kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку в 5 классе в форме игры-викторины с применением ИКТпо теме «Синтаксис и пунктуация»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первые свидетельства об употреблении знаков препинания относятся к V в. до н.э. Так, драматург Еврипид отмечал перемену говорящего лица остроконечным знаком (<); философ Платон иногда заканчивал разделы своих книг знаком, аналогичным современному двоеточию. Использование знаков пунктуации для разделения текста на меньшие смысловые отрезки началось примерно со II века до н.э. К началу XVII в. большинство современных знаков уже было введено в обиход. Первое издание В. Шекспира (1623) уже использует точку, запятую, точку с запятой, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки.

До конца XV века тексты на русском языке писались или без промежутков между словами, или делились на нерасчленённые отрезки. Примерно в 1480-е годы появилась точка, в 1520-е — запятая. Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 5 классе в форме игры-викторины с применением ИКТпо теме «Синтаксис и пунктуация»»

МКОУ СОШ №1











Урок по русскому языку в 5 классе в форме игры-викторины с применением ИКТ по теме «Синтаксис и пунктуация»





Учитель русского языка и литературы: Ходова Л.К.



























с.Эльхотово



Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь-памятка, творческие задания, презентация по теме "Синтаксис и пунктуация".

Ход урока

1. Организационный момент.
Урок проводится в форме игры-викторины. Класс делится на 3 команды

- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на вопрос, который вы наверняка уже не раз задавали себе и родителям. Но пока я вам не скажу, какой это вопрос. Надеюсь, что вы сами догадаетесь об этом через некоторое время.

- Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос поможет нам кроссворд, который мы должны отгадать, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки. (Вопросы задаются каждой команде, отвечают по очереди. Если одна команда не ответила, то вопрос и право ответа переходит другой).

Слайд 1.Кроссворд

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

1.Первая буква названия главного члена предложения, который обозначает действие, состояние, признак предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? каков предмет? что такое предмет? может быть выражен глаголом, прилагательным, существительным, подчёркивается 2 чертами. (Сказуемое)

2.Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. (И).

3.Первая буква названия вида предложения по интонации. Предложения произносятся тихо, спокойно. (Невосклицательные).

4.Первая буква названия знака препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже. (Тире).

5.Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. (А).

6.Первая буква названия знака препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь. (Кавычки).

7.Первая буква названия синтаксической единицы, состоящей из 2 и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание).

8.Первая буква названия падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. (Именительный).

9.Первая буква названия части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).

- В итоге сложилось слово – СИНТАКСИС

- Что изучает синтаксис?

- Рука об руку с синтаксисом всегда следует еще один раздел лингвистики. Чтобы вспомнить какой, составьте еще одно слово.

Итак, перед вами мыльные пузыри с буквами. Составьте, пожалуйста, слово из этих букв.Слайд№2

  (Думает каждая команда, но отвечает та, которая быстрее составит слово).

Слайд №3. В итоге сложилось слово – ПУНКТУАЦИЯ

- Что изучает пунктуация? 

Слайд № 4. (от лат. пунктум – «точка») – раздел лингвистики, в котором изучаются знаки препинания, правила их постановки, употребления.

Какие правила пунктуации нужно применить, чтобы правильно расставить знаки? Постройте схемы предложений, не записывая предложения в тетрадь(1 чел. у доски)

Горный воздух несомненно действует благотворно на здоровье человека.

Расскажи мне о себе Элли о своей стране.

Вокруг каждого дома росли цветы маргаритки ромашки одуванчики.



- Темой нашего сегодняшнего урока будет вопрос: “Зачем нужны знаки препинания в письменной речи?”

- Записать: число, классная работа, тема урока.

-Цель нашего урока: вспомнить для чего нужны знаки препинания?

- Знаки препинания стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем они живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.

- Как давно появились знаки, как вы думаете?  (сообщение ученика)

- Первые свидетельства об употреблении знаков препинания относятся к V в. до н.э. Так, драматург Еврипид отмечал перемену говорящего лица остроконечным знаком (

 Слайд № 5-6.

- Посмотрите на этот слайд. Что это? Это отрывок из древнерусского текста. Что странного в этом тексте? (Отсутствие знаков препинания)

- Как-то это мешает нам? (Да, текст трудно прочитать. Непонятно, где начало и конец предложений).



Слайд №7.

До конца XV века тексты на русском языке писались или без промежутков между словами, или делились на нерасчленённые отрезки. Примерно в 1480-е годы появилась точка, в 1520-е — запятая. Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки.

- Какие знаки препинания вам известны?

Слайд № 8. Давайте посмотрим, все ли знаки вы вспомнили

Слайд №9. Загадки каждой команде:

Я маковой крупинкой

Упала на тропинку

Остановила вас

Закончила рассказ (точка)



Слайд №10. На странице я стою

Всем вопросы задаю

Согнут я всегда в дугу

Разогнуться не могу (вопросительный знак)

Слайд №11. На странице

Вверх тормашками

Торчу!

Восхищаюсь,

Возмущаюсь

И кричу. (восклицательный знак)

Слайд№12. На крохотное ушко

Похожа завитушка

Велит нам

Постоять чуть-чуть

И отправляться

Дальше в путь. (запятая)

Слайд№13. Если текст вдруг незаконченный,

Вместо точки стоит (многоточие)

Запишите в тетрадь, вставляя пропущенные буквы и знаки. 

Слайд № 14. Вдруг все кругом задр…жало что это да это гроза туч… р…стет все кругом потемнело  

Слайд№15. Вдруг всё кругом задрожало. Что это? Да это гроза! Туча растет. Все кругом потемнело…

Знаки препинания могут играть разные роли.(Какие? Вопрос уч-ся)

Слайд №16. Разделительную, выделительную и завершающую.



Физкультминутка

Мы писали и устали

Все мы дружно тихо встали

Ручками похлопали 1,2,3

Ножками потопали 1,2,3

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели

Мы немножко отдохнем

И писать опять начнем.

Слайд№17. РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (работа в парах)

1. Неправильно ты дядя Фёдор бутерброд ешь.

2. Однажды кот говорит Что это мы всё без молока и без молока, так и умереть можно.

3. Просто он зверей любит объяснял папа.

Слайд№18. Проверка

1. Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь.

2. Однажды кот говорит:«Что это мы всё без молока и без молока, так и умереть можно».

3. «Просто он зверей любит», - объяснял папа. 

Слайд 23-24. - Расставьте знаки препинания, чтобы можно было прочитать предложения, составленные Незнайкой. Объясните их постановку.(на слайде устно)

В продажу поступили музыкальные инструменты телевизоры радиотовары фотоаппараты бинокли.

Игра : -Составьте предложение: 
1) из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в именительном падеже, женском роде, единственном числе;
2) из предложения За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее;
3) добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван;
4) из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолет взять обстоятельство (с другим предлогом).

Слайд 25.
Итогом становится предложение - Тихая ночь опустилась на город.( записать и произвести синтаксический разбор предложение)

Индивидуальное задание (Слайд 26)

Слайд 27.
-Запишите текст. Расставьте знаки препинания.

Осенью в городе.

Часто шли трамваи по городу. Кроме трамваев, ходили троллейбусы автобусы идущие из города на дачи. Люди могли остановить их, подняв руку. В специально отведенных местах собирались дачники группами. Их было видно издалека. И автобус останавливался сам. Осенью автобусы везли картошку огурцы помидоры виноград. Всё дышало густым ароматом осени падающими золотыми листьями. Была засыпана земля а позднее потянуло дымом костров. Жгли засохшие листья сучья, высохшие за лето. Трещали рассыпались в воздухе мелкие искры.

Л. Чеснокова

Итог:

Слайд №28. 
- Для чего нужны знаки препинания?

Слайд №29. Знаки препинания очень важны для русского языка, они играют очень важную роль.

- А раздел науки о языке, который как раз и диктует нам правила постановки знаков препинания и изучает систему знаков препинания, называется пунктуацией.

Слайд №30. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания?

Слайд №31. Запомни!

Отсутствие знаков препинания, неправильно поставленный знак влияют на смысл предложения, затрудняют его прочтение, порой делая его противоположным по смыслу!

- Какие разделы русского языка мы сегодня повторили?

Подведение итогов игры, выставление оценок.

4. Домашнее задание. ( на доске). стр. 100, ответить на вопросы, № 251 или № 252 (на выбор). 
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ходова Луиза Константиновна

Дата: 11.01.2016

Номер свидетельства: 274894


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства