Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Агеевская средняя общеобразовательная школа №3»
Урок – презентация по русскому языку
в 9 «Б» классе по теме:
«Сложноподчиненное предложение с придаточным
обстоятельственным уступительным»
Учитель: Андреева
Светлана Александровна
2014 год
СПП с придаточным обстоятельственным уступительным.
Цели: подготовка к ОГЭ;
Задачи: формировать пунктуационную грамотность обучающихся, показать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными уступительными, научить различать придаточные уступки от других видов придаточных; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока
Организационный момент.
Орфографическая разминка. Актуализация субъективного опыта учащихся. Указать номера слов, в которых пропущено НН:
1 гости_ца, 2 молодоже_ы, 3 каме_ый, 4 имени_ик, 5 стекля_ый, 6 необыкнове_ый,
7 багря_ый, 8 ути_ый, 9 серебря_ый, 10 масле_ая каша, 11 петуши_ый, 12 пря_ый, 13 глиня_ый, 14 сви_ой, 15 румя_ый, 16 жаре_ая картошка, 17 многочисле_ый, 18 родстве_ик, 19 гости_ая, 20 песча_ый. 21 ветре_ая погода, 22 деревя_ый, 23 непреме_ый, 24 окраи_ый, 25 пусты_ый, 26 путешестве_ик, 27 безветре_ый, 28 равни_ый, 29 ветря_ой двигатель, 30 стари_ый.
- Учащиеся работают в индивидуальных рабочих листах, ответы проверяют по презентации, 2 учащихся работают по презентации.
3. Тренировочные тесты по синтаксису и пунктуации
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве.
Она покачивалась на загорелых ногах,(1) как на стебельках,(2) задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. У ног девочки,(3) в пыльных подорожниках,(4) лежал скрипичный футляр,(5) в откинутой крышке его белел бумажный лист.
В10. Среди предложений 2-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(2)В виртуальном мире игрок способен без особого труда покорить все вершины, не прилагая усилий, добиться того, чего, возможно, не удается достичь в реальной жизни.
(3)В средствах массовой информации сегодня нередко можно прочесть о случаях, когда люди буквально падают от истощения возле компьютера после десятков часов беспрерывного пребывания в виртуальном мире. (4)В правдоподобности, таких случаев убеждают откровения заядлых геймеров — игроков от 14 до 35 лет, признающихся в том, что они способны играть сутками, не отходя от машины. (5)3десь, вероятнее всего, можно говорить либо об игровой зависимости, либо о проблемах личностного характера, когда человек с комплексами предпочитает виртуальный мир реальному, когда ему порой не с кем общаться.
B ll. Среди предложений 1-4 найдите предложение с двумя обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.
(1)Ролевые компьютерные игры, которых сейчас предостаточно, интересны человеку тем, что дают ему, сидящему перед компьютером, иллюзию активных действий, наполненных различными эмоциями. (2)В виртуальном мире игрок способен без особого труда покорить все вершины, не прилагая усилий, добиться того, чего, возможно, не удается достичь в реальной жизни.
(3)В средствах массовой информации сегодня нередко можно прочесть о случаях, когда люди буквально падают от истощения возле компьютера после десятков часов беспрерывного пребывания в виртуальном мире. (4)В правдоподобности, таких случаев убеждают откровения заядлых геймеров — игроков от 14 до 35 лет, признающихся в том, что они способны играть сутками, не отходя от машины.
4. Комплексный анализ текста
(1)Так кем же он все-таки был?
(2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.
(8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.
(10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось:
Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так…
(13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение!
Р. Рождественский.
Задания к тексту:
Прочитайте отрывок из воспоминаний о В. Высоцком.
Объясните значение слова «бард».
Выпишите частицы из предложения №12 (даже, и-усиление, не-отрицание)
Составьте схему 8-ого предложения.
Из предложения №13 выпишите словосочетания со связью согласование (эту песню, звездный дуэт)
Найдите неполные предложения (2, 4, 5, 6, 9, 15)
Для чего служат риторические вопросы? ( вопрос ставится не с целью получить ответ, а привлечь внимание читателя к тому или иному явлению)
Какое синтаксическое средство связи предложений в тексте используется в предложении №9? (парцелляция-расчленение конструкции, она нужна, чтобы подчеркнуть значение этого члена предложения, усилить выразительность всего текста)
Почему Р. Рождественский называет В. Высоцкого «явлением»? (большое событие)
Определите стиль речи и тип речи отрывка.
5 На экране фото в. Высоцкого.
Учитель: Имя В. Высоцкого я выбрала неслучайно. 25 января 2010 года ему исполнилось 72 года со дня рождения. На 70-летие поэта в ТулГу прошел вечер памяти В. Высоцкого, собравший сотни почитателей его таланта. Вел встречу актер театра и кино Вениамин Смехов. Высоцкий 3 раза был в Туле, об этом рассказ ученицы Деминой Елены.
Ученица: В. Высоцкий при жизни не раз бывал в Туле. Впервые артист приезжал в Тулу в 1966 году вместе с коллективом Театра на Таганке. В 70-е годы певца пригласил Зареченский райком комсомола. Высоцкий выступил в кафе «Мир», расположенном неподалеку от Комсомольского парка. Третий раз он был в Туле в сентябре 1977 года. Приезжал навестить своего друга, актера МХАТа Всеволода Абдулова, оказавшегося в Тульской областной больнице после автокатастрофы под Ефремовым. Еще Высоцкий был на Куликовом поле в 1980 году в составе делегации космонавтов, писателей, артистов, художников, спортсменов.
Учитель: Сообщение на тему «Высоцкий и туляки» подготовили Мораш Ирина.
Ученица: Народный артист России, актер Тульского театра драмы Николай Казаков снимался с Высоцким в фильме «Карьера Димы Горина», а с народным артистом СССР Вячеславом Невинным Высоцкий снимался в фильме «Единственная». Грампластинки с песнями Высоцкого в сопровождении ансамбля «Мелодия» аранжировал тульский композитор Игорь Кантюков. Первый профессиональный исполнитель песен В. Высоцкого – уроженец Дубны, эстрадный певец Владимир Макаров. Альпинистка из Щекино Галина Федулова встретилась с В. Высоцким на съемках фильма «Вертикаль». Туляк Вячеслав Корноухов собрал самый большой в нашей стране сборник песен В. Высоцкого. В Туле есть клуб любителей творчества В. С. Высоцкого «Горизонт».
6 Переход к новой теме. Актуализация знаний учащихся по теме: «СПП».
На доске записаны в 2 столбика союзы и союзные слова
Союзы: Союзные слова:
Хотя (хоть) (с усилительной частицей)
Хотя… но сколько ни
Несмотря на как ни
Несмотря на то что кто ни
Пусть, пускай
Даром что
Вопросы по теории по теме: «Сложноподчиненные предложения»
- Какие предложения мы изучаем?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- На какие основные группы они делятся?
- Какие из них мы изучаем сейчас?
- Перечислим изученные обстоятельственные придаточные по цепочке.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с придаточными обстоятельственными уступки или по-другому уступительными. Придаточные предложения со значением уступки указывают на действие, противопоставляемое действию в главном предложении, и отвечают на вопрос: несмотря на что? Придаточная часть с союзами хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, пускай, даром что показывает, что отражаемые в ней факты находятся в противоречии с тем, о чем сообщается в главной части сложноподчиненного предложения, проявляются вопреки ему. Такие же отношения устанавливаются при наличии союзных слов: сколько, как в сочетании с усилительной частицей ни. Между главной и придаточной частью существует противоречие, поэтому приходится главному предложению идти на уступки.
Акценты: 1 «несмотря» в составном союзе «несмотря на то что» пишется слитно, запятую перед «что» ставить не надо, 2 в составном предлоге «несмотря на» «несмотря» пишем слитно, а не с деепричастием пишем раздельно, 3 пусть, пускай могут быть частицами, которые служат для образования форм повелительного наклонения.
7. Чтение теории по учебнику самостоятельно.
Работа по теме со стихотворениями В. Высоцкого (см. лист задание №6).
8. Нахождение СПП и составление схем в тексте стихотворения В. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу»
1 столбик – 1 ученик
2 столбик – 2 ученик
3-4 столбики – 1-ый вариант
5-6 столбики – 2-ой вариант
9. Итог урока.
- С какими предложениями вы познакомились на уроке?
- Почему их так назвали?
- На что указывают придаточные уступки?
- При помощи чего присоединяются к главному предложению?
10. Рефлексия: уч-ся пишут на карточках (прослушивание песни В. Высоцкого о друге)
- Что понравилось на уроке?
- Интересно ли прошел урок?
- Смогли ли вы закрепить свои знания?
- Смогли ли вы показать свои знания?
- Что не понравилось на уроке?
11. Домашнее задание: составить фишбоун по теме: «Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных».