Урок русского языка в 6 классе школы VIII вида. Тема "Разделительные Ъ и Ь. Дифференциация."
Урок русского языка в 6 классе школы VIII вида. Тема "Разделительные Ъ и Ь. Дифференциация."
Даный урок направлен на закрепление полученных учащимися знаний о разделительных Ъ и Ь, формирование умения самостоятельно формулировать правила правописания слов с разделительным твердым и разделительным мягким знаками. Использование занимательных заданий способствует повышению работоспособности учащихся на уроке, интереса к изучаемому предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе школы VIII вида. Тема "Разделительные Ъ и Ь. Дифференциация." »
Урок русского языка в 6 классе школы VIII вида.
Тема «Разделительные Ъ и Ь. Дифференциация».
Цели: - совершенствовать умения употреблять в словах разделительные Ъ и Ь. Учить отличать мягкий знак от разделительного мягкого знака. Отрабатывать правописание слов с приставками и предлогами.
- воспитывать умение работать в коллективе, взаимоуважение, интерес к предмету.
Оборудование: плакат, опорные схемы, учебник .
Ход урока.
Организационный момент.
На доске плакат:
Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.
Сабир Абдулла
Русский язык красив и богат. С его помощью мы выражаем свои мысли, общаемся друг с другом. Он помогает нам дружить, лучше понимать друг друга. И сегодня мы продолжаем глубже узнавать его.
- Где приставка, где предлог, кто бы мне понять помог?
- Назовите слова с приставками.
- Что такое приставка, для чего она служит?
- Как пишется приставка с корнем?
- Как найти приставку в слове?
- Прочитайте слова с предлогами.
- Что такое предлог, для чего он служит?
- Как пишется предлог с другими словами?
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога со следующим за ним словом?
3. Сообщение темы и целей урока.
1) Чтение учителем стихотворения М. Матвиенко.
- Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил твердый знак. –
Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж промолчал! –
Знак мягкий твердому на это отвечал. –
Ты тверд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву «ять»,
Тебя из азбуки изъять!..
- Друзья! Ваш разговор – никчемные слова, -
Услышав этот спор, сказала буква «А».-
Вы оба хороши, достойны оба чести, -
Когда стоите в нужном месте.
2)На доске написаны слова:
Подъезд, выезд, приезд, отъезд, съезд, заезд.
- Что общего в данных словах? (имеют одинаковый состав: корень –езд- и приставку)
- Какие различия в данных словах? (разные приставки, в некоторых словах пишется Ъ)
- Разделите слова на две группы: с Ъ, без Ъ.
- Что особенного вы увидели в приставках? (приставки в словах первой группы оканчиваются на согласную, в словах второй группы – на гласную)
- Значит, в словах подписать, подбежать, взлететь я должна написать Ъ? (Нет, твердый знак пишется перед определенными гласными Е, Ё, Ю, Я)
3) Чтение учителем стихотворения.
Потерялся мягкий знак Почему случилось так: Потерялся мягкий знак! Мягкий разделительный, Самый удивительный. Потерялся мягкий знак – Это вовсе не пустяк! Его искал я под кроватю. И в шкафчике, где платя, И отодвинул стуля – Весь дом перевернул я. Нет, не найти его никак! Ну где же, где же мягкий знак? А виноват во всём был я! Ведь имя я своё, друзя, Написал вот так: Иля! И рассердился мягкий знак! Сбежал из дома, Хлопнул дверю! Теперь слова звучат не так – И я ушам своим не верю!
– Помоги герою стихотворения. Найди слова с ошибками и запиши их правильно.
- В какой части слова пишется разделительный Ь?
- Перед какими буквами пишется Ь?
- Что общего в написании разделительных Ъ и Ь?
Чем отличается написание разделительных Ъ и Ь?
4) Игра «В одни ворота».
Учитель диктует слова. 1-й ряд записывает только слова с мягким знаком, 2-й – с разделительным мягким знаком, 3-й – с разделительным твёрдым знаком.
На доске написаны слова, из которых нужно составить пословицы.
Рукодел…ю, не учи, бездел…ю, учи.
С…есть, чтобы, рыбку, в, надо, воду, лезть.
Не гони, плет…ю, коня, в, под…ёме, гору, на.
Объяснение написания слов с Ъ и Ь.
7)Письмо под диктовку.
Поздней осенью Демьян Юрьевич взял ружьё и поехал на охоту. Деревья в лесу стоят голые. Льёт сильный дождь. Охотник подъехал к ели. Торчат ветки и сучья. А вот и заячьи следы. Рядом видны волчьи. Демьян съехал с горы.
Домашнее задание: выучить вывод о написании слов с Ъ и Ь.