Урок на тему «Образ Катерины ее душевная трагедия» по пьесе А.Н.Островского «Гроза»
Урок на тему «Образ Катерины ее душевная трагедия» по пьесе А.Н.Островского «Гроза»
Тема «Образ Катерины. Ее душевная трагедия».
По пьесе А.Н.Островского «Гроза».
Разработала: Жандосова Г.З.
Саба?/Урок: 8 (15-16)
Та?ырып/Тема: Образ Катерины. Её душевная трагедия.
Урок русской литературы по пьесе А.Н. Островского «Гроза»
Тема.Цель: проанализировать образ Катерины; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.
Задачи:
Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы
Создать условия для развития у учащихся умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её, умений сравнивать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия; развивать информационно-коммуникативные умения учащихся;
Формировать ценностное отношение учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам; осознанное свое предназначение в обществе и максимальная самореализация.
Технология информационно -коммуникативная
Форма урока: урок-размышление.
Оборудование: компьютер, презентация по теме урока (прилагается), запись шума дождя и грозы, дидактический материал.
«Сама жизнь – не что иное, как … сотворение
души, которым человек обязан себе…»
Альбер Камо
ХОД УРОКА
I. Организационно – целевой этап:
1.Организационный момент
Дорогие ребята! Рада видеть вас в хорошем настроении. Я думаю, что наш урок пройдёт в тёплой и дружественной атмосфере. Хочу пожелать вам успехов, уверенности в себе, хорошего настроения.
Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Улыбнитесь им и этим пожелайте всем всего хорошего.
2. Постановка задач
Сегодня мы с вами будем работать над изучением пьесы А. Н. Островского «Гроза». Тема урока – «Образ Катерины. Её душевная трагедия». Тема, которая может показаться лёгкой, но и одновременно очень сложной.
3. Проверка домашнего задания: Презентации учащихся на тему «Биография и творчество А.Н.Островского.». Работы оцениваются по критериям, учащиеся защищают свою работу.
Показ 4 презентаций. Оценивать данные презентации предоставляется гостям.
4. Мотивация учащихся к уроку
Я предлагаю вам посмотреть на облака (демонстрация очередногослайда презентации). Каждый из вас делал это многократно, смотрел и фантазировал, что представляет собой каждое облако.
- А что теперь видите вы?
Ученики делятся своим мнением (воздушные замки, животное, храм и т.д.)
Учитель. Почему вы не увидели одно и то же? (Каждый ученик индивидуален, имеет своё мнение и свою точку зрения).
Учитель. Правильно, ребята. Каждый из вас воспринимает образ главной героини по-своему, потому что вы оцениваете её действия и поступки, исходя из своих взглядов и жизненного опыта.
Проблемный вопрос: Ребята, как вы думаете о чем произведение «Гроза»?
Для того чтобы приступить к раскрытию темы урока, определите, пожалуйста, что вы должны будете сделать сегодня на уроке исформулируйте вопросы, на которые вы должны ответить в конце урока.
(Дать характеристику образу Катерины, рассмотреть причины её смерти, раскрыть значение понятий «грех», «свобода», «неизбежность», «красота», ответить на вопросы «Был ли иной путь у Катерины? В чём сила характера Катерины?)
Понятия и вопросы выводятся на слайдах презентации.
II. Операционно – познавательный этап:
5. Информационный поток?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок на тему «Образ Катерины ее душевная трагедия» по пьесе А.Н.Островского «Гроза» »
6
Тема «Образ Катерины. Ее душевная трагедия».
По пьесе А.Н.Островского «Гроза».
Разработала: Жандосова Г.З.
Сабақ/Урок: 8 (15-16)
Тақырып/Тема: Образ Катерины. Её душевная трагедия.
Урок русской литературы по пьесе А.Н. Островского «Гроза»
Тема.Цель: проанализировать образ Катерины; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.
Задачи:
Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы
Создать условия для развития у учащихся умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её, умений сравнивать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия; развивать информационно-коммуникативные умения учащихся;
Формировать ценностное отношение учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам; осознанное свое предназначение в обществе и максимальная самореализация.
Технология информационно -коммуникативная
Форма урока: урок-размышление.
Оборудование: компьютер, презентация по теме урока (прилагается), запись шума дождя и грозы, дидактический материал.
«Сама жизнь – не что иное, как … сотворение
души, которым человек обязан себе…»
Альбер Камо
ХОД УРОКА
I. Организационно – целевой этап:
1.Организационный момент
Дорогие ребята! Рада видеть вас в хорошем настроении. Я думаю, что наш урок пройдёт в тёплой и дружественной атмосфере. Хочу пожелать вам успехов, уверенности в себе, хорошего настроения.
Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Улыбнитесь им и этим пожелайте всем всего хорошего.
2. Постановка задач
Сегодня мы с вами будем работать над изучением пьесы А. Н. Островского «Гроза». Тема урока – «Образ Катерины. Её душевная трагедия». Тема, которая может показаться лёгкой, но и одновременно очень сложной.
3. Проверка домашнего задания: Презентации учащихся на тему «Биография и творчество А.Н.Островского.». Работы оцениваются по критериям, учащиеся защищают свою работу.
Показ 4 презентаций .Оценивать данные презентации предоставляется гостям.
4. Мотивация учащихся к уроку
Я предлагаю вам посмотреть на облака (демонстрация очередногослайда презентации). Каждый из вас делал это многократно, смотрел и фантазировал, что представляет собой каждое облако.
- А что теперь видите вы?
Ученики делятся своим мнением (воздушные замки, животное, храм и т.д.)
Учитель. Почему вы не увидели одно и то же? (Каждый ученик индивидуален, имеет своё мнение и свою точку зрения).
Учитель. Правильно, ребята. Каждый из вас воспринимает образ главной героини по-своему, потому что вы оцениваете её действия и поступки, исходя из своих взглядов и жизненного опыта.
Проблемный вопрос: Ребята, как вы думаете о чем произведение «Гроза»?
Для того чтобы приступить к раскрытию темы урока, определите, пожалуйста, что вы должны будете сделать сегодня на уроке и сформулируйте вопросы, на которые вы должны ответить в конце урока.
(Дать характеристику образу Катерины, рассмотреть причины её смерти, раскрыть значение понятий «грех», «свобода», «неизбежность», «красота», ответить на вопросы «Был ли иной путь у Катерины? В чём сила характера Катерины?)
Понятия и вопросы выводятся на слайдах презентации.
II. Операционно – познавательный этап:
5. Информационный поток
Работа в группах.
Задание первой группе:
Проанализировать, как формировался характер Катерины в детстве, и как это повлияло на её дальнейшую жизнь.
(Катерина росла в родительском доме, не зная хлопот. Ухаживала за цветами, слушала рассказы странниц, ходила в церковь. Ей часто виделись странные вещи: ангелы в золотом столбе, храмы золотые; ей снилось, что она летает.
Катерина - крайне религиозный человек. А религиозный человек должен жить по Закону Божьему.
Но есть ещё один факт, который говорит нам о характере главной героини. В шесть лет, когда её дома обидели, она села в лодку и поплыла по Волге. Нашли её через сутки вёрст за десять от дома. Это говорит нам о том, что Катерина – своевольный, своенравный человек, способный на необдуманные поступки, чтобы сохранить свою свободу и независимость).
Задание второй группе:
Охарактеризовать отношения Катерины и Тихона, Катерины и Бориса. Можно ли считать чувство Катерины к Борису любовью?
( Катерина очень рано вышла замуж за Тихона. Она попала в семью, где мать заправляла всем. Тихон иногда пытался возразить матери, заступиться за жену, но попытки пресекались в самом их начале. Тихон искал свободу вдали от дома. Ему нужно было выпить и погулять, а жена была для этого обузой. Поэтому он на просьбу Катерины взять её с собой отвечает: «С этакой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь!»
Тихон любит Катерину. Это мы видим, когда он узнаёт о гибели жены. Но его слабость, бесхарактерность не дали ему возможность показать эту любовь Катерине.
От безысходности своего положения главная героиня ищет любви. Эту любовь она находит в Борисе Григорьевиче. Они практически не общались, виделись мельком, чаще в церкви. Но Борис Григорьевич говорит о своей любви, и Катерина считает свои чувства любовью. В ней заключается для героини вся жизнь; вся сила её натуры, все её живые стремления сливаются здесь. К нему влечёт её потребность любви, не нашедшая себе отзыва мужа, и оскорблённое чувство жены и женщины, и смертельная тоска её однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы. Но эта любовь и есть для неё грех. (Работа с понятием.)
Можно ли любовь Катерины и Бориса назвать настоящей? Борис, как и Тихон, отталкивает её, не желает взять с собой. Он зависит от дяди. После последнего свидания с Катериной он говорит: «Только одного надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго». Он понимает её душевное состояние. Может, но не хочет её спасти. Но Катерина, несмотря ни на что, умирает со словами: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»)
Задание третьей группе:
Как повлияла жизнь в доме Кабановых на чувства и характер Катерины? Сопоставить жизнь Катерины до замужества и после
( После своего безоблачного детства Катерина попадает в дом Кабановых, в «тёмное царство». Свекровь вечно её унижает, оскорбляет, не даёт спокойно жить с мужем. Ей не с кем поговорить. Варвара хоть и пытается понять невестку, но она не такая, как Катерина: «Главное, чтобы всё было шито-крыто». С каждым днём это «тёмное царство» охватывает Катерину, давит на неё. Нет спасения и в любви. Жизнь становится невыносимой. И Катерина чаще задумывается о самоубийстве).
Задание четвёртой группе:
Как характеризуют образ Катерины Д. И. Писарев и А. Н. Добролюбов? В чём заключается противоречие в прочтении драмы критиками? Составить таблицу по критическим статьям
(Н.А. Добролюбов и Д. И. Писарев дали Катерине совершенно разную характеристику. Н. А. Добролюбов назвал героиню «лучом света в тёмном царстве». Он считает Катерину сильной женщиной. Д. И.Писарев считает, что все действия и поступки Катерины лишены всякого здравого смысла. Он относит её к «вечным детям и карликам».
Их мнения расходятся потому, что каждый рассматривал характер, исходя из своих жизненных позиций, взглядов и опыта.)
Учитель. А теперь немного отдохнём и посмотрим, какой образ Катерины создала наша ученица ( ученица читает наизусть монолог Катерины из пятого акта драмы.) Виткова К сения
Инсценировка фрагмента из пьесы «Отъезд Тихона в Москву»
III. Рефлексивно – оценочный этап:
Ответ на вопросы:
Каковы были предпосылки гибели Катерины?
Был ли иной путь у Катерины? (Работа с понятием неизбежность)
Почему А.Н.Островский назвал пьесу «Гроза»?
Приём «Помощь психолога»
- Как вы думаете, ребята, остались ли Катерины в современном обществе? (Конечно ,есть)
-Каким образом современная Катерина может выйти из сложившейся ситуации?( На сегодняшний день любой человек может обратиться за помощью к квалифицированным специалистам. Это и помощь психолога, и познавательные книги, консультации ,а также различные рекомендации в области психологии)
-Какие позитивные стороны должны быть у современного человека?
(Это здоровый образ жизни, желание жить, творить, наслаждаться каждым мгновением, ощущать чувство и состояние полного удовлетворения, стремиться реализовать цели и мечты , беречь и любить близких и окружающих, иметь любимое увлечение, хобби)
Найти себя – дороги нет короче,
Найти себя – дороги нет длинней;
Найти себя – открыть в душе источник,
Найти себя – и сделаться сильней!
Юрий Энтин
4. Обобщение изученного.
Учитель. Я предлагаю составить пятистишье, в которой вы можете дать обобщённую характеристику образа Катерины. (Работа в группах).
Тема (существительное).
Два определения (прилагательные).
Действия (три глагола).
Ассоциации (четыре существительные).
5. Действия (три глагола).
6.Тема (существительное).
Катерина.
Непосредственная, честная.
Любит, стремится, бунтует.
Свобода, страсть, замкнутость, грех.
Разочаровывается, страдает, гибнет.
Бедная Катерина
5. Домашнее задание.
1 Написать сочинение-эссе на тему «Гроза как явление природы и образ-символ в драме «Гроза»
2 Душевная драма Катерины ( по пьесе А..Н.Островского «Гроза»
3 Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»?(по пьесе А.Н.Островского «Гроза»
Итог урока
-Оценивание работы учащихся в группах
-Оценивание презентаций групп
-Позитивное завершение занятия
На доске крепятся изображения островов с названиями «Остров познания», «Остров счастья», «Остров безразличия», «Остров сомнения», «Остров интереса». Ученики крепят клеящийся листочек на тот остров, где они побывали на уроке.
Задание первой группе:
Проанализировать, как формировался характер Катерины в детстве, и как это повлияло на её дальнейшую жизнь
Задание второй группе:
Охарактеризовать отношения Катерины и Тихона, Катерины и Бориса. Можно ли считать чувство Катерины к Борису любовью?
Задание четвёртой группе:
Как характеризуют образ Катерины Д. И. Писарев и А. Н. Добролюбов? В чём заключается противоречие в прочтении драмы критиками? Составить таблицу по критическим статьям
Задание третьей группе:
Как повлияла жизнь в доме Кабановых на чувства и характер Катерины? Сопоставить жизнь Катерины до замужества и после