Урок русского языка в 4 классе "Глаголы-исключения"
Урок русского языка в 4 классе "Глаголы-исключения"
Урок русского языка по изучению нового материала предназначен для учащихся 4 класса.Разработан к программе русского языка казахстанской школы, но может быть успешно применен в начальной школе, работающей по любой программе. Дети познакомятся с глаголами-исключениями и особенностями их спряжения, должны будут усвоить особенности изменения их по лицами числам. Предусматривается закрепление умения распознавать спряжение глаголов с безударным окончанием по неопределенной форме. Предполагается решение ряда развивающих задач. Будет формироваться умение оценивать себя и свою деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе "Глаголы-исключения" »
Русский язык (4 класс)
Тема: Глаголы- исключения
Цель: формировать знания о спряжении глагола.
Задачи:
познакомить с глаголами-исключениями и особенностями их спряжения; усвоить особенности изменения по числам и лицам глаголов-исключений; закрепить умение распознавать спряжение глаголов с безударным окончанием по неопределённой форме.
развивать умение распознавать глаголы-исключения в тексте и правильно писать безударные личные окончания глаголов, развивать внимание, память, аналитическое мышление.
воспитывать интерес к урокам русского языка, формировать умение организовывать и оценивать свою деятельность.
- Как вы понимаете? Я желаю вам сегодня на уроке хорошо поработать, не бояться ошибиться. Вед только выполняя задания. Вы можете чему-то научиться.
Запишите пословицу. Какие буквы вы вставили и почему? Как определить спряжение глагола с безударным окончанием?
_ Что значит, неопределенная форма?
- Разгадайте в паре кроссворд, заменив фразу глаголом в н.ф
1) Срезать траву на сено.
2) Становиться синим.
3) Сделать покупку.
4) Делать чистым.
5) Давать ответ.
6) Передвигаться на двух ногах.
к
о
с
и
т
ь
с
и
н
е
т
ь
к
у
п
и
т
ь
с
т
и
р
а
т
ь
о
т
в
е
ч
а
т
ь
х
о
д
и
т
ь
- Определите спряжение этих глаголов.
-Какое ключевое слово у вас получилось?
- Это значит, мы не просто будем сегодня говорить о глаголе и его спряжении. А откроем какой-то секрет. Попробуем?
- Начнем с таблички знаний.
ДО
ПОСЛЕ
Глаголы бывают I и II спряжения
Все глаголы на – ИТЬ относятся ко II спряжению
Все глаголы на – ЕТЬ относятся к I спряжению
Все глаголы на – АТЬ относятся к I спряжению
3 Работа над темой.
А) Постановка проблемы.
Отгадайте загадку:
Он не видит и не слышит,
Ходит, бродит, рыщет, свищет.
Кто навстречу попадётся-
Обнимает и дерётся.
- Назовите глаголы. Выпишите глаголы первой строчки. Судя по окончаниям, к какому спряжению они относятся? Поставьте глаголы в неопределенную форму. Обозначьте суффикс. А теперь, судя по суффиксу, к какому спряжению они относятся?
– Поднимите руки те, кто считает, что эти слова первого спряжения?
– Поднимите руки те, кто считает, что эти слова второго спряжения?
– Определили спряжение?
– Почему не справились? Эти слова не подчиняются правилам.
Б) Этот глагол относится к глаголам-исключениям. И сегодня на уроке речь пойдет об этих глаголах
– Какую задачу вы поставите перед собой? (Запомнить глаголы-исключения, Учиться определять спряжение таких глаголов, Правильно писать их окончания)
- Какие же глаголы являются исключениями,
Послушайте сказку: Давным-давно, когда нас с тобой еще на свете не было, в царстве Грамматики жил-был царь Глагол со своим глагольным людом
Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, чем-то занимался. Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение
Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и стал говорить им: – Стар, я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать и после этих слов отпустил царь своих сыновей. Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие умные дети, и издал указ о разделении царства
Разлетелись гонцы во все концы с этой вестью, но не всех она обрадовала. Некоторые семьи из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах.
А Именно : гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Эти глаголы обратились к царю с просьбой: – Милостивый государь, помоги нам. – Что случилось? – По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители – в царстве второго спряжения. Разреши нам остаться с ними. – Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ. – Смилуйся, государь, сделай исключение. Физминутка «Эстафета с пакетом»
– Разрешил ли им царь? Мы узнаем об этом из царского указа. Сейчас вы на минутку превратитесь в царских гонцов и доставите мне пакет с указом. Мы поиграем в эстафету. Чей ряд быстрее доставит пакет с указом. Пакет должен пройти через руки каждого «гонца»
– Читаю указ царя
«Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на «-ить», Исключая: брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть и вертеть»
Не мог царь устоять перед просьбой и разрешил глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. По сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению.
Запишите глаголы-исключения
– Что узнали о глаголах-исключениях?
+ Глаголы-исключения относятся ко второму спряжению.
– Проверим как вы запомнили глаголы-исключения 2 спряжения.
Рисовать – глагол на -ать, не является исключением, относится к 1 спряжению.
Слышать – глагол на -ать, исключение, относится ко 2 спряжению._
– Вернемся к нашей сказке.
А глаголы Стелить и Брить на -ить как услышали о глаголах-исключениях во 2 спряжении закапризничали и стали просить царя сделать их глаголами-исключениями 1 спряжения.
прочитайте об этом правило на с. 153
-Что узнали о глаголах-исключениях?
Физминутка
Я называю глагол. Если он I спряжения - вы поднимете руки вверх, если II-разводите их в стороны, если исключение - приседаете.
Вставь в текст подходящие слова или фразы. Найди глаголы определи их спряжение.
Ярко ___________ солнце в погожий день. Его лучи _____________________________________лес. Все вокруг преобразилось: снег____________________________________________, деревья_________________________, птицы______________________________________. Посмотришь вокруг и понимаешь- ________________________________________________________.
- Какие исключения встретились вам.
В) Если эти глаголы относятся ко 2 спряжению, какая гласная будет в их окончании?
Работа у доски/Самостоятельная работа:
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели окончания глаголов.
Крепко держ.м, легко дыш.шь, весело игра.т, далеко вид.т, верт.тся колесо, завис.т от погоды, долго дума.т, терп.т боль, ненавид.м ложь. (Взаимопроверка)
5.Итог урока.
Вернитесь к карточке. Что изменилось в ваших предположениях? Чем пополнили свою копилочку знаний?
– Решили задачи, которые поставили перед собой в начале урока?
- Какой секрет открыли?
– Какие глаголы-исключения относятся к I спряжению.
– Какие глаголы-исключения относятся ко II спряжению.
Что должны запомнить?
– Поднимите руки кто сегодня на нашем уроке работал в полную силу?
6. Д/З с 154, №386, выучить глаголы-исключения:
Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на “-е ” спрягать нельзя.