Урок по теме "Обособленные члены предложения" представляет собой заочное путешествие в страну "Обособление". Учащимся предлагается сделать остановки в "Область приложений", остановиться на "Полянке Обстоятельств". Также им предлагается посетить город "Осложнение", город "Определений". В процессе путешествия "туристов" ждут увлекательные конкурсы. Среди них конкурс "Корректор", конкурс "Знатоков". Заканчивается урок-путешествие тестовым контролем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие "Обособленные члены предложения" »
План-конспект урока.
Тема: « Обособленные члены предложения» Учитель: Аксёнова Татьяна Владимировна
МБОУ Красногорская СОШ №2
Цели: 1. Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся об обособленных членах предложения.
2. Совершенствовать навыки правописания.
3. Воспитывать у школьников орфографическую и пунктуационную зоркость.
4. Способствовать развитию любознательности и любви к родному языку.
Ход урока:
Оргмомент.
Вступительное слово учителя.
- Ребята, учебный год подходит к концу, уже можно подводить итоги. А всё ли мы с вами выучили, со всем ли мы с вами познакомились? Можно ли думать о конце учебного года и каникулах? Всё это зависит от багажа наших знаний. И вот сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие по одной из стран Русского языка и узнаем, можем ли мы идти дальше или должны ещё какое-то время остаться на том же месте.
- Но прежде чем начать путешествие, подумайте, а нужен ли вам русский язык?
- Вспомните высказывания учёных о русском языке.
- Верно, русский язык яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый. (А.Н.Толстой.)
-Ребята, мы с вами стоим у ворот неизвестной страны, потому что мы не знаем, как она называется. Итак, мы начинаем наше путешествие. Как мы можем начать по ней путешествие, если не знаем даже её названия? Вспомните, какую тему мы с вами только что изучили?
- Итак, мы сегодня совершим заочное путешествие в страну “Обособление».
Первый конкурс «Корректор».
- Представьте себе, что вы великий учёный – физик, который открыл новый закон. Он родился в вашей голове, и вы спешите изложить на бумаге результаты своего труда. Или вы поэт, который сочинил прекрасное стихотворение. Вы хотите сохранить своё творение для будущих поколений, подарить его другим людям. И вдруг… Вы открываете книгу со своим произведением, читаете. Гордость вдруг сменяется ужасом и разочарованием. Одна досадная ошибка или описка при печати - и ваше гениальное творение становится посмешищем.
- Встречалось ли вам в жизни слово корректор?
Корректор - работник издательства, редакции, типографии, который исправляет ошибки на оттиске типографического набора.
- Какими данными должен обладать он? (Ответ: хорошим знанием языка, орфографической и пунктуационной зоркостью.)
У.: Да, корректор должен быть грамотным человеком.
- Сейчас мы с вами напишем орфографическую работу и проверим, смогли бы мы с вами работать корректором.
Словарный диктант по упражнениям 390, 287.
Не раз приезжалв продолжение лета, пребывание в горах в течение пяти дней, иметь в виду; шёл, не смотря по сторонам; пошли в поход, несмотря на дождь, ввиду приближения шторма, вышла из берегов вследствие дождей.
Следующий конкурс «Конкурс знатоков»
- Записать предложение, объяснить знаки препинания, сделать синтаксический разбор.
Перебрасываясь шутками и подбадривая друг друга, грузчики ловко и быстро переносили тяжёлые тюки.
- А теперь вспомним правила по теме «Обособленные члены предложения»
- Какие члены предложения называются обособленными?
Слайд №1
Обособленные определения и приложения
Выделяются запятыми:
Любые определения и приложения (независимо от степени их распространённости и местоположения), если они относятся к личному местоимению.
Согласованные распространённые определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного.
Два или несколько однородных согласованных нераспространённых определения, стоящих после определяемого существительного.
Согласованные определения и приложения (стоящие перед определяемым существительым), если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное , уступительное и др.).
Согласованные приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова – существительного собственного. Исключения: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу и в произношении.
Уточняющие члены предложения, присоединяемые при помощи союзов то есть, или (= то есть).
3. Уточняющие члены со словами особенно, даже, главным образом, в частности, в том числе, например и др.
4. Уточняющие дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду с, сверх и др.
Город «Осложнение»
У: Нет, не думайте, в этом городе все предложения очень простые. Им скучно так жить, они жалуются на то, что недостаточно яркие, выразительные, и просят вас обособить их.
- Следующий пункт нашей остановки «Область приложений»
Прослушайте отрывок из пьесы «Приложения» и ответьте на поставленный в нём вопрос:
Автор: Однажды Синтаксис пригласил к себе в гости Члены Предложения. Но важные дела заставили его задержаться на работе. А гости тем временем собирались. Первым пришло Сказуемое «Прибежала».
Сказуемое: Кажется, успело. Ой, что это ещё никого нет! Ну вот, бежало – бежало, и всё зря!
Автор: Но недолго Сказуемое сидело одно, вскоре подоспело Обстоятельство «В полюшко».
Сказуемое: Здравствуйте! Хорошо, что вы пришли, присаживайтесь.
Обстоятельство: Слушаю и повинуюсь.
Автор: И только Обстоятельство успело договорить, как в комнату стали врываться какие – то члены предложения.
член предложения: Пустите меня, я главнее, так как я обозначаю то, что вы определяете! Я - «Лисица»! (Берёт под руку Сказуемое.)
член предложения (отталкивая первого): Нет уж! Главнее я, потому что главный отличительный признак всех лис - «Рыжая головушка».
3 член предложения (становится с другой стороны Сказуемого): Простите, но даже младенец знает, что любая лисица - это в первую очередь «Хитрая девица».
(Тянут Сказуемое в разные стороны.) Обстоятельство: Ребята, внесите ясность. Скажите, какими членами предложения являются эти 3 странные особы? Иначе они разорвут моего хозяина на мелкие кусочки.
(Слова «хитрая девица» и «рыжая головушка» будут приложениями в предложении: «Лисица, хитрая девица, рыжая головушка, прибежала в полюшко».)
Задание: Ответьте на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы в комнате сидело не семь человек, а шесть?»
(Учащиеся под диктовку учителя записывают предложение и объясняют постановку знаков препинания в нём.)
За столом сидели хозяйка дома, её сестра, подруга моей матери, двое незнакомых мне лиц, моя сестрёнка и я.
На доске :
Следующее задание: Подставьте обособленное приложение напротив соответствующего предложения:
- Я оглядываю лица слушателей.
- Среди водопадов есть старики.
- Отца Азы знал весь город.
Приложения: учителя уездного училища; подлинные герои нелёгкого подводного труда; мужчин и женщин.
«Город определений»
На доске :
Задание : Исправьте грамматические недочёты в употреблении обособленных определений.
1.Машинист впервые в своей жизни вёл электровоз, окончивший недавно курсы.
2.Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах.
3.Самолёт сел на аэродром, вылетевший из Москвы.
Задание : Прослушайте предложения, затем запишите их под диктовку, вставляя недостающие слова.
1.Несколько успокоенный, … отправился к себе на квартиру.
2.Обрадованная, … вернулась к себе домой.
3…., мокрого до последней нитки, сняли с коня.
«Полянка обстоятельств»
Задание : Подумайте, где нужно поставить запятую так, чтобы в предложении было 1 обстоятельство? 2 обстоятельства?
(Запись под диктовку.)
Мальчик читал быстро переворачивая страницу за страницей.
Задание : «Найди пару». (Устно)
Даны предлоги благодаря, за неимением, вопреки, несмотря на.
Вставьте их в предложение так, чтобы оно имело смысл.
1…. возраст, она чувствовала себя молодой.
2…. времени, не станем отклоняться от предмета лекции.
3…. хорошей погоде, в этом году был прекрасный урожай.
4…. плохой погоде, в этом году был хороший урожай.
Задание : Определите, сколько уточняющих обстоятельств в данном объявлении?
(Запись под диктовку)
декабря, в 7 часов вечера, в нашем клубе, в 35 комнате, состоится занятие кружка.
Устная работа.
- Я читаю предложения, вы должны назвать обособленный член предложения и указать причину его обособления.
1.Павка шагал домой с чувством человека, честно заработавшего свой отдых.
2.Утром Артём, угрюмый, расспрашивал Павку о случившемся.