Урок развития речи в 6 классе на тему "Зима" (краеведение)
Урок развития речи в 6 классе на тему "Зима" (краеведение)
Цели: 1) Проанализировать литературные образцы пейзажных зарисовок на примере произведений астраханских поэтов и писателей. Показать роль деталей в художественном описании.
2) Воздействовать на чувства учащихся: учить находить более точное эмоциональное слово, развивать образное мышление и образную речь.
3) Воспитывать любовь к природе родного края, гуманное, целесообразное отношение к ней; гордость за свою малую родину.
4) Развивать любознательность и интерес к познанию родного края.
5) Развивать творческое мышление и способности ребят.
Эпиграф:
Спасибо зиме седокрылой
За холод трезвящий, за снег…
О.Касимова
Оформление урока: 1. Раздаточный материал с текстами по рядам.
2. Памятки.
3. Рабочие листы.
4. Видеоматериал. Музыка.
5. Картины с зимними пейзажами (Б.Кустодиев и др.).
Содержание и приемы работы: Без специальных наблюдений невозможно описать зимний пейзаж. Коллективный анализ образцов описаний с использованием приема словесного рисования. Описание не обобщенных картин зимы, а отдельных штрихов, деталей зимнего пейзажа. Подготовка к сочинению миниатюре.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 6 классе на тему "Зима" (краеведение) »
Урок развития речи в 6 классе
на тему:
«Описание природы. Зима».
Разработала и
подготовила
Куприянец Е.Н.
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «СОШ №74 имени Г.Тукая».
Цели: 1) Проанализировать литературные образцы пейзажных зарисовок на примере произведений астраханских поэтов и писателей. Показать роль деталей в художественном описании.
2) Воздействовать на чувства учащихся: учить находить более точное эмоциональное слово, развивать образное мышление и образную речь.
3) Воспитывать любовь к природе родного края, гуманное, целесообразное отношение к ней; гордость за свою малую родину.
4) Развивать любознательность и интерес к познанию родного края.
5) Развивать творческое мышление и способности ребят.
Эпиграф:
Спасибо зиме седокрылой
За холод трезвящий, за снег…
О.Касимова
Оформление урока: 1. Раздаточный материал с текстами по рядам.
2. Памятки.
3. Рабочие листы.
4. Видеоматериал. Музыка.
5. Картины с зимними пейзажами (Б.Кустодиев и др.).
Содержание и приемы работы:Без специальных наблюдений невозможно описать зимний пейзаж. Коллективный анализ образцов описаний с использованием приема словесного рисования. Описание не обобщенных картин зимы, а отдельных штрихов, деталей зимнего пейзажа. Подготовка к сочинению миниатюре.
I. Ввод в тему. Видео «Зима в Астрахани».
Слово учителя:
Очень часто, ребята, мы слышим выражение: «Каждое время года прекрасно по-своему». Несомненно. Это действительно так. Разве не ждем мы сейчас скорейшего прихода весны с ее звонками капелями, первыми клейкими листочками на деревьях, с подснежниками и щебетанием возвратившихся к нам наших пернатых друзей?! А как прекрасно лето!… А осень! Золотая осень! Полные корзины плодов и овощей с собственного огорода, шорох опавшей листвы. Но я, ребята, люблю зиму.
(Учитель читает свое стихотворение «Снег»).
Люблю ее за белоснежный наряд, за трескучие морозы, за волшебные узоры на окнах, за добрые и веселые праздники. – А кто из вас знает стихи о зиме? (2-3 человека читают стихи).
А сейчас давайте прислушаемся к звукам мелодии…. Что это за музыка? Кто ее написал?
Это произведение Вивальди «Зима».
Учитель:
Помните ли вы, когда, как в этом году выпал снег? (19 января; неожиданно; из черной пустоты – бело).
А какие чувства у вас вызвал первый снег? (Радость, ликование,
стало весело).
Речевая разминка.
«Снег в Астрахани» (Н.Мордовина).
Как ослепительно бело
Зимы нарядное убранство!
Какие снеги намело
На необъятные пространства
Степей, отвыкших от забот
Веселых вьюг и звонкой стужи….
А снег все падает, все кружит,
Сводя с ума аэропорт….
Прочитайте строки из стихотворения Н.Мордовиной про себя.
Подумайте, какие слова, выражения
передают отношение поэта к зимнему пейзажу?
Постарайтесь определить, какое оно?
(Восклицание).
Найдите прилагательные и наречия. Какова
их роль в этом тексте? (Помогают представить картину зимнего пейзажа).
Работа по теме урока.
Учитель: - Определите тип речи стихотворения Н.Мордовиной. (Описание).
Что такое описание? (Текст, в котором
названы признаки предмета. Описание отвечает на вопрос – «какой?»).
Какова композиция текста- описания? (По
памятке).
Учитель: - А теперь на примере произведений астраханских поэтов и писателей проследим, как они описывают зиму.
Текст «Декабрь» (Учитель читает, класс
отвечает на вопросы). Составьте план текста так, чтобы в нем формулировалась основная мысль описания и были названы особенности декабря?
Составление плана (устно). Основная мысль. Особенности декабря.
Работа по рядам.
1 ряд – проза Д. Бондарев.
2 ряд – проза Д. Бондарев.
3 ряд – проза А. Черкасов.
Учитель: - Какое из 3-х проанализированных текстов вам захотелось проиллюстрировать?
3) Работа с картинами Б.Кустодиева «Масленница»(1916г.), «Крещенское водосвятие» (1921г.), «Зима. Масленичное катанье»(1919г.)
Учитель: - Зима – это удивительная пора, которая вдохновляла и вдохновляет Композиторов, поэтов и художников. Вот перед вами репродукции Б.Кустодиева.
Какое время года запечатлел художник?
Какое настроение, какие чувства вызывают у вас это живописное полотно?
Как достигает художник такого восприятия?
Словесное рисование.
Какую бы картину вы нарисовали, будучи художником?
Словарная работа по теме урока. Сообщается, что ученикам предстоит делать дома, учитель предлагает начать составление словаря на «зимнюю» тему по таким подтемам:
1 ряд – земля, снег
2 ряд – деревья, лес
3 ряд – небо, погода
(в виде эстафеты).
Опрос итог: 1) Что на уроке было главным?
Что было интересным?
Что нового сегодня узнали?
Чему научились?
Согласны ли вы с поэтом С.Щерба, который писал:
Есть город, в котором лишь лето да осень,
И нет ни зимы, ни весны.
Итоги.
Учитель: - Благодарю Вас за созданный урок поиска мыслей, своего мнения. Мне сегодня было очень приятно работать с вами, вы проявили себя людьми творческими, активными. Большое спасибо!