kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 4 классе "Глаголы-исключения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по изучению нового материала предназначен для учащихся 4 класса.Разработан к программе русского языка казахстанской школы, но может быть успешно применен в начальной школе, работающей по любой программе. Дети познакомятся с глаголами-исключениями и особенностями их спряжения, должны будут усвоить особенности изменения их по лицами числам. Предусматривается закрепление умения распознавать спряжение глаголов с безударным окончанием по неопределенной форме. Предполагается решение ряда развивающих задач. Будет формироваться умение оценивать себя и свою деятельность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе "Глаголы-исключения" »

Русский язык (4 класс)

Тема: Глаголы- исключения

Цель: формировать знания о спряжении глагола.

Задачи:

  • познакомить с глаголами-исключениями и особенностями их спряжения;
    усвоить особенности изменения по числам и лицам глаголов-исключений;
    закрепить умение распознавать спряжение глаголов с безударным окончанием по неопределённой форме.

  • развивать умение распознавать глаголы-исключения в тексте и правильно писать безударные личные окончания глаголов, развивать внимание, память, аналитическое мышление.

  • воспитывать интерес к урокам русского языка, формировать умение организовывать и оценивать свою деятельность.


ХОД УРОКА:

1. Орг. момент.

Оформление тетради.

2. Повторение/целеполагание.

А) – Начнем с минутки чистописания.

- Запишите буквосочетания: ешь, ишь, ет, ит, ем, им, ете, ите

- Что за буквосочетания?

Не ошиба-тся тот, кто ничего не дела-т.

- Как вы понимаете? Я желаю вам сегодня на уроке хорошо поработать, не бояться ошибиться. Вед только выполняя задания. Вы можете чему-то научиться.

Запишите пословицу. Какие буквы вы вставили и почему? Как определить спряжение глагола с безударным окончанием?

_ Что значит, неопределенная форма?

- Разгадайте в паре кроссворд, заменив фразу глаголом в н.ф

1) Срезать траву на сено.

2) Становиться синим.

3) Сделать покупку.

4) Делать чистым.

5) Давать ответ.

6) Передвигаться на двух ногах.


к

о

с

и

т

ь


с

и

н

е

т

ь



к

у

п

и

т

ь


с

т

и

р

а

т

ь



о

т

в

е

ч

а

т

ь

х

о

д

и

т

ь


- Определите спряжение этих глаголов.

-Какое ключевое слово у вас получилось?

- Это значит, мы не просто будем сегодня говорить о глаголе и его спряжении. А откроем какой-то секрет. Попробуем?

- Начнем с таблички знаний.

ДО


ПОСЛЕ


Глаголы бывают I и II спряжения



Все глаголы на – ИТЬ относятся ко II спряжению



Все глаголы на – ЕТЬ относятся к I спряжению



Все глаголы на – АТЬ относятся к I спряжению


3 Работа над темой.

А) Постановка проблемы.

Отгадайте загадку:

Он не видит и не слышит,

Ходит, бродит, рыщет, свищет.

Кто навстречу попадётся-

Обнимает и дерётся.

- Назовите глаголы. Выпишите глаголы первой строчки. Судя по окончаниям, к какому спряжению они относятся? Поставьте глаголы в неопределенную форму. Обозначьте суффикс. А теперь, судя по суффиксу, к какому спряжению они относятся?

– Поднимите руки те, кто считает, что эти слова первого спряжения?

– Поднимите руки те, кто считает, что эти слова второго спряжения?

– Определили спряжение?

– Почему не справились? Эти слова не подчиняются правилам.

Б) Этот глагол относится к глаголам-исключениям. И сегодня на уроке речь пойдет об этих глаголах

– Какую задачу вы поставите перед собой? (Запомнить глаголы-исключения, Учиться определять спряжение таких глаголов, Правильно писать их окончания)

- Какие же глаголы являются исключениями,

Послушайте сказку: Давным-давно, когда нас с тобой еще на свете не было, в царстве Грамматики жил-был царь Глагол со своим глагольным людом

Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение

Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и стал говорить им:
– Стар, я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать и после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие умные дети, и издал указ о разделении царства

Разлетелись гонцы во все концы с этой вестью, но не всех она обрадовала. Некоторые семьи из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах.

А Именно : гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Эти глаголы обратились к царю с просьбой:
– Милостивый государь, помоги нам.
– Что случилось?
– По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители – в царстве второго спряжения. Разреши нам остаться с ними.
– Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ.
– Смилуйся, государь, сделай исключение.
Физминутка «Эстафета с пакетом»

– Разрешил ли им царь? Мы узнаем об этом из царского указа. Сейчас вы на минутку превратитесь в царских гонцов и доставите мне пакет с указом. Мы поиграем в эстафету. Чей ряд быстрее доставит пакет с указом. Пакет должен пройти через руки каждого «гонца»

– Читаю указ царя

«Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Исключая: брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть и вертеть»

Не мог царь устоять перед просьбой и разрешил глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. По сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению.

Запишите глаголы-исключения

– Что узнали о глаголах-исключениях?

+ Глаголы-исключения относятся ко второму спряжению.

– Проверим как вы запомнили глаголы-исключения 2 спряжения.

Выполняем у доски по цепочке.

Шуметь, смотреть, сверкать, дышать, вертеть, бросать, колоть, сеять, видеть, обидеть.

(Образец рассуждения:

Рисовать – глагол на -ать, не является исключением, относится к 1 спряжению.

Слышать – глагол на -ать, исключение, относится ко 2 спряжению._


– Вернемся к нашей сказке.

А глаголы Стелить и Брить на -ить как услышали о глаголах-исключениях во 2 спряжении закапризничали и стали просить царя сделать их глаголами-исключениями 1 спряжения.

прочитайте об этом правило на с. 153

-Что узнали о глаголах-исключениях?

Физминутка

Я называю глагол. Если он I спряжения - вы поднимете руки вверх, если II-разводите их в стороны, если исключение - приседаете.

подкидывать                   брить                               светить

хрюкать                           вертеть                            носить

гулять                        дышать                           дежурить

сидеть                             обидеть                           лепить

печатать

в) Задание по выбору.

Желтая карточка:

Определи спряжение глаголов:

Дышать, думать, бегать, чистить, видеть, вертеть, прыгать, резать, брить, любить, обидеть, скучать, плавать, смотреть.

Розовая карточка (творческое задание)

Вставь в текст подходящие слова или фразы. Найди глаголы определи их спряжение.

Ярко ___________ солнце в погожий день. Его лучи _____________________________________лес. Все вокруг преобразилось: снег____________________________________________, деревья_________________________, птицы______________________________________. Посмотришь вокруг и понимаешь- ________________________________________________________.

- Какие исключения встретились вам.

В) Если эти глаголы относятся ко 2 спряжению, какая гласная будет в их окончании?

Работа у доски/Самостоятельная работа:

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели окончания глаголов.

Крепко держ.м, легко дыш.шь, весело игра.т, далеко вид.т, верт.тся колесо, завис.т от погоды, долго дума.т, терп.т боль, ненавид.м ложь. (Взаимопроверка)

5.Итог урока.

Вернитесь к карточке. Что изменилось в ваших предположениях? Чем пополнили свою копилочку знаний?

– Решили задачи, которые поставили перед собой в начале урока?

- Какой секрет открыли?

– Какие глаголы-исключения относятся к I спряжению.

– Какие глаголы-исключения относятся ко II спряжению.

Что должны запомнить?

– Поднимите руки кто сегодня на нашем уроке работал в полную силу?


6. Д/З с 154, №386, выучить глаголы-исключения:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “-е ” спрягать нельзя.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок русского языка в 4 классе "Глаголы-исключения"

Автор: Чиркина Ольга Михайловна

Дата: 12.10.2015

Номер свидетельства: 238797


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства