Урок по теме :" Закрепление и обощение по теме "Лексика".
Урок по теме :" Закрепление и обощение по теме "Лексика".
Повторить и обощить знание ,полученные при изучении раздела "Лексика" ;Развивать логическое мышление,внимание,речь учащихся, расширить знания о признаках, сущности языковых единиц;,воспитывать интерес к слову,его значимости в нашей речи;воспитывать в детях добрату ,нравственные качества человека
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме :" Закрепление и обощение по теме "Лексика". »
Урок русской речи в 5 классе с казахским языком обучения: «Закрепление и обобщение по теме „Лексика“»
Цели урока:
1. Образовательная: повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Лексика»;
2. Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся;
3. Воспитательная. Воспитывать интерес к слову, его значимости в нашей речи; воспитывать в детях доброту, нравственные качества человека.
Тип урока: урок обобщения.
Оборудование: словари, листики-вопросы, сигнальная карточка «Светофор», карточки-смайлики, распределительный диктант со словосочетаниями, слова для подбора антонимов.
Ход урока:
I. Организационный момент
1) Психологический настрой.
— Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.
— Ребята, поднимите, пожалуйста, сигнальную карточку-смайлик, которая соответствует вашему настроению на уроке… Теперь я знаю, какое у вас настроение.
— Давайте улыбнемся друг другу… и настроимся на урок.
— Кто из вас готов к уроку? Поднимите карточку «светофор». (Красный — не готов, зеленый — готов).
Начинаем урок.
«Чтобы радость людям дарить,
надо добрым и вежливым быть».
2) Сообщение целей урока.
— Сегодня мы должны повторить всё, что знаем по теме «Лексика». Это грамматическая тема урока. Вам предстоит определить лексическую тему. Для этого вы должны просмотреть презентацию и прослушать музыку. Цель: определить тему и записать на листочках слова-существительные, которые вы «услышали».
Просмотр презентации на тему «Осень» (Картины на тему «Осень», звучит соответствующая музыка)
— Молодцы. Итак, вы нашли в этих звуках музыки слова дождь, птицы, пение и т. д.
Скажите, с каким временем года связаны эти слова? (с осенью) Да, наша лексическая тема «Осень»
ІІ. Проверка домашнего задания
— Переходим к проверке домашнего задания. Вы должны были выучить стихи об осени. (Ученики рассказывают стихи)
ІІІ. Повторение. Теоретические вопросы
— Повторение — мать учения. Сейчас, ребята, мы проверим ваши знания по теме «Лексика». На магнитной доске — осенние листья. На обороте этих листьев-карточек записаны вопросы. Вы должны по одному выйти к доске, взять карточку и ответить на вопрос.
1. Что вы знаете о словах? (Это строительный материал языка)
2. Что такое «Лексика»? (Лексика — словарный состав языка)
3. Что вы знаете о лексическом значении слов? (Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях)
4. Какие словари вы знаете?
5. Какие слова называются однозначными? (Слова, имеющие одно значение, называются однозначными)
6. Какие слова называются многозначными? (Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными)
7. В каких словосочетаниях выделенные слова имеют прямое значение? Золотой браслет — золотая пшеница, малыш спит — природа спит.
8. В каких словосочетаниях выделенные слова имеют переносное значение? Школьник идёт — дождь идёт, золотое кольцо — золотая осень.
IV. Инсценированное чтение стихотворения по ролям
— Давайте послушаем стихотворение, которое подготовили ваши одноклассники.
Ученица:
Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
Ученик:
— Они ползут, а он им — раз!
А тут как раз она ползла.
А он как даст ему со зла!
Они ей — раз! Она им — раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с ней заодно…
Ученица:
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я ещё мала:
Я ничего не поняла!
— Ребята, а вы поняли о чём это кино?
Вывод: У этого мальчика бедный словарный запас. Ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир.
Сообщение учащейся
Словарный запас выпускника средней школы составляет примерно 4-5 тысяч слов, современного образованного человека 10-30 тысяч слов. Пушкин в своих произведениях и письмах использовал более 21 тысячи слов. В словаре Ожегова 73 тысячи слов, а в «Словаре современного русского языка» (он состоит из 17 томов) — более 120 тысяч. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля содержит более 200 тысяч слов. Но и это не все слова, ведь словарь не может включать все слова языка.
Учитель:
«Словарь — это вселенная в алфавитном порядке! Если хорошо подумать, словарь — это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него». (Анатоль Франц).
— Какие бывают словари? Посмотрите на эту выставку. (Показ выставки словарей)
V. Закрепление. Работа в тетради
Задания:
1. Словарный диктант. Записать слово по его толкованию:
1. Время года, следующее за летом и предшествующее зиме (осень).
2. Опадание листьев у деревьев (листопад).
3. Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй. (дождь).
4. Атмосферные осадки — белые пушинки, хлопья (снег).
5. Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или переводом слов (словарь).
6. Делающий добро другим, отзывчивый (добрый).
7. Покрытое перьями и пухом позвоночное животное с крыльями (птица).
8. Одиннадцатый месяц календарного года (ноябрь).
9. Состояние атмосферы в данном месте, в данное время (погода).
10. Пожелание уезжающему, уходящему (в добрый путь, счастливой дороги).
Взаимопроверка. (Правильные ответы вывешиваются на доске) Поставить оценку за работу в листы для оценивания. (Ошибок нет — «5», 1–2 ошибки -«4», если 3 и больше ошибок — «3», нет ни одного правильного ответа «2»)
2. Работа с текстом (Упр.1, стр. 50).
— Прежде чем мы прочитаем текст, проведём словарную работу (слова записаны на доске или на плакате):
Странный — оғаш, әдеттен тыс
Поблекшие травы — солып қалған шөп
Увядание и расцвет — солу мен гүлдеу
А) Первичное восприятие текста. Чтение учителем.
— Странный в сентябре лес — в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблёкшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина.
И грустно, и радостно.
Б) Разбор содержания текста по вопросам.
-Какой в сентябре лес?
-Какое настроение?
В) Вторичное восприятие текста.
— Прочитайте текст цепочкой по одному предложению. Найдите антонимы.
3. Распределительный диктант.
Написать слова в 2 столбика: в 1 столбик — слова с прямым значением, во 2 столбик слова с переносным значением. (Слова написаны на плакате)
Распределительный диктант
Тяжесть багажа — тяжесть утраты
Гибкость ума — гибкость ветки
Каменное сердце — каменный дом
Зрелые плоды — зрелый человек
Строить мост — строить планы
Золотые листья — золотое кольцо
Хранить книгу — хранить память
Взаимопроверка. Проверьте работы своих друзей и отметьте в оценочных листах.
3. Игра в антонимы.
Подобрать антонимы к данным словам.
Горе — радость;
Большой — маленький;
Низкий — высокий;
Белый — черный;
Друг — враг;
Хороший — плохой;
Сложный — простой;
Синоним — антоним;
Мальчик — девочка;
Хорошо — плохо;
Зима — лето.
Сделать проверку. (Вывешиваются ответы)
4. Составление предложений об осени. Запись этих предложений в тетрадь.
На протяжении всего урока учащиеся используют сигнальные карточки.
Обобщение. Итог
Учитель: К концу подходит наш урок
Ну что же… подведем итог.
Составление кластера.
— Какой раздел повторяли?
— Что такое лексика?
— Что значит лексическое значение слова?
— Что такое синонимы?
— Что такое антонимы?
— Для чего нужны эти слова?
— А где можно уточнить лексическое значение слова, узнать о синонимах, антонимах, если есть затруднения? (Словари)
Молодцы, ребята! Работали активно, но самые четкие ответы были у………..
Хорошо и продуманно отвечали………
Ваши оценки…
IV. Рефлексия
1. В речи вежливого, воспитанного человека всегда есть слова, которые мы называем волшебными, от которых становится теплее, радостнее, светлее. Они помогают вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение даже грустному или обиженному человеку.
2. Просмотр и прослушивание клипа «Мир, который нужен мне»
V. Домашнее задание
1. Найти пословицы, поговорки, загадки об осени и других временах года, записать в тетрадь и выучить.
2. Составить мини-рассказ о красоте осенней природы (для сильных учащихся).