Урок-практикум "Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в ССП".
Урок-практикум "Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в ССП".
Урок-практикум. Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
Цели: научить определять смысловые отношения в сложносочиненном предложении и ставить в нем знаки препинания; рассмотреть сложносочиненные предложения с разными структурными элементами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум "Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в ССП". »
Урок-практикум.
Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях
Цели: научить определять смысловые отношения в сложносочиненном предложении и ставить в нем знаки препинания; рассмотреть сложносочиненные предложения с разными структурными элементами.
Ход урока 1. Повторение.
1. Графический диктант.
- Прослушайте предложение, и, не записывая его, составьте схему. Предложения могут быть любого типа.
Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю.
Была осень. Березки и осинки начали сыпать на молодые елочки золотые и красные пятачки. День был теплый и даже паркий. Продвигался я осторожно, бесшумно в частом ельнике. Приподнял одну веточку — здравствуйте!
Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу. Посередине ее две березы. Под березами — пень. Рядом с пнем в зеленом брусничнике красная сыроежка. Такая огромная, каких в жизни своей я еще не видел. Она такая старая, что края ее завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, наполненная водой. В тарелке листик — маленький, сухой, желтый.
Какие типы предложений встретились в этом тексте?
Какие пунктограммы вы вспомнили?
2. Самостоятельная работа.
а) составьте сложные предложения с разделительными союзами по данному началу: То завыл ветер,...
Или надо было ехать на юг,
б) придумайте три предложения с соединительными, противительными и разделительными союзами;
в) составьте предложения с союзом да — соединительным и союзом да - противительным;
г) сделайте синтаксический разбор этих предложений; 2. Знакомство с темой урока.
- Части сложносочиненного предложения, соединенные союзами соединительными (и, да, ни... ни), противительными (а, но, да, однако, же, зато, а то), разделительными (или, либо, ли... ли, то... то, не то... не то), разделяются запятыми:
Например:
Я упал на подушку, и песня ребятишек стала уплывать куда-то все
дальше и дальше.
Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у
колонистов накипело, но на Буруна обрушились дружно и страстно.
Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.
Он [лейтенант] знал много разных историй и иногда рассказывал о
жизни ученых и полководцев, а Мамочкин был любознателен.
- Но в некоторых предложениях между частями сложносочиненного
предложения запятая отсутствует:
а) если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение:
Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой).
Около высоких свежих скирд копошились бабы с граблями и двигались арбы (А. Чехов).
б) если части сложносочиненного предложения выражены двумя номинативными или безличными предложениями со сказуемыми однородного состава:
Светит догорающая лампа, выстрелы да снега синева (К. Симонов).
в) если части сложносочиненного предложения выражены двумя вопросительными или двумя восклицательными предложениями, объединенными общей интонацией: Когда приедет делегация и кто будет ее встречать?; На поручни не облокачиваться и чемоданов на ступени не ставить!;
г) если части сложносочиненного предложения включены в бессоюзное сложное предложение и поясняют общую для них часть предложения: Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой (К. Паустовский).
- Давайте с вами вспомним, как разбирается сложносочиненное предложение.
- На доске записаны основные пункты схемы разбора предложения. Разберем два предложения по этой схеме.
а) Потемки между тем все более сгущались, и предметы теряли свои контуры.
б) Редеет мгла ненастной ночи, й бледный день уж настает.
Схема синтаксического разбора предложения
Найти грамматические основы предложения, прочитать прсстые предяожения.
Указать, какими именно сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) соединены простые предложения в сложные.
3. Определить значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование).
4. Объяснить расстановку знаков препинания.
5. Разобрать каждое простое предложение, входящее в состав сложносочинённого.
26
4. Предупредительный диктант.
- На доске в произвольном порядке нарисованы схемы. Ваша задача - прослушать предложение и указать, какой схеме оно соответствует; записать, расставляя знаки препинания и делая обозначения.
1) Крепко деды землю защищали, сберегли и честь свою, и речь и навек потомкам завешали золотую родину беречь.
Все жители были одеты по-праздничному, и, говорят, это было одно из красивейших зрелищ на всем побережье.
Сегодня целый день играет во дворе последний мотылек и, точно белый лепесток, на паутине замирает.
Порывами метался по полю и шумел ветер, да в лицо хлестал не то дождь, не то снег.
5) Кувшины, звуча, налилися водою, и, гордо кивая махровой главою, приветствуют пальмы нежданных гостей, и щедро поит их студеный ручей.
5. Закрепление новых знаний на практике.
А) Добавьте подходящее по смыслу простое предложение и запишите,
расставляя недостающие знаки препинания.
1) Рассветало и ... 2) ... и в старом саду стало тихо, грустно. 3) ... и
нигде ни души.
Б) Поставьте номер продиктованного предложения и рядом начертите
его схему.
1) Морозка вышел на прогалину и, заложив два пальца в рот, свистнул
три раза пронзительным разбойным свистом. 2) Ночью было
похолодание, и, может быть, на болотах на восходе на невидимой
солнцу северной стороне кочки побелели.
6.Итог урока.
- Расскажите о постановке запятой в сложносочиненном предложении.
- Приведите пример сложносочиненных предложений, где запятая ставится, и может и не ставиться.