Урок русского языка в 8 классе.Цитата. Основные правила цитирования, пунктуации.
Урок русского языка в 8 классе.Цитата. Основные правила цитирования, пунктуации.
~~РАЗДЕЛ: Синтаксис и пунктуация.
ТЕМА: Цитата. Основные правила цитирования, пунктуация.
ЦЕЛЬ: познакомиться с правилами употребления цитат, повторить правила оформления цитат.
ЗАДАЧИ:
образовательная: формирование новых знаний и способов действий, повторение ранее изученного материала, систематизация изученного материала;
воспитательная: воспитание самоконтроля, аккуратности, эстетических навыков при оформлении записей, самостоятельности;
развивающая: развитие речи, навыков работы в группе, творческих способностей, мыслительной деятельности, внимания.
ФОРМА УРОКА: традиционный урок (комбинированный).
ТИП УРОКА: урок формирования и совершенствования знаний.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: разноуровневое обучение, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, групповые технологии,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ: модельный метод (элементы ролевой игры), метод конструирования правил, метод ошибок, исследовательский метод, самооценивание, рефлексия.
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, доска, карточки с примерами, сборники пословиц, крылатых фраз и цитат.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе.Цитата. Основные правила цитирования, пунктуации. »
Урок русского языка в 8 классе.
Цитата. Основные правила цитирования, пунктуации.
Трасковская Наталия Ивановна
«Неманское специальное профессиональное училище закрытого типа»
(Неманское спец.ПУ).
Россия, ,Калининградская обл., г.Неман
Аннотация:Формируются новые знания ,воспитывается самоконтроль у уч-ся. развивается мыслительная деятельность.
РАЗДЕЛ: Синтаксис и пунктуация.
ТЕМА: Цитата. Основные правила цитирования, пунктуация.
ЦЕЛЬ: познакомиться с правилами употребления цитат, повторить правила оформления цитат.
ЗАДАЧИ:
образовательная: формирование новых знаний и способов действий, повторение ранее изученного материала, систематизация изученного материала;
воспитательная: воспитание самоконтроля, аккуратности, эстетических навыков при оформлении записей, самостоятельности;
развивающая: развитие речи, навыков работы в группе, творческих способностей, мыслительной деятельности, внимания.
ФОРМА УРОКА: традиционный урок (комбинированный).
ТИП УРОКА: урок формирования и совершенствования знаний.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: разноуровневое обучение, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, групповые технологии,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ: модельный метод (элементы ролевой игры), метод конструирования правил, метод ошибок, исследовательский метод, самооценивание, рефлексия.
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, доска, карточки с примерами, сборники пословиц, крылатых фраз и цитат.
ХОД УРОКА:
I.Организационно-психологический этап.
1.Подготовка психологического настроя;
Предупреждение уч-ся: за каждый правильный ответ-смайлик./В конце урока считаем, у кого - сколько?/
-На предыдущих уроках мы с вами повторяли тему «Предложения с прямой речью». /Схемы на столах/
Вопросы для повторения (устная работа):
ВОПРОСЫ
ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1) Для чего нужна прямая речь?
Передать дословно чужую речь.
2) Какие знаки препинания используются при прямой речи?
Кавычки, двоеточие, тире, запятая, точка, восклицательный и вопросительный знаки.
3) Из каких частей состоит прямая речь?
Слова автора и прямая речь.
4) Когда между авторскими словами и прямой речью ставится тире?
Когда сначала стоит прямая речь, а потом слова автора.
5) Когда между авторскими словами и прямой речью ставится двоеточие?
Когда сначала стоят слова автора, а потом прямая речь.
6) Расскажите об особенностях постановки знаков завершения в прямой речи.
Вопросительный и восклицательный знаки ставятся внутри кавычек, а точка – после кавычек.
2.Проверьте свои знания на практике:
а) карточки с заданиями разного уровня сложности (курсивом выделены правильные ответы)
1 уч-ся
2-уч-ся
Задание: поставьте знаки препинания.
Задание: поставьте знаки препинания.
1. Нет ничего здоровее говорил отец, как просыпаться на заре.
1. Кто тебя научил этой премудрости спросил Алексей.
«Нет ничего здоровее, - говорил отец, - как просыпаться на заре».
«Кто научил тебя этой премудрости?» - спросил Алексей.
2. Дай мне слово сказала она ,наконец, что ты никогда не будешь искать меня в деревне.
2. Алексей спросил Ты не обманешь меня.
Алексей спросил: « Ты не обманешь меня?»
«Дай мне слово, - сказала она, наконец, - что ты никогда не будешь искать меня в деревне».
Задания выполняются у доски.
б) Работа со слайдами №1-4/самопроверка, ошибка в предложении№1/
II.Этап постановки темы, цели и задач урока:
Задачи:
организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся;
показать значимость изучения нового материала;
поставить перед учащимися учебную проблему.
Правила, изучаемые на уроках обязательно, пригодятся в жизни.
1.Блиц-опрос класса (фронтальная работа).
ВОПРОСЫ
ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1)Где и когда нам потребуются знания правильного оформления прямой речи?
Сочинение, доклад, реферат, научная работа.
2) Какую функцию выполняют предложения с прямой речью в текстах?
Речь героев в художественных произведениях или цитаты.
3) Что такое цитата?
Включаемая в устное выступление или письменную работу чужая речь, переданная дословно.
4) Для чего нужны цитаты?
В качестве аргумента, для подтверждения или опровержения какого-либо факта, мнения, утверждения.
Вывод:
Надо знать основные правила цитирования.
Поэтому цель нашего урока – (обучающиеся называют цель самостоятельно)- освоить основные правила цитирования.
III.Этап организации восприятия и осмысления новой информации.
Постараемся применить на практике первое правило: цитата должна быть точной. Очень часто в своих сочинениях и других работах учащиеся нарушают это правило, приводя в пример цитаты, не подходящие по смыслу.
1.Ролевая игра: вы - студент вуза, успешно сдавший год назад ЕГЭ. Вас пригласили в вашу бывшую школу для выступления перед выпускниками, которым предстоит этот экзамен. Они не уверены в себе, боятся, что не справятся.
Подберите цитату для речи (работа с карточками):
Начните работу с определения того, какой смысл должен быть у цитаты.
Совместная проверка.
ЦИТАТА
АНАЛИЗ
(работа обучающихся)
1) «Разумное понимание своеволия есть высшее понятие человека». Герцен
Цитата не подходит, так как она относится к другой теме.
2) «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать». И.С. Тургенев
Цитата не подходит, так как она относится к другой теме.
3) «Ты можешь, потому что ты должен». Кант
Цитата подходит, так как напоминает об ответственности, долге, а также придает веры в свои силы: «Ты можешь…»
4) «Порой и мудрецу расчет глупцом прикинуться». Эсхил
Цитата не подходит, так как она относится к другой теме.
5) «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». Пословица
Эта цитата скорее навредит, так как может быть понята как призыв к поиску возможности избежать испытания.
6) «Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки».
Лессинг
Цитата слишком жесткая, но может быть использована с объяснением ее смысла.
Проблемный вопрос: Каким требованиям должна соответствовать цитата для данной темы?
У цитаты, необходимой для указанной темы, должен быть акцент на долг, мобилизацию всех сил и возможностей.
2.Работа с учебником. Чтение учебника, упр.№ 405
3.РЕЛАКС-МИНУТА: Закрыли глаза, сделали глубокий вдох-выдох и подумали о чем-то хорошем/шум моря и крики чаек/-2 минуты
Рассмотрим на практике соблюдение второго правила. Очень часто бывает так, что цитата подходит по смыслу, но использовать ее нельзя по этическим или стилевым нормам.
Ролевая игра: Вы с коллегой представляете Россию в ООН. В мире сложная ситуация. Некоторые страны хотят развязать войну, которая грозит перерасти в третью мировую. Вы должны произнести пронзительную речь против войны, подобрать точные и уместные аргументы.
Подберите цитату для речи (работа по карточкам): Работа в парах.
Взаимопроверка, самооценка.
ЦИТАТА
АНАЛИЗ
«Война не терпит никаких возражений. Оружие и законы не уживаются друг с другом».
Кай Юлий Цезарь
Цитата точная, но она слишком агрессивна. Ее автор известен как великий завоеватель.
Не подходит.
«На армию я всегда смотрел, как на сборище актеров героического амплуа, которые упорно отказываются стать взрослыми людьми».
Джеймс Олдридж
Эта цитата, скорее всего, покажется оскорбительной. Не подходит.
«Для чего мы пишем кровью на песке? Наши письма не нужны природе».
Булат Окуджава
Цитата точная, но она не будет уместной, так как слишком поэтична. Не подходит.
«Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там уж видно будет».
Наполеон Бонапарт
Цитата может быть использована только в качестве опровержения.
«Самый великий маршал тот, кто не начнет войны».
Ярослав Смеляков
Цитата точна и уместна.
Подбирая цитату, нужно учитывать назначение текста (речи, сочинения), чтобы она не оказалось смешной или оскорбительной.
Третье правило цитирования: «Цитата должна быть короткой».
Представьте, что я беру у вас интервью. Очень коротко ответьте на вопрос: «Почему цитата должна быть короткой?»
Ответы:
Легче запоминается.
Легче воспринимается.
Показывают умение точно выражать свою мысль.
«Краткость – сестра таланта». А.П. Чехов
Быстрее «попадают в цель».
В русском фольклоре, так же как в любом фольклоре, много мудрых высказываний, созданных народом – пословиц. Вы, наверное, знаете, что речь талантливых людей изобилует пословицами, крылатыми фразами. Таких людей интересно слушать, их речь привлекает внимание, запоминается. И пословицы, и крылатые фразы имеют маленький объем и не перегружают речь человека и его память, но говорят о его эрудиции, находчивости, грамотности.
Давайте проверим, знаете ли вы русские пословицы, тем более что они вполне могут быть процитированы в сочинении в качестве примера или аргумента. Существуют сборники русских пословиц, в которые полезно иногда заглядывать.
Задание: Все разрезано по фразам, нужно найти свою половинку.
Капля камень точит.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Тише едешь – дальше будешь.
Родная земля – мать, а чужая – мачеха.
Век живи - век учись.
Очень короткие, но емкие по смыслу строчки из художественных произведений уходят в народ, становятся крылатыми фразами. Их знают все и используют в своей речи, часто не зная автора. Какие крылатые фразы знаете вы?. Устная работа.
Примеры:
«Счастливые часов не наблюдают». А.С. Грибоедов
«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей». А.С. Пушкин
«Красота спасет мир». Ф.М. Достоевский
«А воз и ныне там». И.А. Крылов
«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». Антуан де Сент-Экзюпери
Существует много мудрых высказываний, собранных в отдельных книгах. Там они распределены по тематике или по авторству.
IV. Этап творческого применения знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на ранее усвоенных знаний и умений.
Задачи:
научить применять знания, сформированные задания в переформулированных вопросах;
организовать деятельность учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях;
использование творческой деятельности учащихся при выполнении проблемных упражнений, позволяющих по-новому взглянуть на ранее изученное.
Задание: Исправь ошибку! Карточки с примерами. Все цитаты представлены на экране. / Уч-ся подходит и исправляет ошибки, каждому по 3 предло
жения/
№
Пример с ошибкой
Правильный вариант
1
Она промолвила, что да, я посещала этот дом.
Она промолвила: «Да, я посещала этот дом».
2
«Бабушка пела мне песни» - сказал мальчик. – «Спой и ты».
«Бабушка пела мне песни, - сказал мальчик. – Спой и ты».
3
Он прибавил, понизив голос, «что мне было тяжело с моим товарищем».
Он прибавил, понизив голос: «Мне было тяжело с моим товарищем».
4
Людовиг XIV говорил - «Государство - это я».
Людовиг XIV говорил: «Государство - это я».
5
Д.С. Лихачев говорил: человек должен жить в сфере добра, созданной им самим.
Д.С. Лихачев говорил: «Человек должен жить в сфере добра, созданной им самим».
V. Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
Задачи:
1. выделить основное и сформулировать выводы;
2. формировать целостную систему ведущих знаний по теме, курсу;
3. выделять мировоззренческие идеи;
4. установить причинно-следственные связи между понятиями.
Сегодня на уроке мы повторили правила цитирования, которые вам обязательно пригодятся и на следующих уроках русского языка, и на уроках по другим предметам, и на экзаменах, и в дальнейшей жизни.
Какие знания необходимы человеку, чтобы правильно использовать и написать цитату?
Эрудиция, знание синтаксиса, пунктуации, правил цитирования.
Для чего нужны цитаты в тексте?
Для аргументации, примера.
Что нужно делать человеку, чтобы быть эрудированным и легко находить нужную цитату?
Много читать, знать русский язык.
VI. Этап контроля за результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.
Задачи:
стимулировать класс к овладению рациональными приемами обучения и самообразования;
выявить качество и уровень знаний;
обеспечить коррекцию знаний;
Чтобы понять, как вы усвоили сегодняшнюю тему, проведем небольшую творческую работу. Прочитайте предложенный текст, согласитесь или не согласитесь с утверждением автора, подтвердите свое мнение цитатой.
Текст представлен на экране.
ТЕКСТ:
Ты, оставивший в мире злодейства печать,
Просишь, чтоб на тебя снизошла благодать.
Не надейся: вовеки не будет прощенья,
Ибо сеявший зло – зло и должен пожать.
Абу Али ибн Сина (Авиценна)
Полагают, что надо уметь прощать.
«Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло надо платить добром?» Учитель сказал: «А чем тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро – добром». Конфуций
«Справедливость проявляется в воздаянии каждому по заслугам». Цицерон
«Нельзя прощать тем, кто не умеет прощать». Ф. Ницше
«Прощайте, и прощены будете» Евангелие от Луки
«Мы все хотим быть прощены с той же силой, с какой не хотим прощать остальных». Лорин Хилл
«За преступлением следует наказание». Гораций
«Безнаказанность бывает лишь временной» Сенека
VII. Этап подведения итогов урока, рефлексии.
Задачи:
1. дать возможность обучающимся оценить важность и нужность
изученного материала, свою работу на уроке;
2. дать анализ и оценку успешности достижения цели;
3. наметить перспективу дальнейшей работы.
1.Попросить уч-ся сдать учителю смайлики.
2.Подводим итоги.
3.Подсчет кол-ва смайликов, оценки.
Вербальная рефлексия.
Вопрос:
Каков результат учебной деятельности на уроке?
(Обучающиеся высказывают свое мнение)
Высказывания обучающихся:
* Темы, которые мы изучали и повторяли сегодня, позволят нам грамотно использовать цитаты в речи и письменных работах.
* Теперь я знаю, как правильно выбрать и оформит цитату.
* Полученная сегодня на уроке информация поможет мне при написании докладов, рефератов, сочинений.
Перспектива дальнейшей работы.
(Объявляет учитель)
На следующем уроке нам предстоит работать над сочинением по заданию теста, у вас появится возможность применить ваши знания правил цитирования на практике.
Оценки
(Объявляет учитель)
Анализ работы каждого учащегося, оценивание работы на уроке, оценки за работу по карточкам.