Урок русского языка в 4 классе "Ивовый пир" (обобщение знаний о глаголе)
Урок русского языка в 4 классе "Ивовый пир" (обобщение знаний о глаголе)
Тема: обобщение знаний о глаголе; знакомство с новой ролью глагола – олицетворением.
Цель: активизировать и систематизировать знания о глаголе.
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные - воспитывать бережное отношения к природе; стремление воспитывать у себя аккуратность в работе, настойчивость в достижении поставленной цели.
Предметные - закрепить умение распознавать формы наст., буд. и прош. времени глагола; закрепить умение определять спряжение глаголов; закрепить умение обосно-вывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов; формировать первичное представление о приёме олицетворения.
Урок был дан на незнакомом классе, поэтому использовалась тетрадь, созданная только для этого урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе "Ивовый пир" (обобщение знаний о глаголе) »
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ
Тема: обобщение знаний о глаголе; знакомство с новой ролью глагола – олицетворением.
Цель: активизировать и систематизировать знания о глаголе.
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные - воспитывать бережное отношения к природе; стремление воспитывать у себя аккуратность в работе, настойчивость в достижении поставленной цели.
Предметные- закрепить умение распознавать формы наст., буд. и прош. времени глагола; закрепить умение определять спряжение глаголов; закрепить умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов; формировать первичное представление о приёме олицетворения.
Метапредметные
Регулятивные УУД
•формировать умение формулировать тему урока, планировать учебную деятель- ность, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера, оценивать результат своей работы, развивать умение анализировать языковой материал, делать выводы и обобщения.
Коммуникативные УУД
•учиться высказывать своё мнение, приводя аргументы; учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; включить каждого ученика в активную деятельность, дать каждому уч-ся (независимо от способностей) возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, оценить свои достижения.
Познавательные УУД
• учиться извлекать, перерабатывать и представлять информацию, работать над формированием речевой компетенции, совершенствовать орфографическую зоркость, развивать интеллектуальные способности.
ХОД УРОКА.
« Скоро, скоро быть теплу!»-
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба…
Я.Аким.
I. ОРГМОМЕНТ.
- Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на эпиграф нашего урока.
- У нас на уроке необычная гостья – веточка вербы. Это она барабанит к нам в окно. О ней и пойдёт речь.
II. МОТИВАЦИЯ.
- Работа нам предстоит интересная, вы должны будете внимательно слушать, развивать свою память, воображение, речь. Я желаю вам успехов!
- А сейчас вы закроете глазки, а я прочитаю вам рассказ. После моего прочтения - должны будете составить устный рассказ о том, что вы представили, что вы услышали, что вы почувствовали.
III. КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ.
1. Знакомство с текстом.
Чтение учителем рассказа Н.Сладкова «Ивовый пир».
Зацвела ива – гости со всех сторон. Кусты и деревья ещё голые, серые; ива среди них как букет, да не простой, а золотой. Каждый новый барашек – пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и свет.тся. Пальцем трон.шь – пожелте.т палец. Щёлкн.шь – золотой дымок запарит. ( Как вы понимаете это выражение? Пыльца полетит.) Понюха.шь – мёд.
Спешат гости на пир. Шмель прилетел, забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.Прибежали муравьи. Набросились на пыльцу. Комарики прилетели. Жуки какие-то копошатся. Мухи жужжат. Бабочка крылья распластала. Все гудят и торопятся: зазелене.т ива – пиру конец.
(По Н. Сладкову)
2. Развитие речи.
Вопросы ещё раз (на слайде):
- Открыли глаза. Расскажите, так что вы представили?
Что вы услышали?
Что вы почувствовали?
Ответы детей, составленные ими рассказы.
- Вы сумели справиться с этим заданием очень хорошо! Вы были очень внимательны! Чей рассказ вам показался самым близким к прочитанному? (индивидуальная оценка нескольких учеников)
IV. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА.
- А вас не удивило то, что в начале урока мы говорили о вербе, а рассказ называется "Ивовый пир"? Почему так? (ответы детей)
- На самом деле ива и верба - это названия одного и того же дерева из семейства ивовых, но так их называют в разных областях.
3.Выборочное чтение текста.
-А как вы думаете, что помогло Н.Сладкову создать такой выразительный текст?
(Красивые образы и слова).
- Обратимся к тексту в ваших тетрадях, предназначенных только для этого урока.
- Какая часть речи помогает сделать первую часть текста более яркой и красочной? (Прилагательные).
- Согласны с этим утверждением? Верно, Приведите примеры из текста. (обращение к тексту)
-А во второй части текста нет прилагательных, но ведь она тоже очень выразительна? Прочитайте про себя эту часть ещё раз. Что помогло автору справиться с такой трудной задачей? Какие части речи так умело использовал Николай Сладков? (глаголы)
- Верно! Это - глаголы. Вы изучаете на уроках русского языка глаголы, их грамматические признаки, правописание, роль в предложении, а оказывается, глагол может выполнять и изобразительную функцию. Как художник при помощи красок, музыкант при помощи нот, так и писатель при помощи глаголов может нарисовать картину, которая сможет воздействовать на чувства читателей.
4.Развитие речи.
- Попробуйте придумать сочетания слов, которые характеризуют сегодняшний день, например:
- А как называется такой приём в русском языке? Может быть кто-то знает? Если нет - то я вам скажу:
Это - олицетворение, т.е. оживление неживого или перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.
Большой энциклопедический словарь.
- Запишите название этого приёма в свою тетрадь в задание под №3.
- Посмотрите, а в эпиграфе нашего урока было олицетворение? Да, верба барабанит.
- Писатели и поэты очень умело используют приём олицетворения в своих произведениях. Я думаю, что и вы теперь научитесь использовать их в своей речи.
V. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ.
- Как вы поняли, с какой частью речи мы сегодня работаем? (Глагол) Вы уже много знаете о нём? Какова тема нашего урока? (Работа с глаголами.)
- Действительно, мы сегодня уточним, что вы знаете о глаголе, т.е. повторим и обобщим ваши знания.
1.Письменный мини-опрос.
- Я предлагаю вам выполнить самостоятельно мини-опрос, это задание №2 в ваших тетрадях. Вам на эту работу 2 минуты. Дополните таблицу.
- часть (чего?) …
- обозначаю (что?) ...
Я ГЛАГОЛ - отвечаю на вопросы…
- изменяюсь по … и … ,
а в прошедшем времени и по …
- являюсь в предложении … .
- Так что же такое глагол? и т. д. (проверка с мест)
- Если у вас нет ошибок, поставьте себе +, если в чём-то вы ошиблись ?. Это вам подскажет, что необходимо повторить и запомнить.
VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Я читаю ещё раз часть рассказа "Ивовый пир", а вы постарайтесь показать этих гостей, спешащих на пир.
- Сегодня, ребята, Всемирный день доровья.
2. Тренировочные упражнения.
- Обратимся к тексту.
- Подчеркнём все глаголы в первой части текста, определим их время по цепочке. Как вы определяли время глаголов?
- В каком времени могут употребляться глаголы?
- На строке ниже под №2 выпишите из первой части глаголы с пропущенными буквами, вставьте буквы и объясните свой выбор: светится - светиться, тронешь - потрогать, пожелтеет - пожелтеть, щёлкнешь - щёлкнуть, понюхаешь - понюхать.
- Объясните, какие гласные вы поставите на месте пропусков в окончаниях этих глаголов и почему. (ответы с места)
- Определите спряжение у этих глаголов. А можно ли на слух определить , какое спряжение у глаголов с безударным окончаниями?
- Для чего нужно уметь определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?
- А олицетворения нам встретились? Подчеркните их.
- Оцените свою работу + или ? .
3. Работа со схемой.
- Мы многое вспомнили о глаголе.
- Предлагаю заполнить обобщающую схему.
- Какие признаки глагола можно вписать? Обратите внимание на количество стрелок. О каком грамматическом признаке мы сегодня ещё не говорили? (спряжение) Какие глаголы относятся к I и ко II спряжению?
- Проверим вашу работу (ответы с места). Оцените свою работу + или ?.
VII. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.
- Вернёмся к началу нашего урока и поучимся употреблять глаголы в своей речи так, как это делали русские писатели (слайд со словами эпиграфа урока).
- Мои прошлогодние выпускники каждому времени года делали свои комплименты. Они делали это искренне и от души, поэтому их рассказы получились такие красивые. Послушайте некоторые из них (1-2).
- Давайте и мы сделаем такой комплимент ВЕСНЕ. Напишите несколько красивых предложений о весне. В вашей работе должно быть побольше глаголов, а может быть кто-то сможет использовать и приём олицетворения.
Звучит тихая музыка.
- Послушаем несколько ваших работ. Оцените работы своих одноклассников. Чем они вас поразили? Чем понравились?
- А может кто-то из вас захочет поработать дома и нарисовать весну? Это будет замечательно!
VIII. РЕФЛЕКСИЯ.
- Чем полезен вам сегодняшний урок? Что вы вспомнили? Чему вы научились? О чём вам хочется рассказать дома?
- Оцените свою работу на уроке, подчеркните то утверждение, с которым вы согласны.
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да! Трудно всё-таки учиться!
XII. ИТОГ УРОКА.
- Закройте ваши тетради. На титульном листе осталась незаписанной тема урока. Я предлагаю записать такие слова:
ГЛАГОЛ - МОЙ ДРУГ
- А нужный знак после этого утверждения выберите и поставьте сами: . ! ?