kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему: " Обобщение изученного по теме " Морфемика" "( урок-путешествие, 6 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цели и задачи урока: обобщить и систематизировать знания учащихся

                                       по данной теме;  развивать устную речь

                                       учащихся , логическое мышление

                                                

        

 

Вид урока: урок-путешествие.

 

 

Оборудование: видеоматериал (компьютер, телевизор), компьютерная программа «Грамотей», Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: " Обобщение изученного по теме " Морфемика" "( урок-путешествие, 6 класс) »




Открытый урок

по русскому языку


Тема: «Обобщение изученного по

теме «Морфемика».

(урок-путешествие)

(6 класс)







учитель: Кайшева О. А.
















Цели и задачи урока: обобщить и систематизировать знания учащихся

по данной теме; развивать устную речь

учащихся , логическое мышление


Вид урока: урок-путешествие.



Оборудование: видеоматериал (компьютер, телевизор), компьютерная программа «Грамотей», Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова.




Ход урока.


I. Оргмомент


II.

1. Вступительное слово учителя.

Бывает так: ребята мечтают посвятить свою жизнь служению человечеству. Хотят изобрести лекарства от всех болезней, научиться предсказывать землетрясения, предотвращать войны, совершать кругосветные путешествия и открывать новые земли. Это прекрасные мечты. А ведь многое можно сделать прямо сейчас. И ничего, если ваши дела будут не для человечества, а просто для людей. Для тех, кто живет в вашем доме. Или даже для одного человека – того кто учится в вашем классе.

Поэт Кайсын Кулиев заметил: «Легко любить все человечество – соседа полюбить сумей!» А как думаете вы?


2. Работа с текстом.

- Ребята, о чем этот текст?

- Какова его идея?

- Верно ли рассуждает автор?

Давайте и мы начнем с малого: будем внимательны друг к другу, научимся взаимопониманию, сочувствию, сопереживанию, соучастию.


3. Лексическая работа.

- Ребята, а что обозначают эти слова?

- Верно, это совместное переживание, общее участие. И указывает на это приставка со-.

И вам, дети, именно сейчас и пригодится умение сопереживать, соучаствовать, делать все вместе и дружно. У вас в классе случилась неприятность: пираты похитили вашего классного руководителя и отвезли на необитаемый остров. Если вы хотите вернуть его, нам всем вместе нужно отправиться в плавание к этому острову и освободить его. Но спасти классного руководителя мы сможем, если правильно выполним все задания. Выручая ее, мы проверим, углубим, а при необходимости и откорректируем знания по морфемике; закрепим умение морфемного разбора, что поможет в дальнейшем решать орфографические задачи. Отправляемся в путешествия?


4. Беседа по теме урока.

- Наш корабль называется «Морфемика». А что это такое?

- Какие морфемы вам известны?

- На какие две группы делятся морфемы?

- Для чего служат словообразовательные морфемы?

- Для чего служат формообразующие морфемы?

- Приведите примеры.

- Хорошо, ребята! Но что это? На нашем пути препятствие: мне кажется, что коралловые рифы. Давайте познакомимся с новым словом.


5. Словарная работа.

Коралл

Коралловый

Запись слов коралл, коралловый.

Орфографический разбор слов. Работа с толковым словарем: чтение словарной статьи, запись прямого и переносного лексического значения слова коралловый. Подбор синонимов к переносному значению слова коралловый. Демонстрация фотографий коралловых рифов из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия.


6. Индивидуальная работа у доски:

- Фонетический разбор слова коралл.

- Фонетический разбор слов рифовая и якорь.


- Ребята, впереди не коралловые рифы! А что же это? Демонстрируется изображение корня:


7. Сообщение учащихся о корне.


8. Орфографическая работа:

тестирование на компьютере (программа «Грамотей»)- 5-7 человек. (проводится с целью контроля за навыками написания орфограмм в корне слова).

- А теперь я вижу какой-то мыс. Как бы нам не разбиться! Чтобы обогнуть его, нужно рассказать о такой морфеме – как приставка.


9. Сообщение учащихся о приставке.

- Внимание, впереди Бермудский треугольник-


- Здесь бесследно исчезло множество кораблей, видимо, члены их экипажа плохо учились и не были дружны. Сможем ли мы благополучно миновать это место?

- Да!

- Тогда расскажите о суффиксе.

- Сообщение о суффиксе.

- Теперь обогнем подводную скалу –


10. Сообщение об окончании.

Иллюминация

иллюминатор


11. Физкультурная пауза.

- Ребята, видите ли вы остров? Встаньте, посмотрите в иллюминатор далеко-далеко, теперь ближе, еще раз посмотрите вдаль, снова ближе. Потянитесь вверх.

- Нет острова не видно. Придется матросам влезть на мачту корабля и оттуда определить, где находится необитаемый остров.

- Чтобы влезть на мачту к флагштоку, вы должны подобрать однокоренные слова к слову ученье в соответствии со схемами:


12. Творческая работа: подобрать к данным схемам слова с корнем -уч-

- Учу, учить, учитель, поучительный.


13. Морфемный разбор слов.

- Да, не зря говорится: «Ученье – свет, а неученье - тьма». Мы смогли увидеть остров и уже подплываем к нему. Пиратов на острове не видно. А на берегу собрались жители этого острова. Мы должны объяснить им цель визита. Но у них особый язык – они смогут прочитать текст, если в словах будут выделены морфемы. Но, помните, нам нельзя допустить ошибку! Вспомните порядок и правила морфемного разбора.

Приступайте к разбору.


Текст записан на доске. Учащиеся по очереди выходят к доске и по порядку выполняют морфемный разбор слов. Остальные выполняют задание в тетради.

-5-6 слов на выбор

- все слова


- Жителей острова приветствуют школьники. Совершаем трудное кругосветное путешествие. На острове наша «классная мама». Хотим выручить любимую учительницу.


Жителей острова приветствуют школьники.


Совершаем трудное кругосветное путешествие.


На острове наша «классная мама».


Хотим выручить любимую учительницу.


- Ура! Наша учительница свободна. А жители острова прислали нам ответную телеграмму. Расшифруйте ее.


14. Творческое задание: расшифровать телеграмму, составив из морфем слова


Вы - …

приставка как в слове прехорошенькая,

корень как в слове красавица,

суффикс как в слове вольный,

окончание как в слове счастливые;


корень как в слове ученый,

суффикс как последний суффикс в слове певуче,

суффикс как в слове водник,

окончание как в слове рыбаки;


корень как в слове поверье,

суффикс как в слове проходная,

окончание как в слове любимые;


корень как в слове подружка (ж//з)

окончание как в слове семья.



ТЕЛЕГРАММА


«Вы прекрасные ученики и верные друзья».


III. Подведение итогов урока:


Позади все моря-океаны,

И пираты, и шторм, и зной.

Повидали мы разные страны,

И опять возвратились домой.


Но поверьте матросскому слову:

Стоит лишь капитану моргнуть –

Мы отправиться снова готовы

В дальний путь!

В дальний путь!

В дальний путь!


- Что же, ребята, наше путешествие подходит к концу. Со всеми заданиями мы справились, любимого учителя вернули в нашу школу.

- А какие знания и умения нам помогли выполнить все задания?

- Какие личные качества нужны в трудном и опасном путешествии?

- Вы показали себя умными, умелыми. Как настоящие друзья приходили на помощь одноклассникам и классному руководителю. А ведь бывает так: ребята мечтают посвятить свою жизнь служению человечеству. Хотят изобрести лекарство от всех болезней, научиться предсказывать землетрясения, предотвращать войны, совершать кругосветные путешествия и открывать новые земли. Это прекрасные мечты. А ведь многое можно сделать прямо сейчас. И ничего, если ваши дела будут не для ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, а просто для людей. Для тех, кто живет в вашем доме, того, кто учится в вашем классе. Поэт Кайсын Кулиев заметил: «Легко любить все человечество – соседа полюбить сумей!» А как вы думаете?


IV. Выставление оценок за работу


V. Информация о дифференцированном домашнем задании:

1. Составить мини-отчет о путешествии судового журнала с рассказом о том, что узнали, что повторили.

2. Нарисовать необитаемый остров или коралловые рифы.

3. Записать пословицы или поговорки о дружбе.

4. Упражнение №_______.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок на тему: " Обобщение изученного по теме " Морфемика" "( урок-путешествие, 6 класс)

Автор: Кайшева Ольга Александровна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134255


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства