kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 6 классе "КВН по фразеологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка "КВН по фразеологии" можно использовать на итоговом уроке по фразеологии в 6 классе или во внеклассной деятельности по русскому языку. Отдельные  задания  можно использовать как упражнения на любом уроке в качестве занимательного и познавательного материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе "КВН по фразеологии" »

УРОК- КВН ПО ТЕМЕ «ФРАЗЕОЛОГИЯ» В 6 КЛАССЕ.

(УРОК ОБОБЩАЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ)

ТЕМА УРОКА: «НА УРОКЕ СЕГОДНЯ МЫ СКАЖЕМ О КОМ,

ЧТО ОБЛАДАЕТ ОН ДАРОМ СЛОВА И ЛУЧШЕ ВСЕХ ВЛАДЕЕТ ПЕРОМ?»

ЦЕЛИ УРОКА:

1) систематизировать знания по лексике и фразеологии ,расширить словарный запас учащихся;

2)способствовать дальнейшему формированию умения употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения;

3)совершенствовать навыки написания связного текста;

4) способствовать дальнейшему формированию навыка работы в группе, самостоятельной работы;

5) способствовать дальнейшему формированию таких компетентностей, как готовность к разрешению проблем, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативной компетентности.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: весь класс заранее делится на 4 группы: две команды и две группы поддержки; командам дается задание выбрать себе – желательно используя фразеологизмы- название, девиз, эмблему, единую форму, в качестве домашнего задания - написать небольшой рассказ с использованием как можно большего числа фразеологизмов ;заранее сообщаются темы разминки, конкурса капитанов; группам поддержки дается задание написать плакаты для поддержки своих команд, нарисовать рисунки ,иллюстрирующие фразеологизмы на библейскую тематику (литература предоставляется учителем ,напр.статья «Алмазные россыпи» из журнала «Рус.яз. и л-ра в ср. уч. зав-ях УССР»,№10,1991),подобрать как можно больше фраз-мов с названием частей тела ;в качестве жюри приглашаются двое старшеклассников и классный руководитель; заготавливаются медали победителям «Знаток фразеологизмов», медали «Лучший игрок», «Лучший болельщик».

ЭПИГРАФ: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» /К. Г. Паустовский/

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: запись темы, эпиграфа, таблицы «Основные понятия по лексике и фразеологии», «Что такое фразеологизм?»,рисунки групп поддержки.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: магнитофон, проектор.

ХОД УРОКА.

Звучит первый куплет песни В. Шаинского, открывающий телевизионную пере­дачу КВН:

Мы начинаем КВН.

Для чего? Для чего?

Чтоб не осталось в стороне

Никого, никого.

Пусть не решить нам всех проблем,

Не решить всех проблем,

Пусть станет радостнее всем.

Веселей станет всем.

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок-КВН .Тема нашего урока-КВН «НА УРОКЕ СЕГОДНЯ МЫ СКАЖЕМ О КОМ,ЧТО ОБЛАДАЕТ ОН ДАРОМ СЛОВА И ЛУЧШЕ ВСЕХ ВЛАДЕЕТ ПЕРОМ?».Две команды будут сегодня бороться за звание «Знатоки фразеологизмов» ,а группы поддержки - за звание «Лучшие болельщики».Познакомьтесь с членами нашего сегодняшнего жюри (представление членов жюри).

Фразеологизм -очень интересное явление языка, и тот ,кто знает много фразеологизмов и умеет их удачно использовать в своей речи ,становится интересным собеседником. Сегодня мы не только увидим ,кто из вас знает больше всех фразеологизмов и умеет украшать ими свою речь, но и узнаем много нового и интересного об этих необычных сочетаниях слов. В качестве разминки для всех ответьте ,пожалуйста, на вопрос: «Какие фразеологизмы присутствуют в названии темы?»

А теперь предоставим слово командам .Наш первый конкурс-представление команд.

Далее следует выступление команд и первые оценки жюри (по пятибалльной системе).

Учитель: Дверь в наш Клуб весёлых и находчивых откроет конкурс-разминка.

Команды, внимание! Посмотрите на экран, вы видите стихотворение «Как работает слово»В.Суслова. Найдите в нем все фразеологизмы(команды называют по 1 фр-му по очереди) и объясните его значение. Болельщики могут помогать своей команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за неправильный 1 балл снимается.

На экран проецируется стихотворение:

КАК РАБОТАЕТ СЛОВО /В.СУСЛОВ/

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры здесь можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово вода.

Вот был я мальчишкой, да детство

прошло,

С тех пор уж немало воды утекло...

О смелом мы вправе сказать наперед:

—Такой сквозь огонь и сквозь воду

пройдет.

А гуси и утки сухие всегда;

Заметили люди: как с гуся вода.

Случалось с тобою — ты правил не

знал,

Молчал при опросе: воды в рот набрал?

Лентяй отдыхает, а время идет —

Под камень лежачий вода не течет.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

—Довольно, мол, воду-то в ступе

толочь.

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду, ты дело давай!»

Работать впустую! Ты скажешь потом:

Не дело, мол, воду носить решетом.

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!»

Жюри подводит итог конкурса.

Учитель: Обратите внимание, ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчи­выми, так и свободными. Например, если мы скажем: «Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нечего напиться. По вот другое предложение: «С тех пор утекло много воды». Каждый знает, что здесь идёт речь не о жидкости, а о времени.

Сейчас я буду называть сочетания слов.Одна команда придумывает предложение так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом смысле. Вторая составляет предложение с этим же c словосочетанием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма.После пяти примеров команды меняются ролями.


гладить по головке

кормить завтраками

вырвать с корнем

поставить в тупик

ходить на цыпочках


протянуть руку

прокладывать дорогу

выйти из строя

сесть в лужу

намылить шею

Жюри подводит итоги.

Звучит «Песенка капитанов КВН».

Учитель: Перед капитанами сто­ит трудная задача: вытягивая по очереди карточки с именами собственными, они должны вспомнить фразеологизмы с ни­ми. Поскольку сделать это нелегко, капитан может обратиться за помощью к своей команде.

На карточках написаны имена Ерёма, (я ему про Фому, а он мне про Ерему), Емеля, (мели, Емеля,— твоя неделя), Маланья (на Маланьину свадьбу), Фома_ (Фома неверующий), Макар (куда Макар телят не гонял), Сидор (драть как Сидорову козу), Федот_(Федот, да не тот).

Учитель: Второе задание для капитанов: найти устойчивые обороты в отрывках (тексты проецируются на экран):

Оказался молодцом,

Смог осилить ношу —

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.

А. Шибаев

За домом едва

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова

Один это делал спустя рукава.

Другой — засучив рукава.

В. Викторов


Учитель: Последнее задание потребует от капи­танов не только знания фразеологии, но и сообразительности, артистических спо­собностей. Вытащив карточку, на которой записан фразеологический оборот, попро­буйте передать его значение с помощью предметов, жестов. А команда должна назвать его.

На карточках записано: сесть в гало­шу. водить за нос .дело в шляпе, льёт как из ведра, связать руки, намылить шею, лить крокодиловы слёзы, реветь в три ручья.

Подведение итогов конкурса капитанов.

Учитель: А теперь – музыкальная пауза!

Под веселую песенку все встают ,и капитаны (предупреждены заранее о песне ,дома продумали мини-упражнения) проводят по очереди(по 1 куплету) физкультминутку.

Учитель: И последние задания командам.

Вы получили 2 конверта. В одном – фразеологизмы, к которым вам нужно подобрать фразеологизмы-синонимы (фразеологизмы такие:

Играть в бирюльки; зелёная улица; злые языки; как рыба в воде; как угорелый, не все дома, ничего не скажешь; и швец, и жнец, и на дуде игрец; на один покрой; набивать оскоми­ну.

Для справок: заниматься пустяками, путь без помех, сплетники, свободно, очень быстро, не в полном рассудке, мастер на все руки, на самом деле, на одну колодку, мозолить глаза) и антонимы (жить душа в душу ,чуть свет, хоть пруд пруди, рукой подать ,дать волю языку

Для справок: на ночь глядя, куда Макар телят не гонял, как кошка с собакой , кот наплакал, держать язык за зубами) .

В другом вы найдете листы с иллюстрациями и указаниями значений фразеологизмов. Ваша задача- отгадать фразеологизм.

А в это время между группами поддержки пройдет конкурс. Помогите своей команде! Каждый ваш правильный ответ принесет 1 балл вашей команде. Дома вы искали фразеологизмы со словами, указывающими на любую часть тела. Называйте свои фр-мы по очереди быстро. При промедлении право ответа переходит к другой команде.

Жюри фиксирует результаты. Команды ,закончив выполнять задание, могут помочь своим болельщикам. Затем их задания проецируются на экран ,и они дают свои ответы.

Жюри подводит итоги.

Учитель: И наконец, конкурс «Домашнее задание»!Дома команды должны были написать рассказ, используя как можно больше фразеологизмов. Просим команды представить на наш суд свои произведения.

Представители команд зачитывают свои произведения, перечисляя в конце ещё раз все фразеологизмы.

Учитель: Ну что ж, наш сегодняшний урок-КВН подошел к концу. И пока жюри ставит последние оценки и подсчитывает баллы, я хочу поблагодарить всех за активное участие в нашем уроке. Думаю, что проигравших сегодня нет. Ведь каждый из вас что-то внес своё в этот урок, и благодаря ему наш урок стал чуточку интереснее. Несомненно, мы все открыли для себя что-то новое, и еще раз убедились в правоте нашего мудрого писателя К.Г.Паустовского, который сказал :«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».Давайте же относиться бережно ,с любовью и вниманием к этому «великому достоянию, переданному нам нашими предшественниками», стараться говорить грамотно и красиво. Помня о сегодняшнем уроке ,не забывайте о том, как может украсить вашу речь умелое использование фразеологизма, ведь фразеология-это украшение языка, могучее стилистическое средство меткой и доходчивой передачи мысли.

Жюри подводит итоги конкурса, итоги всего КВН. Все ребята выбирают того, кто достоин называться «Лучшим игроком».

Под ту же песенку, под которую начинался КВН, проходит вручение медалей .



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок русского языка в 6 классе "КВН по фразеологии"

Автор: Казарина Ирина Викторовна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106549


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства