Уроки «творческая мастерская» помогают достичь основных целей филологического образования:
1) развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;
2) воспитания чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи;
3) становления духовного мира человека, формирования внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности;
4) воспитания чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся;
5) (и самое главное) формирования потребности в систематическом чтении художественных произведений.
Обучение в мастерских базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных.
Занятия в мастерских строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-мастерская « Танец снежных хлопьев…»»
Урок-мастерская « Танец снежных хлопьев…»
Цели урока:
Обучающие:
- подготовка к написанию творческой работы; - обучение работе в парах и группе. Развивающие: - развитие устной и письменной речи учащихся; - развитие образного мышления и воображения учащихся; Воспитывающие: - Воспитание чуткости к красоте жизни;
- пробуждение желания творить.
Тип урока: Мастерская творческого письма
Индуктор: Снежинки
Оборудование: карточки-информаторы, принадлежности для рисования (краски, кисти, бумага), аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев», мультимедийная презентация «А снежинки кружатся».
Ход урока
1.Организационный этап.
2.Индукция.
СНЕЖИНКИ За окошком — вьюга, За окошком — тьма, Глядя друг на друга, Спят в снегу дома. А снежинки кружатся - Все им нипочем! - В легких платьях с кружевцем, С голеньким плечом. Медвежонок плюшевый Спит в углу своем И в пол-уха слушает Вьюгу за окном. Старая, седая, С ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабою-ягой. А снежинки кружатся - Все им нипочем! - В легких платьях с кружевцем, С голеньким плечом. Тоненькие ножки - Мягкие сапожки, Белый башмачок - Звонкий каблучок.
Самый первый снег робок и тих. Небо серое, снежок белый и легкий., словно на акварельном рисунке. Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь - как гладкие чистые страницы. Кружатся в воздухе и падают на землю пушистые легкие снежинки.
Ребята, вы, конечно, уже догадались, о каком времени года пойдёт речь на нашем уроке.
- О каком?
Верно, о зиме.
Итак, наш урок мастерская творческого письма называется «Танец снежных хлопьев».
4.Социоконструкция.
Кружатся пушистые снежинки и бесшумно ложатся на землю. Вам нравится наблюдать за полетом снежинок?
Многие люди наблюдали за снежинками. Были среди них поэты, художники, и композиторы. Каждый из них на основе наблюдений создал свои произведения, посвященные снежинкам. Давайте вспомним, что мы знаем о снежинках. Свои наблюдения я предлагаю вам оформить в виде кластера или таблицы. При работе можете использовать информационные карточки.
Работа в группах.
1 группа Цвет, краски снежинок
2 группа Форма снежинок
3 группа Действия снежинок.
Информационная карточка 1.
красивее другой: вот цветок с шестью лепестками, а вот звездочка с лучами.
Информационная карточка 2.
Белые звезды Падают с неба, На город морозный. Падают звезды. На дом и дорожки, Тают у Кати На теплой ладошке.
Тают неслышно Звезды снежинки И на ладошке Блестят, как слезинки..
В. Степанов
СНЕЖИНКИ За окошком — вьюга, За окошком — тьма, Глядя друг на друга, Спят в снегу дома. А снежинки кружатся - Все им нипочем! - В легких платьях с кружевцем, С голеньким плечом. Медвежонок плюшевый Спит в углу своем И в пол-уха слушает Вьюгу за окном. Старая, седая, С ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабою-ягой. А снежинки кружатся - Все им нипочем! - В легких платьях с кружевцем, С голеньким плечом. Тоненькие ножки - Мягкие сапожки, Белый башмачок - Звонкий каблучок.
С.Козлов
МЕТЕЛЬ Кружится и хохочет Метель под Новый год. Снег опуститься хочет, А ветер не дает. И весело деревьям, И каждому кусту, Снежинки, как смешинки, Танцуют на лету.
А.Прокофьев.
СНЕЖИНКИ Легкие, крылатые, Как ночные бабочки, Кружатся, кружатся Над столом у лампочки. Собрались на огонек. А куда им деться? Им ведь тоже, ледяным, Хочется погреться.
И.Бурсов
Информационная карточка 3.
Загадки.
На деревья, на кусты С неба падают цветы. Белые, пушистые, Только не душистые. (Снежинки)
Что за звездочки сквозные На пальто и на платке, Все сквозные, вырезные, А возьмешь - вода в руке? (Снежинка)
Вся сверкает, серебрится Эта чудо-крошка. Но в дождинку превратится, На твоей ладошке. (Снежинка)
Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке. (Снежинка)
С неба падают зимою И кружатся над землею Легкие пушинки, Белые... (Снежинки)
5. Социализация.
6. Анализ текста стихотворений.
- Чтобы угадать, кто будет героем нашего разговора, надо
послушать стихотворения двух поэтов Бальмонта и Граубина.
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную -
На землю просится.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Летит пушистая
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
Бальмонт
Засыпав тропки и тропинки,
Стирая свежие следы,
На землю тихие снежинки
Ложатся блестками слюды.
Они хрупки и музыкальны,
Когда на них ни наступи,
Скрипят то нежно, то печально,
Как коростель в ночной тиши.
Граубин
Слюда - прозрачный слоистый минерал. В старину делали слюдяные окна.
Коростель - небольшая быстро бегущая птичка, живущая в траве.
- Ребята, вам понравились стихи? О чём они?
Постарайтесь сравнить эти стихотворения: чем они похожи и чем различны.
У Бальмонта снежинка какая? белая, смелая, чистая, пушистая. Поэт называет ее звездой кристальной.
Снежинки Граубина музыкальны, хрупки, они тихие, блестящие. И поют, то есть «скрипят» нежно и печально.
Итак, авторы рисуют их признаки по цвету, по звуку, по форме и даже по
Характеру.
7. Социализация.
А) Нарисуйте снежинки. Но не просто нарисуйте, а в окружении слов-ассоциаций, которые помогут вам выразить свое отношение к ним.
Б) Напишите определение слова снежинки (групповая работа)
6. Работа в парах.
Снежинки – это хорошее настроение.
Снежинки - это падающие звездочки.
Снежинки - это возможность подарить улыбку.
Снежинки – это светлая радость.
Снежинки - это красота, ни с чем не сравнимая.
Снежинки – это цветок с шестью лепестками.
7. Новая информация.
Чтение текста учителем.
Самая красивая музыка.
Падал на землю снег. Большие снежинки тихо опускались с неба, и рождалась музыка снегопада, медленная, шуршащая, серебристая и еле слышная.
Взрослые спешили по делам, и не слушали эту музыку. Машины громко рычали моторами и тоже не слушали музыку снежинок. Наоборот, они сердились на снежинки, за то, что те мешают движению. Даже дети не слушали музыку снегопада, потому что они бегали, смеялись и играли в снежки.
Только один человек в целом городе слышал, как падают снежинки. Это был музыкант. Он распахнул окно, чтобы было лучше слышно, и воскликнул:
– Какая красивая музыка, снежинки еле слышно звенят ледяными иголочками, задевая друг друга. Жаль, что такую тихую музыку нельзя исполнить на музыкальном инструменте, ей не хватает громкости.
Музыкант тут же захлопнул окно, а снежинки стучали к нему в стекло и спрашивали.
– Громкая у нас музыка? Теперь ее можно сыграть на музыкальном инструменте?
– Громкая, но слишком пугающая и завывающая, – ответил музыкант. – Люди боятся вьюг и метелей. Надо добавить вашей музыке красоты.
Задумались снежинки и попросили мороз:
– Мороз, добавь нашей музыке красоты.
Ветер стих, а мороз начал морозить. Он нарисовал на стеклах красивые морозные узоры и дивные цветы из снежинок. На следующий день увидели люди на стеклах переливающиеся снежные узоры и воскликнули: «Какая красота!»
– Это же сверкающая застывшая музыка снежинок, – прошептал музыкант.
Он взял нотную бумагу и записал музыку снежинок.
Пришли люди на музыкальный концерт и стали слушать, как тихо падали на землю снежинки и чуть-чуть звенели, задевая друг друга ледяными иголочками; как потом ветер подхватил снежинки и засвистел, загудел, исполняя песню вьюги; как пришел мороз, успокоил ветер, а снежинки превратил в застывшую хрустальную красоту.
– Какая чудесная музыка у снежинок! Мы никогда не слышали раньше такой красивой музыки, – говорили люди после концерта. А.Лопатина
- Итак, снежинки могут быть и героями музыкального произведения, например музыкальной сказки. У Петра Ильича Чайковского есть балет по сказке известного немецкого писателя Гофмана «Щелкунчик».
Балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» рассказывает о событиях новогодней ночи. Маша и Щелкунчик победили мышиного короля и отправляются сначала в сладкое царство.
Перед ними еловый лес. Лесная поляна. Тишина. Лес спит. Но вот снежинки потихоньку спускаются с ветвей и начинают танцевать. И все меняется: лес, поляна, луна, наблюдающие за снежинками.
8. Ребята, мы с вами послушали стихи, поработали с отрывком из сказки Андерсена, окунулись в волшебный мир музыки, настало время самим создать небольшой текст. Предлагаю вам написать мини-сочинение «Танец снежных хлопьев», используя сравнения, метафоры, эпитеты.
Как начать высказывание? (на Д)
а/ «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского позвал меня в сказочный
лес.
б/ Когда я слушаю «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского, я как
будто попадаю…
9. Написание сочинения под музыку.
10. Чтение сочинений (2-3)
Обобщающее слово У.:
Ребята, каждый из вас услышал в музыке Чайковского что-то своё. И каждый из вас прав.
В заключении нашего урока предлагаю вновь вернуться в зимний лес. (Презентация под музыку Вивальди)
Итог урока: Рефлексия (обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе урока). Что интересного вы узнали сегодня на уроке?
С каким настроением вы работали?
Если вы считаете, что вам всё удалось на уроке, то возьмите снежинки и украсьте ими ёлочку, а если что-то не получилось, положите снежинку под ёлку.