kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи в 6 классе на тему "Зима" (краеведение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1) Проанализировать литературные образцы пейзажных зарисовок на примере произведений астраханских поэтов и писателей. Показать роль деталей в художественном описании. 2) Воздействовать на чувства учащихся: учить находить более точное эмоциональное слово, развивать образное мышление и образную речь. 3) Воспитывать любовь к природе родного края, гуманное, целесообразное отношение к ней; гордость за свою малую родину. 4) Развивать любознательность и интерес к познанию родного края. 5) Развивать творческое мышление и способности ребят. Эпиграф: Спасибо зиме седокрылой За холод трезвящий, за снег… О.Касимова Оформление урока: 1. Раздаточный материал с текстами по рядам. 2. Памятки. 3. Рабочие листы. 4. Видеоматериал. Музыка. 5. Картины с зимними пейзажами (Б.Кустодиев и др.). Содержание и приемы работы: Без специальных наблюдений невозможно описать зимний пейзаж. Коллективный анализ образцов описаний с использованием приема словесного рисования. Описание не обобщенных картин зимы, а отдельных штрихов, деталей зимнего пейзажа. Подготовка к сочинению миниатюре.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 6 классе на тему "Зима" (краеведение) »









Урок развития речи в 6 классе

на тему:

«Описание природы. Зима».





Разработала и

подготовила

Куприянец Е.Н.

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «СОШ №74 имени Г.Тукая».



Цели: 1) Проанализировать литературные образцы пейзажных зарисовок на примере произведений астраханских поэтов и писателей. Показать роль деталей в художественном описании.

2) Воздействовать на чувства учащихся: учить находить более точное эмоциональное слово, развивать образное мышление и образную речь.

3) Воспитывать любовь к природе родного края, гуманное, целесообразное отношение к ней; гордость за свою малую родину.

4) Развивать любознательность и интерес к познанию родного края.

5) Развивать творческое мышление и способности ребят.

Эпиграф:

Спасибо зиме седокрылой

За холод трезвящий, за снег…

О.Касимова

Оформление урока: 1. Раздаточный материал с текстами по рядам.

2. Памятки.

3. Рабочие листы.

4. Видеоматериал. Музыка.

5. Картины с зимними пейзажами (Б.Кустодиев и др.).

Содержание и приемы работы: Без специальных наблюдений невозможно описать зимний пейзаж. Коллективный анализ образцов описаний с использованием приема словесного рисования. Описание не обобщенных картин зимы, а отдельных штрихов, деталей зимнего пейзажа. Подготовка к сочинению миниатюре.

I. Ввод в тему. Видео «Зима в Астрахани».

Слово учителя:

    • Очень часто, ребята, мы слышим выражение: «Каждое время года прекрасно по-своему». Несомненно. Это действительно так. Разве не ждем мы сейчас скорейшего прихода весны с ее звонками капелями, первыми клейкими листочками на деревьях, с подснежниками и щебетанием возвратившихся к нам наших пернатых друзей?! А как прекрасно лето!… А осень! Золотая осень! Полные корзины плодов и овощей с собственного огорода, шорох опавшей листвы. Но я, ребята, люблю зиму.

(Учитель читает свое стихотворение «Снег»).

    • Люблю ее за белоснежный наряд, за трескучие морозы, за волшебные узоры на окнах, за добрые и веселые праздники. – А кто из вас знает стихи о зиме? (2-3 человека читают стихи).

    • А сейчас давайте прислушаемся к звукам мелодии…. Что это за музыка? Кто ее написал?

    • Это произведение Вивальди «Зима».

Учитель:

    • Помните ли вы, когда, как в этом году выпал снег? (19 января; неожиданно; из черной пустоты – бело).

    • А какие чувства у вас вызвал первый снег? (Радость, ликование,

стало весело).

  1. Речевая разминка.

«Снег в Астрахани» (Н.Мордовина).



Как ослепительно бело

Зимы нарядное убранство!

Какие снеги намело

На необъятные пространства

Степей, отвыкших от забот

Веселых вьюг и звонкой стужи….

А снег все падает, все кружит,

Сводя с ума аэропорт….



  • Прочитайте строки из стихотворения Н.Мордовиной про себя.

  • Подумайте, какие слова, выражения

передают отношение поэта к зимнему пейзажу?

  • Постарайтесь определить, какое оно?

(Восклицание).

  • Найдите прилагательные и наречия. Какова

их роль в этом тексте? (Помогают представить картину зимнего пейзажа).

  1. Работа по теме урока.

Учитель: - Определите тип речи стихотворения Н.Мордовиной. (Описание).

    • Что такое описание? (Текст, в котором

названы признаки предмета. Описание отвечает на вопрос – «какой?»).

    • Какова композиция текста- описания? (По

памятке).

Учитель: - А теперь на примере произведений астраханских поэтов и писателей проследим, как они описывают зиму.

      1. Текст «Декабрь» (Учитель читает, класс

отвечает на вопросы). Составьте план текста так, чтобы в нем формулировалась основная мысль описания и были названы особенности декабря?

Составление плана (устно). Основная мысль. Особенности декабря.

      1. Работа по рядам.

1 ряд – проза Д. Бондарев.

2 ряд – проза Д. Бондарев.

3 ряд – проза А. Черкасов.

Учитель: - Какое из 3-х проанализированных текстов вам захотелось проиллюстрировать?

3) Работа с картинами Б.Кустодиева «Масленница»(1916г.), «Крещенское водосвятие» (1921г.), «Зима. Масленичное катанье»(1919г.)

Учитель: - Зима – это удивительная пора, которая вдохновляла и вдохновляет Композиторов, поэтов и художников. Вот перед вами репродукции Б.Кустодиева.

    • Какое время года запечатлел художник?

    • Какое настроение, какие чувства вызывают у вас это живописное полотно?

    • Как достигает художник такого восприятия?

  1. Словесное рисование.

    • Какую бы картину вы нарисовали, будучи художником?

  1. Словарная работа по теме урока. Сообщается, что ученикам предстоит делать дома, учитель предлагает начать составление словаря на «зимнюю» тему по таким подтемам:

1 ряд – земля, снег

2 ряд – деревья, лес

3 ряд – небо, погода

(в виде эстафеты).

Опрос итог: 1) Что на уроке было главным?

  1. Что было интересным?

  2. Что нового сегодня узнали?

  3. Чему научились?

Согласны ли вы с поэтом С.Щерба, который писал:

Есть город, в котором лишь лето да осень,

И нет ни зимы, ни весны.

Итоги.

Учитель: - Благодарю Вас за созданный урок поиска мыслей, своего мнения. Мне сегодня было очень приятно работать с вами, вы проявили себя людьми творческими, активными. Большое спасибо!

Д/з: на рабочем листе.







































































Небо: 1) закрыто тучами

2) свисает

3) опускается в сумерках

4) страшное лиловое (М.Пришвин)

5) синее огромное и нежное (И.Бунин)

  1. печален свод небес (Н.Мордовина)

  2. слезится небо (Н.Мордовина)

  3. серая пелена неба

  4. затянуто небо пеленой облаков (Д.Бондарев)

Деревья: 1) в лед одетые деревья

2) ветка толстая мохнатая (Д.Немировская)



Лес: 1) заплачет лес (Д.Бондарев)





Земля: притихшая, припорошена, припудрена (Д.Бондарев);

Накрыта туманной мглой,

Замызгана, простужена (Н.Мордовина)

Погода: 1) расхлюпалась зима (Н.Мордовина)

2) снежная морозная

3) холодит дома (Д.Немировская)

4) студеная





Снег: 1) белый саван (А.Черкасов)

2) мокрый и белый

3) снежинки-слезы (Д.Немировская)

4) голубые снега (Н.Мордовина)

  1. рыхлые крупные хлопья

  2. не то крупа, не то снежок (Д.Бондарев)

  3. глубок (пословицы).

Небо

























Деревья

























Лес

























Земля

























Погода

























Снег




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок развития речи в 6 классе на тему "Зима" (краеведение)

Автор: Куприянец Елена Нектариевна

Дата: 01.09.2015

Номер свидетельства: 228192


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства