Урок русского языка. Игра-путешествие по ФРАЗЕОЛОГИИ и ЛЕКСИКОЛОГИИ,
Урок русского языка. Игра-путешествие по ФРАЗЕОЛОГИИ и ЛЕКСИКОЛОГИИ,
Цели урока:
овладение основами знаний по фразеологии русского языка и лексическими нормами, обогащение фразеологического запаса учеников, формирование учебно-языковых фразеологических умений;
развитие умения работы с учебной информацией, развитие интеллектуальных умений;
воспитание умения делать нравственную оценку деятельности человека.
Формы работы: групповая (класс разделён на группы по 6 человек), коллективная.
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, цветные жетоны, конверты с картинками для рефлексии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. Игра-путешествие по ФРАЗЕОЛОГИИ и ЛЕКСИКОЛОГИИ, »
ДЕРЕВЯНКО Галина Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ Лицея № 8 г. Будённовска
Урок русского языка в 6 классе «ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ по странам Лексикология и Фразеология»
Форма проведения урока: урок-путешествие.
Урок в системе уроков: итоговый урок в разделе «Лексикология. Фразеология».
Тип урока: закрепление полученных знаний.
Форма работы на уроке: работа в группах.
Данный урок проводился в 6 классе по учебнику М.Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Урок – путешествие в увлекательной форме знакомит учащихся с источниками фразеологизмов, вовлекает школьников в мыслительную деятельность, расширяет их кругозор. В ходе урока ребята сами добывают знания, делают обобщения и выводы. На уроке используется групповая форма работы.
Цели урока: Предметные результаты: знакомство с источниками образования фразеологических оборотов; умение толковать значения фразеологизмов, заменять их синонимами и антонимами, употреблять в речи с учетом сферы и ситуации общения; использовать фразеологические словари для определения и уточнения значений фразеологизмов.
Метапредметные результаты: адекватное понимание информации сообщения: определять тему и цель урока; формирование навыков отбора, систематизации материала на тему, развитие умений делать выводы.
Личностные результаты: обогащение духовного мира учащихся, расширение их кругозора, воспитание патриотизма путем приобщения к нравственным ценностям истории, языка.
Домашнее задание к уроку: Повторить материал по теме "Фразеология. Лексикология»
повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Фразеологизмы».
Развивающая :
развитие познавательного интереса ;
обогащение словарного запаса учащихся;
развивать интерес учащихся к самостоятельному творчеству.
Воспитывающая:
воспитывать любовь к родному языку.
«Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его… богатство» В.Г.Белинский
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент (1мин).
2. Актуализация знаний. Повторение.
а) вступительное слово учителя.
- Урок наш будет не совсем обычным. Сегодня мы с вами попутешествуем.
(Слайд 1) Тема этого урока «ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ по странам…» (на слайде записана только часть темы урока). Открыть вторую часть названия урока вы сможете, если скажете, как одним словом можно определить эти высказывания: Топорная работа
Хоть трава не расти
Посадить в калошу
Задирать нос (Это фразеологизмы)
Правильно, все это – фразеологизмы. Итак, тема нашего урока (Слайд2) «ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ по странам Лексикология и Фразеология»
б) повторение
Давайте вспомним, что же такое фразеологизмы? (Слайд 3)
(Это устойчивые сочетания слов, равные по значению словосочетанию либо целому предложению).
-Сегодня наша общая задача – обобщить знания о фразеологизмах и убедиться, что они действительно являются оригинальными средствами языка и обогащают нашу речь.
Как я уже сказала, мы с вами совершим путешествие. Путешествие в страну Фразеологию Чтобы в неё войти, постарайтесь быстро ответить на мой вопрос . Итак, начинаем. (Слайд 4)
-На нашем пути полуостров ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
1. Игра «ЗАМЕНЯЛКИ»
Объясните фразеологические обороты и подберите к ним антонимы:
Давать волю языку (держать язык за зубами
Засучив рукава (спустя рукава)
Повесить нос (воспрять духом)
За тридевять земель (рукой подать)
Молодцы. Быстро нашли ответы. Как видите, это позволило нам быстро войти в волшебную страну Фразеологию.
2.Игра «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ?»
Распределите фразеологизмы в нужный столбик.
Фольклор Мифология История
За тридевять земель, При царе Горохе, кануть в Лету, провалиться в тартарары, казанская сирота, по-щучьему веленью, пиррова победа, ахиллесова пята, кричать во всю Ивановскую, муки Тантала, Троянский конь, нить Ариадны, сизифов труд. рожки да ножки, у разбитого корыта, прометеев огонь, коломенская верста, филькина грамота, искать жар-птицу, поднять щит. молочные реки и кисельные берега, метать гром и молнии, Дамоклов меч.
3.Игра «ЗАМЕНЯЛКИ»
Замените отдельные слова фразеологическими оборотами.
Петя плохо учится. В дневнике у него оценок мало, и те двойки. На уроке он отвлекается, разговаривает. У доски Петя отвечает очень плохо и медленно. Получив плохую отметку, он печальный идёт на место. Дома Петя тоже ничего не делает. За уроки берётся неохотно. Бросает портфель и быстро бежит гулять. Ему надо заниматься усерднее.
-Перед нами указатель: (Слайд 5)«Равнина многозначных слов». Очень хочется туда попасть, но…мы оказались возле ворот. Чтобы их открыть, необходимо, как в любой сказке, что-то отгадать или выполнить какое-нибудь задание.
Игра «КТО БЫСТРЕЕ»
Назовите однозначные и многозначные слова:
Аннотация –– однозначное
Библиотека – однозначное
Донор – однозначное
Логика – многозначное
Поведение – однозначное
Манера – многозначное
Игра «СПРАВОЧНОЕ БЮРО»
Выберите слова соответствующие данному лексическому значению:
Колорит, компонент, комфорт, компресс (составная часть чего-либо)
2. Констатировать, конспирировать, конкурировать, консолидировать (сплотить кого-либо для усиления деятельности)
3. Коалиция, коллегия, коллектив, коллекция (объединение, союз государств, партий для достижения общих целей)
-С заданием вы справились отлично, и ворота уже открылись. И вот перед нами (Слайд 6)ПУСТЫНЯ ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВ
ИГРА «НАЙДИ И ЗАМЕНИ».
Найдите иноязычные слова и замените их русскими.
1. При проверке было выявлено немало дефектов (недостатков)
2. Все работали с энтузиазмом (с желанием)
3. Ваши аргументы убедительны (доказательства)
4. Он пишет мемуары (воспоминания)
5. В газете появилась информация о футбольном матче (сообщение)
6. В сплаве обнаружено мизерное количество меди. (маленькое)
–Вот перед нами (Слайд 7)Озеро ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ.
Игра «ОТГАДАЙ СЛОВО».
К диалектным словам подберите общеупотребительное.
–Молодцы. Следуем дальше (Слайд 8) Остров УСТАРЕВШИХ СЛОВ.
1.Игра «ЗАМЕНЯЛКИ».
Подберите к словам синонимы из современного русского языка.
Например: Стезя - дорога
Уста (губы)
ланиты (щёки)
внимать (слушать)
очи (глаза)
десница (правая рука)
чело (лоб)
денница (утренняя звезда)
2. Игра «БУМЕРАНГ».
Найдите устаревшие слова (архаизмы), выясните их значение и замените словами современного русского языка.
1. Блеснет за утро луч денницы и заиграет яркий день.
2. Восстань ,пророк, и виждь, и внемли, исполнить волею моей и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей.
3. И сладкая слеза ланиту орошает.
4. Посмотри в свой ветроград, в нём нарцисс уж распустился.
5. Грядущие годы таятся во мгле, но вижу твой жребий на светлом челе.
6. Через четверть часа барыня уже почивала крепко и мирно.
Полуостров СИНОНИМОВ (Слайд 9)
1. Замените все возможные слова СИНОНИМАМИ.
1) Юноша спрятался под навес от дождя.
2) Метель застала отважного путешественника в непроходимых зарослях.
3) У дорожки журчал студеный родник.
Молодой человек скрылся под крышу от ливня.
Пурга настигла смелого туриста в дремучих зарослями.
У тропинки струился холодный ключ.
Архипелаг АНТОНИМОВ(Слайд 10)
-Молодцы. Путешествуем дальше. Игра «СОКОЛИНЫЙ ГЛАЗ».
Найдите все антонимичные пары из стихотворения А.Блока «Народ и поэт».
Жизнь без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай
Над нами сумрак неминучий
Иль ясность божьего лица.
Но ты, художник, твердо веруй
В начало и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе даю бесстрастной мерой
Измерить всё, что видишь ты.
Твой взгляд – да будет твёрд и ясен.
Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет – пойми, где тьма.
Пускай же всё пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нём грешно.
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.
Физкультминутка(слайд 11)
Наша экскурсия интересная, но я вижу, что некоторые путешественники уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).
-- Встанем, как аршин проглотили.
-- Проголосуем обеими руками.
-- Согнемся в три погибели.
-- Попрыгаем, как заяц.
-- Дадим задний ход.
-- Посмотрим друг другу в глаза.
-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.
-- Побъем друг другу челом.
-- Разведем руками.
-- А теперь -- руки в брюки.
-- Подержим нос по ветру.
-- Намылим друг другу голову.
Но в ногах правды нет, занимайте свои места.
-Продолжаем наше путешествие. (Слайд 12). Река ГОЛОВОЛОМОК
Игра «ЗНАКОМЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ».
Найдите такое слово, которое одновременно могло бы сочетаться со всеми представленными словами, составляя устойчивое, знакомое всем выражение.
Например: Походка, услуга (медвежья)
1. Руки, слова, фонд (золотые/золотой)
2. Волчий, неписаный (закон)
3. Золотой, целый (век)
4. Добрый, обходной, Млечный (путь)
5. Уязвимое, святое, пустое (место)
6. Свет, танец (белый)
7. Хлеб, ночь (чёрный /чёрная)
8. Честное, последнее, веское (слово)
9. Отличница, сирота, дата (круглая)
Материк ПРОФЕССИОНАЛИЗМОВ
1. Игра «Все работы хороши». Определите профессию.
1. Фарватер, бакен, дебаркадер, чалка (моряк)
2. Стетоскоп, рецепт, аспирин, компресс (врач)
3. Верстак, фуганок, стамеска (плотник)
4. Объектив, штатив, негатив (фотограф)
2. Игра «Попробуй отгадай». Распределите профессиональные слова-термины, относящиеся к:
- Молодцы. Вас тоже можно назвать тружениками. Труженики живут не в нашей стране, а в стране Фразеология. Как называются люди, которые живут в других странах? (Иностранцы) (слайд13) . Знаете, ребята, что значение русских фразеологизмов не всегда понятно иностранцам? А как вы думаете, почему? (Потому что фразеологизмы имеют переносное значение). Какую работу мы с вами проделали? (Повторили профессиональные слова)
Оазис СИНОНИМОВ.
ИГРА «ЭХО Вставьте в скобки слова, которые в каждом случае обозначали бы одно и тоже, что и слова вне скобок, например:
родник (ключ) отмычка
рука гроздь
залив часть лица
скамья магазин
шалость болезнь
собака прейскурант
гримаса снаряд
рыба инструмент
приправа нота
растение оружие
животное нежность
насыпь вращающийся стержень
Работа с фразеологическими словарями.
Задкние (устно)
-Ребята, а что вы делаете, если не знаете значение какого-нибудь фразеологизма? (Обращаемся к фразеологическому словарю). Правильно, в этом нам помогают словари. У вас у каждого на парте лежат фразеологические словари. Давайте найдем и прочитаем значение фразеологизма «Танталовы муки» и «Манна небесная». Что нам дает работа со словарями? (развивает нашу речь).
Ледник АНТОНИМОВ (слайд 16)
Подберите антонимы к словам:
Пол - потолок
Небо - земля
Зло - добро
Белый - чёрный
День - ночь
Зима - лето
Мороз - жара
Смех - плач
НАЧАЛО - КОНЕЦ
-Экскурсия наша подходит к концу. Мы покидаем гостеприимных тружеников и говорим им фразеологизм: «До свидания!»
Домашнее задание.
Ученикам предлагается выполнить упражнение № 100 (с.45 учебника) и письменно (по рядам) объяснить значение фразеологизмов и историю их происхождения: 1) ахиллесова пята, домоклов меч; 2) прокрустово ложе, авгиевыконюшни; 3) сизифов труд, танталовы муки.
Подведение итогов урока.
-Ребята, вам понравилась экскурсия?(…) Мне тоже понравилась. Что мы с вами сегодня делали на уроке? (Вспоминали, что такое фразеологизмы, разделы науки о языке, обобщали наши знания).
-Какие новые фразеологизмы вы узнали сегодня на уроке?
-Как каждый из вас оценит свой вклад в нашу общую работу? У вас на столах лежат карточки разных цветов. Красная – отлично, зеленая – хорошо, синяя – удовлетворительно. Мне было приятно с вами работать. Спасибо. До свидания
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА, ИТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
http://idioms.chat.ru Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: