kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложное предложение с разными видами связи.(Вводный урок)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 четверти. Очень сложная тема для обучающихся.К этому уроку я подобрала презентацию. Ребята работали индивидуально и в группах, также присутствовала и коллективная работа. Были подготовлены тестовые задания.Постепенно подходили к сложному предложению с разными видами связи. Влистке самооценки были получены баллы от 12 до 23.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложное предложение с разными видами связи.(Вводный урок)"»

Тема: Сложные предложения с разными видами связи.

  • Цель: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной;

формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.

организовать деятельность учащихся по изучению сложных предложений с разными видами связи.

Задачи:

образовательные: формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; отработать навык постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи;

развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод; исследовать сложные предложения через их сравнительный анализ;

воспитательные: воспитание чувства патриотизма, уважения к людям, живущим рядом; воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Тип урока: урок изучения нового материала


Форма урока: урок –презентация

Ход урока

І.Орг.момент.

Выдается листок самооценки каждому обучающемуся и объясняется, как с ним работать.

Листок самооценки

Ответы и задания

Количество баллов

примечание

1.Устный опрос (Каждый правильный опрос 1 б.)


Всего 10 заданий, но при устных ответах каждый ученик не может получить 10 б.+7 по тесту

2.Бессоюзное сложное предложение (правильный ответ 1 б.)


Высший 6 б.

3.Работа над новым материалом. Сложные предложения с разными видами связи


4 б.

4. Тест по новой теме


8б.

Итого


35 б.


25-19 «5»



18-13 «4»



12- 8 «3»



ІІ.Опрос.

Мы повторим сейчас все изученное о сложном предложении.

Как вы думаете, для изучения новой темы это необходимо?

1.Какие предложения называются сложными? (Имеющие 2 и более грамматические основы)

Слайд 1


Обучающие выставляют себе баллы за каждый правильный ответ в листок самооценки.

2. Назовите виды сложных предложений. (Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное).

Слайд 2

3 От чего зависит такое деление? (От средства связи между частями).

Слайд 2

4. В чем сходство и отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных и бессоюзных? (В нем части неравноправны, одна часть – главная, другая – придаточная).

5.Назовите виды сложноподчиненных предложений. (Определительные, изъяснительные, обстоятельственные, которые делятся на подвиды )

Слайд3

6.Какие виды подчинительной связи вы знаете ?

Слайд 4

7.Слайд 5

Коллективная работа. Определить виды подчинительной связи и объяснить.

8. Назовите средства связи частей сложноподчиненного предложений. (Подчинительный союз или союзное слово).

Чем отличается союзное слово от омонимичного союза? (Союзное слово является членом предложения, заменяется самостоятельной частью речи из главной части предложения и на союзное слово всегда падает логическое ударение)


9. Слайд 6.

Роль одиночного союза и

Объяснить отсутствие запятой перед союзом и в сложносочиненных предложениях:

СЛАЙД7-12

Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы

Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт , старички уже сидели за столиком и пили кофе.


Это было в ту пору, когда все казалось радостным и от жизни ждали только одни радости

ПРОВЕРКА НА СЛАЙДАХ ПОСЛЕ КАЖДОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Подводим итог в листках самооценки.


ІІІ.Устная коллективная работа.

1.КАКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА СХЕМЕ?

(что…), [ ] : [ ]. (предложение с союзной, подчинительной, и бессоюзной связью.)

2.Проблемное задание


Мы повторили сложноподчиненные, сложносочиненные, на прошлом уроке закончили изучать бессоюзное сложное предложение, давайте обобщим изученное.

Как вы думаете, это нужно нам при изучении темы урока.

Это будет нам необходимо при изучении новой темы, а чтобы разобраться в предложениях с разными видами связи, необходимо знать все виды сложных предложений. (Этот вывод обучающиеся должны сделать сами.)

4.Повторим бессоюзные сложные предложения

  1. Какое утверждение является неверным?

  1. В БСП части сложного предложения связываются по смыслу и при помощи интонации

  2. В БСП смысловые отношения выражаются менее четко, чем в союзных

  3. Постановка знака препинания в БСП зависит от смысловых отношений между его частями

  4. В БСП ставится двоеточие, если внутри простых уже есть запятые.



5.Презентация

Повторение по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».


  1. Какое утверждение является неверным?

  1. В БСП части сложного предложения связываются по смыслу и при помощи интонации

  2. В БСП смысловые отношения выражаются менее четко, чем в союзных

  3. Постановка знака препинания в БСП зависит от смысловых отношений между его частями

  4. В БСП ставится двоеточие, если внутри простых уже есть запятые.


2. В каком варианте ответа указано БСП?

1) Поднявшись наверх, он не знал, то ли пройти на пересадку, то ли выйти из метро.

2) Примерно через два километра лес поредел, и впереди замаячило светлое пространство.

3) Всю зиму медведица пролежала под снегом, сильно проголодалась и с подросшими медвежатами вылезла теперь на белый свет.

4) Вода окружала лагерь с трех сторон, со стороны суши его прикрывала дубовая роща, утонувшая в густой листве.

3. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении

Однако вскоре ему пришлось пожалеть о своем решении: не зная здешних дорог, он свернул на незнакомую тропинку и за первым же поворотом чуть не угодил в болото.

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

  2. Содержание второй части сложного бессоюзного предложения указывает на причину того, о чём говориться в первой части.

  3. Первая часть сложного предложения содержит условие того, о чем говориться во второй части.

  4. Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

4. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых все знаки препинания расставлены правильно?

  1. Он обладал всеми лучшими качествами: необыкновенной добротой, честностью, любовью ко всему живому.

  2. Я с опаской поглядел вверх, тучи опускались всё ниже и ниже.

  3. То там, то здесь замаячили бивачные огни, но как-то недружно: солдаты, видимо, неохотно разводили их.

  4. От луж, капель на листьях, мокрых витрин было больно глазам, так всё сверкало, переливалось.

1)А,D 2)B,C 3) A,C 4) B,D


5. Укажите правильный вариант постановки на месте цифр знаков препинания.

Однажды я увидел эту птицу днём среди камней и очень испугался её стеклянных глаз круглые как пуговицы они были освещены изнутри каким-то угрожающим огнём.

  1. 1,2,3,4 – запятые

  2. 3,4 – запятые; 2 - двоеточие

  3. 2,4 – запятые

  4. 2 – двоеточие; 4 – запятая.




V1.Практическая работа.


Работа в группах. Определите виды связи, составьте схемы.

Сочинительная и подчинительная:

1.Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов)


Сочинительная и бессоюзная:

2.Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. (В. Арсеньев)


Подчинительная и бессоюзная:

3.Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. (В Сухомлинский)


— Сочинительная, подчинительная, бессоюзная:

4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.


Характеристика предложений.


1.Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества(СПП). 2.Этот рост начинается именно с корней, а человек должен сохранять культуру страны(ССП). 3.Краеведение является самым массовым видом науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники(БСП).4. Каждый город – это синтез нескольких культур(ПП).


Подводим итог работа в группах и переходим к разным видам связи в предложениях. Это и есть тема урока.


7.Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи


Все виды связи на слайде(таблица)


Человек, который вошел к нам, был мне знаком, и я не помнил, где и когда мы с ним виделись.



Малыш заснул; спустя немного времени мать его укрыла мягким покрывалом, и он сладко засопел.

Как ни боялся экзамена, пришлось сдавать: всё-таки заканчивал школу.


  • На следующий день, когда наступило некоторое затишье, Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция.

Давайте установим, как мы работаем над строением предложения


  1. Определить вид предложения по цели высказывания.

  2. Выделить грамматические основы предложения и доказать, что это сложное предложение с разными ВС.

  3. Выделить смысловые части.

  4. Составить схему предложения.

  5. Части предложения разобрать как простые предложения.


К записанным предложениям подобрать соответствующую схему


  1. Все кому посчастливилось побывать в Гималаях согласятся со мной перехвалить этот край невозможно.

  2. Заросли были колючими а темнота уже настолько затопила мир что в радиусе одного метра перед глазами все сливалось в непроглядную пелену.

  3. О гималайском климате можете судить по такому факту в долине в целости и сохранности стоят деревянные сооружения шестнадцатого века а выглядят они будто лишь вчера пригоняли брёвнышко к брёвнышку

Разбираем устно предложение

Медвежонок, привыкший к жизни среди людей, немного поворчал, но, когда ему дали большую свежую рыбину, занялся лакомством и вновь перестал обращать внимание на собравшийся народ; его мордочка выражала полное удовольствие.

8.Работа с книгой.

Прочитайте параграф 37 стр.143.

У кого есть вопросы?

Читаем задание к упражнению 209. Что нужно сделать?

К каждой схеме подобрать номер предложения.

Напишите номер схемы и против номер предложения.


9. Проблемное задание

Сопоставить две схемы и определить, в чем их сходство и  чем они отличаются.


10.Тестирование на слайдах.


11.Лингвистический эксперимент (если останется время на уроке)

Глубоко символично, что у слов Родина и природа один корень; для многих из нас ёмкое понятие Родины неразрывно связано с домом, где ты родился и вырос, с речкой, на берегах которой прошло твоё детство, с рощей, посаженной вместе с друзьями за околицей.

[ ], ( что..) ; [ …(где…), ..( ..которой…), … ].


Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной.

Состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью. Главная связь – бессоюзная. 1-я часть - сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной;

2-я часть – сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: первая – определительная, с домом каким? Вторая – с речкой какой?- тоже определительная.


ХІІ.Обобщение. Разнообразие синтаксического строя -одно из проявлений богатства, выразительности языка, речи.

 Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер, делают перечисление более напряженным, а речь - взволнованной и торжественной.



ХІІІ.Подведение итогов урока.


ХІV.Домашнее задание:

1.выписать из художественной литературы предложения с разными видами связи, составить схемы;

2.составить тестовые задания из 5-ти вопросов по теме «Сложное предложение с разными видами связи.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Богачева Нина Михайловна

Дата: 21.02.2016

Номер свидетельства: 296674


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства