kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи. Роль сложных синтаксических конструкций в поэтической речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок " Роль сложных синтаксических конструкций в поэтической речи" является авторским и нигде до этого не был представлен. Опробован в течение длительного времени. Урок развития речи в 9 классе имеет задачи: расширить знакомство со сложными синтаксическими конструкциями (периодом); познакомить учащихся с понятием "период"; показать роль ССК в поэтической речи; раширить кругозор учащихся и привить любовь к поэзии. Для урока необходимо подготовить тексты двух известных стихотворений: М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива" и Н.Ф. Щербины "Когда в высокие минуты бытия..." Учитель может сам прочитать эти стихи на уроке или подготовить с учащимися чтение стихотворений. Сравнительная характеристика двух стихотворных произведений требует хорошей подготовки класса или предварительную совместную подготовку учителя и учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Роль сложных синтаксических конструкций в поэтической речи. »

Урок развития речи. Роль сложных синтаксических конструкций в поэтической речи.

9 класс. Урок русского языка.

Учитель: Мерзлякова М.И.


Цели:


Расширить знакомство с ССК;

Познакомить учащихся с понятием «период»;

Показать роль ССК в поэзии;

Расширить кругозор учащихся и привить любовь к поэзии.



На доске выписаны слова: сага, чело, период, анафора и указаны их значения.

На партах: тексты стихотворений М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» и Н.Ф. Щербины «Когда в высокие минуты бытия…»

1.Постановка целей и задач урока, сообщение темы.

Учитель:

- Откройте тетради, запишите число, тему урока. Сегодня на уроке вы должны усвоить тему «Роль сложных синтаксических конструкций в поэтической речи», научиться расставлять знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях, повторить синтаксический и пунктуационный разбор теста, в конце урока вы должны уметь обосновывать взаимосвязь содержания и формы стихотворного произведения.

Для синтаксического анализа возьмём два стихотворения, которые нужно будет проанализировать.

2.Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» и Н.Ф. Щербины «Когда в высокие минуты бытия…»

Учитель:

- Послушайте стихи, определите, о чём они?

Учащиеся слушают тексты стихотворений, не смотря в текст.

Учитель:

  • Чтение учителем стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837 г.)

  • Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова:



  1. О чём это стихотворение?

  2. Какие чувства оно вызывает? (Мир реален и прекрасен в свои чудные минуты. Мирозданью доступна гармония, которая зовёт поэта к слиянию с жизнью.)

  3. Определите тему стихотворения. Какое это направление в лирике? (Философская лирика, характерная для последнего периода творчества М.Ю. Лермонтова. В стихотворении говорится о расширении рамок поэтического мира, звучит мотив слияния человека с миром природы.)

  4. Почему стихотворение Лермонтова начинается с описания природы, а заканчивается смирением души и наслаждением счастьем? (Поэт изображает движение сил природы, проникающее внутрь и успокаивающее душу человека. Состояние души уподоблено гармонии природы.)

  5. Докажите эту мысль. Найдите в текстах стихотворений слова-понятия, определяющие образы, выпишите их

желтеющая нива волнуется;

малиновая слива;

зелёный листок;


ландыш серебристый приветливо кивает;

душистая роса;

румяный вечер;


студёный ключ играет;

смутный сон;

таинственная сага* (исл. – поэтическое сказание)


души тревога смиряется

морщины расходятся на челе* (слав. - лоб)

счастье

земля (бытие)

небеса, бог


Учитель:


- Объясните значения слов и их роль в стихотворении. Сделайте вывод.


Учащиеся делают выводы.


Учитель:


- Таким образом, расцвет и созревание в природе показаны как процесс, который можно сравнить с развитием души, показана её зрелость, постижение красоты как воплощения сущности мирозданья.


  • Чтение учителем стихотворения Н.Ф. Щербины «Когда в высокие минуты бытия…» (1848 г.)

  • Назовите «поэтический мир» Н.Ф. Щербины (бытие, ум, сердце, душа, ясновиденье)



3.Сравнительный анализ стихотворений



  • Сравните два стихотворения. Что общего и чем они отличаются?

Учитель:

«Мир» Лермонтов очень конкретный: вместо «цветок» он говорит «ландыш», вместо «всё» - перечисляет: нива, лес, сад. В стихотворении - многоликая красочная жизнь. «Мир» Щербины, наоборот, обобщён. Внутренние «миры» поэтов близки: оба передают состояние гармонии человека и природы. Хотя у Лермонтова движение от внешнего мира к внутреннему, а у Щербины – от внутреннего – к внешнему. У Лермонтова это состояние – итог переживания, а у Щербины – исходная позиция. Это сходство внешних миров поэтов объясняется влиянием Шеллинга*.

(Шеллинг (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (1775—1854), немецкий мыслитель, классик идеалистической философии.)

  • Подтвердите выводы наблюдением над стилем. (Описание – рассуждение, раздумье.)

Учитель:

В стихотворениях две стилистически контрастные части. Где граница между ними? Чем отличаются начало и конец стихотворения? Как изменяется интонация? (В стихах три восходящих части и одна нисходящая. Три строфы начинаются с повторяющегося союза «когда» - это литературный приём – анафора*.

4.Синтаксический анализ текста

Объяснение учителя (на примерах предложенных стихотворений)

1)Идейно-эмоциональный комплекс стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» соответствует структуре стихотворения. Своеобразие его в том, что это одно предложение.

Это ССК - сложная синтаксическая конструкция – ПЕРИОД – сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, в интонационном отношении распадающееся на две части - с повышением интонации и понижением.

После однородных придаточных предложений в периоде ставится запятая и тире, которое обозначает смысловую и интонационную паузу и предшествует выводу в 4-й строфе.

Части периода отделяются друг от друга точкой с запятой, т.к. это осложнённая синтаксическая конструкция.

Схема ССК – периода:

[Когда…]; [когда…]; [когда…], - [когда…].



2)Стихотворение Н.Ф. Щербины «Когда в высокие минуты бытия…» написано знакомым по тексту Лермонтова периодом.

- Попробуйте самостоятельно доказать это и сделайте вывод.

Учащиеся приводят доказательства того, что это стихотворение написано периодом, и делают вывод: сходство этих стихотворений есть и в содержании, и в синтаксической форме.

Учитель:

Отмеченные сходство и различие структуры анализируемых стихотворений и их содержания говорят об очевидности обращения Щербины к творчеству Лермонтова.

Наш анализ показал, что Щербина всё время идёт за Лермонтовым, переосмысливает его.

Щербина видит в стихотворении Лермонтова универсальную модель бытия, символ вечной жизни и истолковывает его.

Всё стихотворение Лермонтова становится символом торжества вечной жизни – её вечного движения, обновления, красоты и гармонии.

3) Учитель:

  • Подведём итог: для чего используется ССК в стихотворении? (Это необходимо для того, чтобы стихотворение хорошо звучало.)

  • Зачем поэты используют сложное предложение с различными видами связи? (Нужно было передать душевный настрой.)

  • Найдите грамматические основы в каждом из простых предложений

  • Сколько всего простых предложений в стихотворении?

  • Объясните знаки препинания между основными частями ССК.

  • Объясните знаки препинания внутри основных частей СП.

  • Начертите схему периода в тетрадь.

4)Подведём итоги:

- На примере двух стихотворений вы увидели единство формы (знаки препинания, синтаксический строй, ритм, музыкальность стиха) и содержания (мысли, впечатления).

Чтобы передать весь этот настрой, потребовалось использовать синтаксические конструкции русского языка.

5. Творческое задание.

Учитель:



  • Попробуйте составить и записать предложение – период по схеме. Возможно – стихотворение – период.

Схема ССК – периода:

[Когда…]; [когда…]; [когда…], - [когда…].

  • Выразительно прочитайте, соблюдая интонацию периода.

6.Подведение итогов урока, рефлексия, оценки.

Учитель:

- Сравните получившиеся примеры. У кого, как вы считаете, получилось лучше? Запишите наиболее удачные примеры.

7. Домашнее задание

Выучите любое стихотворение наизусть.

Тексты стихотворений для анализа

Михаил Лермонтов

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.

1837





Николай Щербина


Когда в высокие минуты бытия

Внимает ум сердечным убежденьям

И открывается всему душа моя,

Восторженным полна ясновиденьем,-


Тогда одним живущим существом

Я вижу мир перед собою,

И многое сливается в одном,

И дышит общею судьбою.


1848


Алла Волкоморова*

Когда иду в объятьях снегопада

Наедине со светом фонарей,

Уж одному тому безумно рада,

Что можно волю мысли дать своей;


Когда снежинок танец одичалый

Ласкает взгляд движением своим,

Когда шепчу, бессвязные сначала,

Слова стихов, подаренные им;


Когда совсем случайно замечаю,

Что спит в снегу сознание моё, -


Тогда я словно сказку открываю

И становлюсь участницей её.

1979



Комментарий

* Волкоморова Алла – ученица средней школы № 10 г. Перми. Однажды учитель И.В. Крузе на уроке русского языка задала задание: найти и выписать из любого текста предложение – период. А Алла принесла своё новое стихотворение «Когда иду в объятьях снегопада…»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок развития речи. Роль сложных синтаксических конструкций в поэтической речи.

Автор: Мерзлякова Марина Ивановна

Дата: 19.08.2014

Номер свидетельства: 112254

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "" Виды сложных предложений. Повторение»."
    ["seo_title"] => string(39) "vidyslozhnykhpriedlozhieniipovtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "274860"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452450229"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства