kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-путешествие по теме «Произношение и обозначение на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и в середине слов перед глухими согласными»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В увлекательной форме проходит урок по теме «Произношение и обозначение на письме парных звонких и глухих согласных». На уроке учащиеся знакомятся с произношением и обозначением на письме парных звонких и глухих согласных на конце слов и в середине слов перед глухими согласными, формируется умение проверять написание парных звонких и глухих согласных на конце слов и в середине слов перед глухими согласными, а также производить звуко-буквенный анализ таких слов, умение работать самостоятельно и коллективно, развиваются навыки грамотного письма, речь учащихся, внимание, умение обобщать и делать выводы.

         На уроке у ребят сказочные персонажи Буратино и Мальвина. Буратино обращается к учащимся с просьбой отыскать дуб, около которого зарыт клад. Учащиеся совершают путешествие  в страну  царицы Грамматики.      

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие по теме «Произношение и обозначение на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и в середине слов перед глухими согласными» »

Урок-путешествие по теме

«Произношение и обозначение на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и в середине слов перед глухими согласными»



Цель урока:

Познакомить с произношением и обозначением на письме парных звонких и глухих согласных на конце слов и в середине слов перед глухими согласными. Формировать умение проверять написание парных звонких и глухих согласных на конце слов и в середине слов перед глухими согласными, а также производить звуко-буквенный анализ таких слов. Формировать умение работать самостоятельно и коллективно;

Развивать навыки грамотного письма; развивать речь учащихся, внимание, умение обобщать и делать выводы;

Воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма.


Ход урока:

1. Проверка домашнего задания. Упр. 151

2. Организационная часть.


- Ребята, сегодня на уроке у нас гости, и Мальвина пришла. А в последний момент прибежал запыхавшийся Буратино. Он снова оказался в затруднительном положении, и, похоже, ему нужна наша помощь.


- Вот, посмотрите, что он вам написал, так торопился, что даже буквы в словах не дописал. А может быть, не знал, что писать. (Показать послание детям)

Дорогой дру. !

Помоги мне отыскать ду., около которого зарыт кла. . В случае удачи тебя ждёт сюрпри. .

-Дуб этот находится во владениях царицы Грамматики.

- Ребята, вы согласны помочь Буратино?

- Тогда давайте попробуем разобраться с его посланием, может это поможет нам определить тему нашего урока и место, где зарыт клад.

- Посмотрите, какие буквы надо вставить в слова и почему?

-Если есть сомнение, значит, есть проблема. А если есть проблема, значит её нужно решать.

3. Чистописание.

-Буратино предлагает нам написать букву, но какую, так и не смог мне сказать. Давайте определим её, проанализировав ряд букв:

б в ? д з ж

п ф к т с ш

-Что это за ряд букв?

-Дайте характеристику букве Г.

-Определите порядок написания букв:

Гго Ггоо Ггооо ...

-Продолжите указанную последовательность до конца строки.

горо. …… ……


4. Словарная работа.

1) Слово, с которым мы познакомимся на уроке, определите, разгадав анаграмму ДОРОГ. Эту анаграмму предлагает разгадать Буратино.


- Как определили? (Слово прочитали наоборот)


2) Лексическая работа:

-Что такое «город»? (Крупный населённый пункт.)

-А знаете ли вы? Слову «город» много сотен лет. Древнейшим его значением было «ограда», «обнесенный частоколом посёлок» (огороженный).


3) Записать слово, поставить ударение.


4) Подберите однокоренные слова к слову «город».


5) Очень часто мы встречаемся с таким фразеологическим оборотом:


Ни к селу, ни к городу.


Когда так говорят? (Cделано, сказано некстати, не к месту)


5. Постановка темы и цели урока.


- Теперь скажите, над какой темой мы будем сегодня работать? (Парные согласные)

- А какая задача стоит перед нами? (найти клад для Буратино)

-Давайте, активизируем свои знания – повторим, что мы знаем о звуках, что нам известно по этой теме. Составление кластера.

- Чтобы отправиться в страну Грамматики, нужно быть очень внимательными, активными, помогать друг другу и, конечно же, взять с собой запас знаний, который нам будет очень нужен.


6. Работа по теме урока.


- Что происходит с парными согласными на конце и в середине слова?


Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг!

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй.


- Как же проверить парный согласный на конце и в середине слова?

Правило (с.102)

А в стране Грамматики живет волшебное правило, которое легко запомнить:


Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.


Упражнение 155 (письменно). Объяснение значения пословиц.


- А сейчас, если вы отгадаете загадку, то узнаете, на каком виде транспорта мы отправимся в путешествие.


Что за чудо – этот дом?

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)


-Что слышится на конце слова “автобус”? А что пишется? Почему?


- Скажите “золотое” правило грамматики:

«Пишем то, что пишется.

А не то, что слышится»


- Ребята, а на чём еще можно отправляться в путешествие?

- Посмотрите на рисунки и назовите виды транспорта (теплоход, самолёт, вертолёт)

- Что общего в этих словах? (на конце парный согласный)

- Какую согласную будем писать в каждом из этих слов и почему?


7. Зарядка для глаз.


- Итак, отправляемся в наше путешествие.

- А пока едете, посмотрите в окошко, как изменилась природа осенью. Посмотрите на небо, на землю, направо, налево.


8. Словарная работа. (Комментированное письмо по цепочке)


- Вот мы и приехали. Дальше пойдем пешком.

- А вот и первое препятствие: надо перейти через ручей по жёрдочке.


На доске слова:

ду.

ле.

сне.

но.

са.

тру.


- Через ручей мы перешли все, молодцы.

- Ребята, Мальвина говорит, что видит очень красивый пруд, и Буратино тоже видит прут, такой тоненький берёзовый. Но Мальвина уверяет, что видит совсем другой пруд.

- Как вы думаете, они видят одно и то же или разное?

- Давайте разберёмся. Какой пруд видит Мальвина? Почему вы так думаете?

- А какой прут видит Буратино?

- Слова звучат одинаково? А писать мы их будем тоже одинаково?

- Что будем писать на конце каждого из этих слов и почему?

- От чего зависит парная согласная на конце в данных словах? (от значения слов)

- Какие буквы напишем на конце? Как проверить?

- В русском языке существуют слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, поэтому и согласные на конце пишутся разные.


Вывешивается таблица слов:


плот – плод

лук – луг

грипп – гриб

порок – порог


- Объясните значение каждого слова и проверьте парный согласный на конце слов.

Порок – тяжёлый недостаток, позорящее свойство; отклонение от нормального вида, состояния.

Плот – плавучая площадка для перевозки людей и грузов.


Индивидуальная работа на доске. (Исправить ошибки в тексте)


На пруду плавал белый лебеть. У воды рос камыж. На берек выполс уш. На высокий дуп сел ястреп. В лесу раздался криг птицы.


Индивидуальная работа по карточкам


Хорош наш ле. (с,з). Там много сочных тра. (ф, в). Вот ду. (п, б). Под дубом рос белый гри. (б, п). В кустах пел дроз. (т, д).


(Во время индивидуальной работы)

- На уроках чтения мы с вами говорили о том, что часто в сказках персонажи похожи своими поступками, характерами на людей. Как вы считаете, а человек может поступками, качествами похож на животное?

Подберите подходящее слово и объясните свой выбор:


Колючий, как… медве…ь

Изворотлив, как… ле…

Работает, как… у…

Храбрый, как… ё…

Длинный, как… лоша…ь

Неуклюжий, как… жира…


Запись слов, которые подобрали, в тетрадях.


9. Физкультминутка.


- Итак, нам пора отправляться дальше.

- Давайте немного разомнёмся вместе с Буратино.


Назвали все слова по порядку,

Теперь вас приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки - 1, 2, 3.

Легкие прыжки - 1, 2, 3.

Вот и вся зарядка - 1, 2, 3.

Мягкая посадка - 1, 2, 3.


10. Составление синквейна.


1. Звуки.

2. Звонкие, глухие.

3. Нахожу, проверяю, пишу.

4. Звонкие и глухие согласные надо проверять.

5. Орфограмма.


11. Работа с деформированным предложением.


- Продолжим наше путешествие по лесу. Ой, ребята, смотрите, дуб на поляне стоит. Уж не об этом ли дубе Буратино говорил в своем послании? Давайте проверим!


(На доске прикреплен нарисованный дуб. Около дуба разбросаны листья, на которых написаны слова: дуб, осенний, наряд, могучий, сбросил)

- Как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (надо собрать листочки и составить из слов предложение)


(Один ученик записывает составленное предложение.)


Могучий дуб сбросил осенний наряд.


- В каких словах имеется парный согласный на конце? Как её проверить?

- Подберите к слову “могучий” слово, близкое по значению.

- Как понимаете выражение “сбросил наряд”?


12. Итог урока.


- Если это тот дуб, который мы ищем, то где-то здесь должен находиться клад.

- А вот, кажется, и он. (Учитель достает спрятанную шкатулку.)

- Только здесь написано что-то непонятное - “далк”. Наверное, это шифр. Только как его отгадать? ( Дети читают слово наоборот - клад)

- Но шкатулка все равно не открывается. Наверное, надо еще что-то сказать. Давайте еще раз скажем правило проверки парных согласных на конце и в середине слова. (Чтобы проверить парные согласные на конце и в середине слова, надо изменить слово так, чтобы после согласной шла гласная)

- Вот и открылась наша шкатулка. Здесь лежит какой-то листок.


Учитель читает:


Дорогой друг!

Ты преодолел пока небольшой, но трудный путь и получил в награду знания.

Храни этот клад знаний и пополняй его на каждом уроке. И помни: знания - это самое ценное богатство.


Царица Грамматика


- Я, надеюсь, что вы многому научились на сегодняшнем уроке и многому научили нашего Буратино.


13. Разгадывание кроссворда.

- Я знаю, вы любите отгадывать кроссворды и загадки (показ кроссворда на доске).


По горизонтали


1. В золотой клубочек спрятался дубочек. (жёлудь).


-Какую согласную букву я должна написать?

-Почему? Докажите.


2. Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки слетели все рубашки. (дуб).


-Какую букву запишу в конце слова.


По вертикали


3. В огне не горит, и в воде не тонет. (лёд).


-Какой здесь согласный напишем?


4. Сидит дед, в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук).


-Какую согласную букву я должна написать в конце слова, (нет лука, луковка).


-Молодцы, ребятки! Вы все хорошо отгадали загадки и кроссворд, правильно подсказали мне написание согласных на конце слова.




8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Карпович Нина Ивановна

Дата: 19.09.2014

Номер свидетельства: 113973


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства