Тип моего учебного занятия – систематизация и обобщение учебного материала. Для того, чтобы привлечь внимание детей к теме урока, я немного изменила его структуру, предложив им два «микроурока» в одном учебном занятии. Считаю, что любой нетрадиционный элемент (в моем случае – это структура урока, словарная работа в форме орфографической дуэли, творческая работа) повышают познавательный интерес в обучении. Все дети с удовольствием включились в работу, так как у большинства учащихся этого класса тип восприятия эмоциональный и абстрактный, у остальных конкретный.
Соответственно этому типу учебного занятия я ставила следующие цели:
Создавать на уроке условия для систематизации и обобщения знаний учащихся о предлогах, союзах.
Закрепить навыки учащихся различать, правильно писать, употреблять в речи служебные слова, осуществлять самоконтроль.
Воспитывать чувство эмоциональной деятельности на уроке; умение адекватно оценивать работу одноклассников.
Реализация данных целей осуществлялась через использование различных форм работы на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная. Выбору именно таких форм способствовала применяемая мной на уроке технология личностно – ориентированного развивающего обучения, цель которой – развитие личности ребёнка, то есть из пассивного слушателя он превращается в активного деятеля. В таком виде, как «свободная работа», ребята работали в индивидуальном темпе и ритме, сами выбирали вид деятельности, соответственно своему уровню развития. Что – то не понятно – спрашивают друг у друга, и только в том случае, когда не могут сами справиться, обращаются ко мне. В этой ситуации я всего лишь консультант. Сегодня ко мне никто не обратился – значит, справились без моей помощи. Ценность такой работы я вижу в том, что дети пишут самостоятельно, при этом концентрируется их внимание, развивается зрительная память, осуществляется самоконтроль и взаимоконтроль.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-повторение по теме "Предлоги. Союзы"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Александровская средняя школа» Быковского муниципального района, Волгоградской области
Открытый урок русского языка в 7 классе
«Повторение и обобщение по теме «Предлоги. Союзы»
Общедидактическая цель: формирование целостной системы ведущих знаний и способов действий учащихся.
Тип урока: Урок систематизации и обобщения изученного материала.
Образовательные аспекты урока:
Создавать на уроке условия для систематизации и обобщения знаний учащихся о предлогах, союзах.
Закрепить навыки учащихся различать, правильно писать, употреблять в речи служебные слова, осуществлять самоконтроль.
Воспитывать чувство эмоциональной деятельности на уроке; умение адекватно оценивать работу одноклассников.
Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная.
Методы обучения: словесные (информационно - развивающие, наглядные), практические.
Урок проводится на: конструктивном уровне.
Используемые технологии: технология личностно – ориентированного развивающего обучения, ИКТ.
Оборудование: карточки, таблицы, компьютер.
Ход урока
Орг. момент: Вступительное слово учителя.
Сегодня, ребята, у вас необычный урок. На нём присутствуют гости. Повернитесь, улыбнитесь им. Молодцы! Думаю, что ваши улыбки и прекрасное весеннее утро принесут вам приподнятое настроение, и вы будете активны, эмоциональны в течение 40 минут. А девизом нашего занятия пусть станут слова: «Вы все способны и талантливы». Прежде, чем начнётся наш урок, который будет состоять из двух «микроуроков», я хочу напомнить, что сегодня заключительный урок по теме «Предлоги. Союзы».
- Как вы думаете, ребята, какова цель нашего занятия?
/учащиеся формулируют цель, учитель ещё раз подчёркивает обучающую цель/.
Верно. Сегодня на уроке мы повторим изученное по теме «Предлоги. Союзы». Вспомним группы предлогов и союзов по происхождению. Потренируемся отличать производные предлоги от непроизводных, производные предлоги и союзы от омонимичных сочетаний.
- Позвольте представить виды работ, над которыми вам предстоит работать на уроке.
/слайд/
- Вас устраивают такие виды работ?
- Хотели бы вы что - нибудь добавить, изменить?
/учитель выслушивает предложения учащихся/
- Ну что же постараемся осуществить ваши предложения в ходе занятия.
- А начнём мы с этапа всесторонней проверки знаний. Первая работа «Словарный диктант». Сегодня он пройдёт в форме «орфографической дуэли». Давайте выясним, хорошо ли вы усвоили написание слов и словосочетаний в ходе изучения темы. Внимание на доску, пишем в строчку через точку с запятой.
Классик, присутствовать; отразить; великодушный; священный; поразительный, кованый; нечаянный; прекратить; в течение недели; точь-в-точь; по трое, бок о бок, резиденция; с налету; тренироваться; чемпион; в продолжение месяца.
/слайд/ Самопроверка. Проверили, поставили себе оценки.
- Ну что ж, молодцы! А сейчас переходим к «микроурокам», структура которых будет состоять из двух блоков – теоретического и практического.
Первая тема «Предлог». /слайд/
Чтобы проверить знание теории, предлагаю вам закончить предложение.
Перед вами часть предложения, его надо закончить.
Предлог – это … (служебная часть речи)
Предлоги связывают …. (слова в словосочетаниях)
Предлоги, образованные путем перехода самостоятельной части речи в служебные называются … (производными)
К непроизводным предлогам относятся … (к, у, на, в, из-за, по; за, над и др.)
К предлогам нельзя ….(задать вопрос)
Предлоги не ….. (изменяются)
- Как графически мы выделяем предлоги?
- Ну что ж хорошо, молодцы! Переходим к практическому блоку. Вас ожидает «свободная работа». На доске вы видите таблицы, их можно использовать при работе над заданием из «коробки», «конверта», в работе за компьютером. Приступаем?
/учащиеся самостоятельно выбирают вид работы, работают, свободно передвигаясь по классу/. – Не забудьте графически выделить предлоги.
Диктант из «коробки».
В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно и смотреть на море. Вблизи оно прозрачное, зеленоватого цвета, а в отдалении лежит тёмно – синей полосой, чуть – чуть подёрнутой дымкой. Красиво море на рассвете, когда из –за горизонта выплывает огненный шар.
Диктант из «конверта».
(В)течении(е, и) многих лет; (в)продолжении(е, и) уроков; (в)следствии(е, и) непогоды; шёл (по)тропинке; (не)смотря под ноги; узнал (в)последствии(е, и); (не)смотря на жару; (в)виду болезни; имей это (в)виду.
/взаимопроверка – диктант из «коробки» - диктант из «конверта». А затем учитель совместно с классом проверяет работу ученика, работавшего за компьютером/.
-Какие оценки вы поставили себе за этот «микроурок»?
/слайд/ - Следующая тема «Союзы».
Теоретический блок. Докажите, верно ли утверждение?
Союз – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак по действию.
Союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.
Союзы не являются членами предложения.
Союзы бывают простые и составные, сочинительные и подчинительные.
Можно убрать, переместить часть союза.
Составные союзы пишутся через черточку.
/слайд/ Учащиеся доказывают верность утверждения, приведённого на доске.
- Как графически выделяем союзы?
Переходим к практическому блоку.
Тестирование
Выберите верный вариант.
а)как будто в лесу;
б)как буд-то в лесу;
2) а)опоздал, зато все успел выполнить;
б)опоздал, за то все успел выполнить;
3)Укажите условный союз:
а)когда; б) пока; в) если; г)будто.
4) Укажите противительный союз:
а)зато; б)или; в)либо; г)да.
5)Укажите союз:
А)то же; б)также; в)за то; г)по тому.
/слайд/ Проверка.
Как вы думаете, ребята, как отличить союзы от омонимичных сочетаний?
- Верно. Работаем в группах.
1группа
1. Что(бы) ни говорили, я выполню эту работу.
2.Становилось все холоднее, за(то) дождь прекратился.
2 группа
1.Очевидно, лоси привыкли к тому, что сюда можно приходить во всякое время дня и ночи, что(бы)понежиться на прохладном морском берегу.
2.Мои спутники то(же) осматривали берег.
3 группа
1.Он имел маленький, за(то) верный заработок.
2.Что(бы) переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.
… - Только ли союзы встретились вам в этом задании?
Проверка.
- Какие оценки вы поставили себе за этот урок.
- А теперь предлагаю вам поработать над таким видом работы, как «цифровой диктант». Цель его – уметь различать предлоги, союзы.
1- предлог
2- союз
1.Будь мудрее других, если можешь, но не говори об этом. 2. Солнце село, но в лесу еще светло.3. После зимы всегда бывает весна. 4.Чтобы вода не залили огонь, пришлось подкладывать в костры больше дров. 5. Когда же на запад умчался туман, урочный свой путь совершал караван.6. Возле дома сделали скамейку. 7. Брат объяснил, что я должен выполнить обещание.
/слайд/
Проверка. (2, 2,1,2,1,1,2,1,2,1,1,2)
Разобрать любое предложение по сигналу ЦИОВОО, составьте схему предложения.
Ц – по цели высказывания
И- интонация
О- основа
В – второстепенные члены
О – однородные члены
О – обращения
- Наш урок подходит к завершению. Мне бы хотелось, чтобы вы, ребята,все свои знания, полученные при изучении темы «Предлоги. Союзы. » смогли реализовать и в следующей творческой работе, сочинении – миниатюре. Составьте тексты по теме «Наступление весны», предлоги и союзы графически обозначьте.
/Учащиеся выполняют работу под музыку, слабоуспевающий ученик получает карточку, затем слушаются работы нескольких учащихся/.
- А теперь поставьте себе оценки за весь урок. – Каков результат урока?