Урок-практикум по теме: "Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них"
Урок-практикум по теме: "Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них"
Известно, что русский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. И часто ученики, которым трудно даётся русский язык, замыкаются в себе, боятся ответить неправильно, теряют интерес к происходящему на уроке. Исходя из этого, я стараюсь как можно чаще использовать групповые и индивидуальные формы работы, так как в малой группе даже самый слабый ученик не чувствует себя лишним на уроке, он может высказать своё мнение, решая поставленную задачу, а если у него ответа нет, он может выслушать мнение участников группы и объяснение консультантов, которые назначаются учителем из наиболее сильных и подготовленных учеников. Представленный урок показывает, как можно использовать групповую работу при изучении бессоюзных сложных предложений в 9 классе по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум по теме: "Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них" »
Урок-практикум по теме:
"Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них".
Предмет: русский язык.
Класс: 9.
Тема: «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них».
Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о бессоюзном сложном предложении; сформировать устойчивый навык постановки знаков препинания в БСП.
Задачи образовательные: обобщение и систематизация материала по теме; закрепление пунктуационных навыков у учащихся
развивающие: формирование умения самостоятельной работы, консультирования;
воспитательные: воспитание чувства любви к природе.
УУД личностные: положительное отношение к учебной деятельности; экологическое воспитание
регулятивные: целеполагание; формирование ситуации саморегуляции, т.е. операционального опыта (учебных знаний и умений);
сотрудничество в совместном решении задач; проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение
в новые виды деятельности и формы сотрудничества)
коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих; установление
рабочих отношений, эффективное сотрудничество в группе; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии
с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, составление алгоритма собственных действий для
реализации задач урока; объяснение языковых явлений, связей, отношений, выявляемых в ходе работы.
Планируемые результаты:
личностные: готовность к саморазвитию, мотивация к обучению, любовь к природе, к Родине.
метапредметные: самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, организация учебного сотрудничества.
предметные: различение смысловых отношений в БСП, постановка знаков препинания, составление и анализ текста по картине.
Межпредметные связи: литература, МХК.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация по теме «Бессоюзное сложное предложение», карточки для групповой работы.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие учителя.
На доску проецируется стихотворение В. Солоухина без знаков препинания:
Надо мною плывут облака;
Мотыльки лепестками летят;
Колоски пахнут хлебом слегка;
Мчат стрижи, как столетья назад.
Вдруг прошла реактивного тень -
Вновь вернулся я в нынешний день.
Беседа с учащимися.
Ребята, прочитайте выразительно текст. О чем он? Что в нем не так?
Как вы думаете, из каких видов предложений состоит этот текст?
С какой целью мы рассматриваем этот материал? Какова тема урока?
Чем лично вам интересна и важна эта тема?
Записываем тему урока в тетрадь.
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие
Подумайте и обоснованно ответьте на вопрос: «Какую практическую значимость имеет данная тема в курсе русского языка?»
Перепишите текст в тетрадь, определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного, расставьте знаки препинания, проверьте по эталону.
3.Выстраивание проекта и его реализация
. Предлагаю распределиться на 5 групп, выбрать координаторов-консультантов, которые будут фиксировать результаты нашей работы.
Ответьте на вопросы:
В чём отличие бессоюзных сложных предложений от союзных?
2)Что нам необходимо сделать, чтобы безошибочно ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении?
3) Чем выражаются в бессоюзном сложном предложении смысловые отношения между простыми предложениями в устной речи и на письме?
4) Всегда ли однозначно можно определить смысловые отношения внутри бессоюзного сложного предложения? Докажите при помощи примеров.
.
Предложите план нашей работы на уроке.
4.«Мозговой штурм» - групповая работа по карточкам.
Класс разделён на 5 групп, во главе каждой группы - консультант. Группа решает задания, каждый вносит свои предложения. Консультант оценивает работу каждого, выставляет оценки, объясняет непонятное.
Группа №1.
Расставить знаки препинания, определить значение предложений, составить схемы.
1)Будет дождь будут грибки.
2) А теперь заткни топор за спину лесничий ходит.
3) Внутренность леса постепенно темнеет алый свет зари разливаясь кругом скользит по стволам деревьев.
4) Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле.
5) Иртыш кипел в крутых берегах вздымались седые волны.
Группа №2.
Расставить знаки препинания, определить значение предложений, составить их схемы.
1) Куст заденешь плечом на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.
2) На этом острове несколько ёлок под ними я сел отдохнуть.
3) Воздух чист и прозрачен птицы болтливо лепечут молодая трава блестит весёлым блеском изумрудов.
4) Ты послушай ночь над нами что-то шепчет вслух.
5) Листья опадают ветви остаются.
Группа №3.
Составить из простых предложений бессоюзные сложные, определить их значение, составить схемы предложений.
1) Накрапывал дождь. Ветер стал сильнее. Море грохотало глухо и сердито.
2) День пригреет. Возле дома пахнет раннею травой.
3) Беседа коротает дорогу. Песня облегчает работу.
4) Дневные звёзды никогда не видны в небе. Их затмевает солнце.
5) Солнце скрылось за горизонтом. Из оврага потянуло влажным ветерком.
Группа №4.
Составить из простых предложений бессоюзные сложные, определить их значение, составить схемы предложений.
1) Был сентябрь. Желтели магнолии. Пахло спелым виноградом.
2) Солнце исчезло за горизонтом. Потянуло влажным ветерком.
3) Перед нами открылось великолепное зрелище. Вдоль дороги выстроились берёзы тополя акации.
4) Таинственно шумит лесная тишина. Незримо по лесам поёт и бродит осень.
5) Не старость была виною. Сила одолела силу.
Группа №5.
Расставить знаки препинания, определить значение предложений, составить их схемы.
1) Погода была ужасная ветер выл мокрый снег падал хлопьями.
2) Дорогу завалило буреломом пришлось идти в обход.
3) Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила.
Консультанты, прочтите, пожалуйста, получившиеся предложения со знаками препинания, объясните их, проверьте по эталону на доске.
5.Рефлексия на данном этапе.
Что дал вам данный вид работы? Что в результате повторили? К какой практической деятельности подготовились?
6.Динамическая пауза.
7.Групповая практическая работа.
Ребята, перед вами картина Саврасова «Грачи прилетели». Рассмотрите картину, составьте на ее сюжет бессоюзные сложные предложения по данному на доске началу, запишите их в тетрадь, так чтобы получился связный рассказ.
1) На картине Саврасова "Грачи прилетели" мы видим: (наступает весна, ярче светит солнце, появились первые перелётные птицы).
2) Сияющее солнце, тёмные влажные деревья говорят об одном: (скоро от снега не останется и следа).
3) Ветер подул с юга - (снег растаял).
4) Воспользовавшись тёплым ветром, к нам прилетели грачи; (они кажутся очень чёрными на фоне оставшегося снега).
Ученики группой составляют предложения, выбирая наиболее удачный, по их мнению, вариант.
Сделайте комплексный анализ получившегося текста:
1.Озаглавьте получившийся текст.
2.Определите тип речи.
3.Какие средства выразительности вы использовали?
4.Сделайте все виды разбора слова «солнце».
Выборочная проверка задания. Учащиеся по желанию отвечают на вопросы, читают получившиеся тексты, на доске выполняют разборы.
Привлечение консультантов для проверки работы слабоуспевающих учеников.
Консультанты сдают карточки с ответами и оценками учителю.
8.Рефлексия данного этапа работы
.
А теперь попробуйте оценить работу каждого ученика в группе и работу группы в целом. Что дал вам данный вид работы? Что в результате повторили? К какой практической деятельности подготовились?
9.Итог урока. Рефлексия (прием «Комплимент»)
Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?
Выполнили ли задачи, которые поставили перед собой в начале урока?
Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке.
Как вы оцениваете собственную работу на уроке?
Домашнее задание.
Найти в произведениях художественной литературы примеры бессоюзных сложных предложений. Записать предложения, объяснить знаки препинания