kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи по русскому язык в 5 классе. Тема "Сказочное яичко. Художественное описание предмета"

Нажмите, чтобы узнать подробности

развитие речи, совершенствование навыков описания предмета, создание на основе образца описания предмета.Этими изречениями двух великих людей кратко объясняется вся важность патриотического воспитания и смысл жизни человека на Земле. Химия невероятно древняя, как окружающий нас мир, и в то же время, вечно молодая наука, поэтому без традиций и инноваций в её преподавании как учебного предмета не обойтись.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по русскому язык в 5 классе. Тема "Сказочное яичко. Художественное описание предмета"»

Поэтом можешь ты не быть , но гражданином быть обязан»

(Н. А. Некрасов)

«Человек рождается для человека и еще никто в мире не родился для самого себя»

(Д.И. Менделеев)

Этими изречениями двух великих людей кратко объясняется вся важность патриотического воспитания и смысл жизни человека на Земле. Химия невероятно древняя, как окружающий нас мир, и в то же время, вечно молодая наука, поэтому без традиций и инноваций в её преподавании как учебного предмета не обойтись.

Химия как учебный предмет средней школы, наряду с другими предметами, формирует личность учащихся. Для достижения этой главной цели стоящей перед школой, обучение химии ставит перед собой задачи, решение которых осуществляется с позиций единства образовательной, воспитывающей и развивающей функцией обучения.

Хорошей основополагающей традицией современного урока есть неразрывность образовательной и воспитывающей функций ( их неразрывность можно сравнить с процессами окисления и восстановления в окислительно-востановительных реакциях.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь, укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, развивается достоинство личности. В «Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики» в разделе «Система патриотического воспитания в общеобразовательных учебных заведениях…», отмечено: «Патриотическим воспитательным потенциалом обладают изучаемые в школе естественно-математические науки» (математика, физика, химия, биология, физическая география). Преподавание их основ подводит учащихся к осознанию идеи познаваемости закономерностей развития мира, взаимной связи и обусловленности явлений природы, их непрерывного изменения под влиянием естественных причин. Эти же учебные предметы знакомят учащихся с достижениями отечественной науки и техники, что способствует воспитанию патриотизма.

В Концепции указывается, что «…одним из факторов оказывающих патриотическое воспитательное влияние на школьников в преподавании учебных дисциплин является: содержание учебного материала, его идейно-политическая направленность».

С этой целью необходимо подвести учащихся к осознанию того, что в наши дни неизмеримо возросла роль химии в жизни людей: много хороших дел на ее счету; химия по праву считается наукой созидания, но в условиях империализма её достижения одновременно могут получить антигуманистическую направленность, она может способствовать разрушению, уничтожению, гибели всего живого.

Рассмотрим разделы химии, которые можно и нужно использовать в целях военно-патриотического воспитания учащихся.

  1. При изучении темы «Простые вещества» в теме урока «Понятие об окислении, горении оксидов» в 7-м классе учащихся можно более подробно ознакомить с оксиликвитами – взрывоопасными смесями любой горючей пористой массы с жидким кислородом. Оксиликвиты использовались во время первой мировой войны вместо динамита. Таким способом иногда готовили патроны и в годы Великой Отечественной войны, хотя в основном для этой цели использовали тринитротолуол. В настоящее время оксиликвиты применяют в основном в горной промышленности для взрывных работ.

  2. В теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение вещества» в 8-м классе, рассматривая состав атомных ядер и изотопы, можно ознакомить учащихся с применением изотопов водорода (дейтерия и трития) для изготовления ядерного оружия, рассказать о страшной разрушительной силе его. Ядерное оружие обладает четырьмя поражающими факторами: «ударной волной, интенсивным тепловым излучением, проникающей радиацией и радиоактивными осколками, попадающими в почву, воду и воздух. Оно одновременно и разрушает, и сжигает, и отравляет, и оставляет после своего применения на длительное время зараженной окружающую среду».

  3. При изучении вопроса о применении галогенов важнейших природных соединений (тема «Неметаллические элементы и их соединения» 10-й класс) целесообразно показать использование хлора в качестве отравляющего вещества в годы первой мировой войны. 22 апреля 1915 года вблизи г. Ипр немцы впервые применили химическое оружие: начали газовую атаку против французских и английских войск. Из 6 тыс. металлических баллонов было выпущено 180т. хлора по ширине фронта в 6км, а затем применяли хлор в качестве ОВ и против русской армии. В результате только первой газобаллонной атаки было поражено около 15тыс. солдат, из них 5тыс. погибли от удушья.

Позднее появились и более сильные ОВ, содержащие хлор: иприт, хлорпикрин, хлорциан, удушающий газ фосген и др. Некоторые из них в годы второй мировой войны фашисты использовали в концлагерях.

Рассматривая свойства серной кислоты, целесообразно заострить внимание учащихся на использовании её при производстве взрывчатых веществ в качестве водоотнимающего средства в составе нитрующей смеси.

При изучении темы урока «Азот. Азотные удобрения» учащиеся под руководством учителя обсуждают проблему связанного азота. Решение её дало возможность получать азот в связанном состоянии в виде аммиака NH3, а из него получают аммонийные соли или в процессе каталитического окисления – азотную кислоту, а затем и её соли. Из этих продуктов можно получать различные азотсодержащие вещества, которые применяют и в мирных, и в военных целях. Сообщая стране о вступлении в строй первых заводов по производству синтетического аммиака газета «Правда» писала: «Азот в сложении с капитализмом – война, разрушения, смерть; азот в сложении с социализмом – высокие урожаи, высокая производительность труда, культура и благосостояния труда».

  1. Рассматривая применение нитратов, можно заслушать сообщение учащихся об истории открытия и применения черного, или дымного пороха – взрывчатой смеси нитрата калия с серой и углем.

6 веков продолжалось господство черного пороха в военном деле. За столь длинный срок его состав практически не изменился, менялся лишь способ производства. Только в середине 19-го века вместо черного пороха стали использовать новые взрывчатые вещества с большей разрушительной силой. Они быстро вытеснили черный порох из военной техники. Теперь он применяется в качестве взрывчатого вещества в горном деле, в пиротехнике (ракеты, фейерверки), а также как охотничий порох.

  1. Говоря о применении фосфора, можно ознакомить учащихся с использованием фосфора в военном деле в качестве зажигательного и дымообразующего вещества. При сжигании фосфора на воздухе получается фосфорный ангидрид (фосфор (V) оксид), пары которого притягивают влагу из воздуха и образуют пелену белого тумана, состоящего из мельчайших капелек раствора метафосфорной кислоты.

  2. При изучении темы «Углерод» учащимся можно рассказать о ядовитом соединении углерода с азотом – циане(CN)2, в состав которого азот входит в виде радикала – CN, аналогичного по свойствам атомам галогенов. Его водородное соединение НCN образует в растворе синильную кислоту - сильное ОВ общеядовитого действия: 70 мг ее, попадая в организм мгновенно вызывают паралич сердца.

  3. Рассматривая свойства углерода (ІІ) оксида, необходимо отметить его токсическое действие на живые организмы. При этом углерод (ІІ) оксид связывается с гемоглобином крови, превращая его в карбоксигемоглобин. В результате гемоглобин утрачивает способность связывать и переносить кислород, наступает кислородное голодание, и человек погибает от удушья. Во время Великой Отечественной войны фашисты использовали это свойство углерод (ІІ) оксида для массового уничтожения советских граждан в машинах-«душегубках».

  4. При изучении металлов учащимся можно дать краткие сведения об их применении в военном деле. Например, важно отметить, что литий используется для изготовления трассирующих пуль и снарядов. Соли лития придают им яркий сине-зеленый след. Литий применяется также в атомной и термоядерной технике. Поглощая нейтрон, ядро лития становится неустойчивым и распадается. В результате образуются два новых атома: гелий и сверхтяжелый водород – тритий. При очень высоких температурах атомы трития и другого изотопа водорода – дейтерия объединяются. При этом выделяется колоссальное количество энергии, которую обычно называют термоядерной, а соответствующие процессы - термоядерными реакциями.

  5. Подобно другим щелочным металлам, литий применяют как теплоноситель в ядерных установках. Металл цезий используют в фотоэлементах.

  6. Говоря о свойствах магния, можно указать на использование его в военной технике для изготовления осветительных и сигнальных ракет, трассирующих пуль и снарядов, зажигательных бомб. Легкие и прочные сплавы магния с медью, алюминием, кремнием находят широкое применение в ракето-, машино- и самолетостроении.

  7. Рассматривая области применения алюминия на основе его свойств, можно отметить, что еще в 1919 г. появился первый самолет из дюралюминия. С тех пор алюминий стал поистине «крылатым» металлом. Так из сплава алюминия с магнием и кремнием сейчас изготовляют лопасти винтов самолетов и вертолетов. Сплавы алюминия с медью и марганцем широко используют в ракетной и космической технике.

  8. В истории цивилизации особое место среди всех металлов занимает железо и его сплавы – чугун и сталь. Для военных целей большое значение имеет выпуск высокопрочных легированных сталей. На это обращали внимание советские ученые еще в годы Великой Отечественной войны, что позволило СССР при гораздо меньшем объеме выпускаемой стали по сравнению с фашистской Германией производить значительно больше танков, орудий, минометов и других видов вооружения.

  9. Курс органической химии предоставляет учителю большие возможности для усиления военно-патриотического воспитания учащихся. В теме «Нефть. Состав и переработка нефти.» (10 кл.), разбирая с учащимися применение нефтепродуктов необходимо рассказать, что на основе бензина изготовляют напалм – зажигательное оружие, предназначенное для поражения живой силы и объектов. Состоит оно из жидкого горючего (бензина и керосина и до.) и порошка-загустителя. Напалм был одним из главных видов химического оружия армии США в Корее в 1968-1970 гг. На земли Южного Вьетнама американские наемники сбросили 200 тыс. тонн напалма.

  10. При изучении спиртов, карбоновых кислот и сложных эфиров можно сообщить, что США продолжают совершенствовать и наращивать огромный арсенал химического оружия. Американская военная машина располагает высокотоксичными ОВ нервнопаралитического действия. К ним относятся, например, производные изопропилового эфира – зарин и Ви-Икс, которые применяют в виде аэрозолей. Они поражают людей даже в противогазах.

Планы Пентагона предусматривают также увеличение производства психохимических ОВ, которые вызывают у человека сильные психические расстройства. К таким веществам относится, например, Би-Зет. Это первое высокотоксичное ОВ психохимического действия, принятое на вооружение армией США.

Американскими войсками во Вьетнаме использовалось также ОВ раздражающего действия – Си-Эс. В США его применяют и сейчас, например, для разгона демонстраций.

Рассматривая применение производных карбоновых кислот в качестве гербицидов в сельском хозяйстве, нужно разъяснить, что в руках американских милитаристов эти вещества становятся сильнейшим химическим оружием – фитотоксикантами.

В химической войне против Вьетнама армия США применила более 96 тыс. тонн гербицидов. Гербициды использовались в колоссальных дозах – рассеивались десятками и даже сотнями кг на гектар. Такие дозы полностью уничтожают флору и фауну. Особенно губительным оказалось применение вещества диоксина, который и до сих пор находятся в поверхностных и глубинных слоях почвы низинных районов Вьетнама. Диоксин вызывает раковые заболевания, является причиной врожденных уродств, нарушений генетического аппарата и др. По мнению ученых, для восстановления экологического равновесия в природе Южного Вьетнама потребуется, очевидно, более сотни лет.

  1. Изучая применение синтетических высокомолекулярных веществ и полимерных материалов, можно отметить, что многие полимеры используют в конструкциях вооружения и военной техники. Например, пластмассы широко применяют в ракетной технике. В конструкциях воздушно-реактивных двигателей применяют текстолит, стеклопластики и другие композиционные материалы.



Так при изучении систематического курса химии необходимо формировать стойкую гражданскую позицию подрастающего поколения – граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Важно отметить, что реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, своего народа.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Любовская Ирина Анатольевна

Дата: 17.02.2016

Номер свидетельства: 294766

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства