kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УРОК-ПРИГЛАШЕНИЕ «УГОЩАЮ РЯБИНОЙ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать представление о личности  А. Яшина; знакомство  с текстом  рассказа «Угощаю рябиной», с его основными проблемами;  повторение  терминов; развитие  умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УРОК-ПРИГЛАШЕНИЕ «УГОЩАЮ РЯБИНОЙ» »

УРОК-ПРИГЛАШЕНИЕ «УГОЩАЮ РЯБИНОЙ» В 7 КЛАССЕ

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с текстом, комментированное чтение, устное рисование, реализация межпредметных связей с музыкой, изобразительным искусством.

Оборудование урока: портрет А.Яшина. На столе ваза с букетом высушенной рябины, вазочки с замороженной ягодой; репродукция картины русского художника И. Грабаря «Рябинка»; музыкальные произведения, пиала.


Цели урока:

познавательный аспект:

дать представление о личности А. Яшина; знакомство с текстом рассказа «Угощаю рябиной», с его основными проблемами; повторение терминов; развитие умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;

развивающий аспект:

развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию образного мышления; привлечение внимания детей к чтению художественной литературы;



воспитательный аспект:

обсуждение проблемы взаимоотношения человека и окружающего мира;

помощь детям почувствовать главное в рассказе: любовь к родине; создание условий для развития коммуникативных навыков, создание условий для выражения своих мыслей в творческом продукте, например, в синквейне.

Тип занятия: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово.

   Эмоциональный настрой на урок

В кабинете звучит красивая спокойная музыка. Показ слайдов на тему «Рябина». На ее фоне звучат слова учителя:


Чтение и запись эпиграфа.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

М. Цветаева


3.Актуализация темы занятия. Постановка целей.

- Посмотрите на экран. Слайд «Рябина»

- Как вы понимаете эпиграф урока? О чем сегодня будем вести разговор?


Основная задача сегодняшнего занятия


Изучить биографию А. Яшина, рассказ «Угощаю рябиной».

– Откройте тетради, запишите дату, тему, эпиграф в тетрадь.


Мотивация

Работа в группах. Отгадайте загадку.

  1. Группа

Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.

2.Группа

Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье.

  1. Группа

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, галдя, его клюют.


  1. Группа

Цветки – пчёлам и шмелям,
Плоды – сойкам и дроздам,
А кудрявой ветке –
Место у беседки.

  1. Группа

В сенокос – горька,
А в мороз – сладка,
Что за ягодка?


Очень хочется, чтобы на каждом уроке каждый из вас усваивал что-то новое и обязательно что-то прибавлял к своему образованию. Пусть этот урок не будет исключением.

Итак, мы начинаем!

В табло учтены цель, планирование и рефлексия

Цель

Рефлексия

Прочитай тему урока и напиши, что будешь изучать

Рассмотри оргсхему (план урока) и напиши, как и с кем будешь изучать

Что

получилось?

Благодаря

чему?

Что не получилось?

Из-за чего?







Данное занятие должно стать помощником в преодолении трудностей.


Слово учителя: Показ презентации. ( Межевых Валерия)

Яшин – псевдоним, настоящая фамилия Попов. Родился в 1913 году в деревне Блудново, Никольского района, Вологодской области. Отца своего не помнил, он погиб в первую мировую войну. Из автобиографии А. Яшина: «Семья постоянно бедствовала, мне рано пришлось начать работу в полную силу. Вероятно, для каждого любимые с детства места представляются неповторимыми. Но, думается, что в отношении наших, вологодских и архангельских лесов это игра воображения. Таинственные волока, медвежьи буераки, жизнь среди охотников и звероловов таили в себе для детского возраста столько прелести, что, может быть, поэтому я склонен вспоминать из той поры больше хорошего, чем плохое и жестокое.

Летними вечерами в мою родную деревню приходили вместе с коровами с выгона лоси. И, кажется, нигде на свете не было такого множества грибов, ягод и таких прозрачных родников с живой водой (конечно, с живой!) как у нас.

Поныне живут в наших местах неистребимая любовь к былинам и сказкам. В полях, на дальних сенокосах, в охотничьих избушках и на лесосплаве – нигде отдых не проходит без сказок.

Сказочные сюжеты воспринимались мною с детства как что-то близкое, обжитое, свое. И стихи складывать я начал рано. Помню свою первую ученическую поэму «Про Арсеню-батрака», про то, как он «за осьминку табака робил год у кулака».

Печатать мои стихи начали в 1928 – 1929 годах в районной газете «Никольский коммунар» и в газетах Великого Устюга – «Ленинская смена», «Советская мысль» и «Северные огни».

По окончании семилетки и Никольского педтехникума я был сельским учителем в Чебсарском районе Вологодской области. В 1932 году при Вологодском пединституте сдал экзамены на звание преподавателя литературы и русского языка неполной средней школы. В этом же году в Вологде был создан Оргкомитет Союза советских писателей – я стал его председателем.

Становление литератора – процесс трудный и длительный. Немало лет проходит со дня опубликования в периодике стихов молодого поэта до появления его первой книги. А на поверку нередко оказывается, что это первая книга – лишь проба пера.

В первые дни Великой Отечественной войны я был принят в члены коммунистической партии Советского Союза. Получая партийный билет, я уже имел направление на Ленинградский фронт. Много писал очерков, заметок, стихов, рассказов. Довелось принимать и непосредственное участие в боях.

Первая моя московская книга «Северянка» была издана Госполитиздатом в 1938 году.

После войны я много ездил по стране, подолгу жил в колхозах Севера, на новостройках – Волго-Доне, Куйбышевской и Сталинградской ГЭС».

«Если бы мне удалось написать то, что задумано, продумано, пережито, осмысленно,- говорил Яшин,- я искупил бы свою вину перед собой, что слишком долго писал только стихи, в которых никак не мог уместиться талант». А Яшин писал стихи 40 лет. Он мечтал, чтобы дружили с природой все люди. Его рассказ «Угощаю рябиной» (1965 г.) – глубокое личностное повествование о наивной попытке писателя «докричаться» до них, горожан-детей, да и до всех людей, «доказать им, что деревенское детство не только не хуже, а во многих отношениях даже лучше детства городского». Не рассказ, а своего рода лирическое размышление на тему, чрезвычайно близкую и важную для него. Размышление о деревенской России и низкий писательский поклон ей.

  1. Чтение отрывка наизусть Суховей Наташа. Давайте изучим рассказ и ответим на вопрос: Так какая наша рябина?»

3. Анализ жанра и композиции произведения А. Яшина.

– К какому жанру относится данное произведение, и когда оно было напечатано? (Рассказ. Был напечатан в 1965 году.)

– Почему это произведение можно считать рассказом?

– Вспомните, что характерно для жанра рассказа?

– Какие рассказы и каких авторов вы читали?

Рассмотрим особенности композиции произведения.

4. Беседа по вопросам.

– Где и в какое время года происходит действие? (Весной в Подмосковье.)

– От какого лица идет повествование?

– С какой целью рассказчик собирал рябину?

(В Подмосковье я собирал рябину больше из любви к этим своим воспоминаниям о детстве да еще потому, что в прошлом году уродилось ее на редкость много, и жалко было смотреть, как сочные красивые ягоды расклевывают дрозды.)

– Какие чувства испытал рассказчик, обнаружив кисти рябины на чердаке?

(Попробовав ягоды тут же на чердаке, я первым делом обрадовался, что опять смогу как-то побаловать своих детей.)

– Как цветет рябина? (Цветет-то рябина удивительно красиво, пышно и тоже гроздьями. Каждое соцветие – целый букет!)

– Почему многие не замечают этой красоты?

– Какой вид имеет свежая ягода? (Свежая рябина – та и горьковата, и чересчур кисла, есть ее трудно, так же как раннюю клюкву.)

– Какой вкус приобретает прихваченная морозом ягода? (Приобретает ни с чем не сравнимые качества: и от горечи что-то осталось, а все-таки сладко и, главное, никакой оскомины во рту.)

– Что хотел доказать рассказчик детям, обнаружив ягоду на чердаке? (Что деревенское детство не только не хуже, а во многих отношениях даже лучше детства городского. «Всю жизнь я испытывал горечь оттого, что между мною и моими детьми существует пропасть».)

– Зависит ли жизнь рассказчика от жизни его деревни?

(Жизнь моя и поныне целиком зависит от того, как складывается жизнь моей родной деревни. Трудно моим землякам – и мне трудно. Хорошо у них идут дела – и мне легко живется и пишется. Меня касается все, что делается на той земле, на которой я не одну тропку босыми пятками выбил…)

– Куда тянет каждое лето героя, а его детей?

( Меня каждое лето тянет не в теплые края, не к синему морю, а все в мои северные дебри, к комарам да мошкам. Дети же комаров и мошек терпеть не могут.)

– Как влияет на человека его общение с природой?

– Что сказал о рябине автор колхозных романов? («Ого!» Сколько не обламывают, а все жива… Вот что значит русская рябина.)

– С чем сравнивает рябину автор колхозных романов? ( Да, северный виноград.)

– Нужно ли ухаживать за деревьями? (Была дикая, сейчас растет на участке. Принес из лесу несколько тоненьких, задавленных кустиков, пересадил под окна, на свободе они принялись, похорошели. Пока за рябиной ухаживаешь, заботишься о ней – она не дикая, и ягода крупнеет, добреет, а перестань заботиться – одичает рябина, запаршивеет, и ягода станет мелкой, горькой, чуть ли не ядовитой.)

– Понравилась ли рябина немолодой даме, печатавшей в газетах очерки на морально-бытовые темы? (Разохалась и назвала рябину твореньем природы. Бережно приняла гроздь рябины. Немолодая поставила рябину в стакан с водой и не переставая охать от восторга и удовольствия сказала: «Какой букет! Ах! Это же сама Россия!)

– Как вы понимаете фразу «За добро надо платить добром»?

– Что вспомнил рассказчик?

– Что узнали о химике Аркадии Павловиче Ростовском? (Дальний родственник рассказчика. Судьба забросила на всю жизнь в знойный Ташкент. Научился чай пить из пиалы, а все-таки настойчиво, до конца дней своих пытался заставить расти у себя под окном простую русскую рябину.)

5. Словарная работа.

Пиала – неглубокая, расширяющаяся кверху чашка без ручки, употребляемая в Средней Азии.

– Ребята, посмотрите, как выглядит пиала. (Показ пиалы)

6. Продолжение беседы.

– Что сказал о рябине друг из Ленинграда? (Под окном-то у вас красавица стоит, не видите? Сама Россия!)

– Пожилой грузный литератор попросил причаститься. Как вы понимаете это слово? Что он вспомнил из детских лет о рябине? (Человек не может не тянуться к природе, он сам ее творение.)

7. Словарная работа.

Причаститься: 1. Сделаться участником чего-либо, приобщаться к чему-либо.

2. Принять причастие, подвергнуться обряду причастия.

8. Продолжение беседы

– Какой смысл вкладывает он в слово Зеленоград? (Посадка деревьев.)

– Много ли людей собралось попробовать, поговорить о рябине? (Протянулся сквозь толпу зевак).

– Как присутствующие относятся к угощению рябиной? (Какая-то девушка воткнула рябиновую кисть себе в прическу, потом попросила еще две-три кисти ягод, чтобы сделать из них бусы. Молодой поэт вспомнил, что много песен сложено о рябине.)

9. Прослушивание народной песни о рябине в исполнении Надежды Кадышевой «Рябина».

10. Продолжение беседы.

– С какой цель гардеробщица Поля взяла кисть рябины? (Я вот заморю эту веточку по-нашему, по-рязанскому, да чаек заварю, побалуюсь, молодое житье вспомню.)

– О какой картине идет речь в рассказе? Кто автор? (Художник Серов «Волы»).

– Случись художник, и он, вероятно, сказал бы нечто подобное:

– Сколько картин написано, а еще одной не хватает. Моей! Странно, что в лепных орнаментах у наших архитекторов много винограда и нет рябины…

11. Конкурс иллюстраций

Рассматриваем и обсуждаем рисунки учащихся.

– Какие иллюстрации вы считаете самыми удачными? (Учащиеся выбирают 3 лучшие работы.)

12. Слово учителя.

Пейзаж созвучен душе, передает настроение, чувства человека. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, все сливается в общий хор жизни и любви. Приведите строчки из произведения, где говорится о гармонии человека с природой.

(Мне думается, что жизнь заодно с природой, любовное участие в ее трудах и преображениях делает человека проще, мягче, добрее. Я не знаю другого рабочего места, кроме земли, которое бы так облагораживало и умиротворяло человека.)

13. Продолжение беседы

– Как отнеслись к рябине дети рассказчика?

(Взялись за рябину сначала недоверчиво, морщась и вздрагивая так же, как осенью, когда ели упругие и сочные ягоды прямо с дерева. Но скоро они набросились на рябину азартно, съели ее всю с удовольствием и все упрекали меня за то, что я не угощал их такой вкуснотой раньше.)

– Как понимаете выражение «Ладно, кушайте, раз по душе пришлось!»

– Что пожелал рассказчик детям? (И пусть она спасет и вас от любого угара, наша рябина.)

– Расскажите о применении рябины, где ее размещали. (Рябину заготавливали к зиме как еду, наравне с брусникой, и клюквой, и грибами. Пользовались ею и как средством от угара, от головной боли. То ли дело натуральная целебная сила!).

  1. Работа с текстом.

– Посмотрите внимательно на букет из рябины и найдите его описание в тексте.

– Найдите в тексте слова, помогающие понять чувства рассказчика к рябине.

(Вспоминать приятно; собирал из любви к своим воспоминаниям; жалко было смотреть, как сочные красивые ягоды расклевывают дрозды; обрадовался; смогу побаловать; с каким наслаждением мы в детстве ели; приятно одарить людей, и я особенно обрадовался, когда рябина моя взволновала моих знакомых.)

– Какие выразительные средства языка вы нашли в тексте? Приведите примеры.

– Зачитайте пословицы и поговорки, встретившиеся в произведении. (Хлебом не корми. От добра добра не ищут. По душе пришлось.)

– Встречали ли вы в тексте предложения с эмоциональной окраской? Какие? О чем это говорит?

15. Рассказ учащихся о рябине.

– Какие приметы о рябине вы знаете?

(Родовое название Sorlus произошло от кельтского «терпкий» и дано рябине за терпкий вкус плодов; видовое – в переводе означает «ловящая птиц» и произошло от древнего обычая заманивать птиц в силки ягодами рябины.)

Рябина – одно из любимых деревьев в народе. Недаром ее величают рябинушка. Сажают около домов, вдоль дорог. Любит свет.

Приметы.

1) Если рябина расцветает позднее обычного – к долгой осени.

2) Если пчелы роем гудят над цветущей рябиной, завтра будет ясный день.

3) Рябина в цвету, пчелы не садятся на неё – к ненастью.

16. Итог урока

– Появилось пи желание у детей рассказчика побывать на родине их отца?

(Может быть, осенью съездим, наберем, а? Той, вашей.)

Рябина – красавица наших северных лесов. Пламенея гроздьями в золотой палитре северного осеннего леса, она навевает тихую грусть расставания с погожей порой бабьего лета.

В народе существует доброе поверье: рябина приносит счастье. Не потому ли перед окнами русских домов стоит рябина? В самых задушевных песнях, сложенных народом, воспета она.

– Ребята, скажите, у кого под окнами или в саду растет рябина? Где в нашем городе можно встретить эту красавицу?

– Верно, в нашем молодом городе много мест, украшением которых является рябина. И детский садик в 3 микрорайоне называется ласково «Рябинка».


Работа в группе по выполнению общего задания.


А дети мои взялись за рябину сначала недоверчиво, морщась и вздрагивая так же, как осенью, когда ели упругие и сочные ягоды прямо с дерева. Но скоро они набросились на рябину азартно, съели ее всю с удовольствием и все упрекали меня за то, что я не угощал их такой вкуснотой раньше.
- Это же совсем разные вещи! - говорила мне старшая дочь. - Неужели ты не понимаешь? Это разные рябины.
Вот оно как, я же и виноват оказался. Ладно, кушайте, раз по душе пришлось! И пусть она спасает и вас от любого угара, наша рябина.
А под конец, когда все успокоились, я услышал один доверительный и добрый голос:
- Папа, разве там, на твоей родине, много такой рябины? Может быть, осенью съездим, наберем, а? Той, вашей!
Только ведь осенью опять в школу надо...


– Отметьте в тексте слова, показывающие отношение детей к ягоде.

(Они набросились на рябину азартно, съели ее всю с удовольствием и все упрекали отца в том, что не угощал их такой вкуснятиной раньше.)

– Возникло ли у вас, ребята, желание отведать этой заманчивой ягоды?

17. Угощение рябиной.

– Я угощаю вас рябиной.

Звучит песня о рябине.

18. Домашнее задание

– В рассказе А. Яшина «Угощаю рябиной» молодой поэт сказал:

– Ветку рябины надо бы вписать в наш герб… Нарисуйте дома герб с рябиной.


Рефлексивная карточка


  • Обведи выбранный ответ.

    • Оцени свою деятельность за урок.

  • а) Справился самостоятельно

  • б) Не справился с частью заданий

  • в) Неудовлетворен работой

    • Понравился ли тебе урок?

  • а) Да

  • б) Нет

  • в) Затрудняюсь ответить



Работа в группе по выполнению общего задания.

Предлагается текст

А дети мои взялись за рябину сначала недоверчиво, морщась и вздрагивая так же, как осенью, когда ели упругие и сочные ягоды прямо с дерева. Но скоро они набросились на рябину азартно, съели ее всю с удовольствием и все упрекали меня за то, что я не угощал их такой вкуснотой раньше.
- Это же совсем разные вещи! - говорила мне старшая дочь. - Неужели ты не понимаешь? Это разные рябины.
Вот оно как, я же и виноват оказался. Ладно, кушайте, раз по душе пришлось! И пусть она спасает и вас от любого угара, наша рябина.
А под конец, когда все успокоились, я услышал один доверительный и добрый голос:
- Папа, разве там, на твоей родине, много такой рябины? Может быть, осенью съездим, наберем, а? Той, вашей!
Только ведь осенью опять в школу надо...

Алгоритм действий учащихся

  1. Индивидуально прочитай отрывок. Запиши в тетрадь ключевые слова, которые отвечают на вопрос «О ком (о чем) говорится в абзаце?».

  2. Прочитай еще раз отрывок. Запиши в тетрадь, используя ключевые слова, ответ на вопрос «Что об этом говорится?».

  3. Запиши в тетрадь основной смысл абзаца. Помни, что нельзя переписывать полностью предложения из текста.

  4. Обсудите с напарником основной смысл абзаца.

  5. Обсудите с напарником основной смысл всего текста


Возможные ответы учеников



По окончании прочтения всего текста каждый ученик определяют главную мысль текста и обсуждают с напарником.

В конце занятия осуществляется рефлексия по вопросам:

  • Что помогало находить ключевые слова?

  • Как менялся основной смысл от абзаца к абзацу.


 Народные приметы, связанные с рябиной

Рябина зацветает — пора сеять лен.
Рябина цветет рясно — много овса будет.
Хорошо рябина цветет — к урожаю льна.
Поздний расцвет рябины — к долгой осени.
Если уродится рябина — рожь будет хороша.
В лесу много рябины — осень будет дождливой, если мало — сухой.

В медицинских целях рябину использовали с глубокой древности. В Древнем Риме ее применяли для укрепления желудка. В русской народной медицине из плодов делали варенье как успокаивающее средство, настои из плодов — как мочегонное, желудочное и кровоостанавливающее. В качестве поливитаминов используют не только плоды, но и листья. Корой рябины лечили заболевания печени. Народные лекари считали рябину одним из главных растений-целителей. В современной медицине при витаминной недостаточности рекомендуют свежие и сухие плоды рябины. Сок из свежих ягод применяют при пониженной кислотности желудка, настойку из плодов — как средство, повышающее аппетит. Порошок из плодов рябины входит в состав диеты для больных сахарным диабетом и ожирением.

Использование в косметике. Плоды рябины используют как дезинфицирующее средство. Из размятых свежих плодов со сливками или сметаной готовят питательные маски, отваром высушенных плодов можно полоскать волосы после мытья при себорее.

Обеззараживающее действие. Листья рябины обладают сильным фитонцидным действием. На Севере больных летом выносили под рябину, так как верили, что «дух рябиновый отгоняет болезни».
А сечку из листьев использовали для хранения овощей и фруктов. Еще греки и римляне подметили, что плоды рябины обладают дезинфицирующим свойством. Обнаружили это свойство и наши предки. Для того чтобы сохранить длительное время воду годной для питья, они бросали в нее ветку рябины, после чего вода приобретала приятный привкус и не портилась довольно долго. Точно так же в наше время рекомендуют с помощью листьев рябины обеззараживать воду в походах.



 

ৣৢ ৣৢ✿✿ৣৢ ৣৢ✿✿ৣৢ ৣৢ


1 НОЯБРЯ-ДЕНЬ РЯБИНОВЫХ ЯГОД,С ПРАЗДНИКОМ ДОРОГИЕ МОИ ДРУЗЬЯ!ПРИМЕРЬТЕ НА СЕБЯ ЭТУ КРАСОТУ!
http://www.playcast.ru/view/3639811/c2babbc435e02e96541210f20d4a2e2c53938bc0pl

ৣৢ ৣৢ✿✿ৣৢ ৣৢ✿✿ৣৢ ৣৢ




Слайд «Синквейн»

На уроках мы с вами говорили о такой поэтической форме, как синквейн.

Синквейн - способ мышления. В нашем восприятии это европейская форма, в которую облекаются традиции японской и китайской поэзии. В жестко заданной лингвистической форме надо выразить свое состояние-настроение, самоучастие - понимание в данный момент. Это как бы организованный по определенной форме «поток сознания». Итак, какова эта форма:

1. Существительное.

2. Два прилагательных (к нему).

3. Три глагола (к нему).

4. Одно осмысленное предложение (или фраза).

5. Итоговое слово (или фраза-предложение).

Составление синквейна. Формулирование задач.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

 Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.


Синквейн

Средства выразительности
Они
Красивые, живые (необычные…)
Украшают, описывают, имитируют
"Богатство языка … богатство мыслей". (Н.М.Карамзин).
Сокровища речи (тропы)

Средства выразительности
Они
Непонятные, разнообразные
Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте
(усложняют, путают, озадачивают)
"Богатства русского языка неизмеримы…" (К.Г.Паустовский).
Проблема


 Рябина — любимый персонаж русского фольклора. В народном календаре славян есть день «Петр-Павел рябинник», приходящийся на конец сентября. Это то время, когда созревают рябиновые ягоды. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Такой обычай связан с представлениями о рябине как дереве, способном защитить человека от всяких бед. Рябиновыми ветками украшали не только жилые помещения, но и сараи, ворота, даже на краю каждого поля втыкали рябиновые ветки.Рябина воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении рябина — это тонкая и нежная девушка, страдающая, плачущая. 





Рябина обыкновенная – лиственное дерево, иногда кустарник, семейства Розоцветные — Rosaceae. Дерево может достигать 15 м в высоту. Ствол дерева прямой с опущенными ветвями и рыхлой кроной. Кора дерева довольно гладкая, сероватого цвета. Листья рябина имеет очередные, сложные, непарноперистые. Соцветия состоят из мелких пятичленных цветков белого цвета, которые собраны в густые щитки. Цветет рябина в июле-августе, после чего на дереве созревают плоды – ярко-красные, сочные ягоды, собранные в многочисленные грозди.
Распространена рябина, преимущественно в лесной и лесостепной зоне европейской части СНГ. Рябина преобладает в подлесках смешанных лесов, на лесных опушках, у берегов рек и озер. Культивируется на садово-парковых территориях.
Плоды рябины заготавливают до заморозков, собирая их гроздями, лишь перед сушкой отделяя плоды. Сушат плоды при температуре 50-60°С.

Полезные и лечебные свойства рябины обыкновенной

Целебные свойства рябины обыкновенной обусловлены такими полезными веществами как фруктоза, глюкоза, сорбоза, сахароза, яблочная, винная и лимонная кислоты, которые в обилии содержатся в плодах рябины. Кроме того, в химический состав рябины обыкновенной входят бета-каротин, аскорбиновая кислота, дубильные и горькие вещества, флавоноиды, эфирные масла и т.д.
Таким образом, плоды рябины обладает эффективным противовоспалительным, вяжущим, слабительным, кровоостанавливающим, противоатеросклеротическим, мочегонным, потогонным, сосудорасширяющим, гипотензивным и общеукрепляющим свойством.
Пектины, содержащиеся в плодах имеют свойство связывать токсины, противостоять брожению углеводов и избавлять организм от их избытка.
Рябина обыкновенная обладает сильным желчегонным свойством, благодаря высокому содержанию органических кислот и горечи.
Каротины и каротиноиды способствуют ранозаживляющему, язвозаживляющему и противовоспалительному свойству рябины.

Применение рябины обыкновенной в народной медицине

Как лекарственное сырье рябина обыкновенная широко применяется в качестве отвара, сиропа либо же витаминного сбора.
При витаминной недостаточности рябину можно применять и в свежем, и в сушеном виде, как при авитаминозе так и в качестве профилактического средства.
Сок рябины используют как средство для повышения кислотности желудочного сока.
Для связывания углеводов в кишечнике, используют порошок из плодов рябины.
Народная медицина использует рябину в самых разнообразных целях. Плоды рябины, а также препараты на их основе применяются в качестве противомикробного, кровоостанавливающего, ранозаживляющего, противозачаточного, мочегонного, слабительного и противогрибкового препарата, с помощью рябины эффективно понижают уровень холестерина в крови, укрепляют сосуды, нормализуют обмен веществ, противостоят инфекционными заболеваниями; положительно сказывается влияние препаратов на основе рябины при малокровии и истощении организма.
Цветки рябины применяют здесь как слабительное или потогонное средство. Также из плодов рябины впрок заготавливают кисло-сладкие настои, морсы и желе из плодов рябины.

Народные рецепты из рябины обыкновенной

Рецепт сока рябины: свежий сок из ягод рябины принимают по 1 столовой ложке 3-4 раза в день до еды. Применение эффективно при гипертонической болезни.

Противопоказания к применению рябины обыкновенной

Рябина обыкновенная не имеет противопоказаний к применению.

Побочные действия и эффекты рябины обыкновенной

При употреблении на основе рябины обыкновенной побочные действия отмечены не были.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
УРОК-ПРИГЛАШЕНИЕ «УГОЩАЮ РЯБИНОЙ»

Автор: Конакова Наталья Юрьевна

Дата: 08.03.2015

Номер свидетельства: 183336


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства