kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-презентация по теме: "Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным уступительным"

Нажмите, чтобы узнать подробности

СПП с придаточным обстоятельственным уступительным.

Цель: подготовка к ОГЭ;

Задачи: формировать  пунктуационную грамотность обучающихся, показать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными уступительными, научить различать придаточные уступки от других видов придаточных; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к родному языку.

На уроке выполняются задания для подготовки к ОГЭ, учащиеся работают над комплексным анализом текста, осуществляется связь с литературой (прослеживается связь В. Высоцкого с Тульским краем, учащиеся работают с текстами стихотворений поэта).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«спп с придаточным обстоятельственным уступительным 9 кл.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Агеевская средняя общеобразовательная школа №3»















Урок – презентация по русскому языку

в 9 «Б» классе по теме:

«Сложноподчиненное предложение с придаточным

обстоятельственным уступительным»













Учитель: Андреева

Светлана Александровна









2014 год

СПП с придаточным обстоятельственным уступительным.

Цели: подготовка к ОГЭ;

Задачи: формировать пунктуационную грамотность обучающихся, показать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными уступительными, научить различать придаточные уступки от других видов придаточных; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Орфографическая разминка. Актуализация субъективного опыта учащихся. Указать номера слов, в которых пропущено НН:

1 гости_ца, 2 молодоже_ы, 3 каме_ый, 4 имени_ик, 5 стекля_ый, 6 необыкнове_ый,

7 багря_ый, 8 ути_ый, 9 серебря_ый, 10 масле_ая каша, 11 петуши_ый, 12 пря_ый, 13 глиня_ый, 14 сви_ой, 15 румя_ый, 16 жаре_ая картошка, 17 многочисле_ый, 18 родстве_ик, 19 гости_ая, 20 песча_ый. 21 ветре_ая погода, 22 деревя_ый, 23 непреме_ый, 24 окраи_ый, 25 пусты_ый, 26 путешестве_ик, 27 безветре_ый, 28 равни_ый, 29 ветря_ой двигатель, 30 стари_ый.

- Учащиеся работают в индивидуальных рабочих листах, ответы проверяют по презентации, 2 учащихся работают по презентации.

3. Тренировочные тесты по синтаксису и пунктуации

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве.
Она покачивалась на загорелых ногах,(1) как на стебельках,(2) задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. У ног девочки,(3) в пыльных подорожниках,(4) лежал скрипичный футляр,(5) в откинутой крышке его белел бумажный лист.

  • В10. Среди предложений 2-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

  • (2)В виртуальном мире игрок способен без особого труда покорить все вершины, не прилагая усилий, добиться того, чего, возможно, не удается достичь в реальной жизни.

  • (3)В средствах массовой информации сегодня не­редко можно прочесть о случаях, когда люди букваль­но падают от истощения возле компьютера после десятков часов беспрерывного пребывания в виртуальном мире. (4)В правдоподобности, таких случаев убеждают откровения заядлых геймеров — игроков от 14 до 35 лет, признающихся в том, что они способны играть сутками, не отходя от машины. (5)3десь, вероятнее всего, можно говорить либо об игровой зависимости, либо о проблемах личностного характера, когда человек с комплексами предпочитает виртуальный мир реальному, когда ему порой не с кем общаться.

  • B ll. Среди предложений 1-4 найдите предложение с двумя обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.

(1)Ролевые компьютерные игры, которых сейчас предостаточно, интересны человеку тем, что дают ему, сидящему перед компьютером, иллюзию активных действий, наполненных различными эмоциями. (2)В виртуальном мире игрок способен без особого труда покорить все вершины, не прилагая усилий, добиться того, чего, возможно, не удается достичь в реальной жизни.

(3)В средствах массовой информации сегодня нередко можно прочесть о случаях, когда люди буквально падают от истощения возле компьютера после десятков часов беспрерывного пребывания в виртуальном мире. (4)В правдоподобности, таких случаев убеждают откровения заядлых геймеров — игроков от 14 до 35 лет, признающихся в том, что они способны играть сутками, не отходя от машины.

4. Комплексный анализ текста

(1)Так кем же он все-таки был?

(2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.

(8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.

(10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось:

Если друг оказался вдруг

И не друг и не враг, а так…

(13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение!

Р. Рождественский.

Задания к тексту:

  1. Прочитайте отрывок из воспоминаний о В. Высоцком.

  2. Объясните значение слова «бард».

  3. Выпишите частицы из предложения №12 (даже, и-усиление, не-отрицание)

  4. Составьте схему 8-ого предложения.

  5. Из предложения №13 выпишите словосочетания со связью согласование (эту песню, звездный дуэт)

  6. Найдите неполные предложения (2, 4, 5, 6, 9, 15)

  7. Для чего служат риторические вопросы? ( вопрос ставится не с целью получить ответ, а привлечь внимание читателя к тому или иному явлению)

  8. Какое синтаксическое средство связи предложений в тексте используется в предложении №9? (парцелляция-расчленение конструкции, она нужна, чтобы подчеркнуть значение этого члена предложения, усилить выразительность всего текста)

  9. Почему Р. Рождественский называет В. Высоцкого «явлением»? (большое событие)

  10. Определите стиль речи и тип речи отрывка.

5 На экране фото в. Высоцкого.

Учитель: Имя В. Высоцкого я выбрала неслучайно. 25 января 2010 года ему исполнилось 72 года со дня рождения. На 70-летие поэта в ТулГу прошел вечер памяти В. Высоцкого, собравший сотни почитателей его таланта. Вел встречу актер театра и кино Вениамин Смехов. Высоцкий 3 раза был в Туле, об этом рассказ ученицы Деминой Елены.

Ученица: В. Высоцкий при жизни не раз бывал в Туле. Впервые артист приезжал в Тулу в 1966 году вместе с коллективом Театра на Таганке. В 70-е годы певца пригласил Зареченский райком комсомола. Высоцкий выступил в кафе «Мир», расположенном неподалеку от Комсомольского парка. Третий раз он был в Туле в сентябре 1977 года. Приезжал навестить своего друга, актера МХАТа Всеволода Абдулова, оказавшегося в Тульской областной больнице после автокатастрофы под Ефремовым. Еще Высоцкий был на Куликовом поле в 1980 году в составе делегации космонавтов, писателей, артистов, художников, спортсменов.

Учитель: Сообщение на тему «Высоцкий и туляки» подготовили Мораш Ирина.

Ученица: Народный артист России, актер Тульского театра драмы Николай Казаков снимался с Высоцким в фильме «Карьера Димы Горина», а с народным артистом СССР Вячеславом Невинным Высоцкий снимался в фильме «Единственная». Грампластинки с песнями Высоцкого в сопровождении ансамбля «Мелодия» аранжировал тульский композитор Игорь Кантюков. Первый профессиональный исполнитель песен В. Высоцкого – уроженец Дубны, эстрадный певец Владимир Макаров. Альпинистка из Щекино Галина Федулова встретилась с В. Высоцким на съемках фильма «Вертикаль». Туляк Вячеслав Корноухов собрал самый большой в нашей стране сборник песен В. Высоцкого. В Туле есть клуб любителей творчества В. С. Высоцкого «Горизонт».

6 Переход к новой теме. Актуализация знаний учащихся по теме: «СПП».

На доске записаны в 2 столбика союзы и союзные слова

Союзы: Союзные слова:

Хотя (хоть) (с усилительной частицей)

Хотя… но сколько ни

Несмотря на как ни

Несмотря на то что кто ни

Пусть, пускай

Даром что

Вопросы по теории по теме: «Сложноподчиненные предложения»

- Какие предложения мы изучаем?

- Какие предложения называются сложноподчиненными?

- На какие основные группы они делятся?

- Какие из них мы изучаем сейчас?

- Перечислим изученные обстоятельственные придаточные по цепочке.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с придаточными обстоятельственными уступки или по-другому уступительными. Придаточные предложения со значением уступки указывают на действие, противопоставляемое действию в главном предложении, и отвечают на вопрос: несмотря на что? Придаточная часть с союзами хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, пускай, даром что показывает, что отражаемые в ней факты находятся в противоречии с тем, о чем сообщается в главной части сложноподчиненного предложения, проявляются вопреки ему. Такие же отношения устанавливаются при наличии союзных слов: сколько, как в сочетании с усилительной частицей ни. Между главной и придаточной частью существует противоречие, поэтому приходится главному предложению идти на уступки.

Акценты: 1 «несмотря» в составном союзе «несмотря на то что» пишется слитно, запятую перед «что» ставить не надо, 2 в составном предлоге «несмотря на» «несмотря» пишем слитно, а не с деепричастием пишем раздельно, 3 пусть, пускай могут быть частицами, которые служат для образования форм повелительного наклонения.

7. Чтение теории по учебнику самостоятельно.

Работа по теме со стихотворениями В. Высоцкого (см. лист задание №6).

8. Нахождение СПП и составление схем в тексте стихотворения В. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу»

1 столбик – 1 ученик

2 столбик – 2 ученик

3-4 столбики – 1-ый вариант

5-6 столбики – 2-ой вариант

9. Итог урока.

- С какими предложениями вы познакомились на уроке?

- Почему их так назвали?

- На что указывают придаточные уступки?

- При помощи чего присоединяются к главному предложению?

10. Рефлексия: уч-ся пишут на карточках (прослушивание песни В. Высоцкого о друге)

- Что понравилось на уроке?

- Интересно ли прошел урок?

- Смогли ли вы закрепить свои знания?

- Смогли ли вы показать свои знания?

- Что не понравилось на уроке?

11. Домашнее задание: составить фишбоун по теме: «Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных».



Просмотр содержимого презентации
«спп с придаточным обстоятельственным уступки»

Урок по русскому языку в 9 классе по теме:  «Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным уступительным»      Учитель: Андреева С. А.  2014 год   

Урок по русскому языку в 9 классе по теме: «Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным уступительным»    Учитель: Андреева С. А. 2014 год  

Цель: подготовка к ОГЭ; Задачи : формировать пунктуационную грамотность обучающихся, показать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными уступительными, научить различать придаточные уступки от других видов придаточных; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к родному языку.

Цель: подготовка к ОГЭ;

Задачи : формировать пунктуационную грамотность обучающихся, показать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными уступительными, научить различать придаточные уступки от других видов придаточных; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к родному языку.

Укажите № слов, в которых пропущено НН.

Укажите № слов, в которых пропущено НН.

  • 1.гости_ица 2. молодоже_ы 3. каме_ый 4. имени_ик 5 .стекля__ый
  • 6. необыкнове_ый 7. багря_ый 8. ути_ый 9. серебря_ый 10 .масле_ая каша
  • 11. петуши_ый 12. пря__ый 13. глиня_ый 14 сви_ой 15. румя_ый
Укажите № слов, в которых пропущена НН.

Укажите № слов, в которых пропущена НН.

  • 16. жаре_ая картошка 17 многочисле_ый 18. родстве_ик 19 гости_ая 20. песча_ый
  • 21. ветре_ая погода 22. деревя_ый 23. непреме_ый 24. окраи_ый 25. пусты_ый
  • 26. путешестве__ик 27. безветре_ый 28. равни__ый 29. ветря_ой двигатель 30. стари__ый
ОТВЕТЫ 3 4 5 6 17 18 22 23 24 25 26 27 28 30 ПОЗДРАВЛЯЮ! 14 б.- 5  11-13б.- 4  8-10 б.- 3  7б.- нужно выучить!

ОТВЕТЫ

  • 3 4 5
  • 6
  • 17 18
  • 22 23 24 25
  • 26 27 28 30

ПОЗДРАВЛЯЮ! 14 б.- 5

11-13б.- 4

8-10 б.- 3

7б.- нужно выучить!

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы  все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем  обстоятельстве.
  • В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве.
  • Она покачивалась на загорелых ногах,(1) как на стебельках,(2) задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. У ног девочки,(3) в пыльных подорожниках,(4) лежал скрипичный футляр,(5) в откинутой крышке его белел бумажный лист.
В10. Среди предложений 2-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В10. Среди предложений 2-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

  • (2)В виртуальном мире игрок способен без особого труда покорить все вершины, не прилагая усилий, добиться того, чего, возможно, не удается достичь в реальной жизни.
  • (3)В средствах массовой информации сегодня не­редко можно прочесть о случаях, когда люди букваль­но падают от истощения возле компьютера после десятков часов беспрерывного пребывания в виртуальном мире. (4)В правдоподобности, таких случаев убеждают откровения заядлых геймеров — игроков от 14 до 35 лет, признающихся в том, что они способны играть сутками, не отходя от машины. (5)3десь, вероятнее всего, можно говорить либо об игровой зависимости, либо о проблемах личностного характера, когда человек с комплексами предпочитает виртуальный мир реальному, когда ему порой не с кем общаться.
Среди предложений 1-4 найдите предложение с двумя обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.     (1)Ролевые компьютерные игры, которых сейчас предостаточно, интересны человеку тем, что дают ему, сидящему перед компьютером, иллюзию активных действий, наполненных различными эмоциями. (2)В виртуальном мире игрок способен без особого труда покорить все вершины, не прилагая усилий, добиться того, чего, возможно, не удается достичь в реальной жизни.  (3)В средствах массовой информации сегодня нередко можно прочесть о случаях, когда люди буквально падают от истощения возле компьютера после десятков часов беспрерывного пребывания в виртуальном мире. (4)В правдоподобности, таких случаев убеждают откровения заядлых геймеров — игроков от 14 до 35 лет, признающихся в том, что они способны играть сутками, не отходя от машины.

Среди предложений 1-4 найдите предложение с двумя обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.

(1)Ролевые компьютерные игры, которых сейчас предостаточно, интересны человеку тем, что дают ему, сидящему перед компьютером, иллюзию активных действий, наполненных различными эмоциями. (2)В виртуальном мире игрок способен без особого труда покорить все вершины, не прилагая усилий, добиться того, чего, возможно, не удается достичь в реальной жизни.

(3)В средствах массовой информации сегодня нередко можно прочесть о случаях, когда люди буквально падают от истощения возле компьютера после десятков часов беспрерывного пребывания в виртуальном мире. (4)В правдоподобности, таких случаев убеждают откровения заядлых геймеров — игроков от 14 до 35 лет, признающихся в том, что они способны играть сутками, не отходя от машины.

(1)Так кем же он все-таки был?  (2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего?  (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.  (8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.  (10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось:  Если друг оказался вдруг  И не друг и не враг, а так…  (13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение!  Р. Рождественский

(1)Так кем же он все-таки был?

(2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего?

(4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.

(8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.

(10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось:

Если друг оказался вдруг

И не друг и не враг, а так…

(13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение!

Р. Рождественский

Я не люблю манежи и арены: На них мильон меняют по рублю. Пусть впереди большие перемены- Я это никогда не полюблю.( «Я не люблю» ) Вот я здоров, но не намерен гипс снимать: Пусть руки стали чем-то вроде бивней, Пусть ноги истончали-мне на это наплевать,- Зато кажусь значительней, массивней.( «Баллада о гипсе» ) Но приходим в назначенный час, Как бы там ни баюкало нас Море-мать непутёвых детей.( «В день, когда мы, поддержкой земли заручась...» ) Как бы ни было нам хорошо иногда, Возвращаемся мы по домам.( «В холода,в холода» ) Но, несмотря на личность и акцент, Его там обозвали оборванцем...( «Песня про Джеймса Бонда» )

Я не люблю манежи и арены:

На них мильон меняют по рублю.

Пусть впереди большие перемены-

Я это никогда не полюблю.( «Я не люблю» )

Вот я здоров, но не намерен гипс снимать:

Пусть руки стали чем-то вроде бивней,

Пусть ноги истончали-мне на это наплевать,-

Зато кажусь значительней, массивней.( «Баллада о гипсе» )

Но приходим в назначенный час,

Как бы там ни баюкало нас

Море-мать непутёвых детей.( «В день, когда мы, поддержкой земли заручась...» )

Как бы ни было нам хорошо иногда,

Возвращаемся мы по домам.( «В холода,в холода» )

Но, несмотря на личность и акцент,

Его там обозвали оборванцем...( «Песня про Джеймса Бонда» )

Здесь лапы у елей дрожат на весу...  Здесь лапы у елей дрожат на весу,  Здесь птицы щебечут тревожно —  Живёшь в заколдованном диком лесу,  Откуда уйти невозможно.   Пусть черёмухи сохнут бельём на ветру,  Пусть дождём опадают сирени —  Всё равно я отсюда тебя заберу  Во дворец, где играют свирели!   Твой мир колдунами на тысячи лет  Укрыт от меня и от света,  И думаешь ты, что прекраснее нет,  Чем лес заколдованный этот.   Пусть на листьях не будет росы поутру,  Пусть луна с небом пасмурным в ссоре —  Всё равно я отсюда тебя заберу  В светлый терем с балконом на море!   В какой день недели, в котором часу  Ты выйдешь ко мне осторожно,  Когда я тебя на руках унесу  Туда, где найти невозможно?   Украду, если кража тебе по душе, —  Зря ли я столько сил разбазарил.  Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,  Если терем с дворцом кто-то занял!

Здесь лапы у елей дрожат на весу...

Здесь лапы у елей дрожат на весу, Здесь птицы щебечут тревожно — Живёшь в заколдованном диком лесу, Откуда уйти невозможно. Пусть черёмухи сохнут бельём на ветру, Пусть дождём опадают сирени — Всё равно я отсюда тебя заберу Во дворец, где играют свирели! Твой мир колдунами на тысячи лет Укрыт от меня и от света, И думаешь ты, что прекраснее нет, Чем лес заколдованный этот. Пусть на листьях не будет росы поутру, Пусть луна с небом пасмурным в ссоре — Всё равно я отсюда тебя заберу В светлый терем с балконом на море! В какой день недели, в котором часу Ты выйдешь ко мне осторожно, Когда я тебя на руках унесу Туда, где найти невозможно? Украду, если кража тебе по душе, — Зря ли я столько сил разбазарил. Соглашайся хотя бы на рай в шалаше, Если терем с дворцом кто-то занял!

Рефлексия

Рефлексия

  • Что понравилось на уроке?
  • Интересно ли прошел урок?
  • Смогли ли вы закрепить свои знания?
  • Смогли ли вы показать свои знания?
  • Что не понравилось на уроке?
Домашнее задание: Составить фишбоун по теме: «Сложноподчиненные предложения С разными видами придаточных».

Домашнее задание:

  • Составить фишбоун по теме:

«Сложноподчиненные предложения

С разными видами придаточных».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Андреева Светлана Александровна

Дата: 13.05.2015

Номер свидетельства: 211156


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства