Урок русского языка в 6 классе на темуТема урока: Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании
Урок русского языка в 6 классе на темуТема урока: Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании
Целью урока является повторение , обобщение и закрепление знаний и умений по теме "морфемика"
урок с использованием групповой формы работы,с элементами критического мышления,
стратегия " Карусель". Эпиграфом к уроку я взяла слова Ф.Эскандера " Знания должны увеличиваться с добротой" все задания свзаны с темой доброты.Это цель воспитательная. На уроке использовался видеоролик " Песня о доброте",презентация по теме " Морфемика", тексты из художественных произведений.,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
работы в группах, мотивацию к аналитической деятельности;
Воспитательная: привить интерес к русскому языку, воспитывать чувство доброты и милосердия.
«Знания должны увеличиваться с добротой».
Фазиль Искандер.
Ход урока
I Организационный момент. Приветствие.
- (Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капель, тело человека – из клеток. И слова сделаны из своего строительного материала. На данном уроке вы вспомните то, что вы знаете о составе слова.)
2. Сообщение темы и цели урока. Целеполагание.
1. Составление слова.
Корень тот же, что в слове рассказ, приставка та же, что в слове подскочить, суффикс и окончание те же, что в слове ножка: подсказка.
2. Обращение к целеполаганию.
- Что помогло вам догадаться, какое слово я вам загадала?
Знание морфемного состава слова.
- Какую большую тему мы повторим сегодня на уроке?
II актуализация знаний (Фронтальный опрос)
Что такое Морфемика? (то раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы – части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.)
Что такое морфема? (Морфема – наименьшая значимая часть слова.)
Какие морфемы вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание,)
Однокоренные слова - это слова с различным лексическим значением)
Способы образования слов? ( приставочный, суффиксальный, приставочно – суффиксальный, сложение)
Какие морфемы являются словообразовательными?
Какая морфема относится к формообразующей?
III Работа над темой
Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте его: «Знания должны увеличиваться с добротой». Фазиль Искандер.
Как вы понимаете эти слова? (На уроках вы должны не только пополнять свои знания, но и с каждым уроком должны становиться добрее, душевнее, человечнее, учиться понимать людей, любить их).
А что такое доброта? (Отзывчивость, душевное расположение к людям, забота о людях, умение откликнуться на чужое горе, делать то, что нравится людям).
Задание: Образуйте однокоренные слова от слова добро
Определите, каким способом образованы следующие слова: доброта, предобрый, одобрить, добродушный, добряк, добренький
Приведите примеры других сложных слов, одним из корней которых является корень добр.
Запишите эти слова в тетрадь. Если вы затрудняетесь, то можете воспользоваться орфографическим словарём.
А теперь поработаем с текстом, который находится перед вами на столе.
Трогательно было глядеть на Афанасия Григорьевича, когда кто-то перебил его собачке ногу. Хозяин сразу бросился к знакомому ветеринарному врачу. Лечить раненое животное непростая и опасная процедура. Приняв все меры предосторожности, врач соединил кости, наложил лубки и забинтовал ногу.
Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но Афанасий Григорьевич привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог.
Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку, в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал её за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники понимали Афанасия Григорьевича и сочувствовали ему.
(По Н. Минху).
Прочитайте текст самостоятельно.
Прочитайте вслух выразительно.
Определите стиль. Докажите.
(Художественный стиль, много определений, эпитетов: неоправданная жестокость, послушная, старательная собачка; Есть образные выражения, фразеологизмы: принести свои плоды, удобная мишень для шуток).
Какова основная мысль текста? (Чуткое отношение к животному, любовь и забота о животном).
Чувствуем ли мы отношение автора к животному? (Сочувствует собаке, сопереживает ей).
Как вы это поняли? (Автор употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: собачка, колясочка).
Самостоятельная работа в группах
1 вариант
Из второго и третьего абзацев выписать сложные слова.
Из первого абзаца выписать слово, соответствующее схеме:
Сделать словообразовательный разбор слов смастерить, ветеринарному.
Выписать из текста слова с чередующимися корнями.
2 вариант
Из второго и третьего абзацев выписать сложные слова.
Из третьего абзаца выписать однокоренные слова.
Сделать словообразовательный разбор слов собачка, непростая.
. Выполнив задание, вы должны обменяться карточками между группами для проверки, используя цвет (маркер) своей группы.
Ребята, как вы думаете, доброта и вежливость как-то связаны между собой? (Добрый человек должен быть и вежливым, потому, что слова играют большую роль в нашей жизни, влияют на наше настроение, самочувствие).
Марк Лисянский сказал так:
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас
На дне души, до времени хранимы.
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Мы часто произносим хорошие, добрые слова. Какие? (Добрый день, здравствуйте, спасибо, извините). А знаете ли вы, что обозначают эти слова ?
Физминутка
4. Работа в группах. Стратегия «Карусель». Разбор слов по составу.
- Вам предлагается побывать в роли детективов: разобрать слова по составу. Выполнив задание, вы должны обменяться карточками между группами для проверки, используя цвет (маркер) своей группы.
Выступающий каждой группы проговаривает разбор слов.
Задание 1. Разобрать слова по составу
I группа: знаток, проколоть, подвеска;
II группа: безбрежный, расписание; старинный.
Задание 2 Определите способы образования данных слов:
1 группа: лесоруб (сложение основ)
водопроводчик (суфф.)
диван – кровать ( сложение слов)
перепрыгнуть (прист.)
МГУ (сложносокращ.)
2 группа: пароходная (суфф.)
пчеловод (сложение основ )
отъехать (прист.)
кресло-кровать (сложение слов)
завхоз ( сложение двух основ)
Задание 3. Образуйте слова с данными морфемами. Составьте с ними предложения.
Задание 4. Работа по группам. Выполните словообразовательный разбор слов
Чтение учителем начала предложения и продолжение учениками конца предложения.
Раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова – это … (морфемика).
Наименьшая значимая часть слова – это … (морфема).
Общая часть однокоренных слов, выражает их общее лексическое значение родственных слов – это … (корень).
Часть слова, которая может быть определена путем подбора родственных слов – это (корень).
Изменяемая часть слова, которая служит для изменения формы слова – это … (окончание).
Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов – это … (приставка).
Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это … (суффикс).
VI. Рефлексия. Вернёмся к началу нашего урока, вспомним, какую цель вы сегодня для себя ставили? Достигли ли вы намеченной цели? А наказ Фазиля Искандера мы с вами выполнили? Будете ли вы после сегодняшнего урока чуть-чуть внимательнее друг к другу, к людям, к животным?
Просмотр видеоролика «Песня о доброте»
На столе, перед каждым из вас, лежат сердечки трёх цветов. Красный цвет обозначает, что сегодня у вас хорошее настроение, вы всем довольны. Оранжевый – вы чем-то немного огорчены, что-то вас не устраивает. Жёлтый – у вас плохое настроение. Подарите друг-другу сердечко такого цвета, какое у вас настроение.
Итог урока . Оценивание.
Д/зVI. Тест.
Найди лишнее слово:
А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.
Найди слово, соответствующее схеме:
А) домик, Б) водный, В) бесстрашный, Г) читал.
Выберите верный ответ:
– ешьявляется окончанием
А) сущ. ж.р., Б) гл. н.ф., В) гл. 2 л. ед.ч. I спр.