Русский язык 5 кл. 4 ч.
Учитель: О. В. Кутимская
ОГОУ специальная коррекционная школа – интернат г. Киренска
Тема: Перечисление однородных членов предложения без союзов.
Цель: закрепить учебные навыки в выделении в предложениях однородных членов предложений. Учить выполнять схему.
Продолжать закреплять учебные навыки в умении составлять предложения с помощью вопросов и слов для справок.
Развивать орфографическую зоркость на основе изученных правил.
Воспитание дисциплинированности, умения выслушивать друг друга, не перебивая.
Оборудование: схемы предложений, карточки с заданиями, презнтация
Ход урока:
Организационный момент
Прочитай слова: Карточки на доске.
С…сновый, п..ляна, не ум…лкали, тр…щали, круж…лись, перел…тали, п…ля.
- Вставь пропущенные буквы и докажи.
- На какие 3 группы можно разделить? (сущ., прил, гл.) (доска)
- Оставляю только глаголы. Прочитайте. Убираю. Запишите слова по памяти. Проверка по рядам: выборочно, помните НЕ с гл. пишется отдельно. Назовите слова на правописание гласных после шипящих.
- Составьте предложение с данными словами - не ум…лкали, тр…щали, круж…лись, перел…тали. Про кого может идти речь?
(Целыми днями птицы не ум…лкали, тр…щали, круж…лись, перел…тали с места на место.) Запись предложения под диктовку. Самопроверка по слайду 1
Повторение
Работа со схемами.
, ,
, , , ,
- Как называются несколько подлежащих, сказуемых, второстепенных членов, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову? (однородные члены предложения). Правило. Оценки.
Что ещё видно по схеме? Правильно - между однородными членами предложения без союзов ставятся запятые.
Сообщение темы и целей урока. Будем продолжать учиться находить в предложении однородные члены предложения, правильно подчёркивать и делать схемы.
Работа по теме
Работа по доске. Комментированная работа. (по 1 ученику на доске, остальные в тетради). Подчёркивает, рисует схему.
- Запись предложения под диктовку:
Тракторы, комбайны, сеялки работают на полях.
Комбайн жнёт, молотит, веет.
Крестьяне работают в поле, в огороде, в саду.
Работа в карточке №1.
-Поставь знак «+» около предложения с однородными членами.
Зимой от заморозков часто гибнут яблони, груши, вишни.
Каждую ночь в чаще раздаётся пение птиц.
Физминутка («перекрёст», «параллель»)
Работа с учебником
А) Правило с. 195
Б) Упражнение 516 с.196 – дописать с 3 предложения.
- Подчеркнуть чем выражены однородные члены предложения.
1гр.- +схемы (Г. Света, Н. Настя)
2гр. – схема к 1 – 2 предложениям (остальные)
3гр. – списать грамотно (Г. Саша, Б. Ваня)
Г. Дима, Н. Андрей, О. Ваня – на выбор.
Проверка: выборочно, поменяться тетрадями в парах.
Закрепление. (гимнастика для глаз – слайд)
Работа с карточкой №2.
Ответьте на вопросы. Правильно поставьте запятые.
Кого ребята ловили в озере?
Что дети делали в зелёной траве?
Что лежало на столе?
Какое было яблоко?
Что было видно из окна вагона?
Составь предложения с помощью вопросов и слов подсказок. 1-2гр.
Кого ребята ловили в озере? (окуни, караси, ерши)
Что дети делали в зелёной траве? (бегать, прыгать, кувыркаться)
Что лежало на столе? (груши, сливы, виноград)
Какое было яблоко? (сочное, спелое, красное)
Что было видно из окна вагона? (огороды, леса, поля)
Карточка №2. (карточки - помощницы)
Дополни предложения: 3гр.
В озере …. ….. окуней, карасей, ершей.
В … … дети бегали, … …. .
На столе лежали … … … .
Яблоко было сочным, … … .
Из окна вагона видны … … … .
Карточка для списывания
В озере ребята ловили окуней, карасей, ершей.
В зелёной траве дети бегали, прыгали, кувыркались.
На столе лежали груши, сливы, виноград.
Яблоко было сочным, спелым, красным.
Из окна вагона видны огороды, леса, поля.
Проверка путём зачитывания. Объясни постановку знаков препинания.
Домашнее задание. С. 195 правило, У. 517 – 1- 2гр. всё, 3гр.- №1, подчеркнуть, 1 схему.
Итог. Оценки.
Что сегодня у вас получилось?
Что было трудно?
Что понравилось?
Расскажи правило.
4