kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-сказка по теме "Личные местоимения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-сказка по теме "Личные местоимения". Данный урок постоен по принципу системно-деятельностного подхода, который предполагает следующие цели:

1.    Предметная - познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения.
2.    Метапредметная: 
Регулятивные УУД
?    определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; 
?    формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД.
Формировать
- умение извлекать информацию из текстов, иллюстраций.
- умение находить ответы на вопросы
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 
Коммуникативные УУД.
Формировать:
- умение слушать и понимать других.
-умение сотрудничать с учителем, работать в паре. 
-строить взаимоотношения в группе.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные УУД
-формировать умение оценивать свою деятельность.
3. Воспитательная: на примере сказки Г-Х Андерсена «Снежная королева» воспитывать интерес к русской литературе; способствовать нравственному воспитанию детей.
    Мотивация:
Нацеливание на овладение новыми знаниями, умениями.
Вводится в действие мотив «Интерес»
Характер учебной деятельности обучающихся – полностью самостоятельный. Учащиеся сами добывают новые знания, делают вывод. Учитель направляет их.
Итог урока направлен на самоанализ учащихся своей деятельности.
Используются следующие формы работы с учащимися: индивидуальная работа, работа в группе, в паре, коллективная работа, самопроверка.
Наличие мотивации на процесс познания,
Активная познавательная деятельность всех уча¬щихся по получению новых знаний или умений,
Суммирование  учащимися (под руководством учителя) «добытой» новой информации,
Решение практической задачи на новый материал с целью его закрепления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-сказка по теме "Личные местоимения". »

Тема урока: «Личные местоимения». Урок-сказка.

Цели урока:

Предметная - познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения.

Метапредметная: 

Регулятивные УУД

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД.

Формировать

- умение извлекать информацию из текстов, иллюстраций.

- умение находить ответы на вопросы

- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД.

Формировать:

- умение слушать и понимать других.

-умение сотрудничать с учителем, работать в паре.

-строить взаимоотношения в группе.

-высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД

-формировать умение оценивать свою деятельность.

Воспитательная: на примере сказки Г-Х Андерсена «Снежная королева» воспитывать интерес к русской литературе; способствовать нравственному воспитанию детей.



Ход урока

  1. Организационный момент

Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь… 

Однажды, злой-презлой тролль изготовил зеркало, которое обладало удивительным свойством. Все доброе и прекрасное, отражаясь в нем, почти исчезало, но все ничтожное и отвратительное особенно бросалось в глаза и становилось еще безобразнее.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

И вот они бегали с зеркалом повсюду; скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нем в искаженном виде. Напоследок захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим творцом. Чем выше поднимались они, тем сильнее кривлялось и корчилось зеркало от гримас; они еле-еле удерживали его в руках. Но вот они поднялись еще, и вдруг зеркало так перекосило, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги. 

- Из какого это произведения? (Снежная королева, Г-Х Андерсен)

- Кто герои сказки? (Кай и Герда не родственники, но любят друг друга, как брат и сестра.)

- Что случилось с Каем? (однажды один крошечный осколок проклятого зеркала попал Каю в глаз, а другой — прямо в сердце. И розы, и слова бабушки, и его милая маленькая подружка Герда казались ему теперь смешными и отвратительными.)

- Кто не поверил в смерть Кая и отправился на поиски? (Герда)

В данном отрывке вы видите выделенные слова: они, нем они, им и тд. Ребята, какой частью речи они являются? (местоимениями). Какие еще бывают местоимения? (Ответы учащихся). На что указывает местоимение Я? (на человека, личность). Ребята, о каких местоимениях мы будем говорить сегодня? (о Личных местоимениях).

Ребята, какова цель нашего урока?

- Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока. “Личные местоимения”.

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие вместе с героиней сказки Г-Х Андерсена Гердой. Чтобы расколдовать Кая, Герде нужно собрать зеркало. За каждое правильно выполненное задание вы получите осколок зеркала. 

3. Открытие нового знания.

- Кого первого на пути встретила Герда? (старушку-цветочницу)

- Старушке было очень одиноко и ей хотелось, чтобы маленькая Герда осталась у нее. Она заколдовала девочку — Герда забыла, зачем отправилась в путь.

- Помогите Герде продолжить путь. У каждого из вас на парте лежит распечатанный текст. Сейчас вы самостоятельно, еще раз его перечитывая, графически выделите личное местоимение Я с падежом. 

Моя грамматика

Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный – 
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!..
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.

(Ребята выделяют карандашом падеж и местоимение, правильно будет так:

Именительный – Я;

Родительный – Меня;

Дательный – Мне;

Винительный – Меня;

Творительный – Мной;

Предложный – обо Мне.

- Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется изменение местоимения по падежам? (склонением)

- Итак, проверьте себя, ребята, правильно ли вы просклоняли местоимение Я, пользуясь данной таблицей. (на экране)

- Что особенного вы отметили в склонении данного местоимения ?

- Вывод: Я – только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово.

1 особенность. При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном падеже – Я, а в родительном – совсем другая основа – Меня. 

4. Новый материал. Формирование навыков и умений.

- Куда в поисках Кая отправиться Герда? (во дворец принцессы)

Герда попадает во дворец принцессы, но покинуть его она сможет, если вы выполните следующие задания.

1. Актуализация знаний.

РАБОТА В ГРУППАХ. 3 ГРУППЫ. Вывод учащиеся делают самостоятельно.

  1. А) Ты за ней – а он от тебя,

Ты от нее – она за тобой.

Б) Меня еще там нет,

А мне печется хлеб,

И вот он вынут из огня,

Чтоб накормить меня.

И кто-то мне газеты шлет,

и кто-то мне одежду шьет,

и кто-то учит роль

и для меня волнуется,

и где-то кто-то учится,

как успокоить боль,

чтоб мне ее не знать!

И потому беру тетрадь

И, что-то напевая,

Стихи пишу тому,

Кого еще не знаю.

(Э.Мошковская)

 Вывод:  2 особенность: Иногда в корне происходит чередование гласных например:

тебя – тобой, меня – мне.

  1. Прочитайте стихотворение А.Барто. Найдите личные местоимения, выпишите и  определите, чем они отличаются.

И вот он начал

Свой рассказ:

- Они ползут,

А он ей раз!

А тут как раз

Она ползла.

А он как даст ему

Со зла!

Она им раз!

Они ей – раз!

Но тут как раз

Ее он спас;

Он был с ней заодно.

Ух, сильное кино!

Вывод: 3 особенность: Местоимение 3-его лица Он изменяется по родамон (м.р.), она (ж.р.), оно (ср. р.)

4) Прочитайте отрывок из стихотворения. Выпишите в столбик личные местоимения, стоящие в косвенных падежах. Определите их падеж, лицо. Поставьте их в Н.ф. (в Им.п.)

  … Вот на берег вышли гости;

Царь Салтан зовёт их в гости…

«Ой, вы, гости-господа,

Долго ль ездили? Куда?

Ладно, ль за морем  иль худо?

И какое в свете чудо?»

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо,

В свете ж вот какое чудо:

В море остров был крутой,

Не привальный, не жилой;

Он лежал пустой равниной,

Рос на нём дубок единый;

А теперь стоит на нём

Новый город со дворцом,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами,

И сидит в нём царь Гвидон;

Он прислал тебе поклон».

Вывод : 4 особенность - при присоединении предлогов к местоимениям 3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале. (к нему, у нее).

- Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь правильно использовать их на письме.

Физкультминутка.

Для глаз.

Прозвучит музыка. Когда вы услышите личные местоимения, должны громко хлопать.

- Молодцы! Похлопайте себе!

2. Усвоение новых знаний.

Герда получила в подарок от принцессы карету, но сможет ли она доехать до Кая?

- Кто ей помешает? (маленькая разбойница)

Рассказ Герды так растрогал разбойницу, что она не только отпустила Герду, но и дала ей помощника.

- Кого в помощь получила Герда?

- В какую страну должен отвезти олень Герду? (в Лапландию)

Лапландия - сложное слово. Состоит из двух корней. (Лаппи- название северного района Финляндии, ланд- страна). Интересные факты о Лапландии.

Именно здесь находится родной дом Санта Клауса! В Деревне Санта Клауса, расположенной на Полярном круге можно встретиться с Сантой в его офисе. Лапландия одно из тех редких мест на планете, где сохранилась первозданная чистота природы и удивительное разнообразие флоры и фауны. 

Лапландское лето– это бесконечные летние дни, солнце не заходит за горизонт даже ночью.

Зимой солнце не показывается на горизонте более месяца. Полярная ночь называется в Финляндии – «каамос».

Северное сияние это действительно сверкающее многоцветное сияние на небе. На Северном полюсе северное сияние бывает почти каждую ночь.

Олень доставил Герду к старухе-финке, которая сказала, где находится Кай.

А не можешь ли дать что-нибудь Герде, чтобы она справилась с этой злой силой? — спросил олень.

— Сильнее, чем
она есть, я не могу ее сделать – ответила финка. Разве ты сам не видишь, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди, и звери? Ведь она босая обошла полсвета! Нет такой силы, которая заставила бы ее отступить от задуманного дела. Уж если она не сможет проникнуть во дворец Снежной королевы и вынуть из сердца Кая осколок зеркала, так этого никто не сделает. Всё, чем я могу помочь ей – это показать дорогу.

- Устно назвать все личные местоимения в прослушанном тексте.

- Какие местоимения не встретились? (мы, вы, он, оно, они)

Учащиеся, первыми ответившие на вопросы, получают индивидуальные задания на карточках.

1. Выполните задания: 2 человека работают индивидуально. (карточки)

а). Просклоняйте местоимение: ты.

б). Просклоняйте местоимение: она.

2. Остальные ребята работают со мной.

Задание на мультимедиа: составьте с данными глаголами словосочетания “глагол + личное местоимение я в косвенном падеже”. Укажите падеж местоимения.

Образец: беспокоишься обо___ мне (о ком?)

Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), не смейся (над кем?), приготовить (для кого?), не расстраивай (кого?).

(Работа проходит следующим образом: сначала устное комментирование, а затем учитель даёт время (2 мин.), чтобы записать в тетради).

Потом делается вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно.

- А сейчас послушаем ребят, которые работали индивидуально. Но вы тоже будете участвовать в проверке. Перед вами два вида карточек. Если вы считаете, что учащийся употребил правильно формы местоимения с падежами, то поднимаете красные карточки, если не согласны, то – синие. Итак, к доске приглашается... Начинаем.

1-й учащийся склонял местоимение Ты:

И. п. – Ты

Р. п. - Тебя

Д. п. – Тебе

В. п. – Тебя

Т. п. – Тобой

П. п. – о Тебе

Особенности употребления местоимений 2-го л.

- В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на “Вы” Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на “Вы” называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое-где в сельской местности. Местоимения Ты, Вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо. Т.е употребляется в обобщённом значении.

2-й учащийся склонял местоимение Она:

И. п. – Она

Р. п. – Ее

Д. п. – Ей

В. п. - Ее

Т. п. - Ей

П. п – о Ней

Делается вывод о том, что при склонении личного местоимения меняется всё слово.

  1. Закрепление новых знаний.

Олень так быстро понес Герду к Снежной королеве, что финка не успела одеть ее.

Попав в замок, Герда увидела Кая. Чтобы собрать зеркало ей не хватает одного осколка.

Поможем ей.

– Ответьте на шуточные вопросы-­загадки:

а) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я.)

б) Какие два местоимения портят дорогу? (Я–Мы.)

в) Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь Я.)

Молодцы, ребята! Благодаря вам Герда смогла найти Кая.



5. Рефлексия.

- Что изучали сегодня на уроке?

- Что нового узнали о личных местоимениях?

- А теперь, ребята, давайте проанализируем, удалось ли нам достичь той цели, которую мы поставили на уроке?

- А теперь, ребята, давайте оценим уровень своей деятельности на уроке.

Если вы считаете, что вы активно работали на уроке – поднимите красную карточку

Если вы считаете, что вы на среднем уровне работали на уроке – поднимите зелёную карточку

Если вы считаете, что вы не были активны на уроке – поднимите желтую карточку

- Спасибо за работу!



6. Домашнее задание.



С. 166-167 – выучить правила,

Упражнение 400 (подчеркнуть личные местоимения, обозначить их падеж. Объяснить написание НЕ с прилагательными)



Подведение итогов

- Что изучали сегодня на уроке?

Составить вопросы.

РЕФЛЕКСИЯ (5 мин)



А теперь, ребята, давайте проанализируем, удалось ли нам достичь той цели, которую мы поставили на уроке?



(СЛАЙД 14) цели+ вопросы к рефлексии.





Итак (имя уч-ка из любой группы) как ты думаешь…









А теперь, ребята, давайте оценим уровень своей деятельности на уроке.

Если вы считаете, что вы активно работали на уроке – поднимите красную карточку

Если вы считаете, что вы на среднем уровне работали на уроке – поднимите зелёную карточку

Если вы считаете, что вы не были активны на уроке – поднимите желтую карточку





СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

(СЛАЙД 15)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-сказка по теме "Личные местоимения".

Автор: Зольникова Ирина Николаевна

Дата: 15.08.2015

Номер свидетельства: 225415


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства