kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка. Подготовка к написанию сочинения по картине А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Подготовка к написанию сочинения по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».

Класс: 5

Предмет: русский язык.

Вид: урок развития речи.

Цели  урока:

  1. подготовить учащихся к сочинению описанию c элементами повествования;
  2. показать взаимосвязь разных жанров искусства;
  3. закрепить знания учащихся по лексике (прямое и переносное значение, метафоры, эпитеты);
  4. развивать умение работать с орфоэпическим словарем;
  5. привить интерес к русской природе и искусству: литературе, живописи, музыке.

Оборудование: мультимедийное устройство, интерактивная доска, презентации, музыкальное сопровождение ( аудиофрагменты оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…» (mp3_1, mp3_2, mp3_3), карточки с дифференцированным заданием, орфоэпические, толковые словари.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. Подготовка к написанию сочинения по картине А.Врубеля «Царевна-Лебедь» »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Муниципального образования Темрюкский район




Урок русского языка в 5 классе

Тема: Подготовка к написанию сочинения

по картине А.Врубеля «Царевна-Лебедь»


Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы / [авт.-сост. С.И.Львова]. – 2-е изд., перераб., – М.: Мнемозина, 2008. 215с.

Учебник: Русский язык. 5 класс. В 3 частях.Ч.1-3: учеб. для общеобразовательных учреждений/С.И.Львова, В.В.Львов. – 3-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008. -208с.: ил.






Подготовил:

учитель русского языка и литературы

Яковенко Светлана Валерьевна


2014/2015 учебный год




Тема урока: Подготовка к написанию сочинения по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».

Класс: 5

Предмет: русский язык.

Вид: урок развития речи.

Цели урока:

  1. подготовить учащихся к сочинению описанию c элементами повествования;

  2. показать взаимосвязь разных жанров искусства;

  3. закрепить знания учащихся по лексике (прямое и переносное значение, метафоры, эпитеты);

  4. развивать умение работать с орфоэпическим словарем;

  5. привить интерес к русской природе и искусству: литературе, живописи, музыке.

Оборудование: мультимедийное устройство, интерактивная доска, презентации, музыкальное сопровождение ( аудиофрагменты оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…» (mp3_1, mp3_2, mp3_3), карточки с дифференцированным заданием, орфоэпические, толковые словари.

Предварительная подготовка учащихся: подготовка сообщения и презентации о художнике М.А.Врубеле, выразительное чтение отрывка из «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина.

Ход урока:

Содержание урока

Деятельность учеников

Оборудо-вание

1.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.



2.

Слово учителя:

- Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

В первую очередь нас всегда интересует личность художника, прослушаем сообщение: «Жизнь и творчество художника М.А.Врубеля»

Слушание.


3.

Доклад ученика о художнике М.А.Врубеля.

Слушание.

Презен-тация №2

4.

Слово о картине.

Дали слепы, дни безгневны,

Cомкнуты уста.

В непробудном сне царевны

Синева пуста.

Что мгновенные бессилья?

Время - легкий дым...

Мы опять расплещем крылья,

Cнова полетим!

Александр Блок

Картина М.А.Врубеля полна поэзии, светлого чувства, чего-то волшебного и печального. История создания этой картины заслуживает пристального внимания.

Опера Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане …» была создана к столетию со дня рождения А.С.Пушкина. Премьера «Сказки о царе Салтане…» состоялась 21 октября (2 ноября) 1900 года на сцене московской частной оперы — Товарищества Солодовниковского театра. В роли Царевны-Лебеди выступала Надежда Ивановна Забела. Ее изображение в костюме Царевны-Лебеди появилось на открытке. Она-то и стала музой художника М.А.Врубеля.

Теперь холст хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Чтобы лучше понять настроение картины, прослушаем фрагмент из оперы Н.А.Римского-Корсакова.

Слушание.


Слайд №2-3










5.

Прослушивание фрагмента из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане …»

mp3_1

6.

Слово учителя:

- "Сколько у нас красоты на Руси... И знаешь, что стоит во главе этой красоты - форма, которая создана природой вовек. … но бесконечно дорога потому, что она носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою?" – писал М.А.Врубель.

Выразительное чтение стихотворения отрывка из «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина (фоном выступает отрывок из одноименной оперы»)

Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит,

Глядь: поверх плакучих вод

Лебедь белая плывет…

Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты,

Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает словно пава;

А как речь-то говорит;

Словно реченька журчит.

А.С.Пушкин

Слушание






mp3_2, слайд №2

Презентация №1, текст отрывка стихотворения (распечатан для каждого)

7.

Рассмотрение картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

- Откройте приложения к учебнику для детального рассмотрения картины (картина М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»)

- Как вы понимаете название картины «Царевна-Лебедь»?

- В каком жанре написана картина?

( Если художник изображает человека…)






Портрет.

Слайд №2 Презентация №1, иллюстра-ция в приложении к учебнику.

8.

Работа по картине.

1) Опишите кратко пейзаж, изображенный на картине.

2) Какой предстаёт природа на полотне художника? Как художнику удалось передать её волнующую мощь?

3) Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Почему?

4) Опишите подробнее остров.

5) Опишите небо.

6) Опишите водную гладь.

6) Кто оказывается в центре внимания художника? Опишите Царевну-Лебедь.

7) Ещё раз внимательно рассмотрите и картину и скажите, что стремился художник показать, прежде всего?

8) Какое настроение художник передал в картине? Какое чувство вызывает картина у вас?

Ответы учащихся.




9.

Работа над планом сочинения.

- Первый шаг на пути написания сочинения…

- Во вступлении мы должны сказать о …






- Вторым пунктом плана станет описание картины. С чего можно начать?



- Затем…


- Теперь начнем описывать саму Царевну-Лебедь. На что мы обратим внимание в первую очередь?

- Чтение текста упражнения №20 стр. 12

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

- Внимательно посмотрите на текст стихотворения, найдите в нем слова, которые сейчас не употребляются. Как вы думает, почему автор их употребляет? Запишем эти слова в тетрадь. Попробуем перевести их на современный язык.

- Что мы будем описывать дальше в образе Царевны-Лебеди?


- Нас привлекает фантастическое одеяние царевны. Опишем одежду царевны.

- Заключительный пункт нашего сочинения. Что мы расскажем в нем?


- План

- Мы можем рассказать о поэте А. С. Пушкине, композиторе Н. А. Римском-Корсакове, художнике М. А. Врубеле, об изображении сказочного образа Царевны-Лебеди в произведениях разных жанрах искусства.

- Можно начать с настроения, которое передает картина.



- Опишем фон, на котором изображена царевна.

На лицо царевны.













- Это слова: отвесть, величава, пава.

Запись в тетрадь:

Отвесть – отвести, величава – великая, пава – павлин.

- Опишем позу.




- Настроение, которое создаёт картина. Мастерство художника. Мое отношение к картине.

Слайд №4

1 пункт плана





Слайд №4

2а пункт плана

2б пункт плана

2в пункт плана




















Пункт 4 плана

10.

4. Физкультурная минутка

В золотом кокошнике резном,

(руки вверх над головой, описываем полукруг)

В белоснежном длинном платье до земли

(руки в стороны, описываем полукруг)

И с глазами полными печали

(закрываем, открываем глаза)

Предстает пред нами дева необычной красоты…
(руки вперед, разводим в стороны, опускаем вниз)

Выполнение физического упражнения, фоном выступает отрывок из оперы Н.А.Римского-Корсакова

mp3_3

11.

Словарная работа.

Задание №1.

Прочитаем отрывки стихотворения, выберем словосочетания, относящиеся к описанию Царевны-Лебеди. Выпишем их в тетрадь.

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Задание № 2.

Работа со словарем в справочных материалах к учебнику. Найдем определение слов яхонт, скатный, запишем определения в тетрадь.

Задание № 3.

Индивидуальная работа со словарем синонимов.

Карточка №1

Подобрать синонимы к слову: художник.

Карточка № 2

Подобрать синонимы к слову: картина.

Карточка №3

Подобрать синонимы к слову: создать (картину, образ).



Задание №4.

Подберем эпитеты и метафоры, запишите понравившиеся.

О впечатлении от картины: пленять, восхищать, привлекать, вдохновлять, волшебное очарование, дарить пленительное видение, восхитительное видение.

О царевне: волшебное превращение, сказочные превращение, сказочное одеяние, белоснежные воздушные крылья, полувоздушное оперение, жемчужное ожерелье, узорчатый кокошник, серебряное кружево фаты, большие печальные глаза.

О пейзаже: морской пейзаж, сине-лиловые сумерки, розовый свет вечерней зари, огни волшебного чудо-острова, чудесные отсветы.



Задание № 5

Соотнесите понятия с их определениями:

Кокошник

Нарядный женский головной убор

Поднизь

Нить или сетка с бисером, жемчугом на головном уборе.

Задание № 6.

Орфоэпическая разминка.

Расставьте правильное ударение в словах:

Кокошник, поднизь, героиня.


Записи в тетрадь

Не можно глаз отвесть, свет божий затмевает, ночью землю освещает, месяц под косой блестит, во лбу звезда горит, величава, будто пава, говорит,

словно реченька журчит











Запись в тетрадь определение слов яхонт и скатный.


Дифференцированная работа.

Записи в тетрадях:

Художник – живописец, творец, создатель картины.

Картина – полотно, холст, произведение живописи, произведение искусства, художественное произведение, художественное творение.

Создать – написать, изобразить, выразить, отразить.


Чтение, выбор эпитетов и метафор, запись в тетрадь.




















Работа с орфоэпическими словарями.































Слайд №6














Слайд №7





Слайд №8

12.

Устное описание картины


Слайд №2

13.

Подведение итогов урока.


Слайд №9



Литература:

  1. Русский язык. 5 класс. В 3 частях.Ч.1: учеб. для общеобразовательных учреждений/С.И.Львова, В.В.Львов. – 3-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008. -208с.: ил.

  2. Русский язык. 5 класс. В 3 частях.Ч.3: учеб. для общеобразовательных учреждений/С.И.Львова, В.В.Львов. – 3-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008. -208с.: ил.

  3. Уроки русского языка. 5 класс: пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 6 класс» / И.П.Васильевых; под. Ред. С.И.Львовой. – М.: Мнемозина, 2008.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Яковенко Светлана Валерьевна

Дата: 12.09.2014

Номер свидетельства: 113564


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства