kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-практикум "Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в ССП".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум. Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Цели: научить определять смысловые отношения в сложносочиненном предложении и ставить в нем знаки препинания; рассмотреть слож­носочиненные предложения с разными структурными элементами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум "Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в ССП". »

Урок-практикум.

Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

Цели: научить определять смысловые отношения в сложносочиненном предложении и ставить в нем знаки препинания; рассмотреть слож­носочиненные предложения с разными структурными элементами.

Ход урока 1. Повторение.

1. Графический диктант.

- Прослушайте предложение, и, не записывая его, составьте схему.
Предложения могут быть любого типа.

Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю.

Была осень. Березки и осинки начали сыпать на молодые елочки золотые и красные пятачки. День был теплый и даже паркий. Продвигался я осторожно, бесшумно в частом ельнике. Приподнял одну веточку — здравствуйте!

Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу. Посередине ее две березы. Под березами — пень. Рядом с пнем в зеленом брусничнике красная сыроежка. Такая огромная, каких в жизни своей я еще не видел. Она такая старая, что края ее завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, наполненная водой. В тарелке листик — маленький, сухой, желтый.

  • Какие типы предложений встретились в этом тексте?

  • Какие пунктограммы вы вспомнили?

2. Самостоятельная работа.

а) составьте сложные предложения с разделительными союзами по
данному началу: То завыл ветер,...

Или надо было ехать на юг,

б) придумайте три предложения с соединительными, противительными
и разделительными союзами;

в) составьте предложения с союзом да — соединительным и союзом да -
противительным;

г) сделайте синтаксический разбор этих предложений;
2. Знакомство с темой урока.

- Части сложносочиненного предложения, соединенные союзами
соединительными (и, да, ни... ни), противительными (а, но, да, однако,
же, зато, а то), разделительными (или, либо, ли... ли, то... то, не то... не
то), разделяются запятыми:

Например:

Я упал на подушку, и песня ребятишек стала уплывать куда-то все

дальше и дальше.

Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у

колонистов накипело, но на Буруна обрушились дружно и страстно.

Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.

Он [лейтенант] знал много разных историй и иногда рассказывал о

жизни ученых и полководцев, а Мамочкин был любознателен.

- Но в некоторых предложениях между частями сложносочиненного

предложения запятая отсутствует:

а) если части сложносочиненного предложения имеют общий
второстепенный член или общее придаточное предложение:

Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой).

Около высоких свежих скирд копошились бабы с граблями и двигались арбы (А. Чехов).

б) если части сложносочиненного предложения выражены двумя
номинативными или безличными предложениями со сказуемыми
однородного состава:

Светит догорающая лампа, выстрелы да снега синева (К. Симонов).

в) если части сложносочиненного предложения выражены двумя
вопросительными или двумя восклицательными предложениями,
объединенными общей интонацией: Когда приедет делегация и кто
будет ее встречать?; На поручни не облокачиваться и чемоданов на
ступени не ставить!;

г) если части сложносочиненного предложения включены в бессоюзное
сложное предложение и поясняют общую для них часть предложения:
Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались
водой
(К. Паустовский).

3. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

- Давайте с вами вспомним, как разбирается сложносочиненное предложение.

- На доске записаны основные пункты схемы разбора предложения.
Разберем два предложения по этой схеме.

а) Потемки между тем все более сгущались, и предметы теряли свои контуры.

б) Редеет мгла ненастной ночи, й бледный день уж настает.

Схема синтаксического разбора предложения

  1. Найти грамматические основы предложения, прочитать прсстые предяожения.

  1. Указать, какими именно сочинительными союзами (соединительными, про­тивительными, разделительными) соединены простые предложения в сложные.

3. Определить значение сложного предложения (перечисление,
противопоставление, чередование).

4. Объяснить расстановку знаков препинания.

5. Разобрать каждое простое предложение, входящее в состав
сложносочинённого.

26

4. Предупредительный диктант.

- На доске в произвольном порядке нарисованы схемы. Ваша задача -
прослушать предложение и указать, какой схеме оно соответствует;
записать, расставляя знаки препинания и делая обозначения.

1) Крепко деды землю защищали, сберегли и честь свою, и речь и
навек потомкам завешали золотую родину беречь.

  1. Все жители были одеты по-праздничному, и, говорят, это было одно из красивейших зрелищ на всем побережье.

  1. Сегодня целый день играет во дворе последний мотылек и, точно белый лепесток, на паутине замирает.

  1. Порывами метался по полю и шумел ветер, да в лицо хлестал не то дождь, не то снег.

5) Кувшины, звуча, налилися водою, и, гордо кивая махровой главою,
приветствуют пальмы нежданных гостей, и щедро поит их студеный
ручей.

5. Закрепление новых знаний на практике.

А) Добавьте подходящее по смыслу простое предложение и запишите,

расставляя недостающие знаки препинания.

1) Рассветало и ... 2) ... и в старом саду стало тихо, грустно. 3) ... и

нигде ни души.

Б) Поставьте номер продиктованного предложения и рядом начертите

его схему.

1) Морозка вышел на прогалину и, заложив два пальца в рот, свистнул

три раза пронзительным разбойным свистом. 2) Ночью было

похолодание, и, может быть, на болотах на восходе на невидимой

солнцу северной стороне кочки побелели.

6.Итог урока.

- Расскажите о постановке запятой в сложносочиненном предложении.

- Приведите пример сложносочиненных предложений, где запятая
ставится, и может и не ставиться.

7. Домашнее задание.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-практикум "Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в ССП".

Автор: Чижик Ирина Николаевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100200


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства