Урок русского языка в 5 классе "Определение" (УМК Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.)
Урок русского языка в 5 классе "Определение" (УМК Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.)
Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с определением; показать роль определений в речи, развивать навыки синтаксического разбора, навыки работы со словарями; формировать познавательную активность.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником и словарями, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные: опознавать определения в предложении, способы выражения определений, использовать в речи предложения с определениями
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Определение" (УМК Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.) »
Урок русского языка в 5 классе «Определение»
УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.
Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с определением; показать роль определений в речи, развивать навыки синтаксического разбора, навыки работы со словарями; формировать познавательную активность.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником и словарями, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные: опознавать определения в предложении, способы выражения определений, использовать в речи предложения с определениями.
Метапредметные:
Познавательные УУД- самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью различных словарей русского языка; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания
1.Проверка до
машнего задания
1.Проверка упр.183 (у доски)
2.Вопросы классу или игра «Золотая рыбка» (эти вопросы написаны на рыбках, которые игроки «ловят». Кто выловит рыбку с пятеркой, автоматически получает такую оценку)
-что такое дополнение?
-что такое второстепенные члены предложения?
-на какие вопросы отвечает дополнение?
-что обозначает дополнение?
-привести примеры предложений с дополнениями и т.д.
3.В это же время 1 чел.записывает предложение на доску, выделяет грамматическую основу, дополнение, составляет схему:
Ребята посадили дерево.
Умение определять и
использовать в речи дополнения (изученные на предыдущем уроке)
2.Оргмомент. Мотивация
1.Знакомство со словарными словами (записать): информация, сведения, сообщение, фамилия, портрет, вокзал, телефон, электровоз, пейзаж, мираж, бассейн.
-Какими членами предложения могут быть записанные слова? (главными чл.пр. и дополнениями) Почему?
Сегодня мы познакомимся с еще одним второстепенным членом предложения.
Запишите число, классная работа
Личностные результаты:
1.интерес к изучению русского языка.
2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей
3.Пробное действие
Учитель:
Проанализируем предложение на слайде:
В …костюме будет…рубашка бант …жилетка колпак… нос…
На место пропусков вставьте подходящие по смыслу слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какие?
-расставьте знаки препинания и объясните их;
- какой частью речи выражены вставленные вами слова? ( прилагательными)
- что они обозначают? (признак предмета)
- А изменилось ли предложение? Как?
Предположите, как называются эти слова, ориентируясь на таблицу (на 1-м уроке дана общая таблица второстепенных членов предложения)
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
4.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока
Учитель:
-откройте параграф 38, стр.85 учебника, прочитайте название параграфа, соотнесите со своими предположениями;
-сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. Составьте план урока.
Запишите тему урока.
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
2. Определять цель урока
3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
5.Открытие нового знания
1. Самостоятельное чтение параграфа учебника на стр. 85-86 ( с пометками)
2. Что нового вы узнали об определениях?
3. Почему они так называются?
4.Какое значение имеют определения в речи?
5.Как называются образные определения? (эпитетами)
6.Что показалось сложным, непонятным?
Познавательные УУД
1.Выделять главное
2.Анализировать, сравнивать, делать выводы
3.Пользоваться разными видами чтения
6.Развитие учебно-языковых и речевых умений
1. Анализ словосочетаний:
Садовый участок- участок для сада, цветущий сад- сад из цветов, карнавальный костюм- костюм для карнавала.
Чем они схожи и чем различаются?
Дуплексив- так называется случай, когда второстепенные члены предложения выполняют одновременно роль определения и дополнения.
-Разберите данные словосочетания, постройте схемы.
2.Коллективное выполнение упр. 186,190 с комментариями
3. Самостоятельная работа. Тест
1.В каком предложении есть дополнение?
1) Вдруг на реке воды взволновались.
2)В первую ночь в дозор отправился старший брат.
3)Завыли буйные ветры.
4) Солдат стал хвалить свою шинель.
2. Из данного предложения выпишите определение.
Когда же выпал первый снег?
4. Работа в парах. Взаимопроверка самостоятельной работы по эталону (на слайде). Самооценка
5.Диктант
В сентябре в лесу рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодная радуга. (По Н.Сладкову)
Назовите определения. Что они обозначают? Для чего автор использует определения?
Регулятивные УУД
1.Искать пути решения проблемы
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения