kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок с использование ТРКМ "Строение сложноподчиненного предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этапе вызова учителем ставилась следующая задача: актуализация имеющихся знаний, пробуждение личного интереса к получению новой информации, активизация деятельности учащихся. Для решения данной задачи использовалась следующая стратегия: «ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ» (заполнение колонок «ЗНАЮ», «ХОЧУ УЗНАТЬ»), позволяющая ученикам вспомнить и систематизировать уже полученные знания по данной теме, высказывать свою точку зрения свободно, не боясь ошибиться, активно участвовать в учебном процессе. Роль учителя на данном этапе состояла в том, чтобы стимулировать деятельность учеников, давать возможность фиксировать услышанную информацию.

На этапе осмысления ставились задачи получить новую информацию, сформировать собственную позицию по заданной теме, сформировать уверенность в ценности своих идей, с уважением выслушивать различные мнения. Для успешной реализации поставленных задач использовались стратегия «ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ» (заполнение последней колонки), прием «INSERT», прием прогнозирования, позволяющие  устанавливать причинно- следственные связи между блоками информации, работать с научным текстом, систематизировать полученный материал в виде опорных записей и оформления их в таблицу, активизировать внимание.

На этапе рефлексии учащиеся закрепляли полученные знания. Задача данного этапа – целостно обобщить материал. Для этого использовался приём «Синквейн», позволяющий ученикам проявить творчество и выразить своё отношение к изучаемому объекту, а также даёт возможность синтезировать материал в кратких предложениях. Заслушивались созданные «стихотворения», развивающие коммуникативные навыки учащихся и творческие способности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок с использование ТРКМ "Строение сложноподчиненного предложения" »

Технология развития критического мышления.


Конспект урока по теме

«Строение сложноподчинённого предложения»


Предмет: Русский язык


Класс: 9 класс


Тип урока: урок усвоения новых знаний через работу с информационными источниками.


Оборудование: таблицы-схемы строения сложноподчиненного предложения.


Учебники: учебник «Русский язык. Теория.5-9» под редакцией В.В. Бабайцевой; Практикум по выполнению типовых тестовых заданий / Г. Егораевой. М.: изд. «Экзамен», 2009 г.; учебник «Русский язык. Практика.9» под редакцией Ю.С. Пичугова


Оформление доски: запись темы урока; таблицы-схемы; предварительно записанные 4 предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, простое осложненное).


Ключевые понятия урока: главное предложение; придаточное предложение; сложноподчиненное предложение.


Предметные цели:

- Познакомить со строением сложноподчиненного предложения.

- Сформировать умение находить главное и придаточное (ые) предложения.

- Сформировать умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.


Компетентностные цели:

- Развивать логическое мышление и языковое чутье.

- Развивать критическое мышление через чтение информационного текста.

- Воспитывать умение внимательно слышать и слушать другое мнение.


Методы оценивания: фронтальный опрос, взаимопроверка (групповая), самооценка


Критерии оцениванияВЫЗОВ:

- 1 понятие, предложение в первой колонке таблицы – 0,5 балла


ОСМЫСЛЕНИЕ:

- 1 найденное предложение – 1 балл

- составление алгоритма (полнота и логичность структуры) – 1 балл

- верно соотнесённое предложение – 0,5

- наличие верного вывода – 1 балл

РЕФЛЕКСИЯ:

- полнота раскрытия темы в сообщении – 1 балл


План - карта урока


Этап урока - ВЫЗОВ


Цели

на каждом

этапе

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Приемы и методы

1. Актуализация имеющихся знаний по изучаемому вопросу

Объяснение цели предстоящей работы

Учащиеся индивидуально заполняют первую колонку таблицы «З-Х-У» записями о первоначальных знаниях, о сложноподчиненном предложении

Составление таблицы «З-Х-У»

2. Активизация деятельности учащихся

Заслушивание ответов учащихся, проверка первой колонки таблицы

Учащиеся вслух отчитываются о проделанной работе, по необходимости дополняют записи первой колонки ответами одноклассников

Фронтальный опрос

3. Мотивация к дальнейшей деятельности.

Постановка новой познавательной задачи: предлагается заполнить вторую колонку таблицы, определить цели урока

Учащиеся заполняют вторую колонку таблицы (что бы хотели узнать нового о строении сложноподчиненного предложения), определяют цели урока

Составление таблицы «З-Х-У», определение целей урока







Этап урока: ОСМЫСЛЕНИЕ


1. Формирование собственной позиции

Учитель предлагает выделить среди четырех записанных на доске предложений сложноподчиненное, аргументируя свой ответ

Учащиеся находят сложноподчиненное предложение, составляют алгоритм нахождения сложноподчиненного предложения сначала индивидуально, потом в парах

Работа в парах. Составление алгоритма ответа

3. Получение новой информации

Учитель предлагает прочитать параграф 205 (учебник «Русский язык. Теория.5-9» под редакцией В.В. Бабайцевой) с использованием приема «INSERT»

Учащиеся читают информационный текст с использованием приема «INSERT», делают записи в тетради.

Учащиеся озвучивают новую информацию вслух.


«INSERT» (маркировка текста)


Учитель предлагает оформить полученные знания в третью колонку таблицы «З-Х-У»



4. Размышление

Учитель просит учащихся обратиться к приложению №2 и распределить предложения в 2 колонки: предложения с вводными конструкциями и сложноподчиненные предложения

Учащиеся выполняют задание и записывают в таблицу новый вывод, полученный экспериментальным путем.

Учащиеся выполняют упражнение

Сопоставление записей. Фронтальный опрос. Взаимопроверка

5. Закрепление полученных знаний

Учитель просит выполнить упражнение №67 (учебник «Русский язык. Практика.9» под редакцией Ю.С. Пичугова)








Этап урока: РЕФЛЕКСИЯ


1. Целостно обобщить полученную информацию

Учитель просит подготовить по таблице «З-Х-У» сообщение о сложноподчиненном предложении

Учащиеся готовят монологические ответы по теме, дополняют записи в таблице

Взаимопроверка


Учитель предлагает сочинить синквейны по изученному материалу.

Объясняет схему создания, приводит собственный пример

Учащиеся создают «стихотворения» и зачитывают вслух результаты своего творчества

Приём «Синквейн»




ПРИЛОЖЕНИЕ №1

1. На каникулах, в самом начале лета, мы отправились в экспедицию, которая давно была запланирована нами.

2. Отец вернулся из экспедиции в тот день, когда началась война, и сразу ушел на фронт.

3. Крутые склоны гор, что поднимались справа, были опасны для восхождения.

4. Книга, что дала мне хозяйка, потрясла меня.

5. Бывают такие дни, когда с особой силой чувствуешь красоту природы, окружающей нас.

6. Я не знал, когда мы сможем встретиться вновь.

7. Когда Архип проснулся, он увидел Дубровского и низко поклонился ему.

8. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

9. Вода в озере блестела так ярко, что глазам было больно.

10. Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы жажды познания.

11. Пока он говорил, Щавинский внимательно наблюдал за ним.

12. Начальник отряда, когда мы готовились выехать на стройку, договаривался с мастером об условиях работы.

13. Марья Дмитриевна не много больше мужа занималась Лизой, хотя она и хвасталась перед Лаврецким, что одна воспитала детей своих.

14. Я хочу рассказать, как прекрасен цветущий утром луг, чтобы вы сами захотели это увидеть.

15. Не надо хвалиться, коли не знаешь, как рожь родится.

16. Кому приходилось странствовать по тайге, тот знает, что значит во время непогоды найти зверовую фанзу.





ПРИЛОЖЕНИЕ №2

1. Глеб, насколько я знал, учился в брянской гимназии.

2. Мой старший брат, когда учился в институте, стал печататься в журнале « Юность».

3. В прошлом году, как рассказывал мне дед, лавиной снесло домик у дороги.

4. Несмотря на то что солнце уже поднялось, в степи было тихо, пасмурно.

5. Это обстоятельство, как мне тогда показалось, должно было осложнить наш дальнейший путь.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3


Учебник «Русский язык. Практика.9» под редакцией Ю.С. Пичугова, упр. №67

Разберите предложения, указав: 1) главное и придаточные; 2)главные члены каждого предложения

1) Человек, на чью песню я так спешил, оказался кривоногим парнем лет шестнадцати.

2) Море темнеет, становится ультрамариновым, почти черным, по мере того как садится солнце.

3) Тем временем женщина с чулком припомнила подробнее, при каких именно, ускользающих теперь, обстоятельствах она услышала впервые имя Полина отца.

4) Динка с беспокойством смотрит, как, вытянувшись в струнку и упираясь руками в бочку, Ленька изо всех сил старается помочь рабочим.




Лист ведения урока

(общее время – 45 минут)

Стадия - ВЫЗОВ


Деятельность учителя

Формы работы

Время

1. Объяснение цели предстоящей работы

Составление таблицы «З-Х-У»

3 минуты

2. Заслушивание ответов учащихся, проверка первой колонки таблицы

Фронтальный опрос

3 минуты

3. Постановка новой познавательной задачи: предлагается заполнить вторую колонку таблицы, определить цели урока

Составление таблицы «З-Х-У», определение целей урока

3 минуты




Стадия - ОСМЫСЛЕНИЕ


4. Учитель предлагает выделить среди четырех записанных на доске предложений сложноподчиненное, аргументируя свой ответ

Составление алгоритма ответа

Не более 2 минут

5. Учитель предлагает прочитать параграф 205 (учебник «Русский язык. Теория.5-9» под редакцией В.В. Бабайцевой) с использованием приема «INSERT»

Учитель предлагает оформить полученные знания в третью колонку таблицы «З-Х-У»

Озвучивание «новой» информации

13 минут

6. Учитель просит учащихся обратиться к приложению №2 и распределить предложения в 2 колонки: предложения с вводными конструкциями и сложноподчиненные предложения

Сопоставление записей. Фронтальный опрос.

Не более 5 минут

7. Учитель просит выполнить упражнение №67 (учебник «Русский язык. Практика.9» под редакцией Ю.С. Пичугова)

Письменная работа в тетради

7 минут





СтадияРЕФЛЕКСИЯ


8. Учитель просит подготовить по таблице «З-Х-У» сообщение о сложноподчиненном предложении

Монологический ответ – сообщение (в парах)

3 минуты

9. Учитель предлагает сочинить синквейны по изученному материалу.

Объясняет схему создания, приводит собственный пример

Фронтальный «опрос» - зачитывание

6 минут



Стратегия «ЗНАЮ – ХОЧУ ЗНАТЬ – УЗНАЛ» (I часть)


ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ

1. Предложение - слово или сочетание слов, выражающее законченную мысль

2. Существуют 2 типа предложений – простое и сложное

3. Сложноподчинённое предложение – вид сложного предложения.

1. Из каких частей состоит СПП?

2. Равноправны ли они?

3. Какую функцию выполняет каждая из частей?

4. Нужны ли знаки препинания в таком предложении? Где?


  1. СПП состоит из 2 частей: главной и придаточной (одно или несколько)

  2. Придаточные части подчиняются главному

  3. Основная функция придаточного предложения – пояснение главного или другого придаточного

  4. Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон



5. Вывод: придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним


(II часть)


Категории информации, которыми мы намерены пользоваться

Источники информации

А. Синтаксис

1. Бабайцева, Сергиенко: Русский язык. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Бабайцевой "Русский язык. Теория. 5-9 классы"

В. Пунктуация

2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник. Дрофа, 2005

С. Орфография

3. Абросимова Л.П. РУССКИЙ ЯЗЫК "Орфография и пунктуация." Обобщающие таблицы для 5-11 классы. Таблицы по русскому языку: Учебно-наглядное пособие. Просвещение, 2008

D. Лексика

4. Поникарова Л. А. Русский язык: Лексика, фразеология, культура речи в таблицах и заданиях: Пособие для учащихся: 8—11 классы. Дрофа,2006


Приём «INSERT»


«V» - уже знал

«+» - новое

«-« - думал иначе

«?» - не понял, есть вопрос

1. СПП включают главное и придаточное предложение



2. Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически (схема)

1. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения

2. Если придаточное стоит в середине главного, он выделяется запятыми с обеих сторон

3. если в СПП несколько придаточных, то они могут пояснять, не только главное предложение, но и друг друга

1. Придаточное может стоять после главного, в середине его или перед ним

2. Придаточные предложения отделяются от главного запятыми

1. СПП может включать в себя несколько придаточных частей




Синквейн



Предложения

Главное, придаточное

Включают, подчиняются, выделяются

Сложноподчинённые предложения – загадка языка!

Познавательно!


Строение

Двучленное, зависимое

Поясняют, отвечают, занимают

Структура предложений – пирамида языка!

Интересно!










Самоанализ урока

«СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ», 9 класс


На этапе вызова учителем ставилась следующая задача: актуализация имеющихся знаний, пробуждение личного интереса к получению новой информации, активизация деятельности учащихся. Для решения данной задачи использовалась следующая стратегия: «ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ» (заполнение колонок «ЗНАЮ», «ХОЧУ УЗНАТЬ»), позволяющая ученикам вспомнить и систематизировать уже полученные знания по данной теме, высказывать свою точку зрения свободно, не боясь ошибиться, активно участвовать в учебном процессе. Роль учителя на данном этапе состояла в том, чтобы стимулировать деятельность учеников, давать возможность фиксировать услышанную информацию.

На этапе осмысления ставились задачи получить новую информацию, сформировать собственную позицию по заданной теме, сформировать уверенность в ценности своих идей, с уважением выслушивать различные мнения. Для успешной реализации поставленных задач использовались стратегия «ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ» (заполнение последней колонки), прием «INSERT», прием прогнозирования, позволяющие устанавливать причинно- следственные связи между блоками информации, работать с научным текстом, систематизировать полученный материал в виде опорных записей и оформления их в таблицу, активизировать внимание.

На этапе рефлексии учащиеся закрепляли полученные знания. Задача данного этапа – целостно обобщить материал. Для этого использовался приём «Синквейн», позволяющий ученикам проявить творчество и выразить своё отношение к изучаемому объекту, а также даёт возможность синтезировать материал в кратких предложениях. Заслушивались созданные «стихотворения», развивающие коммуникативные навыки учащихся и творческие способности. Цели и задачи урока достигнуты. Надеюсь и в дальнейшем использовать данную технологию в процессе работы с учениками.





10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок с использование ТРКМ "Строение сложноподчиненного предложения"

Автор: Мармылева Евгения Алексеевна

Дата: 30.08.2015

Номер свидетельства: 227853


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства