kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Слова, обозначающие названия предметов. Различение их по вопросам кто? что?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 4 классе общеобразовательной школыУрок путешествия в удивительный сказочный город Грамотеевск, все жители которого очень любят русский язык и гордятся своими знаниями. Жители сказочного города познакомят нас со словами,  обозначающими предметы, научат правильно задавать вопросы к этим словам. Нам предстоит узнать много интересного и полезного, того, что пригодится нам в жизни. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Слова, обозначающие названия предметов. Различение их по вопросам кто? что?" »




ТЕМА УРОКА: «Слова, обозначающие названия предметов. Различение их по вопросам кто? что?

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. формировать первоначальные представления о словах, обозначающих названия предметов, знакомить с обобщенным лексическим значением этой группы слов в языке;

  2. учить выделять слова, обозначающие предметы, в речи; развивать умение распознавать слова, отвечающие на вопрос «кто?» и слова, отвечающие на вопрос «что?»;

  3. воспитывать трудовые и положительные личностные качества, познавательную активность, умение работать в коллективе.


ХОД УРОКА:


I.ОРГМОМЕНТ.

-Станьте ровно. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

-Сегодня на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем наших гостей.

-Тихо и правильно сядьте.

II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА:

Прозвенел звонок и смолк – начинается урок.

И пускай грамматика – наука очень строгая,

Но мы с тобой грамматику осилим понемногу.

Она трудна, но без неё плохое было бы житьё!

На уроке не зевай : слушай, думай, отвечай.

И тогда ты в свой дневник «пять» получишь, ученик!


III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА:

- Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в гости в удивительный сказочный город Грамотеевск, все жители которого очень любят русский язык и гордятся своими знаниями. Жители сказочного города познакомят нас со словами, обозначающими предметы, научат правильно задавать вопросы к этим словам. Нам предстоит узнать много интересного и полезного, того, что пригодится нам в жизни.

Но стражники у ворот пропустят вас в город лишь тогда, когда проверят, как вы научились писать и проверять безударные гласные и парные согласные. Готовы ли вы побывать в сказочном городе Грамотеевске?

-Тогда не будем терять времени и отправляемся в путь.

  1. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО:

  1. Индивидуальная работа по карточкам:

КАРТОЧКА №1 (по программе инд.обучения 3 кл.)


Списать словарные слова в алфавитном порядке, поставить ударение.

Класс, ученик, медведь, учитель, картофель, мебель, тетрадь, дневник, грамота, портфель, Москва.


КАРТОЧКА №2 (по программе инд.обучения 3 кл.)

Прочитай пары твёрдых и мягких согласных. Закончи ими слова:

С-СЬ Л-ЛЬ Р-РЬ

кара… пена… врата…

ло… кисе… ковё…

автобу… апре… суха…

голо… мете… нояб…


КАРТОЧКА №3 (по программе 4 класса)

Буквы спорят в словах, разреши их спор. Подбери к словам проверочные слова:

Кру--- - ______, гара--- - ________ , медве---ь - __________, вра--- - _______, арбу--- - __________, зу--- - ___________, похо--- - __________, сугро--- - ________, моро--- - _________, огоро--- - __________ .


Каким правилом правописания ты пользовался?


КАРТОЧКА №4 (по программе 4 класса)

Вставь в словах пропущенные буквы. Подбери к словам проверочные слова:


С…ва - ______ , г…ра - ______, стр…на - ________, св…ча - ________, сл…ды -_______, гл…за -_______, ст…кло - _______, в…дро -________, зв…зда - _________, сл…за - ___________ .


Каким правилом правописания ты воспользовался?


  1. Проверка домашнего задания - повторение изученных орфограмм:

(на доске записано стихотворение)


Ой, ты, зимушка-з…ма, все доро…ки зам…ла,

Все п…ля сне…ком покрыла, все овра…ки зав…лила,

льдом одела оз…ро, речку зам…розила.


- Внимательно прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы в словах, подберите к словам проверочные слова.

-На правописание каких правил эти слова?

-Как проверить безударные гласные в словах?

(Если буква гласная вызвала сомнения, ты немедленно её ставь под ударение)


-Как проверить парные глухие и звонкие согласные в словах?

(Звук согласный проверяй – рядом гласный подставляй)


  1. Подведение итогов по проверке домашнего задания и индивидуальной работе по карточкам.

-Молодцы, вы хорошо справились с заданием, и жители городка рады приветствовать вас. Каждый из них хочет, чтобы вы обязательно побывали у него в гостях, где вас ожидают интересные задания.


  1. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.

  1. Введение в тему:

-Но сначала мы заглянем к Всезнайке.

Усаживайтесь поудобнее, слушайте повнимательнее и запоминайте.

(сопровождение рассказа учителя демонстрацией на мультимедиа)

-Давным-давно ещё в глубокой древности человек, познавая природу, мир вокруг себя, дал названия предметам и явлениям, которые его окружали. Он видел небо, солнце, реку и называл их. Он ощущал холод, жару и давал им названия. Человек изобретал и использовал вещи и придумывал, как их назвать : это топор, миска, дом… Дал он названия и своим чувствам, так родились слова любовь, красота, доброта… Когда появились разные профессии, они тоже получили названия : охотник, рыболов… И страшные события нашли отражение в речи, они стали называться голод, война, болезнь…

Весь мир людей, животных, растений, явлений природы, города, реки, горы, страны, события, качества, действия – всё названо, всё имеет своё имя.

Одни слова отвечают на вопрос КТО? Это живые предметы. Остальные слова отвечают на вопрос ЧТО?

а) Дидактическая игра «Угадай слово»:











К


Н


И


Г


А


-Назовите, что нарисовано на картинках. Из начальных букв этих слов составьте новое слово.

-Что обозначает это слово? Какой вопрос можно задать к этому слову?

Почему?

( составляется опорная схема-таблица)

растения

явления природы

события

предметы

города, реки, горы, страны












К


Л


О


У


Н


-Рассмотрите иллюстрации. Из начальных букв этих слов составьте новое слово.

-Что обозначает это слово? На какой вопрос оно отвечает? Почему?

(дети формулируют вывод, составляется схема)


люди

рыбы

животные

птицы

профессии людей

- Слов, обозначающих предметы, в русском языке очень много, и без них было бы трудно людям понимать друг друга.

- Спасибо Всезнайке. Полученные знания пригодятся нам сегодня на уроке. А теперь мы отправляемся к Чистописалкину.


ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:

Вот помощники мои: правая и левая,

Их как хочешь поверни, и они всё сделают.


  1. Минутка чистописания:

а) прописывание по образцу учителя букв и буквенных соединений,

б) составление и запись с проговариванием слогов и слов,

в) комментированное письмо предложения:


Знания для ума, что теплый дождик для всходов.


-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Найдите в предложении слова, обозначающие предметы. Задайте к словам вопросы.


3) Словарная работа:

-Посмотрите, нас уже ждет Словарик, он приготовил для нас свои загадки.


а) Работа с загадками:

-К словам-отгадкам поставить вопрос кто? или что? Объяснить, почему.

В огороде вырастаю, а когда я созреваю,

Варят из меня томат, в щи кладут и так едят.(помидор)


Летом бродит без дороги между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (медведь)


Не артист, а голосист, не ездок, а шпоры у ног.

Утром рано встает, детей в школу зовет.(петух)


Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картофель)


Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)


С хозяином дружит, дом сторожит.

Живет под крылечком, а хвостик колечком.(собака)


б) Звуко-буквенный анализ слова:

-Ну а теперь мы идем к соседу Словарика – Почемучке. У него тоже найдётся для нас интересное задание.


-Соберите слово, правильно расставив в нем буквы


Р И Н О А Д (Родина)

-На какой вопрос отвечает слово?

-Что мы называем Родиной?

-Что является нашей общей Родиной?

-Чем известна всему миру наша родная Кубань?


в) Составление предложения из слов, данных в нужной форме:

РОССИЮ, ХЛЕБ, КОРМИТ, ВСЮ, КУБАНИ.

-Запишите предложение. Вспомните правила правописания предложения.

(разбор предложения, составление схемы).


-Найдите в предложении слова, обозначающие название предметов. На какие вопросы отвечают эти слова?


Ф И З М И Н У Т К А

Мы живем в родном краю,

Я вас всех приветствую:

- Здравствуй, солнце золотое!

- Здравствуй, небо голубое!

- Здравствуй, легкий ветерок!

- Здравствуй, хлебный колосок!


  1. Наблюдение за словами, которые отвечают на вопрос кто? что?

-У художника Кисточкина тоже есть для нас задание.

(работа по иллюстрации)
















-Рассмотрите картинку.

-Запишите, кто живет в лесу, потом, что растет в лесу.

Кто? :_________________________________________________.


- Объясните, почему к этим словам мы задаем вопрос КТО?


Что?: _________________________________________________.


-Почему к этим словам надо ставить вопрос ЧТО?

(формулирование вывода с опорой на схему-таблицу)


ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ С ПАЛЬМИНГОМ

Проведём, друзья, сейчас мы гимнастику для глаз.


  1. Упражнение в различении слов, обозначающих названия предметов по вопросам


- У малыша Любознайки нас ждёт еще одно интересное упражнение.

(самостоятельная работа – Упражнение 1 стр. 88)


-Прочитайте стихотворение.

-Выпишите выделенные слова в два столбика.

КТО? ЧТО?


-Объясните, почему для одних животных ещё ночь, для других – уже утро.


  1. Обобщение изученного по теме урока

-Молодцы, ребята. Все жители сказочного города Грамотеевска очень довольны вами. Вы очень старались, и поэтому они приглашают вас немного поиграть в свою любимую игру «Четвёртый лишний».

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»


-Из каждой группы слов исключите одно лишнее. Объясните свой выбор:

*тетрадь, ученик, пенал, ручка

* врач, бинт, вата, зелёнка

*телёнок, лошадь, овца, коровник

*марка, почтальон, газета, конверт

*сестра, брат, дом, родители

-Какие слова отвечают на вопрос КТО?

-Какие слова отвечают на вопрос ЧТО?


  1. ИТОГ УРОКА

-К сожалению, урок подходит к концу, и нам пора возвращаться к себе в школу. Но мы ещё не раз побываем в городе, где все жители любят и знают русский язык.

-С какой темой познакомились на уроке?

-Что нового узнали сегодня на уроке?

-Чему учились на уроке?


  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Гвенетадзе Надежда Егоровна

Дата: 02.11.2014

Номер свидетельства: 125348


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства