Урок русского языка в 6 классе "КВН по фразеологии"
Урок русского языка в 6 классе "КВН по фразеологии"
Конспект урока русского языка "КВН по фразеологии" можно использовать на итоговом уроке по фразеологии в 6 классе или во внеклассной деятельности по русскому языку. Отдельные задания можно использовать как упражнения на любом уроке в качестве занимательного и познавательного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
4) способствовать дальнейшему формированию навыка работы в группе, самостоятельной работы;
5) способствовать дальнейшему формированию таких компетентностей, как готовность к разрешению проблем, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативной компетентности.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: весь класс заранее делится на 4 группы: две команды и две группы поддержки; командам дается задание выбрать себе – желательно используя фразеологизмы- название, девиз, эмблему, единую форму, в качестве домашнего задания - написать небольшой рассказ с использованием как можно большего числа фразеологизмов ;заранее сообщаются темы разминки, конкурса капитанов; группам поддержки дается задание написать плакаты для поддержки своих команд, нарисовать рисунки ,иллюстрирующие фразеологизмы на библейскую тематику (литература предоставляется учителем ,напр.статья «Алмазные россыпи» из журнала «Рус.яз. и л-ра в ср. уч. зав-ях УССР»,№10,1991),подобрать как можно больше фраз-мов с названием частей тела ;в качестве жюри приглашаются двое старшеклассников и классный руководитель; заготавливаются медали победителям «Знаток фразеологизмов», медали «Лучший игрок», «Лучший болельщик».
ЭПИГРАФ: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» /К. Г. Паустовский/
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: запись темы, эпиграфа, таблицы «Основные понятия по лексике и фразеологии», «Что такое фразеологизм?»,рисунки групп поддержки.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: магнитофон, проектор.
ХОД УРОКА.
Звучит первый куплет песни В. Шаинского, открывающий телевизионную передачу КВН:
Мы начинаем КВН.
Для чего? Для чего?
Чтоб не осталось в стороне
Никого, никого.
Пусть не решить нам всех проблем,
Не решить всех проблем,
Пусть станет радостнее всем.
Веселей станет всем.
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок-КВН .Тема нашего урока-КВН «НА УРОКЕ СЕГОДНЯ МЫ СКАЖЕМ О КОМ,ЧТО ОБЛАДАЕТ ОН ДАРОМ СЛОВА И ЛУЧШЕ ВСЕХ ВЛАДЕЕТ ПЕРОМ?».Две команды будут сегодня бороться за звание «Знатоки фразеологизмов» ,а группы поддержки - за звание «Лучшие болельщики».Познакомьтесь с членами нашего сегодняшнего жюри (представление членов жюри).
Фразеологизм -очень интересное явление языка, и тот ,кто знает много фразеологизмов и умеет их удачно использовать в своей речи ,становится интересным собеседником. Сегодня мы не только увидим ,кто из вас знает больше всех фразеологизмов и умеет украшать ими свою речь, но и узнаем много нового и интересного об этих необычных сочетаниях слов. В качестве разминки для всех ответьте ,пожалуйста, на вопрос: «Какие фразеологизмы присутствуют в названии темы?»
А теперь предоставим слово командам .Наш первый конкурс-представление команд.
Далее следует выступление команд и первые оценки жюри (по пятибалльной системе).
Учитель: Дверь в наш Клуб весёлых и находчивых откроет конкурс-разминка.
Команды, внимание! Посмотрите на экран, вы видите стихотворение «Как работает слово»В.Суслова. Найдите в нем все фразеологизмы(команды называют по 1 фр-му по очереди) и объясните его значение. Болельщики могут помогать своей команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за неправильный 1 балл снимается.
На экран проецируется стихотворение:
КАК РАБОТАЕТ СЛОВО /В.СУСЛОВ/
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры здесь можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово вода.
Вот был я мальчишкой, да детство
прошло,
С тех пор уж немало воды утекло...
О смелом мы вправе сказать наперед:
—Такой сквозь огонь и сквозь воду
пройдет.
А гуси и утки сухие всегда;
Заметили люди: как с гуся вода.
Случалось с тобою — ты правил не
знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал?
Лентяй отдыхает, а время идет —
Под камень лежачий вода не течет.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
—Довольно, мол, воду-то в ступе
толочь.
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду, ты дело давай!»
Работать впустую! Ты скажешь потом:
Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!»
Жюри подводит итог конкурса.
Учитель: Обратите внимание, ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем: «Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нечего напиться. По вот другое предложение: «С тех пор утекло много воды». Каждый знает, что здесь идёт речь не о жидкости, а о времени.
Сейчас я буду называть сочетания слов.Одна команда придумывает предложение так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом смысле. Вторая составляет предложение с этим же c словосочетанием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма.После пяти примеров команды меняются ролями.
гладить по головке
кормить завтраками
вырвать с корнем
поставить в тупик
ходить на цыпочках
протянуть руку
прокладывать дорогу
выйти из строя
сесть в лужу
намылить шею
Жюри подводит итоги.
Звучит «Песенка капитанов КВН».
Учитель: Перед капитанами стоит трудная задача: вытягивая по очереди карточки с именами собственными, они должны вспомнить фразеологизмы с ними. Поскольку сделать это нелегко, капитан может обратиться за помощью к своей команде.
На карточках написаны имена Ерёма, (я ему про Фому, а он мне про Ерему),Емеля, (мели,Емеля,— твоя неделя), Маланья (на Маланьину свадьбу),Фома_ (Фома неверующий),Макар (куда Макар телят не гонял),Сидор (драть как Сидорову козу), Федот_(Федот, да не тот).
Учитель: Второе задание для капитанов: найти устойчивые обороты в отрывках (тексты проецируются на экран):
Оказался молодцом,
Смог осилить ношу —
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу.
А. Шибаев
За домом едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова
Один это делал спустя рукава.
Другой — засучив рукава.
В. Викторов
Учитель: Последнее задание потребует от капитанов не только знания фразеологии, но и сообразительности, артистических способностей. Вытащив карточку, на которой записан фразеологический оборот, попробуйте передать его значение с помощью предметов, жестов. А команда должна назвать его.
На карточках записано: сесть в галошу. водить за нос .дело в шляпе, льёт как из ведра, связать руки, намылить шею, лить крокодиловы слёзы, реветь в три ручья.
Подведение итогов конкурса капитанов.
Учитель: А теперь – музыкальная пауза!
Под веселую песенку все встают ,и капитаны (предупреждены заранее о песне ,дома продумали мини-упражнения) проводят по очереди(по 1 куплету) физкультминутку.
Учитель: И последние задания командам.
Вы получили 2 конверта. В одном – фразеологизмы, к которым вам нужно подобрать фразеологизмы-синонимы (фразеологизмы такие:
Играть в бирюльки; зелёная улица; злые языки; как рыба в воде; как угорелый, не все дома, ничего не скажешь; и швец, и жнец, и на дуде игрец; на один покрой; набивать оскомину.
Для справок: заниматься пустяками, путь без помех, сплетники, свободно, очень быстро, не в полном рассудке, мастер на все руки, на самом деле, на одну колодку, мозолить глаза) и антонимы (жить душа в душу ,чуть свет, хоть пруд пруди, рукой подать ,дать волю языку
Для справок: на ночь глядя, куда Макар телят не гонял, как кошка с собакой , кот наплакал, держать язык за зубами) .
В другом вы найдете листы с иллюстрациями и указаниями значений фразеологизмов. Ваша задача- отгадать фразеологизм.
А в это время между группами поддержки пройдет конкурс. Помогите своей команде! Каждый ваш правильный ответ принесет 1 балл вашей команде. Дома вы искали фразеологизмы со словами, указывающими на любую часть тела. Называйте свои фр-мы по очереди быстро. При промедлении право ответа переходит к другой команде.
Жюри фиксирует результаты. Команды ,закончив выполнять задание, могут помочь своим болельщикам. Затем их задания проецируются на экран ,и они дают свои ответы.
Жюри подводит итоги.
Учитель: И наконец, конкурс «Домашнее задание»!Дома команды должны были написать рассказ, используя как можно больше фразеологизмов. Просим команды представить на наш суд свои произведения.
Представители команд зачитывают свои произведения, перечисляя в конце ещё раз все фразеологизмы.
Учитель: Ну что ж, наш сегодняшний урок-КВН подошел к концу. И пока жюри ставит последние оценки и подсчитывает баллы, я хочу поблагодарить всех за активное участие в нашем уроке. Думаю, что проигравших сегодня нет. Ведь каждый из вас что-то внес своё в этот урок, и благодаря ему наш урок стал чуточку интереснее. Несомненно, мы все открыли для себя что-то новое, и еще раз убедились в правоте нашего мудрого писателя К.Г.Паустовского, который сказал :«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».Давайте же относиться бережно ,с любовью и вниманием к этому «великому достоянию, переданному нам нашими предшественниками», стараться говорить грамотно и красиво. Помня о сегодняшнем уроке ,не забывайте о том, как может украсить вашу речь умелое использование фразеологизма, ведь фразеология-это украшение языка, могучее стилистическое средство меткой и доходчивой передачи мысли.
Жюри подводит итоги конкурса, итоги всего КВН. Все ребята выбирают того, кто достоин называться «Лучшим игроком».
Под ту же песенку, под которую начинался КВН, проходит вручение медалей .