Данное учебное занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС, основная форма работы на уроке - групповая. Результатом данного урока является составление обучающимися после выполнения разноуровневых заданий универсальной схемы комплексного анализа художественного текста. Интеграция содержания урока осуществляется за счет связи русского языка и литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок словесности. В. Астафьев. "Приветное слово" »
Класс: 7М
Предмет: русский язык
Учебник: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов и др. «Русский язык. 7 класс»
Учитель: Бажина Е.М.
Тема: Комплексный анализ текста. В. Астафьев «Приветное слово»
Тип урока: урок-обобщение с элементами исследования
Цели урока:
Образовательная:организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, уметь находить изобразительные средства языка; уметь проводить комплексный анализ текста.
Развивающая: создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
Воспитывающая: осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентации.
Задачи:
- воспитывать интерес к языку через активную деятельность учащихся на уроке; формировать коммуникативную компетенцию в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств;
- обобщить и систематизировать знания путем создания кластера «Комплексный анализ текста»
Ожидаемый результат: формирование языковой компетенции: расширение представлений учащихся о тексте как о речевом произведении; закрепление навыков лингвистического анализа текста, формирование коммуникативной компетенции: формирование правильной и эффективной речи, обучение умению понимать чужую речь и излагать свои мысли в письменной и устной форме.
Используемая технология: групповая
Оборудование: проектор, презентация, доска
Формы контроля: взаимопроверка, самопроверка
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Оргмомент
Приветствие
Приветствие
Коммуникативные, регулятивные УУД
Актуализация знаний.
Познавательные, регулятивные УУД
Мотивирующий этап
Предлагает текст, просит учеников сформулировать тему урока, цель.
(1)Холодно. (2)Ветрено. (3)Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.
(4)Иду. (5)Кашляю… (6)Надо мной пустынно шумят березы, никак не разрождающиеся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные. (7)Настроение мрачное. (8)Думается в основном о конце света.
(9)Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трехколесном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. (10)За ней мама коляску катит с малышом.
(12)«Здравствуй, маленькая! (13)Здравствуй, дитятко мое!» — хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.
(14)Мать в синем плащике, наглухо застегнутом, поравнявшись со мной, устало улыбнулась:
— (15)Ей пока еще все люди — братья!
(16)Оглянулся — мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всему радуется.
(17)Много ль человеку надо? (18)Вот и мне сделалось легче на душе.
(В. Астафьев)
1 группа Фонетический уровень
Найдите в предложении 3 аллитерацию – повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.
Найдите слово, написание которого соответствует произношению. Запишите его транскрипцию.
2 группа Лексический уровень
Найдите и запишите антонимы – слова, выражения с противоположным значением. Посмотрите, что именно автор противопоставляет в тексте.
Выпишите разговорные слова. Для чего В. Астафьев употребляет их?
Найдите тропы (изобразительно-выразительные средства языка): метафору, эпитеты, олицетворение.
3 группа Морфемный, морфологический уровни
Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Для чего автор использует их в тексте?
Какие части речи преобладают в тексте? Почему, на ваш взгляд?
Найдите в тексте имена существительные со значением лица. В какую тематическую группу они входят? Каким словом можно было бы их объединить?
4 группа Синтаксический уровень
Выпишите предложения, в которых только один главный член предложения. Подумайте, какова роль таких предложений в тексте.
Обратите внимание на диалог, как вы думаете, в чем его особенность. Сколько человек участвует в диалоге? Получился ли диалог у героев миниатюры?
Найдите предложение с риторическим вопросом. К кому обращен вопрос?
5 группа Стилистика
Определите стиль речи.
Определите тип речи.
Как располагаются в тексте описательная и повествовательная части? Как называется прием, когда части целого противопоставлены?
Дополнительные материалы
Приветственный - содержащий в себе приветствие,
выражающий приветствие. П. жест. П-ая речь.
Приветный - приветливый, ласковый, радушный
Мета́фора — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
Эпитет – образное определение, чаще прилагательное, в переносном значении.
Тема (то, о чем говорится в тексте). Она определяется по началу, ключевым словам и предложениям.
Основная идея, т. е. главная мысль.
Проблема (Проблема текста – это то, ради чего создавался текст. Синонимами к словам «проблема текста» могут быть слова: вопрос, задача. В основе проблемы лежит некое противоречие, конфликт).
Стиль текста - художественный, научный, разговорный, деловой, публицистический
Типы речи:
Повествование: изобразительное и информативное.
Описание предмета, места, состояния среды, состояния человека.