Урок русского языка в 5 классе "Лексическое значение слова" (УМК Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.)
Урок русского языка в 5 классе "Лексическое значение слова" (УМК Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.)
Первый урок в теме "Лексика".
Этапы урока: 1.Организационный момент. Мотивация. 2.Пробное действие 3.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока 4.Открытие нового знания 5.Развитие учебно-языковых и речевых умений 6. Итоги 7. Домашнее задание
Учитель:
(на слайде кроссворд)
- Ребята! Что перед вами? Кто из вас любит разгадывать кроссворды?
Достаточно ли только иметь пустые квадраты без букв? А чего не хватает, чтобы разгадать спрятанные слова? (Заданий) (на слайде появляются задания)
Приглашаю вас разгадать этот небольшой кроссворд.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Лексическое значение слова" (УМК Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.) »
Урок русского языка в 5 классе «Слово и его лексическое значение»
УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.
Цели как деятельность ученика:
-пользоваться учебником и толковым словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные: опознавать признаки слова, знать о его лексическом значении
Метапредметные:
Познавательные УУД- самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска, обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания
1.Оргмомент. Мотивация
Учитель:
(на слайде кроссворд)
- Ребята! Что перед вами? Кто из вас любит разгадывать кроссворды?
Достаточно ли только иметь пустые квадраты без букв? А чего не хватает, чтобы разгадать спрятанные слова? (Заданий) (на слайде появляются задания)
Приглашаю вас разгадать этот небольшой кроссворд.
Личностные результаты:
1.интерес к изучению русского языка.
2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей
2.Пробное действие
Учитель: А теперь попробуйте ответить на вопрос: «Что дает нам тренировка в отгадывании кроссворда и подобных заданий?» (развивается кругозор, больше знаешь и т.д.)
А что было в заданиях? (то, что обозначают слова)
Значит, что есть у каждого слова? (оно что-то должно обозначать)
Каждое ли сочетание букв можно назвать словом? Почему?
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
3.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока
Учитель:
-знаем ли мы, какое значение имеет каждое слово?
- Прочитайте название параграфа на стр.149
Запишите число и тему урока: « Слово и его лексическое значение»
-сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке
Выскажите свое предположение о значении словосочетания «лексическое значение»
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
2. Определять цель урока
3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
4.Открытие нового знания
1. Чтение параграфа учебника №64 на стр.149-150
( с пометками)
2. Что изучает лексика? Что нового вы узнали о словах? (они называют предметы, действия, явления, признаки, чувства и т.д.)
3.Можно ли посчитать точное количество слов? Почему?
4. Что нужно делать, если не знаешь, что обозначает данное слово? (заглянуть в толковый словарь)
5. Где в нашем учебнике находится толковый словарь? (стр.173)
4.Что показалось непонятным в параграфе учебника?
Познавательные УУД
1.Выделять главное
2.Анализировать, сравнивать, делать выводы
3.Пользоваться разными видами чтения
5.Развитие учебно-языковых и речевых умений
Решение проблемной ситуации:
1.Словарный диктант
-задание: во время чтения учителем лексического значения слова обучающиеся записывают словарные слова:
1.Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника 2. Круглая площадка в цирке 3.Небольшая книжка 4. Гимнастический снаряд в виде двух металлических шаров, соединенных короткой рукояткой 5. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей
2. Проверка диктанта по эталону (на слайде: айсберг, арена, брошюра, гантель, дополнение)
Самооценка
Устно определите грамматическое значение отгаданных слов.
3.Работа в парах. 1)Устно определите грамматическое значение отгаданных в предыдущем задании слов.
2)Знакомство с толковым словарем учебника. Словарная статья. Составление собственных предложений со словами из словаря.
Лучшие предложения записать в тетрадь. 3)Произвести синтаксический разбор одного предложения.
4. Самостоятельная работа по вариантам (упр. 328, 329). Самооценка
Регулятивные УУД
1.Искать пути решения проблемы
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
Что называется лексикой? Как называется раздел науки о языке, изучающий лексику? Что такое лексическое значение слова? В каких словарях дается лексическое значение слова? Что такое словарная статья?