Урок-практикум. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Урок-практикум. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Урок-практикум по подготовке к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему с использованием тренировочной тетради "Готовимся к ГИА на уроке и дома" под ред. Н.А.Сениной. Этот один из первых уроков подготовки к экзамену по русскому языку в 9 классе содержит пошаговую работу с высказыванием А.Горшкова ("Выразительность - это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление") и с текстом И.Ильина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему »
Урок русского языка в 9 классе
«Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»
Тип урока: урок-практикум
Цели:
Повторить композицию сочинения-рассуждения и понятие о тропах;
Рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;
Подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Воспитывать интерес к лингвистике, бережное отношение к русскому языку.
Оборудование, материалы и литература:
Ноутбук.
Презентация.
Н. А. Сенина. «Русский язык. 9-й класс. Готовимся к ГИА на уроке и дома.Тренировочная тетрадь: учебно-методическое пособие.
Инструкция.
Ход урока.
Организационный момент.
Мотивация.
Прочитайте высказывания великих людей о русском языке:
« Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает» (Д.С.Лихачев ); «Единственное мне принадлежащее сокровище – это русская речь. Это русский язык. Лишь этим определяется принадлежность человека к определённому месту земли, которое он величает Родиной» ( Б.Ахмадуллина ). Как вы понимаете эти слова? ( Бережно относиться к родной речи – это гражданский долг каждого из нас )
Объявление темы урока. Тема нашего урока – «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему» Определение цели урока. Определите цель урока. (Сегодня мы будем учиться писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему).
Повторение. Что такое сочинение? Что значит рассуждать?
Как строится сочинение-рассуждение?
- Тип речи «рассуждение» характеризуется трехчастной композицией: тезис, доказательство, вывод.
Давайте вспомним, что представляют собой эти три части рассуждения.
- Тезис – это авторское утверждение, предположение, мысль, требующая доказательства. В нем заключается идея текста.
- Доказательство – это вторая часть текста-рассуждения, в которой даётся обоснование высказанной мысли, приводятся аргументы ( доводы, доказательства) и примеры.
- Вывод – это заключение о верности выдвинутого тезиса.
5
Сочинение-рассуждение
Вступление
Тезис
Доказательство
Вывод
.Составление кластера.
Изучение нового материала. Сегодня мы будем писать сочинение по высказыванию А.Горшкова. Оно находится на стр. 8 пособия. Внимательно прочитайте высказывание.
«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление»
Запишите высказывание, Используя клише на стр.79, напишите вступление. (Зачитывание 2-х работ) О каких явлениях и свойствах языка идёт речь? Подчеркните ключевые слова. Актуализация знаний. Какие средства помогают автору передать чувства героев, их отношение друг к другу? Какие средства помогают нам ярко, живо представить море или горы?
Одним из языковых средств являются тропы.
Интерпретация информации. Чтобы получить максимальные баллы по первым двум критериям, нужно показать, что вы разбираетесь в смысле высказывания.
Сделать это вам помогут полные ответы на вопросы: Что является языковыми средствами создания художественного образа?
От чего зависит выбор средств?
8.Сформулируйте и запишите собственное понимание высказывания. Предложения связаны между собой?
Исправьте недочёты и проверьте по орфографическому словарю.
(Зачитывание 2-х работ)
9.Аргументирование теоретического тезиса. Где вы будете искать примеры для доказательства?
Перечитайте текст И.Ильина и ответьте на вопросы:
- Как создаётся образ русского языка?
- Какие слова в тексте Ильина имеют стилистическую окраску? С какой целью автор употребил их? Какую функцию выполняют эти слова?
Можем ли мы подтвердить этими примерами тезис о том, что «выразительность- это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление»(А.Горшков)?
Как вы понимаете слова А.Горшкова?
Повторяем теорию ( синонимы стр. 9-10; антонимы стр. 11).
10.Написание основной части.
Выберите клише для основной части сочинения (аргументации) на стр. 80.
Напишите его с красной строки, проверьте.
Найдите в тексте примеры, иллюстрирующие тезис.
Чтобы избежать фактических ошибок, воспользуйтесь словарём лингвистических терминов (стр. 109-122).
Определите роль этих языковых средств в данном эпизоде.
Выберите способ цитирования.
Оформите каждый аргумент (доказательство тезиса) как отдельное предложение.
Предложения связаны между собой?
Перечитайте написанное. Вы доказали тезис?
Расставьте знаки препинания, проверьте по словарю.
(Зачитывание 2-х работ)
Выберите клише для заключения (вывода).
Запишите его с красной строки.
Закончите сочинение своими словами или частью цитаты, содержащей главную мысль.
Прочитайте написанное, расставьте знаки препинания.
Проверьте по словарю.
(Зачитывание 1-й, 2-х работ)
11.Подготовка текста для записи в бланк ответов. Представьте, что это чужое сочинение.
Прочитайте его так, как будто вы его видите в первый раз.
Исправьте речевые недочёты, фактические и грамматические ошибки.
Перепишите на второй черновик.
Проверьте по словарю!
12.Подведение итога урока. Что мы должны были сделать на уроке? Достигли мы цели урока? Что помогло? Что помешало?