II.Актуализация знаний
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации
Мотивирующий приём: подводящий к теме диалог. | Жила- была бабушка Орфографушка и была у ее внучка Орфограммушка. Она очень любила прятаться, и бабушке ее приходилось искать. Давайте поможем Орфографушке найти ее внучку. На доске записано стихотворение: Л..са вд..ли в..днее, С..нее н..б..са. Заметней и м лее На пашне п..л..са. Вставьте пропущенные буквы и запишите текст. Какое правило вы применили? Какая орфограмма объединяет все эти слова? (безударная гласная в корне слова)
Как проверить безуд. гласный в корне? По какому алгоритму действовали? Давайте вспомним алгоритм и проверим себя ( Слайд № 1)
|
Записывают текст Безударный хитрый гласный: Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударение, Чтоб развеять все сомнения! Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне слова, надо найти проверочное слово, в котором безударный гласный стал бы ударным. Вспоминают , а потом прочитывают алгоритм | Беседа, диалог личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению; - познавательные УУД: понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку; - анализировать изучаемые факты языка, сравнивать, классифицировать; - коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение
Повторения алгоритма действии при выборе безударной гласной в корне слова: Личностные УУД: Задание(вопросы) , ориентирующее школьника, на выяснение имеющихся знаний Предметные: определять безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением - познавательные: анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; |
III. Формулирование темы урока Цель: самостоятельное определение темы урока, цели урока. Продуктивное задание: определить тему урока IV. Работа с учебником (открытие новых знаний) Продуктивное задание: сформулировать правило правописания безударных гласных путем выбора нужной информации из текста Цель: После прочтения текста проанализировать, сделать вывод, сформулировать правило правописания безударных гласных способом объяснения лексического значения слов. V. Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление Цель: Применяя правило, выполнить упражнение учебника VI.Работа в группах. Упражнение на формирование орфографичекой зоркости. Продуктивное задание: исправить ошибки Мотивирующий приём: Просьба оказать помощь ученику Васе VII. Физкультминутка Цель: здоровьесбережение, активизация внимания VIII.Закрепление изученного 1.Отгадывание загадок Способы: фронтальная работа, обратная связь, индивидуальная работа Средства: комментирование.
2.Работа по упражнению учебника №196, стр74
| - Как вы думаете, а какая тема урока у нас сегодня будет? Сформулируйте тему урока. Запись на доске: «Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением» (Слайд № 2) Какую цель вы поставили бы к уроку? (Какую цель можно поставить перед собой?)
Да, сегодня мы будем закреплять знания об орфограмме безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением и упражняться в правописании безударных гласных в корне слова и подборе проверочных слов. Давайте выразительно прочитаем страницы учебника и выясним, как нам советуют действовать лингвисты при выборе безударной гласной в корне слова( стр. 73, рубрика « Знай и применяй» Итак, какой способ советуют авторы учебника? Был ли известен он Вам? Приведите примеры из упражнения № 156
Применяя правило, выполнить упражнение учебника № 195 (Слайд № 3) Проверим результаты вашей работы Слайд № 4
Разве можно без улыбки видеть Васины ошибки. Он в тетрадке написал : Зема ухадить не хочет. Прячет последний снижок в лису. Воздух день от дня типлее. Небо свитлее. Потикли ручийки. Вада залила трапинки. Звенит висёлая копель. Вот и верба нарядилась в белые сирёжки. На солнечной палянке появилась молодая трова. Быстро Васе помогайте и ошибки исправляйте! (Слайд № 5) Задание на время, вы должны как можно быстрее исправить их. Начинаем проверку с той группы, которая выполнила это задание быстрее, и так в порядке очередности каждая группа исправляет и комментирует ошибки Почему Вася допустил так много ошибок? Какое же правило не знал Вася? Давайте поможем Васе и еще раз объясним ему правила написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением! Ребята, обратите внимание, что некоторые слова на эту орфограмму Вася все – таки написал правильно. Назовите их. Слайд проверки № 6 - Я читаю слова, а вы выполняете действия, соответствующие выбору буквы: К.рмушка(корм), маслёнок(масло), кр.льчиха( кролик), см.льчак (смелый), б.глец ( бег), старичок ( старый), ц.почка ( цепь), д.чурка ( дочь), с.сновый ( сосны), д.тишки ( дети). Физкультминутка (а, я, о, е) на слайде № 7 а-хлопаем в ладоши я-встаём о-присядем е- подскок (Из "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. N 189) Отгадаем загадки, запишем отгадки, а также проверочное слово. Правильно оформим запись, подчеркивая орфограмму и условия выбора гласной в корне слова В данном задании работает пара у доски (с обратных сторон). Ребята отгадывают загадку. Записывают отгадку и подбирают проверочные слова двумя способами: изменением слов и подбором однокоренных. 1.Есть у каждого лица Два красивых озерца. Между ними есть гора. Назови их, детвора. (Глаза - глаз - глазки) 2.Она под осень умирает И вновь весною оживает. Иглой зелёной выйдет к свету, Растёт, цветёт всё лето. (Трава - травы, травка) 3. В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (Вода - воды - водный) 4.Всю ночь летает - Мышей добывает. А станет светло - Спать летит в дупло. (Сова - совы - совушка) Вставьте пропущенную букву, оставляя лишь то слово, которое является проверочным. Работаем по цепочке
- Мы с | -Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением
Научиться правильно писать слова с безударными гласными в корне слова и уметь подбирать к ним проверочные слова
Читают текст на стр. 73 рубрика « Знай и применяй» два ученика по частям: один – теорию, другой - примеры .2-3 человека проговаривают правило, приводят примеры слов. Чтобы выбрать правильную букву в корне, нужно объяснить лексическое значение слова через однокоренное
3 примера учащиеся записывают на доске коллективно, а потом по два примера записывают по рядам
Проверяют, проговаривая условия выбора безударной гласной в корне слова
Обучающиеся работают в группах
Обучающиеся по группам в порядке очередности выполнения заданий ( по 2 предложения каждая группа) исправляют ошибки и называют проверочное слово.
Не знал правило. Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением Еще раз проговаривают правило и приводят свои примеры по цепочке!
Залила ( лить), звенит (звень- у Есенина), нарядилась (наряд) появилась (явь), молодая(молод, молоденький)
Коллективно выполняют упражнения, садятся на свои места – девочки, потом – мальчики.
В данном задании работает пара у доски (с обратных сторон). Ребята отгадывают загадку. Записывают отгадку и подбирают проверочные слова двумя способами: изменением слов и подбором однокоренных, объясняя лексическое значение слова.
Глаза - глаз - глазки
Трава - травы, травка
Вода - воды – водный Сова - совы - совушка
По очереди, «цепочкой» вставляют пропущенную букву. Объясняя, почему оставили это слово. | Формулирование темы урока: - регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - познавательные: – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - коммуникативные УУД: – формулировать собственное мнение и позицию;
Работа с учебником - регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности; - предметные УУД: выведение способа проверки безударных гласных в корне слова Рефлексия после выполнения задания: - регулятивные: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
Формулирование правила, его запоминание: - регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности; - предметные УУД: выведение способа проверки безударных гласных в корне слова Рефлексия после выполнения задания: - регулятивные: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; Работа в группах: - регулятивные : понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - коммуникативные УУД: - принимать участие в работе группами; -договариваться, приходить к общему решению; Рефлексия после выполнения задания: - регулятивные: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
Закрепление изученного: -регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; - личностные: - сохранять интерес к учебному материалу; - предметные: подбор проверочных слов для определения написания буквы в корне слова.
|
VIII. Самостоятельная работа по вариантам с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. Методы: самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка. Способы: индивидуальная работа, работа в парах | - Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно по вариантам, ведь вы уже многому научились. Вспомните правила правильной посадки при письме. Слайд № 8 с заданием по вариантам для самостоятельной работы. ( в карточку – заготовку запишите только буквы корня слова) - Ещё раз посмотрите, всё ли у вас получилось, нет ли ошибок? - Обменяйтесь тетрадями, поработайте учителем, сверьте с текстом ответа на слайде. Слайд № 9. Проверка
- Если ваш товарищ не сделал ни одной ошибки, то поставьте ему «5», если сделал 1-2 ошибки, то поставьте оценку «4», но, а если сделал 3 -4 ошибки, то не ставьте в этот раз ничего, у него потом всё получится. | Ручку правильно держу, тетрадь наклонно положу, Сяду ровно, не согнусь, Ни к кому не повернусь. Выполняют самостоятельно на карточках заготовках. Самопроверка
Взаимопроверка.. Дети самостоятельно вставляют буквы, а затем сравнивают с эталоном (на слайде) и оценивают работу товарища.
| Самостоятельное выполнение задания у: - регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением существенных признаков. Предметные: - применять правила правописания безударных гласных в корне слова; Взаимопроверка: - Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте). - коммуникативные: осуществлять действие взаимоконтроля. - личностные: - нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища). |