kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-проект «Портрет одного слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:  Систематизация и обобщение знаний и умений.

Методы и приёмы:

-информационно-исследовательский;

-ИКТ;

-интерактивная технология;

-групповая;

-проектная технология.

Форма деятельности:

-групповая

Виды деятельности: групповая;

Средства обучения:

  • учебник «Русский язык.5 класс» в 3-х частях. С.И.Львовой.
  • словари русского языка
  • Интернет-ресурсы
  • энциклопедии

Дидактические цели урока-проекта:

-развитие у учащихся потребности в творческой деятельности;

-организация освоения навыков исследовательской деятельности;

-формирование навыков работы в команде;

-создание учебных ситуаций, требующих самооценивания и оценивания учебной деятельности сверстников;

-приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.

Воспитательные цели:

-содействовать развитию умения сотрудничать друг с другом, отстаивать свою точку зрения

Методические задачи:

-формировать умение правильно использовать в речи однозначные и многозначные слова;

-закрепить умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной и письменной речи;

Проблемы самостоятельных исследований:

-Значение, какого многозначного слова поясняют фотографии (упражнения №648)?

-Почему колодец называют «журавль»?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-проект «Портрет одного слова» »








Урок-проект «Портрет одного слова»

















Работу выполнила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №8,г. Красного Сулина

Мурзина Инна Николаевна





2014 г.

Конспект урока русского языка в 5 классе по УМК С.И. Львовой.

Тема: Слова однозначные и многозначные

Тип урока: Систематизация и обобщение знаний и умений.

Методы и приёмы:

-информационно-исследовательский;

-ИКТ;

-интерактивная технология;

-групповая;

-проектная технология.

Форма деятельности:

-групповая

Виды деятельности: групповая;

Средства обучения:

  • учебник «Русский язык.5 класс» в 3-х частях. С.И.Львовой.

  • словари русского языка

  • Интернет-ресурсы

  • энциклопедии

Дидактические цели урока-проекта:

-развитие у учащихся потребности в творческой деятельности;

-организация освоения навыков исследовательской деятельности;

-формирование навыков работы в команде;

-создание учебных ситуаций, требующих самооценивания и оценивания учебной деятельности сверстников;

-приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.

Воспитательные цели:

-содействовать развитию умения сотрудничать друг с другом, отстаивать свою точку зрения

Методические задачи:

-формировать умение правильно использовать в речи однозначные и многозначные слова;

-закрепить умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной и письменной речи;

Проблемы самостоятельных исследований:

-Значение, какого многозначного слова поясняют фотографии (упражнения №648)?

-Почему колодец называют «журавль»?


Задачи на урок для ученика

Личностные

Метапредметные

Предметные

Деятельность


регулятивные

познавательные

коммуникабельные



-навыки сотрудничества;

-готовность и

способность к саморазвитию


-определять последовательность действий с учётом конечного результата

-сбор и обработка необходимой информации из различных источников

-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

- формировать систему знаний об однозначных и многозначных словах;

-определить значения слова «журавль» в русском языке, фольклоре и литературе, различных видах искусства.

-объяснить, почему колодец на Руси называли «журавль»;

объяснить, почему колодец на Руси называли «журавль»;

-создать мини-словарь с комплексным разносторонним описанием слова «журавль», используя словари, научно-популярную литературу, Интернет-ресурсы












Ход урока

I.Орг. момент

Эмоциональный настрой:

А ну-ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять!


-Предлагается прочитать эпиграф к уроку:


«Слово только оболочка,

Плёнка, звук пустой, но в нём

Бьётся розовая точка,

Странным светится огнём»

А. Тарковский.

-Кто же будет главным действующим лицом нашего урока? (слово)

II.Мотивационный этап урока

-Так вот в одной былине герой говорит такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать…».

-Вы знаете, дети, как зовут этого былинного героя? (богатырь Илья Муромец)

-Вдумайтесь в смысл его слов.

-Что же хотел сказать Илья Муромец девице?

(Слово, если рассматривать его с разных сторон, разное- «с одного-то боку зелёное», «с другого румяное». А главное: «ты умей его, девица повертывать»)


(Это значит, надо уметь владеть словом, так как оно может иметь не одно, а несколько значений, несколько боков и бочков. Оно может иметь несколько значений)

-Какова тема нашего урока? (Слова однозначные и многозначные)


I этап работы над проектом (включение учащихся в собственную деятельность).


1-е действие-создание проблемной ситуации.

а)Выполнение упражнения №648




Проблема:

-Значение, какого многозначного слова поясняют фотографии? (журавль)

-Почему колодец называют «журавль»? Разве он похож на птицу? (чем похожи эти два объекта, запечатлённые на фотографиях?) (создание противоречий, предмета исследования)


-Каждое слово имеет свою историю, однако эта история скрыта от нас; по «внешнему виду» слова не всегда можно догадаться, где и как оно появилось, как изменялось на протяжении своей истории. А история эта бывает очень занимательной.


-Я предлагаю вам создать проект под названием «Портрет слова «журавль»»


2-е действие: постановка целей:

-используя словари, научно-популярную литературу, Интернет-ресурсы, собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова «журавль» в русском языке, фольклоре и литературе, различный видах искусства.

-объяснить, почему колодец на Руси называли «журавль»;

-создать мини-словарь с комплексным разносторонним описанием слова «журавль»


3-е действие: создание групп и системы действий. Учащиеся решают, за создание какой страницы словаря будет отвечать каждая группа. Разработка результатов проектно-творческой деятельности.

1 гр. отвечает за этнографическую страницу;

2 гр.-лексикографическую;

3 гр.-этимологическую;

4 гр.-фразеологическую;

5 гр.- словообразовательную и морфологическую;

6 гр.-искусствоведческую и литературную.


План действий учащихся в проекте

Каждая группа, участвующая в проекте, получает "План действий в проекте", включающий в себя:

1. Выбор темы проекта (исследования).

2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.

3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.

4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.

5. Собираем данные (собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).

7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты ).

8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов


II этап работы(планирование)


Лист планирования№1

Предполагаемый результат

Мини-словарь с комплексным разносторонним описанием слова «журавль»

Сроки выполнения

План работы над проектом

1.Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого члена в группе

2.Обсуждение со школьниками возможных источников информации.

3.Самостоятельная работа групп по выполнению заданий

4.Консультирование

5.Подготовка школьниками материалов и публикаций по отчету о проделанной работе.

6..Коллективное создание мини-словаря.

7..Защита полученных результатов и выводов

1-й урок


1-й урок


2-й урок

во внеурочное время

во внеурочное время

3-й урок

4-й урок

Форма защиты проекта

Выступление на зачётном уроке по теме «Лексика и фразеология»

4-й урок

Применение продукта

На уроках русского языка.







Критерии оценивания

Критерий 1.Постановка цели,планирование путей её достижения(максимум-3 балла)

Цель не сформулирована

0

Цель определена, но план её достижения отсутствует

1

Цель определена, дан краткий план её достижения

2

Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения

3

Критерий 2.Глубина раскрытия темы проекта (максимум-3 балла)

Тема проекта не раскрыта

0

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

2

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

Критерий 3. разнообразие источников информации, целесообразность их использования

(максимум-3 балла)

Использована неподходящая информация

0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

1

Работа содержит незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

Критерий 4.Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

(максимум -3 балла)

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение к ней автора

0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, не продемонстрировал самостоятельность в работе, не использовал возможность творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора; предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3

Критерий 5.Соответствие требованиям оформления письменной части

(максимум 3 балла)

Письменная часть проекта отсутствует

0

В письменной части отсутствуют установленные правилами порядок и чёткая структура, допущены серьёзные ошибки в оформлении

1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру

2

Работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3

Критерий 6.Качество проведения презентации(максимум 3 балла)

Презентация не проведена

0

Материал изложен с учётом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию

1

Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента

2

Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент

3

Критерий 7.Качество проектного продукта(максимум 3 балла)

Проектный продукт отсутствует

0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

2

Продукт полностью соответствует требованиям качества(эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

3










III этап-самостоятельный творческой деятельности


I группа

Этнографическая страница.

II группа.

Лексикографическая страница.

IV ГРУППА

Фразеологическая страница.

V группа

Словообразовательная и морфологическая страница

VI группа

Искусствоведческая и литературная страница


Итог

(Устанавливают соответствие результатов поставленной цели, дают самооценку и формулируют домашнее задание)

Мы совершили интересное и увлекательное путешествие в мир слов.

Результатом проекта станет мини-словарь «Портрет слова «журавль».


IV этап-защита проекта


V этап-рефлексия

(Строят монологическое высказывание, отвечая на вопросы):

-Что я чувствовал во время работы над проектом?

-Что у меня получилось?

-Что я открыл для себя?

-Что мне понравилось?

-Что меня удивило в процессе работы?

-Что я теперь могу сделать?

-Что мне ещё хочется сделать?


















Литература.

1. Славянская мифология. Энциклопедический словарь.-М.,1995

2. Краткая энциклопедия славянской мифологии// http://sueverija/narod/ru

3. Даль.В.И. Словарь живого великорусского языка.В.4-х т.-М.,1995.

4. Толковый словарь русского языка под ред.Д.Н.Ушаковав.-М., 1968

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка.-М.,2000

6. Словарь синонимов русского языка.В.2-х т. под ред. А.П.Евгеньевой.-М.,2003

7. Большой российский энциклопедический словарь.

8. Шанский Н.М.,Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка:Значение и происхождение слов.-М.,1997

9. Этимологический словарь Крылова.3.Яндекс.Словари Этимологический словарь. — 2004

10. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок: Для начальной школы/ авт.- сост. В.Н. Иванкина.- М.: ООО Аквариум-Принт,2007. – 256 с.

11. Красная книга: Редкие и исчезающие виды животных/ В.В. Анюшин, И.И. Вишневецкий, А.П. Савченко и др. – Новосибирск: Наука, 2004. – 320 с.

12. Пословицы, поговорки и крылатые выражения: начальная школа/ сост. И.В.Клюхина.-М.:ВАКО, 2010.-96 с.- (Школьный словарик).

13. Школьник, Ю.К. Птицы: полная энциклопедия/ Ю. Школьник. - М.: Эксмо,2008. - 256 с.

14. Даль В.И.Пословицы русского народа.-М.,1998

15. Зимин В.И. Словарь-тезаурус русских пословиц,поговорок и метких выражений.-М.,2010

16. Фразеологический словарь русского языка под ред.А.И.Молоткова.-М.,1987

17. Словарь пословиц и поговорок//http://slovarik.ru

18. Ф.А.Брокгауз, И.А. Ефрон « Энциклопедический словарь», М.,2006,эксмо-пресс.

19. Л.В.Беловинский. «Энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа 20- нач. 19 века. М., Эксмо

21. Н.М.Шанский, В.В. Иванов «Краткий этимологический словарь русского языка».М., Просвещение,1971.

22. В.П.Жуков, А.В. Жуков « Школьный фразеологический словарь русского языка», М.,Просвещение,1989.

23. А.Н.Тихонов. «Словообразовательный словарь русского языка». М.,2000.

24. А.Г.Нарушевич. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11классы.










Технологическая карта урока

1.Предмет: русский язык

2.Класс: 5

3.Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений


Тема

Слова однозначные и многозначные

Методические задачи

Формировать умение правильно использовать в речи однозначные и многозначные слова.

Закрепить умение ососзнанно и произвольно строить высказывание в устной и письменной речи.

Цели для учителя.


Образовательные:формировать умение правильно использовать в речи однозначные и многозначные слова;

Развивающие:развить у обучающихся навыки самостоятельной творческой познавательной деятельности;

Воспитательные:создание учебных ситуаций,требующих самооценивания и оценивания учебной деятельности сверстников

Цели для ученика(УУД)


1.Личностные:

-навыки сотрудничества;

-готовность и способность к саморазвитию

Метапредметные

2.Регулятивные:

-определять последовательность действий с учётом конечного результата

3.Коммуникативные:

-проявлять активность во взаимодействии и для решения коммуникативных задач;

-постановка вопросов;

-умение с достаточной и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

4.Познавательные:

-сбор и обработка необходимой информации из различных источников

Предметные

-формировать систему знаний ободнозначных и многозначных словах;

-определять значения слова «журавль» в русском языке,фольклоре и литературе,различных видах искусства;

-объяснить,почему колодец на Руси называли «журавль»


Основные понятия

Лексика,фразеология,многозначные ,однозначные, портрет слова

Межпредметные связи

Литература

Ресурсы

Основные:учебник «Русский язык» 5 класс в 3-х частяхАвторы: С.И.Львова

Дополнительные:словари, интернет-ресурсы,энциклопедии

Форма урока

групповая

Технология

урок-проект(проектная)




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приёмы,формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия(сотрудничества)

I Включение уч-ся в собственную деятельность


II Планирование


III Самостоятельная деятельность уч-ся.


IV Защита проекта


V Рефлексия

Оргмомент.Эмоциональный настрой.


Побудительная мотивация


Создание проблемной ситуации


План действий уч-ся.(алгоритм)


Лист планирования


Критерии оценивания

1.Выполнение упр.№648


2.Постановка целей


3.Создание групп и ситемы действий

ИКТ


Исследование


Групповая форма

1.Личностные:

-навыки сотрудничества;

-готовность и способность к саморазвитию

2.Регулятивные:

-определять последовательность действий с учётом конечного результата

3.Коммуникативные:

-проявлять активность во взаимодействии и для решения коммуникативных задач;

-постановка вопросов;

-умение с достаточной и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

4.Познавательные:

-сбор и обработка необходимой информации из различных источников

Мини-словарь «Портрет слова «журавль»





МИНИ-СЛОВАРЬ


«Портрет слова ЖУРАВЛЬ»








Проект выполнен учащимися 5а класса

под руководством учителя

русского языка и литературы

Мурзиной Инны Николаевны






2014г.








I группа

Этнографическая страница.(Задача: изучив литературу,описать значение слова «журавль» в русской культуре.)




ЖУРАВЛЬ — длинноногая птица, символизирующая преданность и бдительность,и бессмертие.

Журавли встречаются в мифологии начиная с позднего бронзового периода.

Одно из значений слова «журавль» открывает перед нами дверцу в мир русской культуры.

Благодаря своей природной красоте и впечатляющим «танцам» журавои оставили заметный след в культуре многих народов в различные исторические эпохи, в том числе и в России. Об этом свидетельствуют многочисленные мифы и предания,дошедшие до нас.

В христианстве является символом благой жизни и аскетизма. В качестве атрибута аллегории справедливости изображался стоящим на одной ноге и зажавшим камень во второй — олицетворяя бдительность, настороженность.


На Руси танцующих журавлей изображали на многих предметах-посуде,украшениях...

В русском народном календаре есть праздник«Арина- журавлиный лёт», приходящийся на 1 октября. Его называют праздником белых журавлей.

Бытовало поверье,что счастье и удача выпадут тому,кто первым весной увидит танцы журавлей.

Из-за схожести с крупным длинношеим журавлём приспособление для подъёма воды из колодца назвали журавлём. А то, что теперь журавль постоянно находился рядом с домом человека, почиталось доброй приметой.

В христианстве журавли-символ доброй жизни, верности, аскетизма.

Журавли были «значимыми» птицами практически повсеместно. Их знали, уважали, многие народы поклонялись. Правда, служили они нередко и охотничьей добычей. В том числе и в Киевской Руси. Это, между прочим, отражают некоторые наши пословицы: лучше синица в руках, чем журавль в небе; журавль в небе — не добыча и т.п. К пословице «журавль не каша, еда не наша» В.И. Даль (1978) дает примечание: «Журавль встарь почитался лакомством». Кости журавлей во множестве находят в «кухонных отбросах» первобытных охотников еще со времен раннего палеолита. Охотились на них римляне, Гораций называл журавля «приятной добычей».
Журавли были в разных частях света одними из наиболее распространенных тотемических птиц. Пережитки этого до сих пор можно встретить, например, у многих сибирских народов — эвенков, энцев, угров и др.

На Кавказе есть поверье, что павшие на ноле брани воины перевоплощаются в журавлей. В стихотворении Р. Гамзатова: ксть такие строки «Не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей!»

Как перелетные птицы, серые журавли в Европе стали вестниками весны, отлет их осенью предвещал наступление холодов.

В буддизме же журавли символизируют зиму (Мифы пародов мира, 1980-1982), поскольку па юго-востоке Азии они появляются лишь на зимовке.
Украинцы дают такой совет: «Як побачиш весною журавлiв, треба сказать «веселики», то цiлий год весело тобi буде, а як скажет «журавлi», то будеш цiлий год журитися». Или так: «Летит журавль с моря — убавит нам горя; веселок, колесом, перевяжи дорогу красным поясом!»

Есть поверье, что журавль приносит из вырея души новорожденных, подобно аисту.

Улетающих журавлей провожали и даже пытались задержать, связывая их отлет с приближением холодов. Тоже своего рода магический обряд, в надежде продлить лето. В России деревенские мальчишки, увидев журавлиную стаю, бежали за ней, крича: «колесом дорога», чем будто бы можно поворотить журавлей назад, во всяком случае, они при этом собьются с пути и будут целый день без толку кружиться на одном месте.

С давних времен журавли считались связанными с плодородием. С одной стороны это можно объяснить их близостью к богам и участием в возрождении природы весной, с другой — особенностями питания этих птиц. Выше уже говорилось, что по представлениям индейцев журавль был своеобразным «вместилищем» семян, которые мог рассеивать весной. Подобные воззрения встречаются и у других народов. Так, у коми есть сказка о том, как журавль уронил с неба в передник бездетной вдовы три горошины. Она их съела, после чего родила трех сыновей-богатырей.

Кроме того, журавль, как птица, связанная со стихией воды, приносил дождь, что тоже очень важно для земледельца.
Журавли нередко изображались на дворянских гербах Российской империи и Польши (Яблоновская-Грищенко и др., 1996). На печати подольского местечка Дунаевцы начала XVII в. есть журавль или аист с камнем в лапе (Панченко, 1996). Рисунки журавлей и аистов можно найти и на заставках в начале средневековых греческих рукописей. Так, в рукописи 1153 г. в начале Евангелия помещены каноны и сочетания евангелий под архитектурным украшением. Над главной аркой этого украшения среди других животных помещены и журавли.


На Руси журавль был очень почитаемой птицей. К нему обращались с просьбами о плодородии, здоровье, благополучии в семье.

Примером изображения журавля является браслет Михайловского клада : птицы обрамлены красивым сложным переплетением стеблей и ростков, образующих одинаковую стройную систему, в сердцевине которой знак земли. Такая продуманная система (земля, вода, растительность) выражала календарное развитие природы, динамику весеннего расцвета и защиту от зла.



Б

раслет
Скифский журавль Киевская Русь Серьги Скифский журавль

Журавль ¬ одна из самых блаrословенных птиц на Востоке, особенно в Японии и Китае, символ долголетия, плодовитости, удачи и счастья, воплощение таких нравственных качеств, как мудрость, справедливость, благородство, интеллигентность, аристократизм.

В Японии журавль с древних времен был символом долгой жизни, здоровья, счастья. Есть трогательный рассказ о японской девочке, умирающей от рака через 12 лет после атомной бoмбардировки Хиросимы. Она делает бумажных журавликов в надежде снова стать здоровой. В Японии возведен памятник миру, который так и называется «Башня тысячи журавлей». На его вершине стоит маленькая девочка, держащая в поднятых руках журавля.Журавли были популярной темой изображений на самурайских мечах. Птица, летящая на фоне солнца или луны, символизировала долговечность, длинную и преуспевающую жизнь.В Японии национальной эмблемой считается журавль цуру ¬ красивая, величественная птица с круrлой «шапочкой» красных перьев на rолове, напоминающей восходящее солнце

Согласно распространённым в Индонезии поверьям, журавль рождается из скалы, омываемой морскими волнами.

С Журавлиным клином связаны легенды о происхождении греческого алфавита. Считается, очертания летящего в небе журавлиного клина послужили основой для начертания букв, которыми Паламед (по другой версии- Гермес) дополнил придуманную царем Кадмом азбуку. Благодаря этому журавль часто выступает спутником (покровителем) поэтов и служит одним из символов посвящения.

В Древней Греции крыло журавля использовалось как амулет против усталости.

С журавлями связано множество красивых легенд и историй. Журавлиная пара до сих пор во многих поверьях олицетворяет собой верность, любовь и счастье. Их вышивали на полотенцах ко дню свадьбы, рисовали, делали фигурки и дарили любимым.

Существуют легенды о журавлях:

Журавли собираются в круг для защиты своего короля, при этом одной ногой они стоят на земле, а другой сжимают камень: если журавль засыпает, камень падает и будит его (такого журавля описывает Аристотель).
Название цветка герань происходит от греческого слова «Γερανος», что буквально означает «журавль». Название появилось благодаря плодам герани, напоминающим клюв журавля.



Алтайская легенда про журавлях

Как-то раз птицы, решили устроить собрание. Они стали выбирать председателя собрания и выбор пал на опоздавшего журавля. Журавль долго отказывался и отнекивался, выставляя разные причины, что он не подходит на эту должность. Но птицы говорили совсем другое: - У тебя и вид-то солидный и голос что надо! Ну чем не председатель! Журавль был тронут птичьей похвалой и согласился, подумав, а может, и вправду, он самый подходящий для этого.

Но вот, на собрание пришел Коростель и, увидев Журавля в роли председателя, расхохотался. Коростель обратился к собранию: - Ох, и дураки же вы все! Что же вы Журавля-то выбрали председателем? Ну, какой же из него председатель? Вы посмотрите: - Ноги длинные, нос длинный, шея длинная. Он не говорит, а кричит, как осиротелая вдова. Ну, разве такую птицу выбирают председателем?

Услышав критику собрата, птицы подняли сильный гвалт и объявили перерыв. Птицы, уйдя на перерыв, галдели о случившемся, о правильности своего решения и выбора! Мнения, конечно, разделились после критики. А тем временем, рассердившийся Журавль выискивал критикана. Он налетел на Коростеля и давай его топтать и сломал обидчику спину.

Перерыв закончился, и собрание углубилось в свои проблемы Председатель, как ни в чем не бывало, вел собрание. Вдруг, заходит Коростель, еле-еле держась на ногах и говорит: - Уважаемые птицы! Вы, несмотря на мои замечания, все-таки, оставили главой собрания этого длинноносого Журавля. Вы только посмотрите на своего председателя. Это он, пока шел перерыв, набросился на меня и сломал спину. Теперь я не смогу летать.

Загалдели птицы, зашумели и решили судить Журавля-председателя. Долго они судили-рядили, но в конце концов постановили: - Журавлю, во время перелета через моря, переносить на своей спине Коростеля. Хотелось или не хотелось это Журавлю, но решение суда он не мог нарушить. И до сих пор Журавль так и носит Коростеля во время перелетов.


Особый интерес вызывает журавлиный клин во время полета. Доказано, что впереди летят самые сильные особи; когда они опускают крылья, то за ними образуется восходящая струя, обладающая мощной силой, которая подталкивает в полете молодых и слабых соплеменников.

Величественных птиц любят и почитают во многих странах. Согласно восточным легендам, в журавлей превращались храбрые воины, погибшие на полях сражения. А в Древнем Египте журавля называли птицей солнца.



Литература

1.Славянская мифология.Энциклопедический словарь.-М.,1995

2.Краткая энциклопедия славянской мифологии// http://sueverija/narod/ru


II группа.

Лексикографическая страница.(сопоставить толкования данного слова в различных словарях русского языка)

Вот как объясняется значение слова «журавль» в «Толковом словаре живого великорусского языка»В.И.Даля :

ЖУРАВЛЬ, журав, журавель м. жура, журка, журанька, журочка, журушка умалит. ино жерав, жоравь и пр. долгоногая, большая, перелетная птица семьи цапель, Ardea grus или Grus cinerea. Их у нас два вида, большой и малый, стерк. Gr. leucogeranus. Журавлик, журавленок, молодой журавль. Журавлиха ж. самка журавлиная. И журавль тепла ищет. Одна у журавля дорога: на теплые воды! Журавль прилетел и теплынь принес. Стало тепло, так и журка прилетел; а он говорит: я принес! Потоп кораблям, песок журавлям. Журавль не каша, еда не наша! журавль встарь почитался лакомством. Не сули журавля в год, а хоть синичку, да в рот. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Журавль в небе, не добыча. Журавли-то в небе, а яйца-те в дупле. Журавль ходит по болоту, нанимается в работу. Перемерял журавль десятину, говорит: верно! Пошел бы журавль в мерщики, так не берут; а в молотильщики не хочется. Журавль межи не знает, а через ступает (шагает). Журавль летает высоко, да видит далеко. Хоть тресни синица, а не быть журавлем! Велика птица, журавица, да мала птичка перепеличка. Через сине море журавлиное горло? перевесло на посуде. Журавли летают высоко, к ненастью. Кто когда хочет, а журавль ко спасу, то есть отлетает. Если журавли полетят к третьему спасу, то на покров будет мороз; а нет, то зима позже. Колесом дорога! кричат журавлям, чтоб их воротить. | Журавль, одно из южных созвездий. | Журавлик, журавчики, долгоносые щипчики. | Журавль, журав, или жу(а)равец, очеп, рычаг, перевес на бабе или рассохе, для подъема тяжестей, воды и пр. | Козлы, краны, выстрел, брус свесом, железный наугольник с блоком, для подъема тяжестей, глаголь. Жура, журка, кличка ручного журавля; | пск. кличка свиней; | новг. короткое, женское верхнее платье, вроде куртки, шугая. Журавина ж. твер. журавика влад. журавиха яросл. журавлиха вологодск. журавица олон. кустик и ягода клюква. Vaccinium oxycoccus. Журавинина, -нка ж. клюковка, одна ягодка; журавинник, место поросшее клюквою, клюковник. Журавлиный, к журавлю, журавлям относящийся. Журавлиная походка не нашей стати, гордая. Журавлиный горох, растение кормовой, мышиный горошек. — нос, журавлинник, герань, растение Geranium, c долгоносым плодом или семенником.


  1. 1.новг. короткое, женское верхнее платье, вроде куртки, шугая. Журавина ж. твер. журавика влад. журавиха яросл. журавлиха вологодск. журавица олон. кустик и ягода клюква. Vaccinium oxycoccus. Журавинина, -нка ж. клюковка, одна ягодка; журавинник, место поросшее клюквою, клюковник. Журавлиный, к журавлю, журавлям относящийся. Журавлиная походка не нашей стати, гордая. Журавлиный горох, растение кормовой, мышиный горошек. - нос, журавлинник, герань, растение Geranium, c долгоносым плодом или семенником.

  2. пск. кличка свиней;

  3. Козлы, краны, выстрел, брус свесом, железный наугольник с блоком, для подъема тяжестей, глаголь. Жура, журка, кличка ручного журавля;

  4. Журавль, журав, или жу(а)равец, очеп, рычаг, перевес на бабе или рассохе, для подъема тяжестей, воды и пр.

  5. Журавлик, журавчики, долгоносые щипчики.

  6. Журавль, одно из южных созвездий.

  7. журав, журавель м. жура, журка, журанька, журочка, журушка умалит. ино жерав, жоравь и пр. долгоногая, большая, перелетная птица семьи цапель, Ardea grus или Grus cinerea. Их у нас два вида, большой и малый, стерк. Gr. leucogeranus. Журавлик, журавленок, молодой журавль. Журавлиха ж. самка журавлиная. И журавль тепла ищет. Одна у журавля дорога: на теплые воды! Журавль прилетел и теплынь принес. Стало тепло, так и журка прилетел; а он говорит: я принес! Потоп кораблям, песок журавлям. Журавль не каша, еда не наша! журавль встарь почитался лакомством. Не сули журавля в год, а хоть синичку, да в рот. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Журавль в небе, не добыча. Журавли-то в небе, а яйца-те в дупле. Журавль ходит по болоту, нанимается в работу. Перемерял журавль десятину, говорит: верно! Пошел бы журавль в мерщики, так не берут; а в молотильщики не хочется. Журавль межи не знает, а через ступает (шагает). Журавль летает высоко, да видит далеко. Хоть тресни синица, а не быть журавлем! Велика птица, журавица, да мала птичка перепеличка. Через сине море журавлиное горло? перевесло на посуде. Журавли летают высоко, к ненастью. Кто когда хочет, а журавль ко спасу, т. е. отлетает. Если журавли полетят к третьему спасу, то на покров будет мороз; а нет, то зима позже. Колесом дорога! кричат журавлям, чтоб их воротить.


Большой российский энциклопедический словарь:

  1. ЖУР´АВЛЬ (лат. Grus), созвездие Юж. полушария.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова:

  1. журавля, м. 1. Большая болотная перелетная птица с длинным прямым клювом и с длинными ногами и шеей. Журавли вьют гнезда в болотах. 2. Тонкий длинный шест у колодца, служащий рычагом для подъема воды (обл.). Журавль у ветхого колодца, над ним как кипень облака. Ахматова. 3. Примитивная машина для подъема тяжестей, напр. для подъема сена на стог.

В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова

ЖУРАВЛЬ, -я, м. 1. Большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей. Серый, белый ж. Семейство журавлей. Ж. в небе (также перен.: о чем-н. желаемом, но маловероятном).

2. Приспособление для подъема воды из колодца - длинный шест, служащий рычагом. Колодезный ж. || уменьш. журавлик, -а, м. (к 1 знач.) и журавушка, -и, м. (к 1 знач.). Бумажный журавлих, (в Японии: самодельная птичка как символ памяти о погибших во время атомных бомбардировок). || прил. журавлиный, -ая, -ое (к 1 знач.). Журавлиная походка, поступь (также перен.: размеренная и важная). Ж. шаг (также перен.: при маршировке: с выбрасыванием вперед несогнутой ноги). Журавлиные ноги, шея (перен.: длинные).


Есть у слова «журавль» и синонимы:

Словарь русских синонимов

Журавль

журавль

журавель, журавушка, красавка, журка, птица, курлыка, журавлик, арама, стерх

колодезный журавль; журавель (обл.)


Литература

1.Даль.В.И. Словарь живого великорусского языка.В.4-х т.-М.,1995.

2.Толковый словарь русского языка под ред.Д.Н.Ушаковав.-М.,1968

3.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка.-М.,2000

4.Словарь синонимов русского языка. В.2-х т. под ред. А.П.Евгеньевой.-М.,2003

5.Большой российский энциклопедический словарь.





III группа

Этимологическая страница(собрать сведения о просхождении слова, обратившись к этимологическим словарям и справочникам)

Слово журавль - древнее, не только общеславянское, похоже журавля называются и на балтских, и на других индоевропейских языках.

Происходит от древней основы *ger-, *gor- - звукоподражательной, похожей на хриплый крик, курлыканье журавля.

Журавль образовано от слова жеравъ «кран для поднятия тяжестей» (колодезный журавль). Название птицы является вторичным и появилось в результате метафоризации на основе внешнего сходства колодезного журавля при опускании ведра с птицей журавлем, который ходит по болоту и опускает свой длинный клюв в поисках корма.

В народе журавли, улетающие в теплые края, олицетворяли тоску, печаль, расставание с родиной, несбывшиеся мечты.


Современная форма сменила общеславянскую жеравъ, восходящую к той же основе, что и греческое geranos, немецкое Kranich, английское crane и т. п. (все слова называют ту же птицу) . В результате переосмысления по внешнему признаку образовалось второе значение – "устройство для подъема тяжестей". Такие устройства нередко строят на деревенских колодцах, а напоминают они длинную журавлиную шею. К той же орнове восходит и современное русское кран в значении "кран подъемный".


Колодец-журавль состоит из, собственно, колодца и рычажной системы для зачерпывания и извлечения воды. Именно некое сходство этой системы с образом журавля и послужило для названия такого колодца журавлем.

Принцип действия рычага заложен в работе колодезного «журавля» , известном еще египтянам во времена фараонов. Конструкция оказалась такой удачной, что дожила до наших дней и до сих пор трудится, «не покладая своего рычага» , в некоторых деревнях. Почему такой колодец называли на Руси журавлем? Он и вправду похож на громадную птицу с длинной шеей и коротким хвостом, которая стоит на одной ноге, опустив клюв к земле.

«Шея» и «хвост» этой птицы — два плеча рычага, закрепленного на столбе-«ноге» .
К «хвосту» подвешен груз-противовес (обычно старый стертый мельничный жернов) , на конце «шеи» — длинный шест-«клюв» с ведром.

Это интересно

Н.А.Некрасов в стихотворении «Псовая охота» оздал под впечатлением от поездки в 1845 году в родовую усадьбу Грешнево. Оно изобиловало охотничьими терминами и отчасти диалектизмами, поэтому Некрасов подготовил для читателей обширные комментарии. Среди данных слов фигурировало и слово «очеп» (колодец-журавль). Его находим в хорошо узнаваемой картине русского пейзажа:
«В строгом порядке,//ускоренным шагом//Едут псари по холмам
и оврагам.//Стало светать; проезжают селом –//Дым поднимается
к небу столбом,//Гонится стадо, с мучительным стоном//Очеп скрипит (запрещённый законом)…»

К слову «очеп» Некрасов сделал следующее примечание: «Так называется снаряд особого устройства, имеющий в спокойном положении форму неправильного треугольника. С помощью этого снаряда в некоторых наших деревнях достают воду из колодцев, что производится с раздирающим душу скрипом». Об этом же «раздирающем душу» скрипе «безобразных колодцев с очепами», пугающих по ночам своей «исполинской тенью», поэт сообщал в романе «Мёртвое озеро».
Строительство очепов (в официальных документах их называли оцепами или журавами) действительно было запрещено в 1830 году указом Николая I.

В 1857 году император Александр II отменил указ покойного батюшки на запрет оцепов. И Высочайше повелеть соизволил, чтобы в селениях при колодцах для поднятия воды по-прежнему устраивались журава, «но с должным при том соблюдением нужных мер предосторожности и устранением всякого препятствия свободному проходу и проезду». Устройство колодцев с валом при этом также оставалось в силе. После указа царя колодцы-журавли быстро восстановились на территории России. Их и сейчас ещё можно встретить в сельской местности, несмотря на тотальную выморочность российской глубинки. Уже после отмены «колодезного» указа очепом в народе стали называть не только часть колодца, а весь колодец с журавлём. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» поэт так и пояснил это слово: «Деревенский колодец».




Литература

1.Шанский Н.М.,Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка:Значение и происхождение слов.-М.,1997

2.Этимологический словарь Крылова.

3.Яндекс.Словари Этимологический словарь. — 2004






















IV группа

Фразеологическая страница.(обратиться к фразеологическим словарям,сборникам пословиц и поговорок,чтобы найти выражение,включающее описываемое слово)

Журавль-одна из наиболее любимых в России птиц, герой сказок, песен и стихов, часто упоминаемый в пословицах и поговорках, во фразеологизмах.

С
лово журавль вошло в ряд устойчивых сочетаний: журавль в небе (о чем-либо ожидаемом, желаемом, но маловероятном); лучше синица в руках, чем журавль в небе. Выражение не сули журавля в небе, а дай синицу в руки используют журналисты и социологи, характеризуя экономические проблемы наших дней.


Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.

Журавль не каша, еда не наша! (журавль встарь почитался лакомством)

Журавль летает высоко, да видит далеко.

Велика птица, журавица, да мала птичка перепеличка.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе

Воробью по колено, журавлю по лодыгу.

Долго журавль летает, а мозолей не натирает.

Журавль журавля всегда находит.

И журавль тепла ищет.

Кто как хочет, а журавль в спасовку.

Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел

Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки!

Перемерял журавль десятину, говорит: верно

Пошел бы журавль в мерщики, так не берут, а в молотильщики не хочется.

Прощай, матушка Русь: я к теплу потянусь (говорит журавль на отлете).

Хоть тресни синица, а не быть журавлем.

Воробей в руках лучше журавля в небе.
Воробью по колено, журавлю по лодыгу.
Выпустил журавля из рук, а того, что на болоте, не поймаешь.
Долго журавль летает, а мозолей не натирает.
Если журавли полетят, то на покров будет мороз, а нет, то зима позже.
Жил был журавль да овца, накосили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца (докучливая сказка)?
Жил-был журавль с журавлихой, поставили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца? (докучливая сказка.)
Журавли за море летают, а все одно курлы.
Журавли летают высоко - к ненастью.
Журавли-то в небе, а яйца-то в дупле.
Журавлиная походка не нашей стати.
Журавль высоко летает, а от реки не отбывает.
Журавль еще в небе, а ему уже цену устанавливают.
Журавль журавля всегда находит.
Журавль летает высоко, да видит далеко.
Журавль межи не знает, а через ступает.
Журавль не каша, еда не наша.
Журавль прилетел и теплынь принес.
Журавль среди кур.
Журавль ходит по болоту, нанимается на работу.
Журавлю не годится павлиний хвост.
Журавля в небе не сули, дай прежде синицу в руки.
И журавль тепла ищет.
Коли журавли на Киев (юг) пошли - ранняя зима.
Кто когда хочет, а журавль к спасу.
Лучше один крик журавля, чем тысяча чириканий воробья.
Лучше пташка в руках, чем журавль в небе.
Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.
Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки!
Один журавль кричит громче тысячи воробьев.
Одна у журавля дорога - на теплые воды.
Отлет журавлей до покрова - на раннюю, холодную зиму.
Перемерял журавль десятину, говорит: верно.
Потоп кораблям, песок журавлям.
Пошел бы журавль в мерщики, так не берут, а в молотильщики не хочется.
Прощай, матушка Русь: я к теплу потянусь (говорит журавль на отлете).
Сказывает журавля на сосне, на дубу грушу.
Спесив журавль, а шею клонит.
Стрелял в воробья, а попал в журавля.
Стрелял в журавля, а попал в воробья.
У бедняка деньги журавлем поют.
Хоть тресни синица, а не быть журавлем.
Хотя и синичка - в руках, журавль - да в небе.
Через сине море журавлиное горло (перевясло на посуде).

Лучше один крик журавля, чем тысяча чириканий воробья

Много существует загадок, чвязанных со словом «журавль»:

Подъемный кран Сентябрь

Огромный и стальной журавль
Над домом строящимся встал.
Весь день трудился, не устал
Дом строил нам. (кран)... .


Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?(сентябрь)


Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли,

Им с ходулей не сойти. (Журавли)


Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек. (Журавль)

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин. (Журавли)

Чвон-чвак, чвон-чвак,

По болоту хожу так,

Как лягушку отыщу,

Из болота вытащу.(К. Ряховска

Прилагательное "журавлиный" употребляют прямом и переносном значении:

1) журавлиная стая; 2) журавлиная (как у журавля) походка, поступь, шаг.

- [Григорий] сунул руки в глубокие карманы шаровар, ссутулясь, журавлиным шагом потянул домой (М. Шолохов. Тихий Дон).

Переносное значение может иметь и наречие по-журавлиному.

- По коридорам (учитель) шагал всегда одной и той же походкой, по-журавлиному, крупными шагами (В. Короленко. История моего современника).

Журавлиная походка – размеренная, важная.


Журавли нашей страны:

СЕРЫЙ. В России это самый обычный вид - около 70 тыс. птиц. Гнездится в основном на болотах. Зимует на Пиренейском полуострове, в Сев. Африке, Индии и Китае. В большинстве стран Западной Европы исчез.

КРАСАВКА. Самый мелкий из журавлей (3,5 кг). Обитатель степей и полупустынь Европы и Азии. В Центральной Европе его уже нет. Гнездо – ямка в земле и всё. Зимует в Африке, Индии, в Юго-Восточной Азии. Пролетает над Гималаями на высоте 8–9 тыс. м. Латинское название переводится как «девушка» из-за белых пучков перьев на голове взрослой птицы, напоминающих косички.

СТЕРХ. Редкий, исчезающий вид. Гнездится только в России. Раньше его ареал занимал всю зону тундры и лесотундры, ныне разорван. В Якутии примерно 3 тыс. пар, в Западной Сибири в низовьях Оби (р. Кунават) около 20 шт. Зимует в Китае, Индии, Иране, занесён в международную Красную книгу.

КАНАДСКИЙ. Самый многочисленный журавль мира. Вся Сев. Америка, крайний северо-восток России. Гнездится в разных условиях – в речных долинах, в тундре, болотах, даже в тропических лесах Флорида и Кубы. Зимует в южных штатах США.

ЧЁРНЫЙ. Очень скрытная птица. Гнездо впервые найдено лишь в 1974 г. Обитает на юге Якутии, в Забайкалье, Амурской области, Хабаровском, Приморском краях. Зимует в Японии. Латинское название переводится, как журавль-монах.

ДАУРСКИЙ. В мире насчитывается около 4,5 тыс. особей, в России обитает примерно 500-600 птиц. Основная масса этих журавлей гнездится в Монголии, пользуясь там покровительством человека. В России даурцы гнездятся в поймах рек Забайкалья, Приморья, Приамурья, в степях.

ЯПОНСКИЙ. Пожалуй, самый красивый из российских журавлей. Но и один из самых малочисленных. Всего в мире насчитывается около 1000 птиц, в России не более 300. Кроме России, гнездится в Китае, Японии. Зимует в Китае, Корее. Самый массивный журавль – 10-12 кг. Занесен в международную Красную Книгу.





Литература

  1. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок: Для начальной школы/ авт.- сост. В.Н. Иванкина.- М.: ООО Аквариум-Принт,2007. – 256 с.

  2. Красная книга: Редкие и исчезающие виды животных/ В.В. Анюшин, И.И. Вишневецкий, А.П. Савченко и др. – Новосибирск: Наука,2004. – 320 с.

  3. Пословицы, поговорки и крылатые выражения: начальная школа/ сост. И.В.Клюхина.-М.:ВАКО,2010.-96 с.- (Школьный словарик).

  4. Школьник, Ю.К. Птицы: полная энциклопедия/ Ю. Школьник. - М.: Эксмо,2008. - 256 с.

  5. Даль В.И.Пословицы русского народа.-М.,1998

  6. Зимин В.И. Словарь-тезаурус русских пословиц,поговорок и метких выражений.-М.,2010

  7. Фразеологический словарь русского языка под ред.А.И.Молоткова.-М.,1987

  8. Словарь пословиц и поговорок//http://slovarik.ru







V группа

Словообразовательная и морфологическая страница страница(используя словообразовательные словари,определить,каккие новые слова образуются от изучаемого слова,какие они имеют значения, к каким областям знаний относятся,определить морфологические свойства слова)

Журавль "большая болотная перелетная птица, с длинными ногами и шеей и крепким прямым клювом" не исконная форма в русском языке. Она сменила в XVIII веке старую форму жеравль, возникшую в результате суффиксального образования первичного слова жеравъ: жеравъ + j дало жеравль, позже - журавль. Историческая производная основа стала непроизводной (журавльО).

Наряду с нормативной формой журавль в русской речи функционирует и областная форма журавель; в украинском языке эта форма литературная.

Областные русские формы журавель и журавельчик встречаем в народных песнях.

- Повадился журавель-журавель

На зелену конопель-конопель.

- Журавель мой, журавель,

Журавельчик молодой.


От слова журавль в русском языке образовано много производных: журавленок, журавлик, журавлиный, журавлиха и др.

Ель- корень: ел , основа: ель
Журавль- корень: журав , суффикс: л , основа: журавль
Журавушка-корень: журав, суффикс: ушк , основа: журавушк , окончание: а


Морфологические свойства слова «журавль»


1) жура́вль: мо 2b (И.ед. нар.=поэт. также жураве́ль) (птица)

— существительное, мужской род, одушевлённое, 2-ое склонение

ПАДЕЖ

Ед. ч.

Мн. ч.

И.

жура́вль

журавли́

Р.

журавля́

журавле́й

Д.

журавлю́

журавля́м

В.

неод.



одуш.

журавля́

журавле́й

Т.

журавлём

журавля́ми

П.

журавле́

журавля́х

2) жура́вль: м 2b (шест у колодца)

— существительное, мужской род, неодушевлённое, 2-ое склонение

ПАДЕЖ

Ед. ч.

Мн. ч.

И.

жура́вль

журавли́

Р.

журавля́

журавле́й

Д.

журавлю́

журавля́м

В.

неод.

жура́вль

журавли́

одуш.



Т.

журавлём

журавля́ми

П.

журавле́

журавля́х




VI группа

Искусствоведческая и литературная страница (рассказать о фольклорных,литературных произведениях живописи или музыки, в которых важную роль играет образ рассматриваемого предмета)

С древнейших времен до наших дней журавли были привлекательными персонажами и для изобразительного искусства. Связано это как с эстетической ценностью птиц, так и с мифологическими представлениями и символикой. Изображения журавлей можно увидеть на полотнах, фресках, мозаиках, керамике, рельефах, тканях, ковpax, чеканке, резьбе, медалях, росписи яиц и т. п. На мозаиках собора Св. Марка в Венеции среди прочих животных у Ноева ковчега стоят и журавли. Фигурки их есть на рельефах столпа Грановитой палаты Московского кремля**.




Великие художники изображали эту прекрасную птицу на своих полотнах:


Болото. Полесье. Журавли Шишкин И.И.


Алексей Степанов (1858-1923) - Журавли летят. 1891





Журавль очень красивая птица. Его воспевали в стихах и песнях.





Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о чем. (С. Есенин)


Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
Скоро в гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки за песни польются
День-деньской от зари до зари!
И.С.Никитин.


Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»
Отвечал он пролетая:
«Лучше нет родного края!»

П.Воронько


Облітав журавель
(Платон Воронько)

Облітав журавель
Сто морів, сто земель,
Облітав, обходив,
Крила, ноги натрудив.
Ми спитали журавля:
— Де найкращая земля?
Журавель відповідає:
— Краще рідної немає!


Сергей Любавин - Журавль


Не беды, не тоски, сердце не знало,
По крупице любовь, не собирало.
Вот и вышло, что напрасно,
Я поймал журавля в небе ясном.
Вот и вышло, что напрасно,
Я поймал журавля в небе ясном

Стала птица моя в доме томиться,
И не может она счастья напиться.
Видно люди, были правы,
Я поймал журавля для забавы.
Видно люди, были правы,
Я поймал журавля для забавы.

Для меня и судьба вольная воля,
Для меня и любовь чистое поле.
Погубил я чудо-птицу,
Променял журавля на синицу.


Журавли и корабли
(Даниил Хармс)


Я на камне сижу
И на море гляжу,
А по морю плывут корабли.
Я на травке лежу
И на небо гляжу,
А по небу летят журавли.

И кричат журавли:
— Вон плывут корабли,
Поднимаются мачтами к нам.
Ты взойди на корабль
И за нами плыви,
И за нами плыви по волнам. —

Я кричу кораблям,
Я кричу журавлям.
— Нет, спасибо! — я громко кричу. —
Вы плывите себе!
И летите себе!
Только я никуда не хочу.


Журавли
(Пётр Орешин)


Полюбил я заоблачный лёт
Легкокрылых степных журавлей.
Над ухлюпами русских болот,
Над безмолвием русских полей.

Полюбил я заоблачный шум
Над землею тоскующих птиц;
Красоту неисполненных дум
И печаль человеческих лиц.

Полюбил я осеннюю мглу
И раздолье плывущих полей.
Этот крик по родному селу
Золотых, как мечта, журавлей.

Пусть осенние ночи темны,
Над полями — зеленая мгла.
Выплывает из злой тишины
Светлый звон золотого крыла.

Полюбил я заоблачный лёт,
Вечный зов журавлей над селом.
Скоро, скоро от синих болот
Поднимусь золотым журавлем.


Журавли
(Аполлон Майков)


От грустных дум очнувшись, очи
Я подымаю от земли:
В лазури темной к полуночи
Летят станицей журавли.

От криков их на небе дальнем
Как будто благовест идет -
Привет лесам патриархальным,
Привет знакомым плесам вод!..

Здесь этих вод и лесу вволю,
На нивах сочное зерно...
Чего ж еще? ведь им на долю
Любить и мыслить не дано...


Журавли
(Владимир Солоухин)


Журавли, наверно, вы не знаете,
Сколько песен сложено про вас,
Сколько вверх, когда вы пролетаете,
Смотрит затуманившихся глаз!

Из краев болотных и задебренных
Выплывают в небо косяки.
Крики их протяжны и серебряны,
Крылья их медлительно гибки.

Лирика полета их певучего
Нашей книжной лирики сильней.
Пролетают, радуя и мучая,
Просветляя лица у людей.

Годы мне для памяти оставили,
Как стоял я около реки
И, покуда в синем не растаяли,
Журавлей следил из-под руки.

Журавли летели, не синицы,
Чьим порханьем полнится земля…
Сколько лет уж, если спохватиться,
Не видал я в небе журавля!

Словно светлый сон приснился или
Это сказка детская была.
Или просто взяли обступили
Взрослые, серьезные дела.

Окружили книги окончательно,
Праздность мне постыдна и чужда…
Ну а вы, спрошу я у читателя,
Журавлей вы видели когда?

Чтоб не просто в песне, а воочию,
Там, где травы жухнут у реки,
Чтоб, забыв про мелочное прочее,
Все глядеть на них из-под руки.

Журавли!
Заваленный работою,
Вдалеке от пасмурных полей,
Я живу со странною заботою —
Увидать бы в небе журавлей!


О Башне желтого журавля
(Цуй Хао)


Давно тот старец улетел на желтом журавле.
Осталась в память прежних лет лишь башня Хуанхэ.
Журавль желтый никогда не возвратится вновь,
Белеет в небе череда извечных облаков,
И ясно виден вдалеке Ханьян в кругу дубрав,
На Попугая острове – цветенье диких трав.
Темнеет. Где же край родной? Гляжу в речную даль…
Туман клубится над водой, растет в душе печаль…


В 1968 году в свет вышла песня «Журавли» на стихи Расула Гамзатова в перводе Наума Гребнева и музыку Яна Френкеля. Исполнил песню Марк Бернес. Песня посвящена погибшим во время Великой Отечественной войны солдатам, которых авторы сравнили с клином летящих журавлей.

Журавли
Музыка: Ян Френкель
Слова: Расул Гамзатов (русский текст: Наум Гребнев)

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?

Летит, летит по небу клин усталый -
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый -
Быть может, это место для меня!

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей...


Есть и другие песни о журавлях:

Квітка Цісик - "Журавлі"

Лика Ялинская - "Журавлик"

Марк Бернес – "Журавли"


Фактор-2 - Улетали Журавли



Журавли часто выступают героями народных сказок и басен. Среди басен хорошо известны "Волк и Журавль" Жана Лафонтена и "Журавль и лисица" Ивана Крылова.


С.Михалков. Басня «Журавль и Хавронья»

В «Лесных Пенатах»
На выставке картин художников пернатых
Произошёл неслыханный скандал:
Портретом Журавля Хавронья возмутилась,
Как на базаре, с ним при всех сцепилась,
И тот в сердцах ей по загривку дал!
Всё началось, как я сказал, с портрета.
Хавронья хрюкнула: «Как выставляют это!» —
«Что именно?» — послышалось в ответ. —
«Да всю эту мазню, включая ваш портрет!» —
«Позвольте!…» —
«Да! Да! Да! Вы не туда идёте!» —
«Помилуйте!» —
«Погрязли вы в болоте!» —
«Да как вы смеете!» —
«Как смела до сих пор!…»
Печально кончился «дискуссионный» спор…
Но что, по существу, Хавронью так задело?
Хотите знать? Тут вот в чём было дело:
Журавль был графиком — он клювом рисовал,
Хавронья пятачком картины малевала.
Мазков на полотне — Журавль не признавал,
Штрихов на полотне — Свинья не признавала.


(К. Ушинский «Гусь и журавль»);

русская народная сказка «Лиса и журавль»;

русская народная сказка «Хитрый журавль»;

русская народная сказка «Журавль и цапля»;

басня И.А. Крылова «Волк и журавль”

рассказ Юрия Яковлева «Белые журавлики».






Есть сказка для детей и про колодец-журавль.

Колодезный Журавль. Ирина Дружаева




Старый Колодец стоял на краю зелёной деревенской улочки. Был он таким  глубоким, что даже днём в чистом ледяном зеркале воды отражались звёздные искры.

А рядом, стоя на высокой деревянной ноге, покачивал длинной бревенчатой шеей колодезный Журавль.

Они всегда были неразлучны – Журавль и Колодец.

Журавль то и дело кланялся Колодцу.

А потом взлетал, словно птица, доставая из студёной глубины полное ведро чистой водицы для жителей деревушки.

И вновь гордо застывал на ветру, роняя вниз прозрачные, сверкающие, как бриллианты, капли…

Старый Колодец тихонько напевал нежную мелодию

капель, слегка поскрипывал, покашливал и благодарно глядел из глубины на своего высокого друга.

Но, однажды по весне, Журавль увидел над собой летящих клином прекрасных больших птиц и услышал, как люди приветствуют их, называя журавлями…

« Как хороши эти птицы, как они свободны… А я… Я ведь тоже – журавль….» - подумал деревянный Журавль. И… затосковал.

Его перестало радовать соседство Колодца. Он теперь неохотно, со скрипом опускал в темную глубину свою гордую шею, не удивлялся более звёздам, сверкающим в оке Колодца даже ясным днём. Его раздражали теперь и вечное покашливание и тихая мелодия капель, доносившаяся из самого сердца друга…

Журавль как мог, раскачивался на ветру, словно пытаясь взлететь. А тёмными ночами ему снились летящие серые птицы. И в своих мечтах он улетал с ними в неведомые далёкие края…

А Колодец чувствовал тоску и холод, исходящие от дружелюбного и весёлого прежде Журавля. Он искал причину охлаждения к нему друга в себе.

« Что я сделал не так, чем обидел Журавушку?» - спрашивал себя Колодец.

Не найдя ответа, он загрустил, помутнел.

И… заболел от тоски. Алмазно- чистая прежде водица в его глубине стала мутной, бревенчатые стены сруба покрылись скользкой тиной. Колодец чихал, охал и простуженно хрипел.

Люди, так любившие прежде старый колодец за вкусную, чистейшую воду, доставая из его глубины мутную тинистую жижу, огорчались, вздыхали и шли за водой к далёкому Родничку.

Журавль очнулся от своих снов и мечтаний лишь тогда, когда его совсем перестали тревожить люди.

Он встрепенулся, заглянул в тёмный Колодец и удивился. Он не увидел там сверкающих звёзд. Око друга заволокла сизая тина. Колодец стал слеп и болен.

Он погибал от тоски…

« Что же я наделал! Колодчик, миленький, очнись!» - проскрипел встревоженный Журавль, - « Я совсем одинок и никому не нужен без тебя. Я понял это лишь сейчас».

Колодец слышал мольбы друга, пытался разогнать тину с единственного глаза, ответить что-нибудь ласковое в ответ, но – не мог. Он совсем ослаб от болезни.

На помощь ему пришли люди. Устав ходить за водой на далёкий Родник, они всей деревней взялись за «лечение» старого Колодца.

Возле него запели весело пилы, застучали топоры. Из тёмных глубин вычерпали всю мутную воду, очистили песчаное дно и сменили замшелые бока.

Заодно обновили и подлечили и колодезного Журавля. Он теперь не скрипел громко и печально, кланяясь колодцу, а скорее напевал мелодично, поблёскивая новым сверкающим ведром.

Обновлённый Колодец опять заполнился чудесной целебной водой.

А в его радостном оке вновь засверкали звёздные искры.

Он не держал обиды на друга, а радовался от души новой встрече и каждому новому дню, проведённому рядом.

А колодезный Журавль не хотел больше в дальние края. Чуть не потеряв единственного друга, он совсем иначе смотрел теперь на всё вокруг: на уютную деревеньку, утопающую в зелени, на голубое небо и плывущие по нему пушистые облака.

И, конечно, он без конца смотрелся в зеркальную глубину Колодца, слушал тихую мелодию капель, черпал оттуда ведро за ведром студёную воду, рассыпая весёлые хрустальные брызги.

Журавль понял, что это и есть счастье: когда ты – на своём месте и рядом есть друг, и у друга – всё в порядке!

В 1957 году на экраны вышел фильм «Летят журавли» режиссёра Михаила Калатозова. Фильм рассказывает о трагической любви двух людей, в чью судьбу вторглась война.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-проект «Портрет одного слова»

Автор: Мурзина Инна Николаевна

Дата: 09.10.2014

Номер свидетельства: 117642


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства