kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Буквы Ы - И после Ц" в 5 классе в свете ФГОС нового поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Буквы Ы - И после Ц" составлена согласно ФГОС нового поколения, поэтому задачи урока разделены на предметные, метапредметные и личностные. Педагогическими технологиями на уроке являются проблемное обучение и обучение в сотрудничестве.На организационном этапе урока учащиеся замотивированы к учебной деятельности, на этапе актуализации знаний, попадая в проблемную ситуацию, обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока. В течение урока учащиеся анализируют, сравнивают, доказывают, отстаивают своё мнение, планируют собственную деятельность. Выполняя компетентностно-ориентированное задание, ученики показывают умение работать самостоятельно по алгоритму, адекватно оценивать свою деятельность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Буквы Ы - И после Ц" в 5 классе в свете ФГОС нового поколения »


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

русский язык 5 класс


Тема урока: « Буквы и-ы после ц»

Место урока по теме: 1 – ый урок по теме

Тип урока: Открытие новых знаний

Формы, приемы, методы:

Формы: индивидуальная, групповая

Методы: проблемный вопрос, проблемная ситуация

Приёмы: фронтальный опрос, работа в группах, приём «Да-нет», дифференцированные задания

Цель урока:

Познакомить с новым опознавательным признаком – наличием звука Ц перед гласным, с правописанием  Ы –И после Ц

Задачи урока:

Предметные:

1. Способствовать развитию навыка правописания букв и-ы после ц.

2. Развивать орфографическую зоркость, т.е. умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале.

Метапредметные:.

1. Познавательные УУД:

владеть приёмами отбора и систематизации материала;

анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать;

преобразовывать информацию (текст правила) в алгоритм, действовать по алгоритму.

2. Регулятивные УУД:

искать пути решения учебной задачи;

самостоятельно решать предложенные учебные задачи;

соотносить цели и результаты своей деятельности;

определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные УУД:

строить связное монологическое высказывание;

представлять результат своей деятельности и деятельности группы.


Личностные :

1. Формировать адекватную самооценку

2. Учить применять орфографические знания в повседневной жизни

3. Прививать интерес к познавательной деятельности




Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Орфограмму «Буквы И-Ы после Ц»

Исторические особенности слов с буквами И-Ы после Ц

Опознавать орфограмму в тексте

Составлять алгоритм и пользоваться им

Применять изученную орфограмму для решения практических задач


Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Учебно-познавательные, регулятивные, коммуникативные

Проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, дифференцированного обучения, деятельностный подход

Доска, компьютер, бланки ответов для задания (КОЗ). учебник


ХОД УРОКА

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: Организационный

Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим работу в нашей маленькой лингвистической лаборатории. К концу урока мы узнаем, кто из вас самый внимательный, находчивый, активный на уроке.

-Всё ли готово к уроку?

Настраиваются на урок

Личностная. Мотивация к учебной деятельности на личностно-значимом уровне


Включение в учебный процесс

II этап: Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно сформулируют тему урока

- Ребята, посмотрите, Коля Синицын написал СМС- письмо своим родным, но некоторые слова компьютер почему-то подчеркнул:

Дорогие сестрици!

Спешу вас обрадовать, взял билеты до Цымлянска. Скоро буду. До встречи, ваш брат Николай Синицин.

-Как вы думаете, почему?

- Что объединяет слова?

- Постарайтесь сформулировать тему урока.

Учащиеся обсуждают ситуацию, с которой и они не раз сталкивались, отправляя СМС







Примерные ответы:

- Красной волнистой чертой подчёркивается орфографическая ошибка в слове.

- Во всех словах есть буква Ц.

- Тема урока: «Буквы И-Ы после Ц»

Учебно-познавательная, коммуникативная

Фронтальная беседа

Умение сотрудничать, анализировать, сравнивать, доказывать, отстаивать своё мнение, самостоятельно формулировать тему урока

III этап: Постановка целей и задач

Выявление затруднения в деятельности учащихся, пути решения задачи при помощи постановки целей и задач, планирования дальнейшей деятельности

- Что нужно сделать, чтобы помочь Николаю Синицыну написать грамотное письмо? Используйте слова:

- Я узнаю…

- Я смогу…

- Я научусь..

- Я смогу применить…







- Как вы сможете достичь этих целей? Что поможет нам? С чего нужно начать?

Выдвигают формулировки целей, обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей


Примерные ответы:

- Я узнаю, когда после Ц пишется И, когда Ы.

- Я смогу помочь Николаю Синицыну исправить ошибки в СМС

- Я научусь правильно писать слова с буквами И-Ы после Ц

- Я смогу применить знания в жизни, например, правильно решу упражнение и получу «5»

- С изучения орфограммы. Поможет учебник.

Учебно-познавательная (планирование деятельности), коммуникативная

Беседа

Умение формулировать цели, задачи урока, планировать собственную деятельность

IV этап: Решение учебной задачи (открытие нового знания)

Побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности, формирование умения преобразовывать информацию

Организует групповую работу по открытию нового знания: класс делится на группы, одной группе предлагается систематизировать материал учебника в виде схемы, второй группе – составить алгоритм

Исследуют теоретический материал, работая в группе, обсуждают, находят пути решения задания


Возможные ответы:

1 группа:

Слова на –ция?

    да               нет    

    /                     \  

станция           2. В какой части слова буква?    

                           /                                   \

                        в окончании,               в корне

                       в суффиксе                        \                

                                 /                             3. Слово-искл.?

                               Ы                                     /                        \

                         улицы                                 да                       нет

                          куцый                                 /                           \

                         Синицын                            Ы                         И

                                                             Цыган                      цирк

                                                             На цыпочках      цифра

                                                             Цыплёнок

                                                             Цыц

                                                             Цыкнуть    


2 группа:

Ы после Ц

И после Ц

1.В корне слов-искл: цыган, на цыпочки, цыплёнок, цыкнул, цыц

1.В корнях слов

2.В окончании

2.В словах на

-ция

3.В суффиксе



Учебно-познавательная, коммуникативная

Исследование, работа в группах

Умение преобразовывать информацию в схему, алгоритм, т.е. анализировать, систематизировать.

V этап: Первичное закрепление

Организация усвоения детьми нового способа знания, практического его применения

Организует работу по первичному закреплению нового знания

- Вернёмся к СМС Синицына. Помогите ему правильно написать слова на данную орфограмму

Выполняют задание с проговариванием по алгоритму или схеме

Учебно-познавательная, коммуникативная

Индивидуальная работа

Умение действовать по алгоритму

VI этап: Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

Организовать учащихся на самостоятельное пошаговое выполнение заданий нового типа, на самопроверку по эталону (образцу)


Организует выполнение задания по алгоритму (КОЗ классического типа – См. приложение.)

Самостоятельно выполняют задания нового типа, сравнивают с эталоном.

Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи.


Учебно-познавательная

Выполнение КОЗ, самооценка

Умение работать самостоятельно по алгоритму, сопоставлять с эталоном, адекватно оценивать свою деятельность

VII этап: Применение нового знания и включение в систему знаний

Обеспечить включение нового знания в систему знаний;

организовать

повторение и закрепление ранее изученного, самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

создать ситуацию успеха для каждого;


-А теперь поменяемся ролями.

На доске записаны слова. Одно из них я загадаю, а вы задаёте мне такие вопросы, на которые я вам буду отвечать «да» или «нет», пока не отгадаете слово

Циркуль, цинга, информация, циклон, цикл, цыкнуть, страницы, ситуация, Царицыно, проказницы.

Участвуют в игре, продумывают вопросы, включаются в мыслительную деятельность



Примерные вопросы:

- В слове после Ц пишется и?

-Нет

-В слове после Ц пишется ы?

-Да

- Это слово пишется по правилу: «ы после ц пишется в окончании и суффиксе»?

-Нет.

Ответ: цыкнуть

Учебно-познавательная

Приём «Да-нет»

Умение логически мыслить, продумать и сформулировать вопрос

VIII этап: Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Организовать действия по обобщению изученного,

нацелить на

на работу творческого характера

Предлагает разноуровневые задания:

1.Написать рассказ на тему

«В цирке», используя слова на данную орфограмму

2.Составить кроссворд со словами «Буквы И-Ы после Ц»

3.Выполнить упражнение из учебника (для слабых учеников)

Ориентируются в информации.

Учитывая свои баллы по шкале критериев оценки КОЗ, выбирают задания соответствующего уровня, ориентируясь на рекомендации учителя.



Учебно-познавательная, информационная

Дифференциация заданий

Умение объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее задание.

Формирование собственных представлений о предмете изучения.

IX этап:Рефлексия. Подведение итогов

Помочь учащимся осознать результаты деятельности

Учитель возвращает к началу урока, к постановке целей

Анализируют деятельность по достижению цели для себя (самооценка), товарищем (взаимооценка), всем классом.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Ответы на вопросы:

- Я узнал…

- Я смог…

- Я научился..

- Я смог применить



Анализ достижения цели. Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.








Приложение

Компетентностно - ориентированное задание


Компетенция

Учебно-познавательная (применение новых знаний для решения учебных задач), информационная (извлечение и переработка информации).

Стимул

Вы предположили, что написание гласных и-ы после ц может зависеть от морфемного строения. Но так ли это?

Задачная формулировка

1.Проверьте верность своих предположений, прочтите формулировку правила в учебнике.

2.Составьте схему правила.

4.Пользуясь схемой, проанализируйте данные ниже слова, распределите их по графам таблицы

3.Озаглавьте графы таблицы.



Источник информации

1.Учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,2010 стр.

2. Слова: цыганский, птицы, овация, цитрусовый, цыплята, регистрация, куницын, отличницы, курицын, циркуль.



Бланк

выполнения задания.


















Инструмент проверки





















Критерии оценивания









Модельный ответ




1.Схема.

Суффикс

Слова на - ция


ЦИ ЦЫ Окончание



Корень слова

В корнях слов-


исключений


2. Таблица.


Орфограмма в корне

Слова на -ция

Орфограмма в суффиксе

Орфограмма в окончании

Слова-исключения

цитрусовый

циркуль

овация

регистрация

куницын

лисицын

птицы

отличницы


цыганский

цыплята


1.За правильно составленную схему- 4 балла ( по 2 балла за каждую часть схемы).

2.За верно заполненную таблицу- 15 баллов (по 1 балу за каждое слово и по 1 баллу за верно озаглавленные графы).


Максимальное количество баллов-19


Отлично-17-19балов

Хорошо-13-16 баллов

Удовлетворительно-9-12 баллов

Неудовлетворительно до 8 баллов






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка по теме "Буквы Ы - И после Ц" в 5 классе в свете ФГОС нового поколения

Автор: НОВОСЁЛОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

Дата: 02.12.2014

Номер свидетельства: 138374


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства