kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-мастерская. Употребление прилагательных в речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • обучающая – обобщение и закрепление теоретических знаний об имени прилагательном как части речи, формирование умения уместного употребления прилагательных в речи для придания образности и выразительности;
  • развивающая – развитие логического мышления и связной устной речи при анализе текстов с прилагательными;
  • воспитательная – развитие эстетического чувства через употребление прилагательных - определений, эпитетов, образных слов; воспитание эстетического вкуса (на материале текстов художественной литературы) к красивой и правильной речи.

Методы познания: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: коллективные.

ХОД УРОКА:

1.Приветствие (эмоциональный настрой).

Учитель: Обратите внимание на доску, прочитайте выразительно строки поэта Серебряного века Анны Андреевны Ахматовой.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней царственное слово.

Учитель: Вам понравились эти строки?

Несколько учеников отвечают утвердительно, однако большинству трудно определиться с ответом.

Учитель: Как вы понимаете слова этого отрывка? О чём они?

Ученики: О том, что все в нашем мире недолговечно.

     Что печаль остается в мире всегда.

     И что самым долговечным остается слово.

     А может быть и бессмертным.

Комментарий учителя. Царственное слово – это, несомненно, не то, что слетает с наших уст в будничной суете, когда мы спешим обменяться необходимыми репликами; царственные слова являются вдохновением поэту в минуты его творческого взлёта и остаются на века в сокровищнице художественных образов.

2.Этап формулирования темы урока (тема на доске пока не записана).

Учитель: Какой частью речи могут, по-вашему, являться «царственные» слова?

Большинство учащихся называют существительные и прилагательные. Учитель просит обосновать ответы, привести примеры, однако полного понимания еще не ощущается.

Лингвистический эксперимент.

Учитель: Раз большинство из вас назвало «царственными словами» существительные и прилагательные, то давайте проведем эксперимент. В самом названии части речи – прилагательное – содержится намёк на то, что это слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Так к каким же словам присоединяются прилагательные?

Ученики:  К существительным.

Учитель: Проверим это. Проведём лингвистический эксперимент!

Учитель предлагает учащимся посмотреть на ёлку (на стене на ватмане) и сказать что-нибудь о ней. Выслушиваются ответы детей.

Учитель: Продолжим наш эксперимент. Послушайте сообщение (Рочева Д.) о традиции появления ёлки на Новый год.

? Какие прилагательные употребила Диана в своём рассказе?

Учитель: А для какой же цели прилагательные присоединяются к существительным? Так ли они нам нужны в речи?

Учитель: Какой же основной вывод можно сделать из нашего эксперимента?

Ученики: Без прилагательных наша речь была бы неполноценной.

     Было бы непонятно, как выглядит предмет, какой он.

     Часто только прилагательные могут сделать понятным смысл предложения.

Учитель: Теперь вы без труда сможете сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Ученики единодушны в том, что сегодня речь пойдет о прилагательных.

Записываем тему урока «Употребление прилагательных в речи».

3. Учитель: Итак, что бы мы ни делали, где бы мы ни были, человеческий мозг  стремится не только назвать предмет, но и оценить его, определить его качественную сторону. Нас всюду сопровождают слова: какой?  какая? какое? чей?

Комментарий учителя. Для поддержания познавательного интереса предлагается дополнительная информация о прилагательных:

  • По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3-е место после существительных и глаголов.
  •  Из 9 тысяч самых частых слов на долю прилагательных приходится около полутора тысяч, что составляет 16,6%.
  • По частоте употребления прилагательные занимают 5-е место (после существительного, глагола, местоимения, предлога).

4. Учитель: Предлагаю послушать сообщение о традиции празднования Нового года в разных странах (Зайцева М., Портнягина К., Одинцова Н.).

? Какую роль в рассказе девочек играют прилагательные?

5Предлагается такое задание: в рабочих тетрадях каждому записать прилагательные, которые, по его мнению, встречаются в устной речи наиболее часто (количество слов не ограничивается). Учащимся дается на это 8-10 минут.

Учитель (после отведенного времени): Я должна вам сказать, что учёные уже определили примерный список прилагательных, которые чаще всего встречаются в нашей речи, и я его вам скоро приведу. Но сначала давайте заслушаем ваши ответы, ваше мнение.

Ученики зачитывают свои списки, обсуждают, сравнивают, делают выводы.

Учитель: А теперь посмотрите, какие прилагательные употребляются чаще всего в произведениях русской литературы.

На доске появляется такой список слов:

большой, новый, старший, великий, последний, молодой, высокий, хороший, важный, полный, русский, главный, маленький, военный, чёрный, белый, старый, огромный, общий, нужный, красный, крупный.

Учитель: Сравните этот список со своим списком. Имейте в виду: если будут несовпадения, то это не значит, что вы плохо владеете речью – просто у каждого человека есть свой набор слов, который он употребляет чаще всего и, вообще, все люди ведь разные.

Ученики проводят сравнения. Для них интересны как совпадения, так и несовпадения используемых прилагательных.

Учитель: Составим словосочетания со словом «русский» (кто больше)

6. Учитель: А хотите узнать, какие игрушки традиционно украшали ёлку на Новый год? (сообщение Захаровой В.)

Учитель: Какие игрушки назвала Влада? А какие прилагательные характеризуют эти игрушки? (ученики записывают в тетрадях словосочетания, один – у доски).

7. Роль прилагательных в художественной литературе.

Учитель: Познакомьтесь со стихотворением О.Мандельштама:

 Сусальным золотом горят

 В лесах рождественские елки;

 В кустах игрушечные волки

 Глазами страшными глядят.

 О, вещая моя печаль,

 О, тихая моя свобода

 И неживого небосвода

 Всегда смеющийся хрусталь!

Учитель: Сколько всего слов в этом отрывке, включая союзы и предлоги?

Учащиеся подсчитывают –

Сколько среди них прилагательных?

Их почти половина -

Учитель: С какой целью автор использует в таком количестве имена прилагательные?

Коллективно делается вывод: Роль прилагательных в художественной литературе очень велика. По своему значению прилагательные чрезвычайно разнообразны, поэтому они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании чувств, настроений, душевных переживаний. Понятно, что в создании художественного образа участвуют все слова в тексте, но особая нагрузка в этих отрывках падает на прилагательные, и благодаря их неограниченным возможностям раскрывать сущность предметов.

8. Учитель: Сейчас ребята расскажут о традиции празднования Нового года в Коми крае (Шелепов М., Бончковский Т.).

Учитель: Какие меткие слова использовали ребята в своём рассказе? (ответы учеников).

9. Учитель: В художественной литературе прилагательные получают дополнительное назначение – «озарять предметы», по меткому выражению критика 19 века Василия Петровича Боткина. Такие прилагательные имею свое название. Как же их называют?

Большинство учащихся догадываются, что речь идет об эпитетах. Вместе вспоминают определение: Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.      

Учитель: Дома вы сочиняли поздравления к Новому году. Посмотрим, какие эпитеты вы использовали (дети зачитывают свои четверостишия, называют эпитеты).

Комментарий учителя. Достичь высокого мастерства в создании эпитетов чрезвычайно трудно. Это под силу только большим писателям. Но каждый школьник, внимательно вглядывающийся в окружающий его мир, наблюдающий природу, чутко прислушивающийся к её звукам, замечающий её запахи, может развить в себе эстетическое чувство, которое найдёт выражение в образных словах.

Далее учитель знакомит учеников со «Словарём эпитетов русского языка».

 «Чемпионами» по количеству эпитетов являются слова «лицо» - 591 эпитет и «глаза» - 480. К ним примыкают «жизнь» - 334 эпитета и «язык» - 324.

Учитель предлагает дома подумать, почему к этим словам можно подобрать так много эпитетов.

10. Учитель: Сегодня мы говорили о роли прилагательных в речи, учились грамотно использовать их в своих высказываниях. А теперь ещё раз посмотрите на нашу ёлку. Вы сказали в начале урока о ней – ненарядная, грустная, одинокая. Давайте поможем ей стать весёлой и красивой! Дома вы приготовили «дракончиков» - символ грядущего года. Предлагаю вам «нарядить» своего героя в карнавальный костюм и пригласить его на Ёлку! (дети «наряжают» дракончиков, подписывают поздравления и «отправляют» своих героев на ёлку).

Учитель: Запишите при помощи прилагательных, какая теперь у нас ёлка.

11. Рефлексия: интересно ли было вам на занятии? Выразите свои ощущения при помощи имён прилагательных (дети отвечают по очереди)

12. Дом.задание: порассуждайте (письменно):

 Почему к словам жизнь, язык, лицо и глаза  можно подобрать так много эпитетов.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-мастерская. Употребление прилагательных в речи »

Урок-мастерская в 6 классе

Употребление прилагательных в речи.

(учитель - Вдовина Татьяна Фёдоровна)

Цели урока:

  • обучающая – обобщение и закрепление теоретических знаний об имени прилагательном как части речи, формирование умения уместного употребления прилагательных в речи для придания образности и выразительности;

  • развивающая – развитие логического мышления и связной устной речи при анализе текстов с прилагательными;

  • воспитательная – развитие эстетического чувства через употребление прилагательных - определений, эпитетов, образных слов; воспитание эстетического вкуса (на материале текстов художественной литературы) к красивой и правильной речи.

Методы познания: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: коллективные.


ХОД УРОКА:


1.Приветствие (эмоциональный настрой).

Учитель: Обратите внимание на доску, прочитайте выразительно строки поэта Серебряного века Анны Андреевны Ахматовой.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней царственное слово.

Учитель: Вам понравились эти строки?

Несколько учеников отвечают утвердительно, однако большинству трудно определиться с ответом.

Учитель: Как вы понимаете слова этого отрывка? О чём они?

Ученики: О том, что все в нашем мире недолговечно.

Что печаль остается в мире всегда.

И что самым долговечным остается слово.

А может быть и бессмертным.

Комментарий учителя. Царственное слово – это, несомненно, не то, что слетает с наших уст в будничной суете, когда мы спешим обменяться необходимыми репликами; царственные слова являются вдохновением поэту в минуты его творческого взлёта и остаются на века в сокровищнице художественных образов.


2.Этап формулирования темы урока (тема на доске пока не записана).

Учитель: Какой частью речи могут, по-вашему, являться «царственные» слова?

Большинство учащихся называют существительные и прилагательные. Учитель просит обосновать ответы, привести примеры, однако полного понимания еще не ощущается.

Лингвистический эксперимент.

Учитель: Раз большинство из вас назвало «царственными словами» существительные и прилагательные, то давайте проведем эксперимент. В самом названии части речи – прилагательное – содержится намёк на то, что это слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Так к каким же словам присоединяются прилагательные?

Ученики: К существительным.

Учитель: Проверим это. Проведём лингвистический эксперимент!

Учитель предлагает учащимся посмотреть на ёлку (на стене на ватмане) и сказать что-нибудь о ней. Выслушиваются ответы детей.

Учитель: Продолжим наш эксперимент. Послушайте сообщение (Рочева Д.) о традиции появления ёлки на Новый год.

? Какие прилагательные употребила Диана в своём рассказе?

Учитель: А для какой же цели прилагательные присоединяются к существительным? Так ли они нам нужны в речи?

Учитель: Какой же основной вывод можно сделать из нашего эксперимента?

Ученики: Без прилагательных наша речь была бы неполноценной.

Было бы непонятно, как выглядит предмет, какой он.

Часто только прилагательные могут сделать понятным смысл предложения.

Учитель: Теперь вы без труда сможете сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Ученики единодушны в том, что сегодня речь пойдет о прилагательных.

Записываем тему урока «Употребление прилагательных в речи».


3. Учитель: Итак, что бы мы ни делали, где бы мы ни были, человеческий мозг стремится не только назвать предмет, но и оценить его, определить его качественную сторону. Нас всюду сопровождают слова: какой? какая? какое? чей?

Комментарий учителя. Для поддержания познавательного интереса предлагается дополнительная информация о прилагательных:

  • По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3-е место после существительных и глаголов.

  • Из 9 тысяч самых частых слов на долю прилагательных приходится около полутора тысяч, что составляет 16,6%.

  • По частоте употребления прилагательные занимают 5-е место (после существительного, глагола, местоимения, предлога).

4. Учитель: Предлагаю послушать сообщение о традиции празднования Нового года в разных странах (Зайцева М., Портнягина К., Одинцова Н.).

? Какую роль в рассказе девочек играют прилагательные?


5.Предлагается такое задание: в рабочих тетрадях каждому записать прилагательные, которые, по его мнению, встречаются в устной речи наиболее часто (количество слов не ограничивается). Учащимся дается на это 8-10 минут.

Учитель (после отведенного времени): Я должна вам сказать, что учёные уже определили примерный список прилагательных, которые чаще всего встречаются в нашей речи, и я его вам скоро приведу. Но сначала давайте заслушаем ваши ответы, ваше мнение.

Ученики зачитывают свои списки, обсуждают, сравнивают, делают выводы.

Учитель: А теперь посмотрите, какие прилагательные употребляются чаще всего в произведениях русской литературы.

На доске появляется такой список слов:

большой, новый, старший, великий, последний, молодой, высокий, хороший, важный, полный, русский, главный, маленький, военный, чёрный, белый, старый, огромный, общий, нужный, красный, крупный.

Учитель: Сравните этот список со своим списком. Имейте в виду: если будут несовпадения, то это не значит, что вы плохо владеете речью – просто у каждого человека есть свой набор слов, который он употребляет чаще всего и, вообще, все люди ведь разные.

Ученики проводят сравнения. Для них интересны как совпадения, так и несовпадения используемых прилагательных.

Учитель: Составим словосочетания со словом «русский» (кто больше)


6. Учитель: А хотите узнать, какие игрушки традиционно украшали ёлку на Новый год? (сообщение Захаровой В.)

Учитель: Какие игрушки назвала Влада? А какие прилагательные характеризуют эти игрушки? (ученики записывают в тетрадях словосочетания, один – у доски).


7. Роль прилагательных в художественной литературе.

Учитель: Познакомьтесь со стихотворением О.Мандельштама:

Сусальным золотом горят

В лесах рождественские елки;

В кустах игрушечные волки

Глазами страшными глядят.


О, вещая моя печаль,

О, тихая моя свобода

И неживого небосвода

Всегда смеющийся хрусталь!


Учитель: Сколько всего слов в этом отрывке, включая союзы и предлоги?

Учащиеся подсчитывают –

Сколько среди них прилагательных?

Их почти половина -

Учитель: С какой целью автор использует в таком количестве имена прилагательные?

Коллективно делается вывод: Роль прилагательных в художественной литературе очень велика. По своему значению прилагательные чрезвычайно разнообразны, поэтому они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании чувств, настроений, душевных переживаний. Понятно, что в создании художественного образа участвуют все слова в тексте, но особая нагрузка в этих отрывках падает на прилагательные, и благодаря их неограниченным возможностям раскрывать сущность предметов.


8. Учитель: Сейчас ребята расскажут о традиции празднования Нового года в Коми крае (Шелепов М., Бончковский Т.).

Учитель: Какие меткие слова использовали ребята в своём рассказе? (ответы учеников).


9. Учитель: В художественной литературе прилагательные получают дополнительное назначение – «озарять предметы», по меткому выражению критика 19 века Василия Петровича Боткина. Такие прилагательные имею свое название. Как же их называют?

Большинство учащихся догадываются, что речь идет об эпитетах. Вместе вспоминают определение: Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.

Учитель: Дома вы сочиняли поздравления к Новому году. Посмотрим, какие эпитеты вы использовали (дети зачитывают свои четверостишия, называют эпитеты).

Комментарий учителя. Достичь высокого мастерства в создании эпитетов чрезвычайно трудно. Это под силу только большим писателям. Но каждый школьник, внимательно вглядывающийся в окружающий его мир, наблюдающий природу, чутко прислушивающийся к её звукам, замечающий её запахи, может развить в себе эстетическое чувство, которое найдёт выражение в образных словах.


Далее учитель знакомит учеников со «Словарём эпитетов русского языка».

«Чемпионами» по количеству эпитетов являются слова «лицо» - 591 эпитет и «глаза» - 480. К ним примыкают «жизнь» - 334 эпитета и «язык» - 324.

Учитель предлагает дома подумать, почему к этим словам можно подобрать так много эпитетов.



10. Учитель: Сегодня мы говорили о роли прилагательных в речи, учились грамотно использовать их в своих высказываниях. А теперь ещё раз посмотрите на нашу ёлку. Вы сказали в начале урока о ней – ненарядная, грустная, одинокая. Давайте поможем ей стать весёлой и красивой! Дома вы приготовили «дракончиков» - символ грядущего года. Предлагаю вам «нарядить» своего героя в карнавальный костюм и пригласить его на Ёлку! (дети «наряжают» дракончиков, подписывают поздравления и «отправляют» своих героев на ёлку).

Учитель: Запишите при помощи прилагательных, какая теперь у нас ёлка.

11. Рефлексия: интересно ли было вам на занятии? Выразите свои ощущения при помощи имён прилагательных (дети отвечают по очереди)

12. Дом.задание: порассуждайте (письменно):

Почему к словам жизнь, язык, лицо и глаза можно подобрать так много эпитетов.































Ключевое слово: Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения.



По горизонтали:

Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный.

Разговор двух или нескольких лиц.

Члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же члену предложения.

Предложения, в которых мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим.

Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.

Главный член предложения.

Предложение, которое состоит из двух или нескольких простых предложений.

Знак препинания, которым выделяется прямая речь.

Второстепенный член предложения.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок-мастерская. Употребление прилагательных в речи

Автор: Вдовина Татьяна Фёдоровна

Дата: 06.10.2014

Номер свидетельства: 116885


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства