2. Актуализация деятельности учащихся | СЛАЙД 1 Сегодня мы продолжаем работу над проектом «Энциклопедия слова», начатую в прошлом учебном году. Напоминаю, что итогом вашей работы станет презентация о слове, которое вас больше всего заинтересовало в этом учебном году при изучении раздела русского языка «Лексика и фразеология». Работать над проектом можно индивидуально или в группах по 2 человека. Если вы будете заниматься в группах, то необходимо распределить обязанности так, чтобы каждый из вас поучаствовал и в сборе необходимого материала, и в оформлении презентации. В результате необходимо свой проект защитить. - Давайте вспомним, что такое энциклопедия? СЛАЙД 2 Это источник информации. Это научно-справочное пособие, в котором отражены все дисциплины, определения, тезисы, которые обозначены в форме словаря и расположены по алфавиту. Демонстрируются энциклопедии в книжном варианте и на слайде. СЛАЙД 3 - Зачем создаются энциклопедии? СЛАЙД 4 Цель любой энциклопедии - собрать определённую информацию и знания, которые опубликованы в разных изданиях, книгах, рукописях, средствах массовой информации и объединить в несколько томов. Указать мнения учёных. Осветить любые взгляды на одну и ту же проблему, раскрыть мнения нескольких школ. Мы с вами продолжим составлять энциклопедию, начатую в прошлом году, это энциклопедия одного слова. Чем она отличается от энциклопедий, которые вы только что рассмотрели. - Чем удобна энциклопедия? СЛАЙД 5 Энциклопедия удобна тем, что в определённом алфавитном порядке представлена вся информация. Энциклопедии обычно посвящены различным темам: медицинская энциклопедия, энциклопедия о животных, энциклопедия домоводства, женская энциклопедия, энциклопедия для мужчин и так далее. Мы с вами тоже соберём самую разнообразную информацию о словах, а затем, возможно, когда количество собранных слов будет велико, тоже сможем создать наши тематические энциклопедии: о природе, животных, предметах одежды и так далее. - Напомню, что ваши презентации должны включать те группы слов, которые мы изучили в разделе «Лексика и фразеология» в этом учебном году. Вспомните, о каких группах слов мы говорили. СЛАЙД 6 (названия групп слов демонстрируются на слайде) | Ответ учащихся: справочник, источник информации Рассматривают энциклопедии Ответы учащихся: Представить наиболее полную информацию о чём-либо. Ответы учащихся: Мы должны выбрать слово и найти о нём самую разную информацию. Ответы учащихся Ответы учащихся: Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, устаревшие слова, неологизмы, фразеологизмы |
3. Новый материал | - Вспомните, пожалуйста, каким может быть план работы над исследованием выбранного вами слова. СЛАЙД 7 Лексическое значение, этимология слова, синонимы, антонимы к слову, пословицы и поговорки, в которых данное слово употребляется, фразеологизмы с данным словом, стихи (песни, загадки, сказки), в которых данное слово употребляется, слово в названиях художественных произведений, произведения других видов искусства, в котором использовано данное слово или о предмете, который назван данным словом. - Вспомните, в каких словарях или других источниках вы можете найти информацию о слове? СЛАЙД 8 (словари демонстрируются в книжном варианте и на слайде) | Ответы учащихся Ответы учащихся |
4. Работа над проектом. | СЛАЙД 9 Сейчас вы должны будете разбиться на группы (по желанию), выбрать слово, с которым вам предстоит работать, распределить обязанности в группе, начать поиск информации. Напомнить о соответствии проекта критериям оценивания (см.оценочный лист) | Выполняют поиск информации в Интернете, словарях, распределяют обязанности. |