kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 4 классе "Ивовый пир" (обобщение знаний о глаголе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: обобщение знаний о глаголе; знакомство с новой ролью глагола – олицетворением. Цель: активизировать и систематизировать знания о глаголе. Задачи урока через планируемые результаты: Личностные - воспитывать бережное отношения к природе; стремление воспитывать у себя аккуратность в работе, настойчивость в достижении поставленной цели. Предметные - закрепить умение распознавать формы наст., буд. и прош. времени глагола; закрепить умение определять спряжение глаголов; закрепить умение обосно-вывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов; формировать первичное представление о приёме олицетворения. Урок был дан на незнакомом классе, поэтому использовалась тетрадь, созданная только для этого урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе "Ивовый пир" (обобщение знаний о глаголе) »



КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

Тема: обобщение знаний о глаголе; знакомство с новой ролью глагола – олицетворением.

Цель: активизировать и систематизировать знания о глаголе.

Задачи урока через планируемые результаты:


Личностные - воспитывать бережное отношения к природе; стремление воспитывать у себя аккуратность в работе, настойчивость в достижении поставленной цели.

Предметные - закрепить умение распознавать формы наст., буд. и прош. времени глагола; закрепить умение определять спряжение глаголов; закрепить умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов; формировать первичное представление о приёме олицетворения.

Метапредметные

Регулятивные УУД

•формировать умение формулировать тему урока, планировать учебную деятель- ность, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера, оценивать результат своей работы, развивать умение анализировать языковой материал, делать выводы и обобщения.


Коммуникативные УУД


•учиться высказывать своё мнение, приводя аргументы; учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; включить каждого ученика в активную деятельность, дать каждому уч-ся (независимо от способностей) возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, оценить свои достижения.

Познавательные УУД


• учиться извлекать, перерабатывать и представлять информацию, работать над формированием речевой компетенции, совершенствовать орфографическую зоркость, развивать интеллектуальные способности.








ХОД УРОКА.



« Скоро, скоро быть теплу!»-

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба…

Я.Аким.

I. ОРГМОМЕНТ.

- Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на эпиграф нашего урока.

- У нас на уроке необычная гостья – веточка вербы. Это она барабанит к нам в окно. О ней и пойдёт речь.

II. МОТИВАЦИЯ.

- Работа нам предстоит интересная, вы должны будете внимательно слушать, развивать свою память, воображение, речь. Я желаю вам успехов!

- А сейчас вы закроете глазки, а я прочитаю вам рассказ. После моего прочтения - должны будете составить устный рассказ о том, что вы представили, что вы услышали, что вы почувствовали.

III. КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ.

1. Знакомство с текстом.

Чтение учителем рассказа Н.Сладкова «Ивовый пир».

Зацвела ива – гости со всех сторон. Кусты и деревья ещё голые, серые; ива среди них как букет, да не простой, а золотой. Каждый новый барашек – пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и свет.тся. Пальцем трон.шьпожелте.т палец. Щёлкн.шь – золотой дымок запарит. ( Как вы понимаете это выражение? Пыльца полетит.) Понюха.шь – мёд.

Спешат гости на пир. Шмель прилетел, забасил, заворочался, весь в пыльце измазался. Прибежали муравьи. Набросились на пыльцу. Комарики прилетели. Жуки какие-то копошатся. Мухи жужжат. Бабочка крылья распластала. Все гудят и торопятся: зазелене.т ива – пиру конец.

(По Н. Сладкову)







2. Развитие речи.

Вопросы ещё раз (на слайде):

- Открыли глаза. Расскажите, так что вы представили?

Что вы услышали?

Что вы почувствовали?

Ответы детей, составленные ими рассказы.

- Вы сумели справиться с этим заданием очень хорошо! Вы были очень внимательны! Чей рассказ вам показался самым близким к прочитанному? (индивидуальная оценка нескольких учеников)

IV. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА.

- А вас не удивило то, что в начале урока мы говорили о вербе, а рассказ называется "Ивовый пир"? Почему так? (ответы детей)

- На самом деле ива и верба - это названия одного и того же дерева из семейства ивовых, но так их называют в разных областях.

3.Выборочное чтение текста.

-А как вы думаете, что помогло Н.Сладкову создать такой выразительный текст?

(Красивые образы и слова).

- Обратимся к тексту в ваших тетрадях, предназначенных только для этого урока.

- Какая часть речи помогает сделать первую часть текста более яркой и красочной? (Прилагательные).

- Согласны с этим утверждением? Верно, Приведите примеры из текста. (обращение к тексту)

-А во второй части текста нет прилагательных, но ведь она тоже очень выразительна? Прочитайте про себя эту часть ещё раз. Что помогло автору справиться с такой трудной задачей? Какие части речи так умело использовал Николай Сладков? (глаголы)

- Верно! Это - глаголы. Вы изучаете на уроках русского языка глаголы, их грамматические признаки, правописание, роль в предложении, а оказывается, глагол может выполнять и изобразительную функцию. Как художник при помощи красок, музыкант при помощи нот, так и писатель при помощи глаголов может нарисовать картину, которая сможет воздействовать на чувства читателей.

4.Развитие речи.

- Попробуйте придумать сочетания слов, которые характеризуют сегодняшний день, например:

1) солнышко улыбается, опускает лучи, ветерок ласкает прохожих, ручьи бегут, поют;

2) небо хмурится, тучи бегут, ветер злится, сердится.

Показать слайды в зависимости от погоды.

5. Знакомство с олицетворением.

- А как называется такой приём в русском языке? Может быть кто-то знает? Если нет - то я вам скажу:

Это - олицетворение, т.е. оживление неживого или перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

Большой энциклопедический словарь.

- Запишите название этого приёма в свою тетрадь в задание под №3.

- Посмотрите, а в эпиграфе нашего урока было олицетворение? Да, верба барабанит.

- Писатели и поэты очень умело используют приём олицетворения в своих произведениях. Я думаю, что и вы теперь научитесь использовать их в своей речи.

V. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ.

- Как вы поняли, с какой частью речи мы сегодня работаем? (Глагол) Вы уже много знаете о нём? Какова тема нашего урока? (Работа с глаголами.)

- Действительно, мы сегодня уточним, что вы знаете о глаголе, т.е. повторим и обобщим ваши знания.

1.Письменный мини-опрос.

- Я предлагаю вам выполнить самостоятельно мини-опрос, это задание №2 в ваших тетрадях. Вам на эту работу 2 минуты. Дополните таблицу.

- часть (чего?) …

- обозначаю (что?) ...

Я ГЛАГОЛ - отвечаю на вопросы…

- изменяюсь по … и … ,

а в прошедшем времени и по …

- являюсь в предложении … .

- Так что же такое глагол? и т. д. (проверка с мест)

- Если у вас нет ошибок, поставьте себе +, если в чём-то вы ошиблись ?. Это вам подскажет, что необходимо повторить и запомнить.

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

- Я читаю ещё раз часть рассказа "Ивовый пир", а вы постарайтесь показать этих гостей, спешащих на пир.

- Сегодня, ребята, Всемирный день доровья.

2. Тренировочные упражнения.

- Обратимся к тексту.

- Подчеркнём все глаголы в первой части текста, определим их время по цепочке. Как вы определяли время глаголов?

- В каком времени могут употребляться глаголы?

- На строке ниже под №2 выпишите из первой части глаголы с пропущенными буквами, вставьте буквы и объясните свой выбор: светится - светиться, тронешь - потрогать, пожелтеет - пожелтеть, щёлкнешь - щёлкнуть, понюхаешь - понюхать.

- Объясните, какие гласные вы поставите на месте пропусков в окончаниях этих глаголов и почему. (ответы с места)

- Определите спряжение у этих глаголов. А можно ли на слух определить , какое спряжение у глаголов с безударным окончаниями?

- Для чего нужно уметь определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?

- А олицетворения нам встретились? Подчеркните их.

- Оцените свою работу + или ? .

3. Работа со схемой.

- Мы многое вспомнили о глаголе.

- Предлагаю заполнить обобщающую схему.

- Какие признаки глагола можно вписать? Обратите внимание на количество стрелок. О каком грамматическом признаке мы сегодня ещё не говорили? (спряжение) Какие глаголы относятся к I и ко II спряжению?

- Проверим вашу работу (ответы с места). Оцените свою работу + или ?.

VII. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

- Вернёмся к началу нашего урока и поучимся употреблять глаголы в своей речи так, как это делали русские писатели (слайд со словами эпиграфа урока).

- Мои прошлогодние выпускники каждому времени года делали свои комплименты. Они делали это искренне и от души, поэтому их рассказы получились такие красивые. Послушайте некоторые из них (1-2).

- Давайте и мы сделаем такой комплимент ВЕСНЕ. Напишите несколько красивых предложений о весне. В вашей работе должно быть побольше глаголов, а может быть кто-то сможет использовать и приём олицетворения.

Звучит тихая музыка.

- Послушаем несколько ваших работ. Оцените работы своих одноклассников. Чем они вас поразили? Чем понравились?

- А может кто-то из вас захочет поработать дома и нарисовать весну? Это будет замечательно!

VIII. РЕФЛЕКСИЯ.

- Чем полезен вам сегодняшний урок? Что вы вспомнили? Чему вы научились? О чём вам хочется рассказать дома?

- Оцените свою работу на уроке, подчеркните то утверждение, с которым вы согласны.

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да! Трудно всё-таки учиться!

XII. ИТОГ УРОКА.

- Закройте ваши тетради. На титульном листе осталась незаписанной тема урока. Я предлагаю записать такие слова:

ГЛАГОЛ - МОЙ ДРУГ

- А нужный знак после этого утверждения выберите и поставьте сами: . ! ?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 4 классе "Ивовый пир" (обобщение знаний о глаголе)

Автор: Могилевец Наталья Владимировна

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139405

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Ивовый пир" "
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-v-4-klassie-ivovyi-pir"
    ["file_id"] => string(6) "139414"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417710340"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства