Тема | Обобщение и систематизация сведений по теме «Имя существительное» |
Тип | повторительно-обобщающий |
Оборудование | |
Цели | Образовательные: обобщить и систематизировать материал об имени существительном. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности - Регулятивные УУД:оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем - Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли - Познавательные УУД:систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы |
Планируемый результат | Предметные: Знать постоянные и непостоянные морфологические и синтаксические признаки существительных, орфограммы суффиксы -чик, -щик, слитное и раздельное написание не с существительными, безударные окончания в именах существительных. Уметь находить имена существительные, определять постоянные и непостоянные морфологические и синтаксические признаки. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности Метапредметные: Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД) Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД) Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД) |
Основные понятия | Имя существительное, общее грамматическое значение, морфологические признаки постоянные и непостоянные, синтаксическая роль |
Межпредметные связи | Русский язык. Природоведение |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012 Оценочные листы Распечатанные задания (карточки), план морфологического разбора для каждого учащегося |
Организация пространства | Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа |
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация | 2 мин. | Каждый урок русского языка мы постигаем всё новые тайны великого русского языка, которым мы должны гордиться и который мы должны знать. Мы закончили изучение одной из важнейших частей речи – имени существительного. Целеполагание. Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. Сформулируйте цель урока. У каждого из вас есть оценочный лист. - «Цели (что я хочу узнать)», отметьте галочкой в левой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке. Назовите, пожалуйста, те цели, которые вы поставили перед собой. Основная цель нашего урока – обобщить и систематизировать то, что мы узнали об имени существительном как о части речи. Создание проблемной ситуации. | Слайд №1. Включение в деловой ритм.Готовятся к работе. Определяют цели урока. Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос. Работают с оценочными листами. | Самоопределение Смыслообразование Подведение под понятие |
2.Актуализация знаний | 3 мин. | Записывает дату. Попробуйте на себе роль учителя, задайте друг другу вопросы по теме урока: «Имя существительное» Ставит цель материал напарнику и сформулировать свой вопрос.Даёт задание на повторение пройденного материала. | Работают в тетрадях. Записывают тему урока. Проводят выборочную работу. Производят взаимопроверку в парах, делают вывод. Пересказывают текст напарнику и задают свои вопросы. | Выборочная работа Логические действия Самоопределение Осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
3. Обобщение знаний. | 30 мин | 1.– Что такое имя существительное? Дайте определение. -Какие морфологические признаки имеет эта часть речи? 2.–Чем различаются имена собственные и нарицательные? Как это связано с орфографией? 3.–Что называется склонением? На основании каких признаков существительные распределяются по трем склонениям? –Как вы помните, в русском языке есть 11 разносклоняемых существительных. Какие это существительные? Почему они так называются? 4.Какие орфограммы, изученные в разделе «Имя существительное», мы изучили? (суффиксы -чик, -щик, слитное и раздельное написание не с существительными, безударные окончания в именах существительных). 5.Фотодиктант | Слушают, наблюдают, сравнивают, обобщают.отвечают на вопросы. 1. Отвечают на вопросы. Записывают в тетрадях на местах. Работают по слайду № 2
2. Отвечают на вопросы. Выполняют задание в тетрадях на местах и на слайде № 3
3.Отвечают на вопрос. Выполняется работа в тетрадях на местах и на слайде № 5 Самопроверка или взаимопроверка. Работают в тетрадях на местах, по слайду №5.
4.Отвечают на вопросы, приводят примеры.
5.Работают по слайдам№6-9, проверяя правильность ответа. Определяют род и число сущ., размышляя над вопросами. | Извлечение необходимой информации из текста Работа в паре Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Подведение под понятие Постановка и решение проблем
Целеполагание Общение и взаимодействие с партнёром Самоопределение (Л) |
4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | | Применяет здоровье сберегающую технологию (подвижная минутка). Даёт задание по тексту. Обращает внимание ребят на словарные слова. Подвижный момент урока. Даёт задание для самостоятельной работы по вариантам с образцом выполнения. Осуществляет дифференцированный подход к учащимся | Читают. В данный момент свободно передвигаются по классу и общаются в группах. Работают в тетрадях, заполняя таблицу. Знакомятся со словарными словами в рамках. Выполняют творческое задание по тексту. Работают самостоятельно в тетрадях. Проверяют, делают вывод. | Игровой момент Контроль Классификация Работа в парах Самоопределение Выполнение действий по алгоритму Коррекция |
5. Включение в систему знаний и повторение | 5 мин. | Делает запись на доске. Просит вспомнить пройденный материал о типе речи (рассуждение) и продолжить предложение. Разбивает класс на группы. Формулирует задания: –Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. Какими обладает имя существительное? – Почему одни признаки называются постоянными, а другие непостоянными? –Выполним морфологический разбор одного из существительных. - Каким членом предложения может быть имя существительное? составить предложения по заданным схемам | Вспоминают пройденный материал. Заканчивают предложение (по заданному началу).
Работают в группах, находят имена существительные, выполняют морфологический разбор по плану.. | Постановка и формулирование проблемы Работа в группах Составление предложений по схеме Задание творческого характера Способность действовать с учётом позиций других |
6.Итоги урока | 2 мин. | Вопрос: -Какой информацией вы сегодня расширили свой кругозор? | Обобщают информацию.В ходе урока использовали разные развивающие задания, повторили и закрепили знания об имени существительном. | Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»)
Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. |
7.Д.з. | 1 мин. | Объясняет домашнее задание разного уровня сложности. Всему классу: подготовиться к контрольному диктанту, выполнить морфологический разбор любого существительного. По желанию: составить кроссворд, ребус. Советует поработать с орфографическим словарём. | Записывают задание в дневник. | Дифференцированные задания |
8. Рефлексия | 2 мин. | Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.Возьмите, пожалуйста, оценочные листы, найдите таблицу «Цель». В начале урока в левой колонке вы отмечали, чего хотели добиться на уроке, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, или же, наоборот, вы узнали меньше, чем хотели. А может больше? Организует рефлексию. Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы. | Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу. Работают с оценочными листами. Несколько обучающихся зачитывают свои результаты. Учащиеся отвечают. Подсчитывают баллы, осуществляют перевод балла в оценку.
Подают дневники для оценки учителю. | Рефлексия способов и условий действий Контроль и оценка результатов деятельности Самооценка Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) |