kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка (развитие речи) 6 класс Тема: «Основная мысль текста». В. Сухомлинский «Красота»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель - использование системы познавательных заданий для учащихся с целью развития знаний по данной теме, развития разных видов компетенций.

Задачи

  • развивать  умение  давать самооценку своей деятельности;
  • самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе;
  • формировать разные виды УУД;
  • воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, деликатность, дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, уважение;
  • воспитывать любовь к родному языку

Планируемые результаты обучения:

предметные

метапредметные

личностные

развивать речь  обучающихся,  логическое мышление, коммуникативные возможности

познавательные УУД: умение работы с текстом, извлекать информацию, определять основную информацию,                             излагать мысли на заданную тему

 регулятивные УУД: умение принимать и осознавать учебную задачу, планировать в                             сотрудничестве с учителем и одноклассниками                             необходимые действия и выполнять их;

ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

коммуникативные УУД: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, строить небольшое моногогическое высказывание

осознавать понятие «красота» во взаимоотношении

«человек – природа»,

воспитывать нравственные качества: чувство товарищества; деликатность; дисциплинированность; ответственность; способность сопереживать; уважение, а также    воспитывать любовь к родному языку

 

Виды деятельности: беседа, проблемные вопросы, создание своего текста на основе прочитанного и иллюстрации к нему, работа в группах.

Оборудование

  • Компьютер с колонками.
  • Мультимедийное оборудование.
  • Презентация к уроку в программе PowerPoint.
  • Задания для обучающихся  (по группам и индивидуальное).
  • Листы самооценки

Мотивация учащихся

 

   В процессе обучения ученик при помощи своей группы и учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности;

  • яркая и образная  подача  нового теоретического  и практического материалов позволяет заинтересовать обучающихся; 
  • включение  в ткань урока  фрагмента видео-физминутки позволяет  позитивно настроить обучающихся  на работу.

Рефлексия деятельности на уроке

Проверка и оценивание результатов уроке

  • Самооценка (лист оценки)
  • Каждая группа оценивает работу другой группы.

В начале урока – оценивание эмоций, в конце урока ребятам предлагается вернуться к листку  «Цели» и сопоставить цели, которые они ставили перед собой в начале урока с теми, которых они (по их мнению) достигли в конце.

Домашнее задание

Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности)

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка (развитие речи) 6 класс Тема: «Основная мысль текста». В. Сухомлинский «Красота» »

Урок русского языка (развитие речи) 6 класс

Тема:

«Основная мысль текста». В. Сухомлинский «Красота»

Учитель русского языка и литературы – Орлова Наталья Олеговна

Цель - использование системы познавательных заданий для учащихся с целью развития знаний по данной теме, развития разных видов компетенций.

Задачи

  • развивать умение давать самооценку своей деятельности;

  • самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе;

  • формировать разные виды УУД;

  • воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, деликатность, дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, уважение;

  • воспитывать любовь к родному языку

Планируемые результаты обучения:

предметные

метапредметные

личностные

развивать речь обучающихся, логическое мышление, коммуникативные возможности

познавательные УУД: умение работы с текстом, извлекать информацию, определять основную информацию, излагать мысли на заданную тему

регулятивные УУД: умение принимать и осознавать учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия и выполнять их;

ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

коммуникативные УУД: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, строить небольшое моногогическое высказывание

осознавать понятие «красота» во взаимоотношении

«человек – природа»,

воспитывать нравственные качества: чувство товарищества; деликатность; дисциплинированность; ответственность; способность сопереживать; уважение, а также воспитывать любовь к родному языку


Виды деятельности: беседа, проблемные вопросы, создание своего текста на основе прочитанного и иллюстрации к нему, работа в группах.

Оборудование

    • Компьютер с колонками.

    • Мультимедийное оборудование.

    • Презентация к уроку в программе PowerPoint.

    • Задания для обучающихся (по группам и индивидуальное).

    • Листы самооценки

Мотивация учащихся


В процессе обучения ученик при помощи своей группы и учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности;

    • яркая и образная подача нового теоретического и практического материалов позволяет заинтересовать обучающихся;

    • включение в ткань урока фрагмента видео-физминутки позволяет позитивно настроить обучающихся на работу.

Рефлексия деятельности на уроке

Проверка и оценивание результатов уроке

    • Самооценка (лист оценки)

    • Каждая группа оценивает работу другой группы.

В начале урока – оценивание эмоций, в конце урока ребятам предлагается вернуться к листку «Цели» и сопоставить цели, которые они ставили перед собой в начале урока с теми, которых они (по их мнению) достигли в конце.

Домашнее задание

Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности)


Сценарий урока

Мотивация

Учитель: Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, что можно делать под музыку?

Ответы учащихся: «Смотря какая музыка! Если весёлая, то танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться, а если грустная, можно просто послушать»

Ну что ж, давайте просто послушаем (звучит «Весенний вальс» Шопена, на слайдах картинки природы)

Какие глаголы подберёте для оценки музыки?

Ответы учащихся: «слушать, радоваться, удивляться, наслаждаться»

Целеполагание

Учитель: Вы назвали самые главные слова, которые будут определять всю нашу деятельность на уроке. Сегодня мы с вами будем продолжать развивать умения работать с текстом, самим создавать высказывание.

Стадия вызова

У меня есть замечательная грамматическая шкатулка, в которой хранятся задания для групп. Руководители групп, подойдите и выберите задание.

А теперь обратимся к удивительному высказыванию Василия Александровича Сухомлинского (на слайде): «Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном небе и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

- Умейте и вы слушать эту музыку, умейте наслаждаться красотой.

- Какова основная мысль этого высказывания? Найдите в тексте.

- Назовите ключевое слово (красота)

- Задание 1 группе «Справочное бюро». Работа с толковым словарём: найти лексическое значение слова «красота», составить со словом предложения.

Учитель: Пока ребята 1 группы готовятся объяснить своё задание, сделайте вывод, что такое основная мысль текста.

Ответы 1 группы: «Красота – совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху». Запись определения слова «красота» в тетрадь.

Работа с текстом

- Итак, познакомимся со сказкой В.Сухомлинского. Чтение учителем сказки.

Ночью пруд покрылся тоненьким хрупким ледком. На заре ледок заиграл радужным блеском: видите, как переливаются краски зари?

Ледок становится то алым, то красным, то фиолетовым. Вот он загорелся, как огненное море. Показалось солнышко из-за горизонта. И ледок стал багровым. На вербе сидела Синичка. Она любовалась игрой утренней зари на ледке. Синичка пела свою нехитрую песенку о хрупкой, нежной, тонкой красоте. Её песенка была радостная и немножко грустная: вот поднимется солнышко, растопит ледок, исчезнет очарование.

- Я маленькая, мои ноготки мягкие, как пушинки, но и мне нельзя садиться на это волшебное зеркало, - рассказывала синичка миру. – Да, это зеркало, в котором отражается весь мир. Смотрите, смотрите на эту красоту! Разве можно спать в эту пору?

А на берегу в это время стоял Вол. Он слушал песню Синички и умилялся. Если бы он был не Вол, у него закапали слёзы от умиления. Но он был Вол. Ему захотелось поближе посмотреть на красоту, о которой пела Синичка. Он подошёл к самой кромке льда, но и отсюда никак не мог увидеть красоту. Вол вошёл в пруд, ледок затрещал, волшебное зеркало рассыпалось, со дна поднялась муть.

- Где же эта красота? – промычал Вол и, напившись воды, побрёл к противоположному берегу.

- Вам понятна сказка?

- На столах лежат листы с распечатанным текстом и задание, выбранное руководителем группы, приступите к обсуждению и приготовьте ответ. На работу 5-8 минут.



Работа в группах

- Задание для 1 группы: разорванная цепочка. Восстановите фразу. Предложение запишите в тетрадь.

Заполненный лист

Назначение красоты

спасёт мир

Красота

радовать

Красота

вечность, длящаяся мгновение


Задание для 2 группы: Определите тему, озаглавьте. Какие слова раскрывают содержание текста? Какова основная мысль сказки? Сформулируйте и запишите её.

Ответы учащихся: «можно легко погубить то, что вызывает восхищение, приносит радость, надо бережно относиться к красоте окружающего мира»

Задание для 3 группы: Что такое красота, по мнению автора? Какими словами передаёт своё понимание автор. Подчеркните слова, которые передают эмоции автора и его отношение к теме разговора. Выпишите их.

Ответы учащихся: «красота – заря, солнышко, зеркало, мир, очарование, ледок, песенка, синичка, умиление; нежная, тонкая, хрупкая»

Задание для 4 группы: Составьте и запишите вопросы, которые хотелось бы обсудить с ребятами.

Физминутка «Бабочка»

Диалог

Вопросы для обсуждения (составлены учениками 4 группы):

- Какими глазами смотрела на мир Синичка?

- Что её больше всего восхищало в разноцветном ледке?

- Почему Синичка пела о красоте, разве она не могла любоваться молча?

- Если бы не пение Синички, заметил бы Вол переливающийся всеми цветами радуги ледок?

- Какая красота? Как вы это понимаете?

- Как вы думаете, как автору удалось написать такой красивый текст?

- Приведите примеры использования автором средств выразительности (эпитеты, олицетворения).

- Когда вы видите что-то красивое, хочется ли вам рассказать об этом? Почему?

Творческое домашнее задание (на выбор)

  • Составь сказку по аналогии: «Любуемся капелькой росы»

  • Мини-размышление по одной из фраз: «Назначение красоты – радовать», «Красота спасёт мир», «Красота – вечность, длящаяся мгновение»

Рефлексия

Возьмите, пожалуйста, изображение – символ и покажите своё настроение, эмоции?

Учащиеся заполняют лист самооценки. Что нового узнали? Чему научились?

Было ли интересно? Проявил ли активность?



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Орлова Наталья Олеговна

Дата: 19.06.2014

Номер свидетельства: 107081


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства