Урок-путешествие по теме «Произношение и обозначение на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и в середине слов перед глухими согласными»
Урок-путешествие по теме «Произношение и обозначение на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и в середине слов перед глухими согласными»
В увлекательной форме проходит урок по теме «Произношение и обозначение на письме парных звонких и глухих согласных». На уроке учащиеся знакомятся с произношением и обозначением на письме парных звонких и глухих согласных на конце слов и в середине слов перед глухими согласными, формируется умение проверять написание парных звонких и глухих согласных на конце слов и в середине слов перед глухими согласными, а также производить звуко-буквенный анализ таких слов, умение работать самостоятельно и коллективно, развиваются навыки грамотного письма, речь учащихся, внимание, умение обобщать и делать выводы.
На уроке у ребят сказочные персонажи Буратино и Мальвина. Буратино обращается к учащимся с просьбой отыскать дуб, около которого зарыт клад. Учащиеся совершают путешествие в страну царицы Грамматики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие по теме «Произношение и обозначение на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и в середине слов перед глухими согласными» »
Урок-путешествие по теме
«Произношение и обозначение на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и в середине слов перед глухими согласными»
Цель урока:
Познакомить с произношением и обозначением на письме парных звонких и глухих согласных на конце слов и в середине слов перед глухими согласными. Формировать умение проверять написание парных звонких и глухих согласных на конце слов и в середине слов перед глухими согласными, а также производить звуко-буквенный анализ таких слов. Формировать умение работать самостоятельно и коллективно;
Развивать навыки грамотного письма; развивать речь учащихся, внимание, умение обобщать и делать выводы;
Воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания. Упр. 151
2. Организационная часть.
- Ребята, сегодня на уроке у нас гости, и Мальвина пришла. А в последний момент прибежал запыхавшийся Буратино. Он снова оказался в затруднительном положении, и, похоже, ему нужна наша помощь.
- Вот, посмотрите, что он вам написал, так торопился, что даже буквы в словах не дописал. А может быть, не знал, что писать. (Показать послание детям)
Дорогой дру. !
Помоги мне отыскать ду., около которого зарыт кла. . В случае удачи тебя ждёт сюрпри. .
-Дуб этот находится во владениях царицы Грамматики.
- Ребята, вы согласны помочь Буратино?
- Тогда давайте попробуем разобраться с его посланием, может это поможет нам определить тему нашего урока и место, где зарыт клад.
- Посмотрите, какие буквы надо вставить в слова и почему?
-Если есть сомнение, значит, есть проблема. А если есть проблема, значит её нужно решать.
3. Чистописание.
-Буратино предлагает нам написать букву, но какую, так и не смог мне сказать. Давайте определим её, проанализировав ряд букв:
б в ? д з ж
п ф к т с ш
-Что это за ряд букв?
-Дайте характеристику букве Г.
-Определите порядок написания букв:
Гго Ггоо Ггооо ...
-Продолжите указанную последовательность до конца строки.
горо. …… ……
4. Словарная работа.
1) Слово, с которым мы познакомимся на уроке, определите, разгадав анаграмму ДОРОГ. Эту анаграмму предлагает разгадать Буратино.
- Как определили? (Слово прочитали наоборот)
2) Лексическая работа:
-Что такое «город»? (Крупный населённый пункт.)
-А знаете ли вы? Слову «город» много сотен лет. Древнейшим его значением было «ограда», «обнесенный частоколом посёлок» (огороженный).
3) Записать слово, поставить ударение.
4) Подберите однокоренные слова к слову «город».
5) Очень часто мы встречаемся с таким фразеологическим оборотом:
Ни к селу, ни к городу.
Когда так говорят? (Cделано, сказано некстати, не к месту)
5. Постановка темы и цели урока.
- Теперь скажите, над какой темой мы будем сегодня работать? (Парные согласные)
- А какая задача стоит перед нами? (найти клад для Буратино)
-Давайте, активизируем свои знания – повторим, что мы знаем о звуках, что нам известно по этой теме. Составление кластера.
- Чтобы отправиться в страну Грамматики, нужно быть очень внимательными, активными, помогать друг другу и, конечно же, взять с собой запас знаний, который нам будет очень нужен.
6. Работа по теме урока.
- Что происходит с парными согласными на конце и в середине слова?
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй.
- Как же проверить парный согласный на конце и в середине слова?
Правило (с.102)
А в стране Грамматики живет волшебное правило, которое легко запомнить:
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
Упражнение 155 (письменно). Объяснение значения пословиц.
- А сейчас, если вы отгадаете загадку, то узнаете, на каком виде транспорта мы отправимся в путешествие.
Что за чудо – этот дом?
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
-Что слышится на конце слова “автобус”? А что пишется? Почему?
- Скажите “золотое” правило грамматики:
«Пишем то, что пишется.
А не то, что слышится»
- Ребята, а на чём еще можно отправляться в путешествие?
- Посмотрите на рисунки и назовите виды транспорта (теплоход, самолёт, вертолёт)
- Что общего в этих словах? (на конце парный согласный)
- Какую согласную будем писать в каждом из этих слов и почему?
7. Зарядка для глаз.
- Итак, отправляемся в наше путешествие.
- А пока едете, посмотрите в окошко, как изменилась природа осенью. Посмотрите на небо, на землю, направо, налево.
8. Словарная работа. (Комментированное письмо по цепочке)
- Вот мы и приехали. Дальше пойдем пешком.
- А вот и первое препятствие: надо перейти через ручей по жёрдочке.
На доске слова:
ду.
ле.
сне.
но.
са.
тру.
- Через ручей мы перешли все, молодцы.
- Ребята, Мальвина говорит, что видит очень красивый пруд, и Буратино тоже видит прут, такой тоненький берёзовый. Но Мальвина уверяет, что видит совсем другой пруд.
- Как вы думаете, они видят одно и то же или разное?
- Давайте разберёмся. Какой пруд видит Мальвина? Почему вы так думаете?
- А какой прут видит Буратино?
- Слова звучат одинаково? А писать мы их будем тоже одинаково?
- Что будем писать на конце каждого из этих слов и почему?
- От чего зависит парная согласная на конце в данных словах? (от значения слов)
- Какие буквы напишем на конце? Как проверить?
- В русском языке существуют слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, поэтому и согласные на конце пишутся разные.
Вывешивается таблица слов:
плот – плод
лук – луг
грипп – гриб
порок – порог
- Объясните значение каждого слова и проверьте парный согласный на конце слов.
Плот – плавучая площадка для перевозки людей и грузов.
Индивидуальная работа на доске. (Исправить ошибки в тексте)
На пруду плавал белый лебеть. У воды рос камыж. На берек выполс уш. На высокий дуп сел ястреп. В лесу раздался криг птицы.
Индивидуальная работа по карточкам
Хорош наш ле. (с,з). Там много сочных тра. (ф, в). Вот ду. (п, б). Под дубом рос белый гри. (б, п). В кустах пел дроз. (т, д).
(Во время индивидуальной работы)
- На уроках чтения мы с вами говорили о том, что часто в сказках персонажи похожи своими поступками, характерами на людей. Как вы считаете, а человек может поступками, качествами похож на животное?
Подберите подходящее слово и объясните свой выбор:
Колючий, как… медве…ь
Изворотлив, как… ле…
Работает, как… у…
Храбрый, как… ё…
Длинный, как… лоша…ь
Неуклюжий, как… жира…
Запись слов, которые подобрали, в тетрадях.
9. Физкультминутка.
- Итак, нам пора отправляться дальше.
- Давайте немного разомнёмся вместе с Буратино.
Назвали все слова по порядку,
Теперь вас приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки - 1, 2, 3.
Легкие прыжки - 1, 2, 3.
Вот и вся зарядка - 1, 2, 3.
Мягкая посадка - 1, 2, 3.
10. Составление синквейна.
1. Звуки.
2. Звонкие, глухие.
3. Нахожу, проверяю, пишу.
4. Звонкие и глухие согласные надо проверять.
5. Орфограмма.
11. Работа с деформированным предложением.
- Продолжим наше путешествие по лесу. Ой, ребята, смотрите, дуб на поляне стоит. Уж не об этом ли дубе Буратино говорил в своем послании? Давайте проверим!
(На доске прикреплен нарисованный дуб. Около дуба разбросаны листья, на которых написаны слова: дуб, осенний, наряд, могучий, сбросил)
- Как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (надо собрать листочки и составить из слов предложение)
- В каких словах имеется парный согласный на конце? Как её проверить?
- Подберите к слову “могучий” слово, близкое по значению.
- Как понимаете выражение “сбросил наряд”?
12. Итог урока.
- Если это тот дуб, который мы ищем, то где-то здесь должен находиться клад.
- А вот, кажется, и он. (Учитель достает спрятанную шкатулку.)
- Только здесь написано что-то непонятное - “далк”. Наверное, это шифр. Только как его отгадать? ( Дети читают слово наоборот - клад)
- Но шкатулка все равно не открывается. Наверное, надо еще что-то сказать. Давайте еще раз скажем правило проверки парных согласных на конце и в середине слова. (Чтобы проверить парные согласные на конце и в середине слова, надо изменить слово так, чтобы после согласной шла гласная)
- Вот и открылась наша шкатулка. Здесь лежит какой-то листок.
Учитель читает:
Дорогой друг!
Ты преодолел пока небольшой, но трудный путь и получил в награду знания.
Храни этот клад знаний и пополняй его на каждом уроке. И помни: знания - это самое ценное богатство.
Царица Грамматика
- Я, надеюсь, что вы многому научились на сегодняшнем уроке и многому научили нашего Буратино.
13. Разгадывание кроссворда.
- Я знаю, вы любите отгадывать кроссворды и загадки (показ кроссворда на доске).
По горизонтали
1. В золотой клубочек спрятался дубочек. (жёлудь).
-Какую согласную букву я должна написать?
-Почему? Докажите.
2. Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки слетели все рубашки. (дуб).
-Какую букву запишу в конце слова.
По вертикали
3. В огне не горит, и в воде не тонет. (лёд).
-Какой здесь согласный напишем?
4. Сидит дед, в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук).
-Какую согласную букву я должна написать в конце слова, (нет лука, луковка).
-Молодцы, ребятки! Вы все хорошо отгадали загадки и кроссворд, правильно подсказали мне написание согласных на конце слова.