kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку "Суффиксы слов, называющих предметы и признаки" 2 кл., учитель Андросова Светлана Валерьевна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа: МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа»

Учитель:  Андросова С.В.

Класс:  2а

Программа: УМК «Перспективная начальная школа»

Предмет: русский язык

Тема: Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки (4 часа)

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных умений и универсальных учебных действий (урок закрепления)

           

Цели урока: формирование умения образовывать новые слова при помощи суффиксов; применение полученных знаний и способов учебных действий в условиях решений учебных задач; развитие познавательной активности детей.

Задачи урока:

  • закрепить механизм словообразования, представление о чередовании согласных в корне слова, правило правописания ЧК, ЧН без Ь;
  • способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания, умения переключать  свое внимание, восприятия, связной речи;
  • воспитывать любовь к изучению русского языка.

  

       

Планируемые результаты:

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; выделять и осознавать то, что уже знают и что еще надо узнать.

Познавательные: делать простейшие выводы о том, как образуются слова, называющие предметы и признаки; уметь ориентироваться в системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, пользоваться обратным словарём.

Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение

Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Предметные: правильно воспроизводить образцы выполнения заданий, безошибочно применять алгоритмы и правила при образовании новых слов.

 

Оборудование: компьютер, проектор и экран, учебники («Русский язык», часть 3 и часть 2), тетрадь на печатной основе для самостоятельных работ №2.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Суффиксы слов, называющих предметы и признаки" 2 кл., учитель Андросова Светлана Валерьевна »

Школа: МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа»

Учитель: Андросова С.В.

Класс:

Программа: УМК «Перспективная начальная школа»

Предмет: русский язык

Тема: Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки (4 часа)

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных умений и универсальных учебных действий (урок закрепления)

Цели урока: формирование умения образовывать новые слова при помощи суффиксов; применение полученных знаний и способов учебных действий в условиях решений учебных задач; развитие познавательной активности детей.

Задачи урока:

  • закрепить механизм словообразования, представление о чередовании согласных в корне слова, правило правописания ЧК, ЧН без Ь;

  • способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания, умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи;

  • воспитывать любовь к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; выделять и осознавать то, что уже знают и что еще надо узнать.

Познавательные: делать простейшие выводы о том, как образуются слова, называющие предметы и признаки; уметь ориентироваться в системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, пользоваться обратным словарём.

Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение

Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Предметные: правильно воспроизводить образцы выполнения заданий, безошибочно применять алгоритмы и правила при образовании новых слов.



Оборудование: компьютер, проектор и экран, учебники («Русский язык», часть 3 и часть 2), тетрадь на печатной основе для самостоятельных работ №2.

Ход урока


Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Орг. момент




Подготовить учащихся к работе на уроке.

Проверяю готовность к уроку. Настраиваю на успешную работу.

 

Желают друг другу успеха в работе, наст-раиваются на урок.

Личностные УУД: ценностные установки, нравственная ориентация

Проверка домашнего задания: Т/п №2, упр. 27

Проверить усвоение учащимися полученных знаний и способов действий

Организую работу в парах по проверке домашнего задания.






Проверяют работы друг друга, оценивают, анализируют ошибки, если таковые имеются.

кирпичный дом замочная скважина цветочное кашпо уличный фонарь молочная каша успешное дело

Регулятивные: контроль и самоконтроль процесса результатов учебной деятельности Коммуникативные: инициативное сотрудничество Личностные: самоопределение

Актуализация  знаний и субъе- ктивного опыта.


Актуализировать опорные знания, подвести к теме урока.






С какими трудностями вы столкнулись при выполнении домашнего задания?









Какие знания помогли справиться с этими трудностями?

Ответы детей: образование слов-названий признаков от слов-названий предметов при помощи суффикса -Н-

чередование согласных в корне К/Ч, Х/Ш, при образовании новых слов

написание буквосоче-таний чн, чк Знания, которые получили на прошлом уроке русского языка

Познавательные УУД: информациионные (поиск и выделение необходимой информации); логические (анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков)

3.Мотивация и целеполагание.

Включить учащихся в активную учебную деятельность. Создать условия и подвести учащихся к самостоятельной постановке цели урока.



Создаю условия и подвожу учащихся к самостоятельной постановке целей урока и конкретизирую их.


Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?



Откройте учебник на той странице, где начинается новый урок.

Какую тему мы будем изучать сегодня?







Название темы на слайде. Определите цель урока.

Осуществляют объективное целеполагание.

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ЧН, ЧК Открывают учебники на стр.35.

Ответы детей: Мы будем изучать ту же тему: «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ЧН, ЧК

Закрепить умение делать новые слова при помощи суффиксов, писать буквосочетания ЧК, ЧН без Ь

Регулятивные УУД: целеполагание, коррекция, осуществление учебных действий.

Познавательные УУД: сравнение, анализ, подведение итога





Коммуникативные УУД: слушать одноклассников и вступать в дилог.

4. Первоначаль-ное закрепле-ние изученного


Организовать деятельность учащихся по формированию предметных умений . Обеспечить внимание при выполнении заданий.

Прочитайте задание к упражнению 33 на стр. 35 Расскажите, как поняли инструкцию к упражнению



Откройте словарь, найдите и прочитайте эти слова.



Покажите письменно, как они образовались.





А теперь запишите слова в каждой паре одно под другим.





Выдели корни. Подчеркни в словах буквы чередующихся согласных. Выдели окончания. Отметь суффикс в словах, называющих признаки.

При помощи какого суффикса образовались слова, называющие признаки?

Посмотрите все пары слов из трёх последних упражнений. В корнях каких слов есть чередование звуков [к] и [ч']? А чередование [ш] и [х]?









Как пишутся буквосочетания ЧК, ЧН? Без Ь?

Вернитесь к последним 4-ём парам слов на –НЫЙ. Покажите письменно, как образовались слова-названия признаков.

Сравните свои записи с записями на экране. (Слайд № ) Прокомментируйте, как образовались новые слова .

Дети читают.

Дети отвечают. Откроем обратный словарь на -Й, найдём слова на -НЫЙ. Выпишем 5 последних слов столбиком. Дети читают слова: пустячный успешный грешный потешный воздушный Дети пишут в тетрадях по образцу: пустячный пустяк успешный успех грешный грех потешный потеха воздушный воздух

Записывают : пустячный пустяк


успешный успех


грешный грех


потешный

потеха


воздушный

воздух

Выделяют части слова, подчёркивают

Слова, называющие признаки, образовались при помощи суффикса -н-.

Дети просматривают упражнения 31, 32, 33 и отвечают: табак табачный кулак кулачный мрак мрачный пустяк пустячный (чередование [к] и [ч’]). А также другие пары слов: успешный успех грешный грех потешный потеха воздушный воздух (чередование [ш] и [х]).

Делают вывод: буквосочетания ЧК, ЧН пишутся без Ь. Дети пишут по образцу: пустяк/+н+ый=пустячный успех/+н+ый= успешный грех/+н+ый=грешный потех/+н+ый=потешный воздух/+н+ый=воздушный

Дети сравнивают записи. Корректируют их, если есть ошибки. Проговаривают алгоритм образования слов, называющих признаки. У слова, от которого образовалось новое слово, отсекаем окончание.

К оставшейся ОСНОВЕ

прикрепляем суффикс -н-, а затем прикрепляем окончание ≫.

Личностные УУД:

Коммуникативные УУД: – слушать и понимать речь других;

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте.


5. Творческое применение знаний в новой ситуации.

Закрепление и применение полученных знаний в знакомой и новой ситуации.

Прочитайте инструкцию к упражнению 34 и выполните его самостоятельно.





















Проверьте по образцу на экране. Слайд №

Упражнение 35 выполните в группах.







Проверьте по образцу. Слайд №. Просмотрите весь список слов на –чка. Замечаете, как пишется буквосочетание ЧК? Без Ь?

Дети читают инструкцию и самостоятельно выполняют упражнение

Открывают обратный словарь на-А, находят слова на –чка. Письменно показывают от каких слов образовались 1-е, 2-е, 5-е, 7-е слова из списка: собачка — собака

задачка — задача речка — река аптечка — аптека

Записывают эти пары слов столбиком: собачка задачка собака задача

речка аптечка река аптека

Выделяют корни, окончания. Подчёркивают буквы чередующихся согласных в корнях слов.

Проверяют по образцу, корректируют, если есть ошибки.

Организуются в группы по 4 человека. Распределяют кто какое слово будет разбирать. Показывают письменно, как от основы слова образовалось новое слово.

Проверяют. Корректируют.

Буквосочетание ЧК пишется без Ь.

Личностные УУД: смыслообразование и нравственно-этическая ориентация

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудниче-ство (чтение по ролям, по цепочке).

Познаватель-ные УУД: поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом)


6.Подведение итога урока.

Анализ деятельности учащихся на уроке

Предлагаю сопоставить задачи урока с уровнем их достижения.

Какие цели и задачи вы ставили перед собой на уроке?

Каких результатов достигли? Довольны ли вы результатом своей работы?

Сопоставляют задачи, поставленные на уроке с полученными результатами

Ответы детей.



Ответы детей.

Регулятивные УУД: Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

Познавательные УУД: Наблюдать и делать самостоя-тельные  выводы

7.Рефлексия

Создать условия для анализа деятельности учащихся на уроке

Что вам особенно понравилось на уроке?

При выполнении каких заданий вы испытывали трудности?

Оцените свою работу на уроке по «лесенке успеха».

Дают самооценку, анализируют результаты своей деятельности на уроке

Регулятивные УУД: умение контролиро-вать свою деятельность по результату, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

8.Информация о домашнем задании.

Создание ситуации выбора.

Дома выполните упражнения 28 - 29 (Т№2) по выбору.

Запись на слайде.

Осознано выбирают домашнее задание и записывают в дневник.

Познавательные УУД: поиск необходимой информации




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Андросова Светлана Валерьевна

Дата: 20.12.2014

Номер свидетельства: 146089


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства