КУШНАРЕНКО НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 15
г. Ульяновска.
Заслуженный учитель России, учитель высшей категории.
Проблемная тема
«Применение информационных технологий при обучении сочинению – описанию природы»
УРОК РАЗВИТИЯ
РЕЧИ В 7 КЛАССЕ
ТЕМА УРОКА:
«CОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ А.А. ПЛАСТОВА
«СЕНОКОС»»
/ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ–ОПИСАНИЮ
КАРТИНЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ/
(Из опыта работы учителя
русского языка и литературы
МОУ СОШ №15
Кушнаренко Н.И.)
Презентация
№ слайда | Изображение |
1 | Портрет А.А. Пластова. |
2 | Картина «Хмурый день». |
3 | Картина «Выборы комитета бедноты». |
4 | Картина «Костер в поле». |
5 | Картина «Колхозный ток» |
6 | Картина «Фашист пролетел» (в звуковом сопровождении). |
7 | Картина «Жатва». |
8 | Картина «Сенокос» (звуковое сопровождение – пение птиц). |
9 | Картина «Сенокос» (изображение крупным планом луга). |
10 | Картина «Сенокос» (изображение крупным планом берез). |
11 | Картина «Сенокос» (изображение крупным планом косцов). |
12 | Фотография А.А. Пластова в лесу с букетом цветов. |
13 | Работа над составлением плана сочинения. |
14 | Работа над составлением плана сочинения. |
15 | Работа над вступлением к сочинению. Редактирование текста. |
16 | Работа над вступлением к сочинению. Редактирование текста. |
17 | Работа над вступлением к сочинению. Редактирование текста. |
18 | Лексическая работа. Синонимические ряды к словам: художник, изобразить, картина, краски, радостный, блестеть, зеленый, желтый, лиловый. |
19 | Лексическая работа. Синонимические ряды к словам: художник, изобразить, картина, краски, радостный, блестеть, зеленый, желтый, лиловый. |
20 | Исправленный текст вступления к сочинению. |
21 | Орфографическая работа. |
22 | Картина «Сенокос» (звуковое сопровождение – пение птиц). |
Конспект урока развития речи в 7 классе.
Тема: «Сочинение по картине А.А. Пластова «Сенокос».
Цели урока:
Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине. Научить детей составлять связный текст описательного характера по картине.
Обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими описать картину; развить умение учащихся использовать в речи причастия и причастные обороты с целью более точного выражения мысли.
Закрепить навыки правописания причастий.
Расширить знания учащихся о творчестве А.А. Пластова. Воспитать у учащихся чувство исторической памяти, раскрыть значение Великой Победы над фашизмом.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, колонки, программа создания презентации Power Point, презентация; плакат с изображением луговых цветов (иван-чай, раковые шейки, клевер, золотарник, льнянка).
Презентация: 1-22 слайды.
Оформление доски: Тема урока. Сочинение по картине А.А. Пластова «Сенокос».
Эпиграфы к уроку.
Я работал над этой вещью, задыхаясь от счастья.
А.А. Пластов.
Я стремился показать жизнь такой, какая она есть; стремился показать, сколько радости приносит человеку мирный труд.
А.А.Пластов.
Словарная работа:
Колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. (Теплый, холодный яркий колорит).
Палитра – (перен.) Подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма. (Богатая палитра).
Ход урока.
I. Определение с учащимися целей и задач урока.
II. Слово о художнике с использованием презентации.
Слово о художнике и его творчестве.
Вновь сегодня мы обращаемся к творчеству выдающегося русского живописца Аркадия Александровича Пластова, широко известного в нашей стране и за рубежом как певца русской деревни и русской природы.
Слайд № 1. Портрет художника (1893-1972).
С 1947 года – член АХСССР, награжден двумя орденами Ленина, медалями, это лауреат Ленинской и Государственной премий. Это имя дорого нам потому, что родился в Прислонихе в 1893. Закончил Московское художественное училище в 1914.
В 1917 году вынужден был вернуться в родное село (слайд №2 «Хмурый день»), понимая, что настало время, когда «мало быть только художником, надо быть еще и гражданином». В числе безземельных Пластова наделили землей, и он стал пахать, сеять, косить В тяжелом труде, заботах, победах и поражениях познавалась жизнь. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни. Его картины необыкновенно правдивы, трогательны, влекут и волнуют.
Мастерской тогда у него не было. Его мастерской было все – село (слайд №3 «Выборы комитета бедноты»), поле (слайд №4 «Костер в поле»), места, где скапливался народ (слайд №5 «Колхозный ток»).
Слайд №6 «Фашист пролетел».
Вдосталь хлебнули прислонихинцы военного лиха. Редкую избу обошла беда, в редкую дверь не постучался почтальон с похоронкой. Более двухсот мужиков и парней ушли в ту суровую пору на фронт. Сто двадцать из них не вернулись с полей сражения. Деревня опустела. Тяготы жизни ложились на плечи женщин, стариков и детей.
Слайд №7 «Жатва».
Эта картина о горькой цене хлеба военного времени. В каждом куске хлеба, который шел на фронт, жило тепло детских да стариковских рук, сеявших, растивших хлеб все эти длинные военные годы. Вот оно горестное лицо войны.
А в 1945 году, в год окончания войны, появляется его новое полотно – картина «Сенокос», по которой мы будем писать сочинение.
III. Для этого внимательно рассмотрим репродукцию картины Пластова.
Слайд №8 «Сенокос».
IV. Работа по картине.
- Какие чувства появляются при виде это картины?
/ Возникают чувства радости, счастья, восторга при виде этой торжественной красоты.
Сколько света, солнца, тепла на этой картине!/
Пластов говорил: «Я работал над этой вещью, задыхаясь от счастья».
- Почему счастье и радость переполняли художника? Вспомните год написания картины.
/ Закончилась война. Это было первое мирное лето. /
«Я, когда писал эту картину, все думал: «Ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь», - делился своими впечатлениями Пластов.
- При помощи чего художник выражает свои мысли, чувства? Как передает радостное настроение? (При помощи красок) словарная работа со словами колорит картины яркий.
- Какие краски использует?
(Художник использует яркие, солнечные краски. Живопись картины сочная, многоцветная.
Радуется глаз тем сочным, ярким краскам, которыми так и брызжет это произведение.)
- Какое время суток показал автор?
/ Раннее утро /
- Как вы это определили?
/ Художник показывает косцов, а косят обычно утром /
- Какое утро показано?
/ Летнее солнечное утро /
- Как вы определили, что это солнечное утро? Ведь солнца на небе не видим.
/ Это солнечное утро. Мы видим чистое голубое небо с белыми облаками, еще сохранились розоваты прожилки от недавно взошедшего солнца.
Солнечный свет пронизывает весь пейзаж: особенно красиво играют солнечные блики на белоствольных березах и на ажурной листве, отчего она отливает серебром. Художник будто поймал на кончик кисти лучи солнца и заполнил картину светом, теплом, многоцветием.
Но такое волшебство происходит не со всяким художником, а только с тем, кто имеет это солнце в душе своей, эту всеобъемлющую любовь ко всему живому, к родной природе.
- Посмотрите на изображение тонких веточек, белоствольных берез. О чем еще они говорят?
/ Легкий утренний ветерок играет с ветвями берез, потому словно чувствуешь свежесть и легкую прохладу солнечного утра. /
- Воздух настолько чист, свеж и прозрачен, что четко просматривается изображение на дальнем плане? Что видим вдали?
/ Густой сосновый лес, луга со стогами сена, подернутые синевой леса (что свойственно сосновым лесам) /
- Обратите внимание на богатую палитру зеленого цвета. Именно солнечный день позволяет нам увидеть разнообразные оттенки зеленого цвета. Какие?
/ Изумрудная зелень трав, яркая зелень молодых сосен, темная зелень дальнего леса, прозрачная на солнце зелень березовой листвы. /
- Что особенно привлекает ваш взгляд?
/ Луг, по которому идут косцы. /
Слайд № 9. Картина «Сенокос». Крупный план луга.
- Что восхищает? Что удивляет?
Богатая палитра картины, буйство разнотравья.
(Словарная работа со словом палитра).
- Луг, как пестрый ковер, играет всеми красками под солнцем.
Словно красивые, драгоценные, цветные камни-самоцветы рассыпались цветы по поляне. Бордовые, красные, синие, фиолетовые, желтые и серебристо-белые луговые цветы горят и сверкают среди травы.
Удивляет, как детально выписан каждый лепесток и каждая травинка, поражаешься, как можно так выполнить масляными красками. Если присмотреться внимательно, можно разглядеть каждый цветок.
- Какие цветы вы узнали?
Сиреневые колокольчики, пушистые розовые «раковые шейки», желтые купавы, Иван-чай. (Обращение к плакату с луговыми цветами).
Каждый цветов дышит, радуется.
Слайд № 10. Картина «Сенокос». Крупный план берез. Мастерству живописца не устаешь восхищаться: по цветам порхают разноцветные бабочки: желтые лимонницы, белая капустница, оранжевая крапивница.
- В Третьяковской галерее в книге отзывов есть запись: «... первое, что поразило меня в работах Пластова, когда я увидел, как трава написана на картине «Сенокос». Траву на которую никогда прежде внимания не обращал, открыл мне Пластов».
- На каком плане изображен луг?
(На переднем)
- Какую мысль хотел донести до зрителя художник?
Выжженные огнем войны леса, вытоптанные солдатскими сапогами поля вновь ожили и расцвели, когда на земле воцарился мир.
- Но не ограничивается живописец изображением пейзажа: показывает косарей.
Слайд № 11. Картина «Сенокос». Крупный план косарей. Рассмотрите фигуры косарей.
- Кто вышел на луг косить?
(Вышли косить глубокие старики, женщина и мальчик-подросток).
- Почему в таком составе?
Картина напоминает нам о тяжелых лишениях и испытаниях, принесенных войной. Пластов показал тех, кто остался в дни войны в колхозе и вынес на своих плечах весь тяжелый крестьянский труд. Нет среди косарей сильных мужчин – не вернулись с войны. Образы косарей вносят печальные ноты.
- Как располагает их художник на картине?
По диагонали, что придает им плавное движение. Никакой эффектности в позах, а для зрителя они словно оживают.
- Как они трудятся?
Самозабвенно, с полной отдачей сил, увлеченно.
- Как говорят о человеке, который умело и легко работает?
Работа кипит в руках; засучив рукава; работают с огоньком.
- С полной отдачей сил работают. А как вы это определили?
По выражению лица. Румяные лица, какая-то сосредоточенность на работе, легкая задумчивость.
- Косить – это легкий или тяжелый труд? Кто-нибудь пробовал из вас косить, брал в руки косу?
- Как художник показал, что очень тяжело косить?
Руки вытянуты, мускулы напряжены, потому что совершают размашистые, свободные, сильные движения.
- А еще почему тяжело?
Трава густая, высокая. по пояс.
- Пластов писал: «Лето 1945 года было преизобильно травами и цветами в рост человека, ряд при косьбе надо было брать в два раза уже обычного, а то, где место было поплотнее, и косу бы не протащить и вал цветов скошенных не просушить».
- По тому как они одеты?
Одежда на них свободная, легкая, удобная, не стесняющая движений; мальчик снял рубашку: тяжело ему, жарко от работы.
- Да, косить тяжело. У Кольцова, русского поэта, в стихотворении «Косарь» мы найдем такие строчки:
Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня.
- Обратите внимание на слово «раззудись». Как вы понимаете значение этого слова?
Зудит плечо – болит сильно, не переставая, от сильного напряжения рук при косьбе.
- Что же придавало силы старикам, которым бы дремать на солнышке или говорить о былом; женщине, потерявшей мужа на войне, и ее сыну-подростку?
Чувство радости от того, что война закончилась, что теперь они могут спокойно трудиться, то есть счастье свободного, мирного труда.
- Подведем итог. Что хотел показать художник на картине?
- Обращение к эпиграфу: «Я стремился показать жизнь такой, какая она есть; стремился показать, сколько радости приносит человеку мирный труд».
Слайд № 12. Фотография Пластова в лесу с букетом цветов. Творчество Пластова отличается большим жизнелюбием, и поэтому картины мирного труда под кистью художника становятся прославлением радостной, счастливой свободной жизни.
На Всесоюзной художественной выставке 1946 года картины «Сенокос» и «Жатва» были замечены, в том же году А.А.Пластов был удостоен Сталинской премии первой степени.
V. Работа над планом сочинения.
Слайд № 13, 14.
I. Художник А.А.Пластов и его картина «Сенокос».
II. Описание картины.
1. Пейзаж:
а) летнее утро,
б) небо,
в) дальний лес,
г) березки,
д) цветущий луг.
2. Косари:
а) возраст,
б) выражение лица,
в) одежда,
г) поза, движения косарей.
III. Прославление радостной, счастливой, свободной жизни.
VI. Редактирование текста.
Слайд №15-17. 1. Картина А.А.Пластова «Сенокос» сразу привлекает взгляд. А.А.Пластов использует для своей картины яркие, солнечные краски. Яркие краски делают картину необыкновенно яркой, праздничной. Радость, счастье, восторг возникают при виде этой торжественной красоты.
Патриотическим чувством любви к Родине, к ее щедрой и прекрасной земле, ожившей и расцветшей после войны, проникнуто полотно «Сенокос», появившееся после войны.
- Понравился текст? Заметили ли вы какой-нибудь недостаток? (Повтор слов)
- Найдите ошибки.
- Действительно, в данном случае мы столкнулись с ошибкой, которая часть встречается в ваших работах – повтором. Повтор слов, неумение подобрать синоним может испортить даже неплохой текст.
Значит, надо знать синонимические ряды и умело использовать их в сочинениях.
VII. Лексическая работа.
Слайд № 18, 19. Обратите внимание на обратную сторону листа с рабочими материалами, там вы видите ряды синонимов, с помощью которых мы и отредактируем текст.
Художник – мастер, пейзажист, автор картины, живописец.
Изобразить – написать, показать, передать, запечатлеть.
Картина – произведение живописи, холст, полотно.
Краски – яркие, солнечные, сочные, насыщенные.
Радостный – ликующий, светлый, праздничный, солнечный.
Пейзаж – притягивает, очаровывает, радует, восхищает.
Слайд № 20. Отредактированный текст.
Картина А.А.Пластова «Сенокос» сразу привлекает взгляд. Художник использует для своего произведения яркие, солнечные краски, которые делают его необыкновенно праздничным. Радость, счастье, восторг возникают при виде этой торжественной красоты.
Искренним чувством любви к Родине, к ее щедрой и прекрасной земле, вновь ожившей и расцветшей после войны, проникнуто полотно «Сенокос», появившееся в 1945 году.
VIII. Орфографическая работа.
Слайд № 21. Выжже(н,нн)ые войной леса и поля; поляна, оз...ре(н,нн)ая утре(н,нн)им румянц...м солнца; сине...щие верхушки отдале(н,нн)ого леса; позолоче(н,нн)ая листва берез; сверка...щая на солнце роса; косари, увлеч...ые работой; ле...кая одежда, (не)стесня...щая движений; труд...тся самозабве(н,нн)о.
IX. Подведение итогов. Выводы.
Слайд №22.
Итак, мы с вами описали картину А.А. Пластова «Сенокос», выяснили замысел художника, его мысли, чувства, увидели, как художник с помощью красок и композиции передает свои мысли и чувства. И это вы должны отразить в своих сочинениях.
Примечание. В течение всего урока учащиеся заполняют лист (таблицу) для записи рабочих материалов; тем самым учатся внимательно слушать на уроке ответы товарищей, отбирать лучшее – то есть собирать и систематизировать материал к сочинению.
С целью экономии времени на уроке учащимся раздаются материалы по лексике (синтаксические ряды слов) и для проведения орфографической работы дается задание: вставить и объяснить пропущенные буквы в словах (в основном орфограммы по теме «Причастие»). Данные словосочетания ученик может в дальнейшем использовать в своем сочинении.
ЗАПОЛНЯЙ ТАБЛИЦУ В ТЕЧЕНИЕ УРОКА
ЧТО НАБЛЮДАЕМ? | РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КАРТИНЕ А.А. ПЛАСТОВА «СЕНОКОС» |
1. Замысел художника. 2. Колорит картины. 3. Пейзаж: а) летнее утро; б) небо; в) дальний лес; г) березки; д) цветущий луг. 4.Косари: а) возраст; б) выражение лиц; в) одежда; г) поза, движения. 5. Выводы. | |
ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА
Художник, мастер, пейзажист, автор картины, живописец.
Картина, произведение живописи, полотно, холст.
Изобразить, написать, показать, передать, запечатлеть.
Краски: яркие, солнечные, сочные, насыщенные.
Радостный, ликующий, светлый, праздничный.
Пейзаж притягивает, очаровывает, радует, восхищает.
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выжже(н,нн)ые войной леса и поля; поляна, оз…ре(н,нн)ая утре(н, нн)им румянцем солнца; сине…щие верхушки отдале(н, нн)ого леса;
позолоче(н,нн)ая листва берез; сверка…щая на солнце роса; косари, увлеч…нные работой; ле…кая одежда, (не) стесняюшая движений; труд…тся самозабве(н,нн)о
19