-Проверка индивиуального задания (способы образования существительных).
-Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. Какими обладает имя существительное?
(После ответов учащихся появляется слайд №5).
Слайд №5
Постоянные признаки:
-Собственное/нарицательное
-Одушевленное/неоушевленное
-Род
-Склонение
Непостоянные признаки:
-Число
-Падеж
-Почему одни признаки называются постоянными, а другие – непостоянными?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Морфологический разбор существительного (в рабочей тетради Комплексный анализ текста упр 385, стр 172,
-Какие существительные называются собственными?
-Как они пишутся?
2. Обьяснительный диктант.
В романе Пушкина “Дубровский”, теплоход “Александр Пушкин”, живем на Волге, купили “Волгу”, молодой орел, город Орел, газета “Парус”, программа “Время”.
3. Индивидуальная работа у доски (выписать из упр 386(рабочая тетрадь) имена собственные).
-Почему в определении существительного указывается 2 вопроса?
-Какие существительные называются одушевленными?
(После ответов учащихся появляется слайд №6)
Слайд №6
Названия живых существ: мальчик бабочка
Названия сказочных и мифологических персонажей: кентавр, леший
Названия детских игрушек: кукла, волчок, мишка
Названия шахматных и карточных фигур: пешка валет
Какие существительные называются неодушевленными?
Слайд №7
Неодушевленные имена существительные:
Предметы действительности: книга стол
Растения: ромашка, крапива
Собирательные названия множеств живых предметов: народ, стол
Существует грамматический способ определения этой категории у существительных. Назовите его.
Совместными усилиями делается вывод:
У одушевленных существительных совпадают формы Р.п. и В.п. (кого?), а у неодушевленных существительных – И.п. и В.п. (что?).
ПРАКТЧЕСКАЯ РАБОТА
Индивилуальная работа у доски. (1 ученик)
Индивидуальная работа в тетрадях “Комплексный анализ текста”. (3 ученика)
Класс выполняет тест (слайд №8)
Сайд №8
Тест
Запишите строку, в которой все существительные одушевленные: а) пароход, лошадь, кино, кнопка; б) лес, окно, табун, стекло; в) кукла, лисица, студент, Снегурочка;
Запишите строку, в которой все существительные неодушевленные: а) армия, листва, тюльпан, урок; б) стадо, иволга, веретено, медведь; в) ученик, карандаш, рассвет, год;
Проверка индивидуальных заданий.
Самопроверка теста (по слайду). –Изменяются ли существительные по родам? - Что нового узнали об этой категории? - У всех ли существительных легко определить род? - Как определить род у некоторых существительных?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Индивимдуальная работа у доски по карточкам (2 ученика)
Парная работа (слайд №9)
Слайд №9
Составте и запишите предложения, связанные по мыслу, импользуя следующие словосочетания:
Чтение получившихся текстов, определение рода несклоняемых существительных.
Проверка индивидуальных заданий у доски: -Есть ли окончания у несклоняемых существительных? -Почему существительные на –мя и слово путь называются разносклоняемыми?
Работа с табдицей “Падежные окончания существительных”
практическая работа
Буквенный диктант На березе, о профессии, по аллее, О времени, в стремени, в планетарии, В имени, у дочери, на заседании, На лекции, об опасности, из милиции, В инее, по территории, в брошуре,
Взаимопроверка (по слайду №10)
Слайд №10
е и е
и и и
и и и
и и и
е и е
Практическая работа
Синтаксический разбор предложения В саду крапива занимала целый угол цветника