Урок-сказка по теме "Личные местоимения". Данный урок постоен по принципу системно-деятельностного подхода, который предполагает следующие цели:
1. Предметная - познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения.
2. Метапредметная:
Регулятивные УУД
? определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
? формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД.
Формировать
- умение извлекать информацию из текстов, иллюстраций.
- умение находить ответы на вопросы
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД.
Формировать:
- умение слушать и понимать других.
-умение сотрудничать с учителем, работать в паре.
-строить взаимоотношения в группе.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные УУД
-формировать умение оценивать свою деятельность.
3. Воспитательная: на примере сказки Г-Х Андерсена «Снежная королева» воспитывать интерес к русской литературе; способствовать нравственному воспитанию детей.
Мотивация:
Нацеливание на овладение новыми знаниями, умениями.
Вводится в действие мотив «Интерес»
Характер учебной деятельности обучающихся – полностью самостоятельный. Учащиеся сами добывают новые знания, делают вывод. Учитель направляет их.
Итог урока направлен на самоанализ учащихся своей деятельности.
Используются следующие формы работы с учащимися: индивидуальная работа, работа в группе, в паре, коллективная работа, самопроверка.
Наличие мотивации на процесс познания,
Активная познавательная деятельность всех уча¬щихся по получению новых знаний или умений,
Суммирование учащимися (под руководством учителя) «добытой» новой информации,
Решение практической задачи на новый материал с целью его закрепления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-сказка по теме "Личные местоимения". »
Тема урока: «Личные местоимения». Урок-сказка.
Цели урока:
Предметная - познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения.
Метапредметная:
Регулятивные УУД
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД.
Формировать
- умение извлекать информацию из текстов, иллюстраций.
- умение находить ответы на вопросы
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД.
Формировать:
- умение слушать и понимать других.
-умение сотрудничать с учителем, работать в паре.
-строить взаимоотношения в группе.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные УУД
-формировать умение оценивать свою деятельность.
Воспитательная: на примере сказки Г-Х Андерсена «Снежная королева» воспитывать интерес к русской литературе; способствовать нравственному воспитанию детей.
Ход урока
Организационный момент
Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь…
Однажды, злой-презлой тролль изготовил зеркало, которое обладало удивительным свойством. Все доброе и прекрасное, отражаясь в нем, почти исчезало, но все ничтожное и отвратительное особенно бросалось в глаза и становилось еще безобразнее.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
И вот они бегали с зеркалом повсюду; скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нем в искаженном виде. Напоследок захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим творцом. Чем выше поднимались они, тем сильнее кривлялось и корчилось зеркало от гримас; они еле-еле удерживали его в руках. Но вот они поднялись еще, и вдруг зеркало так перекосило, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги.
- Из какого это произведения? (Снежная королева, Г-Х Андерсен)
- Кто герои сказки? (Кай и Герда не родственники, но любят друг друга, как брат и сестра.)
- Что случилось с Каем? (однажды один крошечный осколок проклятого зеркала попал Каю в глаз, а другой — прямо в сердце. И розы, и слова бабушки, и его милая маленькая подружка Герда казались ему теперь смешными и отвратительными.)
- Кто не поверил в смерть Кая и отправился на поиски? (Герда)
В данном отрывке вы видите выделенные слова: они, нем они, им и тд. Ребята, какой частью речи они являются? (местоимениями). Какие еще бывают местоимения? (Ответы учащихся). На что указывает местоимение Я? (на человека, личность). Ребята, о каких местоимениях мы будем говорить сегодня? (о Личных местоимениях).
Ребята, какова цель нашего урока?
- Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.
- Откройте тетради, запишите число и тему урока. “Личные местоимения”.
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие вместе с героиней сказки Г-Х Андерсена Гердой. Чтобы расколдовать Кая, Герде нужно собрать зеркало. За каждое правильно выполненное задание вы получите осколок зеркала.
3. Открытие нового знания.
- Кого первого на пути встретила Герда? (старушку-цветочницу)
- Старушке было очень одиноко и ей хотелось, чтобы маленькая Герда осталась у нее. Она заколдовала девочку — Герда забыла, зачем отправилась в путь.
- Помогите Герде продолжить путь. У каждого из вас на парте лежит распечатанный текст. Сейчас вы самостоятельно, еще раз его перечитывая, графически выделите личноеместоимение Я с падежом.
Моя грамматика
Я талантлив от рождения! Не дурак и не простак! И мое местоимение Все вокруг склоняют так, Перво-наперво решительно Скажет вам семья моя, Что, конечно, Именительный – Это Я и только Я! Мать склонилась умилительно, А за ней и вся родня. И не зря. Падеж Родительный Для кого? А для Меня; Все заботятся старательно И заслуженно вполне И дают подарки. Дательный – Это значит – только Мне! Не смотрите подозрительно, У меня родня – броня! И запомните: Винительный Не касается Меня! Жизнь легка и упоительна За родительской спиной!.. Нет, друзья, падеж Творительный Сотворен совсем не Мной! Ждете, видимо, Предложного? Новых данных обо Мне? Не просите невозможного, Хватит с вас и так вполне.
(Ребята выделяют карандашом падеж и местоимение, правильно будет так:
Именительный – Я;
Родительный – Меня;
Дательный – Мне;
Винительный – Меня;
Творительный – Мной;
Предложный – обо Мне.
- Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется изменение местоимения по падежам? (склонением)
- Итак, проверьте себя, ребята, правильно ли вы просклоняли местоимение Я, пользуясь данной таблицей. (на экране)
- Что особенного вы отметили в склонении данногоместоимения ?
- Вывод: Я – только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово.
1 особенность. При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном падеже – Я, а в родительном – совсем другая основа – Меня.
4. Новый материал. Формирование навыков и умений.
- Куда в поисках Кая отправиться Герда? (во дворец принцессы)
Герда попадает во дворец принцессы, но покинуть его она сможет, если вы выполните следующие задания.
1. Актуализация знаний.
РАБОТА В ГРУППАХ. 3 ГРУППЫ. Вывод учащиеся делают самостоятельно.
А) Ты за ней – а он от тебя,
Ты от нее – она за тобой.
Б) Меня еще там нет,
А мне печется хлеб,
И вот он вынут из огня,
Чтоб накормить меня.
И кто-то мне газеты шлет,
и кто-то мне одежду шьет,
и кто-то учит роль
и для меня волнуется,
и где-то кто-то учится,
как успокоить боль,
чтоб мне ее не знать!
И потому беру тетрадь
И, что-то напевая,
Стихи пишу тому,
Кого еще не знаю.
(Э.Мошковская)
Вывод: 2 особенность: Иногда в корне происходит чередование гласных например:
тебя – тобой, меня – мне.
Прочитайте стихотворение А.Барто. Найдите личные местоимения, выпишите и определите, чем они отличаются.
И вот он начал
Свой рассказ:
- Они ползут,
А он ей раз!
А тут как раз
Она ползла.
А он как даст ему
Со зла!
Она им раз!
Они ей – раз!
Но тут как раз
Ее он спас;
Он был с ней заодно.
Ух, сильное кино!
Вывод: 3 особенность: Местоимение 3-его лица Он изменяется по родам: он (м.р.),она (ж.р.), оно(ср. р.)
4) Прочитайте отрывок из стихотворения. Выпишите в столбик личные местоимения, стоящие в косвенных падежах. Определите их падеж, лицо. Поставьте их в Н.ф. (в Им.п.)
… Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовёт их в гости…
«Ой, вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно, ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной,
Рос на нём дубок единый;
А теперь стоит на нём
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
И сидит в нём царь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».
Вывод : 4 особенность - при присоединении предлогов кместоимениям 3-его лица у местоимений появляется букваН вначале. (к нему, у нее).
- Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь правильно использовать их на письме.
Физкультминутка.
Для глаз.
Прозвучит музыка. Когда вы услышите личные местоимения, должны громко хлопать.
- Молодцы! Похлопайте себе!
2. Усвоение новых знаний.
Герда получила в подарок от принцессы карету, но сможет ли она доехать до Кая?
- Кто ей помешает? (маленькая разбойница)
Рассказ Герды так растрогал разбойницу, что она не только отпустила Герду, но и дала ей помощника.
- Кого в помощь получила Герда?
- В какую страну должен отвезти олень Герду? (в Лапландию)
Лапландия - сложное слово. Состоит из двух корней. (Лаппи- название северного района Финляндии, ланд- страна). Интересные факты о Лапландии.
Именно здесь находится родной дом Санта Клауса! В Деревне Санта Клауса, расположенной на Полярном круге можно встретиться с Сантой в его офисе. Лапландия одно из тех редких мест на планете, где сохранилась первозданная чистота природы и удивительное разнообразие флоры и фауны.
Лапландское лето– это бесконечные летние дни, солнце не заходит за горизонт даже ночью.
Зимой солнце не показывается на горизонте более месяца. Полярная ночь называется в Финляндии – «каамос».
Северное сияние это действительно сверкающее многоцветное сияние на небе. На Северном полюсе северное сияние бывает почти каждую ночь.
Олень доставил Герду к старухе-финке, которая сказала, где находится Кай.
— А не можешь ли дать что-нибудь Герде, чтобы она справилась с этой злой силой? — спросил олень.
— Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать – ответила финка. Разве ты сам не видишь, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди, и звери? Ведь она босая обошла полсвета! Нет такой силы, которая заставила бы ее отступить от задуманного дела. Уж если она не сможет проникнуть во дворец Снежной королевы и вынуть из сердца Кая осколок зеркала, так этого никто не сделает. Всё, чем я могу помочь ей – это показать дорогу.
- Устно назвать все личные местоимения в прослушанном тексте.
- Какие местоимения не встретились? (мы, вы, он, оно, они)
Учащиеся, первыми ответившие на вопросы, получают индивидуальные задания на карточках.
1. Выполните задания: 2 человека работают индивидуально. (карточки)
а). Просклоняйте местоимение: ты.
б). Просклоняйте местоимение: она.
2. Остальные ребята работают со мной.
Задание на мультимедиа: составьте с данными глаголами словосочетания “глагол + личное местоимение я в косвенном падеже”. Укажите падеж местоимения.
Образец: беспокоишься обо___ мне (о ком?)
Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), не смейся (над кем?), приготовить (для кого?), не расстраивай (кого?).
(Работа проходит следующим образом: сначала устное комментирование, а затем учитель даёт время (2 мин.), чтобы записать в тетради).
Потом делается вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно.
- А сейчас послушаем ребят, которые работали индивидуально. Но вы тоже будете участвовать в проверке. Перед вами два вида карточек. Если вы считаете, что учащийся употребил правильно формы местоимения с падежами, то поднимаете красные карточки, если не согласны, то – синие. Итак, к доске приглашается... Начинаем.
1-й учащийся склонял местоимение Ты:
И. п. – Ты
Р. п. - Тебя
Д. п. – Тебе
В. п. – Тебя
Т. п. – Тобой
П. п. – о Тебе
Особенности употребления местоимений 2-го л.
- В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на “Вы” Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на “Вы” называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое-где в сельской местности. Местоимения Ты, Вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо. Т.е употребляется в обобщённомзначении.
2-й учащийся склонял местоимение Она:
И. п. – Она
Р. п. – Ее
Д. п. – Ей
В. п. - Ее
Т. п. - Ей
П. п – о Ней
Делается вывод о том, что при склонении личного местоимения меняется всё слово.
Закрепление новых знаний.
Олень так быстро понес Герду к Снежной королеве, что финка не успела одеть ее.
Попав в замок, Герда увидела Кая. Чтобы собрать зеркало ей не хватает одного осколка.
Поможем ей.
– Ответьте на шуточные вопросы-загадки:
а) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я.)
б) Какие два местоимения портят дорогу? (Я–Мы.)
в) Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь Я.)
Молодцы, ребята! Благодаря вам Герда смогла найти Кая.
5. Рефлексия.
- Что изучали сегодня на уроке?
- Что нового узнали о личных местоимениях?
- А теперь, ребята, давайте проанализируем, удалось ли нам достичь той цели, которую мы поставили на уроке?
- А теперь, ребята, давайте оценим уровень своей деятельности на уроке.
Если вы считаете, что вы активно работали на уроке – поднимите красную карточку
Если вы считаете, что вы на среднем уровне работали на уроке – поднимите зелёную карточку
Если вы считаете, что вы не были активны на уроке – поднимите желтую карточку
- Спасибо за работу!
6. Домашнее задание.
С. 166-167 – выучить правила,
Упражнение 400 (подчеркнуть личные местоимения, обозначить их падеж. Объяснить написание НЕ с прилагательными)
Подведение итогов
- Что изучали сегодня на уроке?
Составить вопросы.
РЕФЛЕКСИЯ (5 мин)
А теперь, ребята, давайте проанализируем, удалось ли нам достичь той цели, которую мы поставили на уроке?
(СЛАЙД 14) цели+ вопросы к рефлексии.
Итак (имя уч-ка из любой группы) как ты думаешь…
А теперь, ребята, давайте оценим уровень своей деятельности на уроке.
Если вы считаете, что вы активно работали на уроке – поднимите красную карточку
Если вы считаете, что вы на среднем уровне работали на уроке – поднимите зелёную карточку
Если вы считаете, что вы не были активны на уроке – поднимите желтую карточку