Урок русского языка. 6 класс. Тема "Обобщающее повторение раздела "Лексика" (на материале сказки П. Ершова "Конек - горбунок"".
Урок русского языка. 6 класс. Тема "Обобщающее повторение раздела "Лексика" (на материале сказки П. Ершова "Конек - горбунок"".
Цель урока: подтвердить или опровергнуть слова О.И. Сенковского, что ".читатели сами оценят ее (сказки) достоинства,- удивительную легкость и ловкость стиха, точность и силду языка, любезную простоту и обилие удачных картин"достоинства.
Задачи: Обобщить знания о лексике, об устаревших словах (архаизмах и историзмах), опознавать устаревшие слова в тексте художественного произведения, уметь объяснять их значение, различать историзмы и архаизмы, уместно употреблять в речи.
Выявить особенности выражения авторской позиции: народ- автор- герой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. 6 класс. Тема "Обобщающее повторение раздела "Лексика" (на материале сказки П. Ершова "Конек - горбунок"".»
Г.В. Александрова,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №67 города Тюмени
Урок русского языка в 6 классе
ТЕМА:Обобщающее повторение раздела «Лексика»
(на материале сказки П.П. Ершова «Конек – Горбунок»)
Цель: Подтвердить или опровергнуть слова О.И Сенковского (редактора журнала «Библиотека для чтения», где впервые был напечатана сказка), что «…читатели сами оценят ее достоинства,- удивительную легкость и ловкость стиха, точность и силу языка, любезную простоту и обилие удачных картин».
Основная форма проведения занятия: практическое занятие
Методы и приемы обучения: групповой и фронтальный; репродуктивный, проблемный, частично- поисковый; сообщения, беседа, работа в малых группах, упражнения с языковым материалом, исследование текста с точки зрения различных языковых явлений, выборка материала из художественного текста; прием «Закончи предложения..», классификация, обобщение, поиск соответствий
Ожидаемые результаты - развиваемые компетенции:
Предметные: 1. Обобщить знания о лексике, об устаревших словах (архаизмах и историзмах), опознавать устаревшие слова в тексте художественного произведения, уметь объяснять их значение, различать историзмы и архаизмы, уместно употреблять в речи.
2. Выявить особенности выражения авторской позиции: народ - автор - герой 3. Учить использовать при сопоставлении двух предметов оборот «Если…, то…».
4. Предложить разные способы введения доказательства.
Личностные:
1.Развивать интереск изучению языка как отражению истории, быта, культуры русского народа.
2. Воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений.
3. Формировать активное отношение к миру, стремление найти и ценить истину, независимо от того, кто ее высказывает.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Метапредметные:
1. Извлекать информацию из словарей разных типов («Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, устаревших слов, фразеологизмов).
2. При работе с художественным текстом использовать разные виды чтения.
3. Перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблицы, ключевые слова)
4. Формулировать собственное мнение и аргументировать его.
5.Стремиться к координации действий в группах, слушать и слышать друг друга.
Ответить на вопрос «Что мне показалось интересным в языке сказки?»
Устное сочинение «Слово, которое меня удивило».
Индивидуальное задание (по желанию учащихся). Составить кроссворды «Крестьянский быт» и «Мир столичного города», отобрав слова, относящиеся по смыслу к этим тематическим группам.
Разгадать кроссворды.
ХОД УРОКА
I. Мотивация. Закончи строку…. (Текст на экране)
За горами, за ………… , За широкими ………. , Не на небе — ……….. Жил старик в …………….. .. У старинушки …………… : Старший ………………….., Средний сын ……………, Младший ……………….. .. Братья сеяли …………… Да возили в ……………… : Знать, столица та ……… …………………………….. . - Вы узнали, откуда эти строки? (Сказка П.П. Ершова «Конек-Горбунок» ) Сегодня мы еще раз погрузимся в глубины этого произведения.
II. 1.Актуализация знаний. Изучение какого раздела мы закончили? Сегодня мы устроим смотр знаний.
Лексический диктант. (По лексическому значению определите термины и запишите их).
Взаимопроверка. (Термины высвечиваются на экране. Критерии оценивания выведены на экран:
«5»
10+
красный
«4»
7-9+
желтый
«3»
5-6+
зеленый
Результаты фиксируются в оценочном листе.
2. Проверка домашнего задания.
Ваше домашнее задание было по сказке П.П. Ершова «Конек-Горбунок».
1) Устное сочинение «Слово, которое удивило меня»
- Подумайте и предложите позиции, которые должны прозвучать в высказывании (по мере поступления предложения записываются на доске).
-Из записанного на доске выберите 5 важных, с вашей точки зрения, предложений и оформите в виде плана высказывания.
(Выслушать варианты планов групп. Отметить самый удачный. На доске один из вариантов)
1. Назвать слово, объяснить, почему именно на нем остановлен выбор.
2. Назвать эпизод, где встретилось это слово.
3. Показать, как звучит это слово в тексте. Выразительно прочитать 5-6 строк.
4.Определить лексическое значение слова.
5. Указать, какая помета у этого слова в словаре.
Рефлексия. Чье выступление показалось интересным?
Фиксация в оценочном листе (отлично, хорошо, удовлетворительно)
2) (по группам) Ответьте на вопрос «Что мне показалось интересным в языке сказки?» Выслушиваем ответы, фиксируем на доске. (Обычно дети отмечают, что в сказке много просторечных слов и выражений, диалектизмов: «напраслина», «сонные тетери», «утро зорится», «смотреть в полуглаз», «до чертиков промерз», «ломится вприсядку»,встречаются фразеологизмы, поговорки. Сказка читается легко, хорошо запоминается)
3. Формулировка цели урока.
А вот такую оценку в 1834 году дал языку сказки О.И. Сенковский (редактор журнала «Библиотека для чтения», где впервые был напечатан «Конек – Горбунок) в предисловии к первому изданию: «… читатели сами оценят ее достоинства,- удивительную легкость и ловкость стиха, точность и силу языка, любезную простоту, веселость и обилие удачныхкартин». ( на экран).
- Сформулируйте цель урока. (Как вы думаете, какова задача нашего урока?)
Наша цель - удостовериться, прав ли Сенковский в своем отзыве.
4.Работа с высказыванием Сенковского.
- Как вы понимаете значение выделенных слов и выражений? (по 2 слова на группу). Уточните по Толковому словарю.
- Определите, какие из особенностей языка сказки, отмеченные вами и выписанные на доске, можно использовать для доказательства правоты Сенковского или опровержения его точки зрения?
5. Выполняя следующие задания, учащиеся определяют, для комментария каких достоинств сказки можно использовать этот языковой материал.
1). Объясните значение выражений (через подбор синонимов, описательных оборотов):
(работа выполняется в тетрадях индивидуально; фразы на экране)
*сонные тетери»,
* «до животиков промерз»,
* «а не то я был таков»,
* «он и усом не ведет»,
* «Но давно уж речь ведется,// Что лишь дурням клад дается»,
* «ломится вприсядку»,
*«смотреть в полуглаз»
(Высказываются группы по цепочке, уточняют, дополняют; фиксируют ответы в оценочном листе)
Рефлексия: Какое качество языка «Конька-Горбунка» мы можем проиллюстрировать этими примерами? (живая речь русского народа, юмор)
2). Работа с кроссвордами.(работа в группах). Вы составляли кроссворды и разгадывали их. - Как вы думаете, на какие группы можно разделить слова, использованные в кроссвордах?
- Какие слова не вошли ни в одну из групп?
Ответ аргументируйте.
- Что нам помогают узнать историзмы и архаизмы?
- Являются ли историзмы и архаизмы в сказке средством выразительности? (Архаизмы и историзмы- приметы времени: сказка написана в начале 19 века)
Рефлексия: Сделайте вывод, обобщите высказанное.
(Так как «Конек- Горбунок» опубликован в 1834 году, устаревшие слова в сказке не являются средством выразительности, а передают неповторимый колорит эпохи).
3). Какое положение из высказывания Сенковского мы еще не обсудили? (Обилие удачных картин). Давайте рассмотрим наиболее яркие образы сказки. (Идти от желания детей) . Выяснить, при помощи каких средств автор создает неповторимые образы (Царь, спальник, Иванушка, царь-девица, Конек-Горбунок, образы «умных братьев»)
(Работа в группах. План ответа на доске)
Кто дает оценку персонажа?
Как он относится к оцениваемому персонажу?
Какие слова указывают на это?
Почему именно такая оценка дана персонажу? (Можно схематично отобразить на доске).
Какую особенность вы отметили?
Формулировка вывода
(Оценку некоторых персонажей дает Иван, так как он представитель народа, носитель лучших его качеств. Здесь он выражает мнение народа)
Рефлексия. (Взаимооценка) Чей ответ вам больше понравился?
4). Сказку иллюстрировали известные художники Сравнить (сопоставить) иллюстрации одного и того же эпизода, героя, созданные разными художниками, используя конструкцию «Если…, то….». (5 пар иллюстраций)
Записать, прочитать.
5). Работая в группах, учащиеся формулируют ответ на вопрос «Прав ли Сенковский, утверждая, что «…читатели сами оценят ее достоинства,- удивительную легкость и ловкость стиха, точность и силу языка, любезную простоту и обилие удачных картин» » и каждый записывает в свою тетрадь.
- Сформулируйте и запишите свой ответ в виде рассуждения. Для доказательства (в качестве примеров) используйте рассмотренный материал.
-Как можно начать рассуждение? Предложите свои варианты.
На экране: - «Я согласен с утверждением О.И. Сенковского, что сказка П.П. Ершова «Конек-Горбунок» обладает несомненными достоинствами, так как…»
- «Я считаю, что О.И. Сенковский был прав, утверждая, что….(тезис)…, потому что….»
5. Создание собственного высказывания.
6.Рефлексия. Чтоя сегодня узнал нового на уроке? Какой вид деятельности мне понравился? Оцените свою деятельность на уроке в сигнальной карточке «Светофор» с помощью смайликов.
На уроке мне было:
Цвет
комфортно
Зеленый
не очень комфортно
Желтый
не комфортно
Красный
7.Заключительное слово учителя. П. П. Ершов – знаток сибирских сказок и преданий, знаток народной культуры. Вот и успех сказки «Конек – Горбунок» - свидетельство обоюдного интереса к народной культуре как автора сказки, так и его читателей. Сказочник надеялся, что «Конек-Горбунок» будет жить, пока русское слово будет находить отголосок в русской душе». Я надеюсь, что это произведение не оставило вас равнодушными.