лебеди» Андерсена, «Шесть лебедей» братья Гримм)
- Исправьте ошибки в словах, тогда лебеди пропустят вас через озеро. (задание 4)
- Каким способом подобрали проверочное слово для безударной гласной? (подобрали однокоренное слово)
Запишем пары однокоренных слов. Что такое однокоренное слово?
Лебёдушка - лебедь
Скалы – скалистый
Пляска – плясать
Головушка – голова
Составим словосочетание со словом голова.
Голова ( какая?) отрубленная или грязная, большая
Но есть в русском языке словосочетания устойчивые. Слова в таких словосочетаниях употребляются в определённом порядке и имеют определённый смысл. Например:
Выбросить из головы – Как вы думаете, что может обозначать это словосочетание? (забудь)
Светлая голова – ( умный человек)
Как снег на голову – (неожиданно)
Ходить на голове – (озорничать)
Отвечать головой – (взять на себя ответственность) В старину если человек не справился с порученным ему делом, могли отрубить голову.
Учебник: Ребята, вы теперь можете выбрать по лебедю и переплыть озеро. Лентяйкин выбирает лебедя, где записано имя существительное, Лодырников – глагол, а Забывайкина имя прилагательное. ( Прежде чем выбрать лебедя ребята произносят правило). На противоположном берегу вас встретит последнее препятствие.
(задание 5)
- Перед вами стена крепости. Кто перелезет через неё, тот и подойдёт к воротам знаний. Необходимо заполнить таблицу. Подобрать однокоренные слова, изменяя части речи. (Карточки у каждого ребёнка)
Существительное
Прилагательное
Глагол
лень
старик
подарочный
чистить
белый
боль
- Проверьте себя по следующей заполненной таблице. Если задание выполнено верно, «смайлик» улыбнётся, если 2-3 ошибки, то «смайлик» будет без улыбки, если ошибок больше – он загрустит.
- Какое слово в строке является проверочным к остальным словам? Обведите его в кружок.
Учебник: Вот и подошли вы к воротам знаний. Нам осталось только достать ключ.
Учитель: А для этого назовите : какую тему мы отрабатывали на уроке?
- Какой алгоритм действий мы выбирали, когда проверяли безударную гласную? Что мы с вами делали?
- Увидели слово – прочитали его – поставили ударение – определили безударную гласную
- Как можно проверить гласную?
- Или проверить по словарю, или изменить форму слова, или подобрать однокоренное слово.
Учебник: Лень не красит человека
Навсегда запомни это!
Подаёт ключ ребятам и они открывают ворота знаний.