Урок русского языка по теме "Имя прилагательное.Повторение и обобщение изученного".
Урок русского языка по теме "Имя прилагательное.Повторение и обобщение изученного".
Данный урок является уроком повторения и обобщения знаний по теме "Имя прилагательное", что позволяет обучающимся систематизировать знания об имени прилагательном. Преподавание ведётся по УМК под ред. В.В.Бабайцевой. На уроке ребятам для повторения темы предлагаются разнообразные задания: творческая работа (описать любимую игрушку), исследовательская работа (установить соответствие между разными частями речи:глаголами, именами существительными, именами прилагательными),теоретическая работа (закончить выражения) и другие. Урок предполагает использование ИКТ (презентация). Использование в начале урока музыкального сопровождения(песня "Улыбка") создаёт положительный эмоциональный настрой. В плане урока соблюдены санитарно - гигиенические требования(чередуются виды деятельности, запланировано проведение физкультурной минутки). В урок включён этап рефлексии, с помощью которого учитель выяснит, насколько хорошо дети усвоили матермал, над чем ещё предстоит работать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Имя прилагательное.Повторение и обобщение изученного". »
Тема: Имя прилагательное. Повторение и обобщение изученного.
Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся о прилагательном; развивать мыслительную деятельность обучающихся, активизировать познавательную деятельность обучающихся; воспитывать чувство коллективизма, дух соревнования, чувство патриотизма.
Оборудование: компьютер; проектор презентация, фонограмма песни «Улыбка», игрушки.
Ход урока
Организационный момент (звучит фонограмма песни «Улыбка», учитель говорит на фоне музыки)
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику. Пожелайте друг другу успехов в работе по теме урока.
(Записывается число, классная работа)
2. Вводная часть урока.
- Сегодня мы с вами должны обобщить и систематизировать знания о прилагательных.
(Слайд 1,2) Как обычно, начнём наш урок с небольшой разминки. Послушайте, как говорит о море А.С. Пушкин в стихотворении «К морю»:
Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз. (Слайд 3)
-Найдите в стихотворении имена прилагательные и запишите в тетрадь. Что можно сказать об отношении автора к морю? Здесь, где живём мы, нет моря. Но от этого наше село не стало хуже. А вы любите своё родное село? Опишите его при помощи имён прилагательных, запишите их в свою тетрадь.
- Давайте послушаем, что у вас получилось (дети называют имена прилагательные). Вот и вы показали свою любовь к родному селу. У каждого человека есть своя малая Родина и он её любит. Не забывайте об этом.
3. Теоретическая работа «Закончить выражения».
Ребята, в ходе разминки вы подобрали много прилагательных. А что вы знаете о прилагательном? Давайте проверим.
Прилагательное-это…
Изменяется по...
Имеет степени сравнения…
Простая сравнительная степень образуется…
Составная сравнительная степень образуется…
Простая превосходная степень образуется…
Составная превосходная степень образуется…
Прилагательное имеет разряды… (Слайд 4)
4. Исследовательская работа.
- А сейчас вам предстоит установить соотношение глаголов, прилагательных и существительных в текстах художественного стиля. Какие вы знаете типы речи? (описание, повествование и рассуждение). Первая группа поработает над описанием, вторая - над повествованием, а я посмотрю рассуждение. Наша задача – пронаблюдать, зависит ли от типа речи частота использования прилагательных. Каждая группа ознакомит других с результатами исследования, а потом вместе мы сделаем вывод.
- А теперь немного отдохнём. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните: вдох – выдох, вдох - выдох и ещё раз вдох – выдох. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что – то не нравится, расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи: вдох - выдох, вдох - выдох.
6. Восстановление деформированного текста «Вслед за автором»
- Имя прилагательное – это часть речи, которую очень любят поэты. Почему. Давайте попробуем вспомним некоторые стихи. Вставить пропущенные слова. Определить их разряд
… пора! Очей очарованье! ... мне твоя …краса. Люблю я … природы увяданье, в багрец и золото одетые леса.
И стоит берёза в … тишине, и горят снежинки в … огне.
Найти в тексте предложения, где есть прилагательные в какой-либо степени сравнения, определить их синтаксическую роль.
На первый взгляд, в берёзовой роще все деревья кажутся одинаковыми. А если присмотришься, то увидишь, что это не так. Вот стоит самая большая берёза. Рядом – берёзы меньше. Чуть дальше видна берёза с самым толстым стволом. У других стволы тоньше. А на краю рощи две маленькие берёзки. У одной веточки более пушистые, чем у другой. (Слайд 9)
8.Творческая работа:
Я просила вас принести сегодня на урок ваши любимые детские игрушки. Опишите любимую в детстве игрушку: куклу, матрёшку, ваньку – встаньку, буратино и т.д., используя прилагательные.
(Зачитывается пример мини – сочинения). (Слайды 10-11)
Проверка.
9. Домашнее задание
Привести примеры пословиц, названий сказок, басен, где использованы прилагательные (8-10), выполнить морфологический разбор одного прилагательного.(Слайд 12)