Урок развития речи. Роль сложных синтаксических конструкций в поэтической речи.
Урок развития речи. Роль сложных синтаксических конструкций в поэтической речи.
Урок " Роль сложных синтаксических конструкций в поэтической речи" является авторским и нигде до этого не был представлен. Опробован в течение длительного времени. Урок развития речи в 9 классе имеет задачи: расширить знакомство со сложными синтаксическими конструкциями (периодом); познакомить учащихся с понятием "период"; показать роль ССК в поэтической речи; раширить кругозор учащихся и привить любовь к поэзии. Для урока необходимо подготовить тексты двух известных стихотворений: М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива" и Н.Ф. Щербины "Когда в высокие минуты бытия..." Учитель может сам прочитать эти стихи на уроке или подготовить с учащимися чтение стихотворений. Сравнительная характеристика двух стихотворных произведений требует хорошей подготовки класса или предварительную совместную подготовку учителя и учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Роль сложных синтаксических конструкций в поэтической речи. »
Урок развития речи. Роль сложных синтаксических конструкций в поэтической речи.
9 класс. Урок русского языка.
Учитель: Мерзлякова М.И.
Цели:
Расширить знакомство с ССК;
Познакомить учащихся с понятием «период»;
Показать роль ССК в поэзии;
Расширить кругозор учащихся и привить любовь к поэзии.
На доске выписаны слова: сага, чело, период, анафора и указаны их значения.
На партах: тексты стихотворений М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» и Н.Ф. Щербины «Когда в высокие минуты бытия…»
1.Постановка целей и задач урока, сообщение темы.
Учитель:
- Откройте тетради, запишите число, тему урока. Сегодня на уроке вы должны усвоить тему «Роль сложных синтаксических конструкций в поэтической речи», научиться расставлять знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях, повторить синтаксический и пунктуационный разбор теста, в конце урока вы должны уметь обосновывать взаимосвязь содержания и формы стихотворного произведения.
Для синтаксического анализа возьмём два стихотворения, которые нужно будет проанализировать.
2.Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» и Н.Ф. Щербины «Когда в высокие минуты бытия…»
Учитель:
- Послушайте стихи, определите, о чём они?
Учащиеся слушают тексты стихотворений, не смотря в текст.
Учитель:
Чтение учителем стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837 г.)
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова:
О чём это стихотворение?
Какие чувства оно вызывает? (Мир реален и прекрасен в свои чудные минуты. Мирозданью доступна гармония, которая зовёт поэта к слиянию с жизнью.)
Определите тему стихотворения. Какое это направление в лирике? (Философская лирика, характерная для последнего периода творчества М.Ю. Лермонтова. В стихотворении говорится о расширении рамок поэтического мира, звучит мотив слияния человека с миром природы.)
Почему стихотворение Лермонтова начинается с описания природы, а заканчивается смирением души и наслаждением счастьем? (Поэт изображает движение сил природы, проникающее внутрь и успокаивающее душу человека. Состояние души уподоблено гармонии природы.)
Докажите эту мысль. Найдите в текстах стихотворений слова-понятия, определяющие образы, выпишите их
желтеющая нива волнуется;
малиновая слива;
зелёный листок;
ландыш серебристый приветливо кивает;
душистая роса;
румяный вечер;
студёный ключ играет;
смутный сон;
таинственная сага* (исл. – поэтическое сказание)
души тревога смиряется
морщины расходятся на челе* (слав. - лоб)
счастье
земля (бытие)
небеса, бог
Учитель:
- Объясните значения слов и их роль в стихотворении. Сделайте вывод.
Учащиеся делают выводы.
Учитель:
- Таким образом, расцвет и созревание в природе показаны как процесс, который можно сравнить с развитием души, показана её зрелость, постижение красоты как воплощения сущности мирозданья.
Чтение учителем стихотворения Н.Ф. Щербины «Когда в высокие минуты бытия…» (1848 г.)
Сравните два стихотворения. Что общего и чем они отличаются?
Учитель:
«Мир» Лермонтов очень конкретный: вместо «цветок» он говорит «ландыш», вместо «всё» - перечисляет: нива, лес, сад. В стихотворении - многоликая красочная жизнь. «Мир» Щербины, наоборот, обобщён. Внутренние «миры» поэтов близки: оба передают состояние гармонии человека и природы. Хотя у Лермонтова движение от внешнего мира к внутреннему, а у Щербины – от внутреннего – к внешнему. У Лермонтова это состояние – итог переживания, а у Щербины – исходная позиция. Это сходство внешних миров поэтов объясняется влиянием Шеллинга*.
(Шеллинг (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (1775—1854), немецкий мыслитель, классик идеалистической философии.)
Подтвердите выводы наблюдением над стилем. (Описание – рассуждение, раздумье.)
Учитель:
В стихотворениях две стилистически контрастные части. Где граница между ними? Чем отличаются начало и конец стихотворения? Как изменяется интонация? (В стихах три восходящих части и одна нисходящая. Три строфы начинаются с повторяющегося союза «когда» - это литературный приём – анафора*.
4.Синтаксический анализ текста
Объяснение учителя (на примерах предложенных стихотворений)
1)Идейно-эмоциональный комплекс стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» соответствует структуре стихотворения. Своеобразие его в том, что это одно предложение.
Это ССК - сложная синтаксическая конструкция – ПЕРИОД – сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, в интонационном отношении распадающееся на две части - с повышением интонации и понижением.
После однородных придаточных предложений в периоде ставится запятая и тире, которое обозначает смысловую и интонационную паузу и предшествует выводу в 4-й строфе.
Части периода отделяются друг от друга точкой с запятой, т.к. это осложнённая синтаксическая конструкция.
Схема ССК – периода:
[Когда…]; [когда…]; [когда…], - [когда…].
2)Стихотворение Н.Ф. Щербины «Когда в высокие минуты бытия…» написано знакомым по тексту Лермонтова периодом.
- Попробуйте самостоятельно доказать это и сделайте вывод.
Учащиеся приводят доказательства того, что это стихотворение написано периодом, и делают вывод: сходство этих стихотворений есть и в содержании, и в синтаксической форме.
Учитель:
Отмеченные сходство и различие структуры анализируемых стихотворений и их содержания говорят об очевидности обращения Щербины к творчеству Лермонтова.
Наш анализ показал, что Щербина всё время идёт за Лермонтовым, переосмысливает его.
Щербина видит в стихотворении Лермонтова универсальную модель бытия, символ вечной жизни и истолковывает его.
Всё стихотворение Лермонтова становится символом торжества вечной жизни – её вечного движения, обновления, красоты и гармонии.
3) Учитель:
Подведём итог: для чего используется ССК в стихотворении? (Это необходимо для того, чтобы стихотворение хорошо звучало.)
Зачем поэты используют сложное предложение с различными видами связи? (Нужно было передать душевный настрой.)
Найдите грамматические основы в каждом из простых предложений
Сколько всего простых предложений в стихотворении?
Объясните знаки препинания между основными частями ССК.
Объясните знаки препинания внутри основных частей СП.
Начертите схему периода в тетрадь.
4)Подведём итоги:
- На примере двух стихотворений вы увидели единство формы (знаки препинания, синтаксический строй, ритм, музыкальность стиха) и содержания (мысли, впечатления).
Чтобы передать весь этот настрой, потребовалось использовать синтаксические конструкции русского языка.
5. Творческое задание.
Учитель:
Попробуйте составить и записать предложение – период по схеме. Возможно – стихотворение – период.
- Сравните получившиеся примеры. У кого, как вы считаете, получилось лучше? Запишите наиболее удачные примеры.
7. Домашнее задание
Выучите любое стихотворение наизусть.
Тексты стихотворений для анализа
Михаил Лермонтов
Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он,—
Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе,— И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога.
1837
Николай Щербина
Когда в высокие минуты бытия
Внимает ум сердечным убежденьям
И открывается всему душа моя,
Восторженным полна ясновиденьем,-
Тогда одним живущим существом
Я вижу мир перед собою,
И многое сливается в одном,
И дышит общею судьбою.
1848
Алла Волкоморова*
Когда иду в объятьях снегопада
Наедине со светом фонарей,
Уж одному тому безумно рада,
Что можно волю мысли дать своей;
Когда снежинок танец одичалый
Ласкает взгляд движением своим,
Когда шепчу, бессвязные сначала,
Слова стихов, подаренные им;
Когда совсем случайно замечаю,
Что спит в снегу сознание моё, -
Тогда я словно сказку открываю
И становлюсь участницей её.
1979
Комментарий
* Волкоморова Алла – ученица средней школы № 10 г. Перми.Однажды учитель И.В. Крузена уроке русского языка задала задание: найти и выписать из любого текста предложение – период. А Алла принесла своё новое стихотворение «Когда иду в объятьях снегопада…»