Урок обучения грамоте (письмо) 1 класс.
Герман М.Я. – учитель начальных классов МБОУ СОШ №37, г. Белгорода
-каллиграфически верно воспроизводить форму изученных букв (строчных и прописных);
- писать под диктовку предложение после предварительного разбора.
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
- формировать умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
-формировать умение определять цель урока, цели выполнения заданий на уроке под руководством учителя;
- формировать умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.
- развивать умение отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу; слушать и понимать речь других;
- развивать умение объяснить свой выбор, формулировать своё мнение.
- развивать умение сравнивать и группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;
- продолжать освоение элементов письменных букв, графических форм букв, усвоение правил строений слова и предложения.
- Автоматизированное рабочее место учителя (ноутбук, интерактивная доска с мультимедийным проектором, документ-камера);
- «Тетрадь по письму № 2 для 1 класса» Н.В. Нечаева, Н.К. Булычёва;
- презентация к уроку.
Ход урока.
№ п/п | Этапы урока. Деятельность учителя. | Формирование УУД | Деятельность учащихся. |
I. | Организационный момент. (Диалог учителя и учащихся). – Дети, вам тепло? (Да!) – В классе светло? (Да!) – Прозвенел уже звонок? (Да!) – Уже закончился урок? (Нет!) – Только начался урок? (Да!) – Хотите учиться? (Да!) – Значит можно всем садиться! | Регулятивные действия. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха. | Обучающиеся проверяют свою готовность к уроку. |
II. | Актуализация опорных знаний. А) «Мозговой штурм». - Отвечаем быстро. (Библиотека) (Колобок) Он превращается в лягушку.(Головастик) Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение) Знак действия сложения. (Плюс) Даже в сильную жару в перчатках он ведёт игру. (Боксёр) Бывает гласным или согласным. (Звук) -Как отличить гласный звук от согласного? Б) Самостоятельная работа с карточками. - Укажите места всех гласных звуков в схеме слова.________________________________ _______________________________________ В) Работа в рабочей тетради «Звуки и буквы» О.А. Мельникова – с.3, №2. - Рассмотрите шары с буквами. Назовите буквы гласных звуков. Сколько их в каждой связке? (По 1). Выполните задание, используя все 4 буквы в каждой связке. Варианты ответов: 1) Марш, шрам, шарм (необъяснимая приятность и притягательность человека или предмета). 2) Карп, парк. - Какой шрифт – печатный или письменный использовали в задании? (Печатный) - Какие из этих букв мы уже научились писать письменным шрифтом? (а, м, р) - Какая из этих букв «лишняя» и почему? (А – буква гласного звука. Остальные – согласных. Р – строчная буква выходит за пределы рабочей строки. Остальные – не выходят). | Познавательные действия: использование информации, полученной из разных источников классификация объектов (звуков), развитие фонематического слуха развитие логического мышления, языкового чутья классификация объектов (букв), анализ, сравнение | Дети работают с карточками, закрашивают красным цветом места гласных звуков с поэтапной проверкой (диск «Академия наук», вводное занятие «Обучение грамоте», выделение гласных в слове). Выполнение задания с последующей проверкой на интерактивной доске (2 ученика). Ученики включаются в самостоятельную деятельность по воспроизведению полученных ранее знаний: опираясь на собственный опыт |
III. | Формулировка темы и цели урока. - Сколько букв русского алфавита мы научились писать? (11) - Откройте «Тетрадь по письму № 2» на с.26. Рассмотрите страницу и скажите, будем ли мы сегодня учиться писать новую букву? - Тогда предположите, чему вы будете учиться на уроке? (Правильно писать изученные буквы, их соединения, слова и предложения с изученными буквами). | Личностные действия выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, желания больше узнать | Дети самостоятельно формулируют цель урока. |
IV. | Закрепление пройденного. А) Буквенный ребус. Вычленение букв из рисунка. - Рассмотрите внимательно задание на верхней строчке. Найдите и напишите «спрятанные» буквы. (Л, А, М, И, Й). - Подчеркните буквы гласных звуков. -Давайте проверим, что у вас получилось? - Что общего у всех этих букв? (Прописные или заглавные). Запишите на той же строчке соответствующие им строчные буквы. - Поработайте в парах. Придумайте свой ребус из четырёх букв. | Познавательные действия: выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения) Регулятивные действия: удерживать цель деятельности до получения ее результата | Самостоятельная работа учащихся с последующей самопроверкой («Спрятанные» буквы записаны заранее на интерактивной доске и скрыты «ширмой»). Ученики подчёркивают на доске. Дети поочерёдно выходят и записывают на доске. Работа в парах. Один из ребусов проецируется на экран с помощью документ-камеры и разгадывается детьми (показ букв). |
| Танцевальная физкультминутка со звуковым сопровождением. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (2 раза) Хлопаем по всему телу ладонями. На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза) Щипаем себя, как бы собирая складки. На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (2 раза) Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (2 раза) Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки) На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. | Личностные действия воспринимать речь диктора (певца), непосредственно не обращенную к учащемуся | Дети выполняют танцевальные движения по тексту песни. |
| Б) Цепочка слов. - Рассмотрите рисунки в следующем задании. - Что вы можете сказать о предметах? (Относятся к живой природе) - А о словах? Что о словах? (Из трёх букв) - Достройте схемы слов. - Подумайте, что может означать стрелочка. (Как в игре в города – слово «сом» заканчивается на «м», слово «мак» начинается на «м»). - Расставьте стрелочки к другим предметам. (От слова «мак» к словам «кот» и «кит»). - Подумайте, на какую букву должно начинаться следующее слово (т). - Вернитесь к рисункам. Какой из них может быть лишним и почему? (Мак- растение. Остальные – животные). | Регулятивные действия: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные действия: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. Личностные действия: применять правила делового сотрудничества: считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре | Дети анализируют, аргументируют правильность своего ответа, выполняют задания под руководством учителя. |
| В) Соедините предмет и его название. -Как догадались, что это поэт? (По изображению и знакомым буквам в словах). -Посовещайтесь и расскажите о маке как учёный, писатель или поэт). - Вернёмся к заданию. Какую ещё работу со словами вы могли бы предложить? (Например, выписать знакомые буквы) | Личностные действия: применять правила делового сотрудничества: считаться с мнением другого человека. Регулятивные действия: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | Дети работают самостоятельно и в парах, выполняют творческое задание. |
| Физкультминутка Игра с пальчиками. (загибаем пальчики) Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лёг в кровать, Этот пальчик лишь вздремнул, Этот пальчик уж заснул. Этот крепко, крепко спит. Тише! Тише, не шумите! Солнце красное взойдёт, Утро ясное придёт. Будут птички щебетать, Будут пальчики вставать! (пальчики разгибаются) | Личностные действия воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся | Вместе с учителем выполняют двигательно-речевую физминутку. |
| Г) Дописывание букв с учётом вида соединения. Варианты: ло, ла; ну, ны, ни; Му, Мы, ми; Рэ ул, ум; Ин. Ир, Ий; он, ор, ой; ал, ам | Познавательные действия: уметь ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ объектов. | Дети выполняют задание самостоятельно с последующей проверкой на интерактивной доске (сразу 2 человека). |
V | Рефлексия, подведение итогов урока. Цель – Помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. - Подходит к концу урок. Какую цель ставили перед собой? - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: красный, зелёный, жёлтый (в ежедневнике). - Кто раскрасил кружок зелёным? Почему? - Кто жёлтым? Почему? Какие выводы для себя сделали? - Кто закрасил красным? В чём причина неудачи? Какая помощь необходима и от кого? - Урок окончен. Спасибо всем за труд! | Коммуникативные действия: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные действия: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные действия: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Определяют выполнение поставленных целей и задач в начале урока. Определяют уровень успешности своей деятельности на уроке. Учатся оценивать свою деятельность на уроке. |