Православная гимназия, г. Ноябрьск
№ | Этапы урока | Дидактические цели | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1. | Организационный момент | Настроить учащихся на работу | Проверка посещаемости по журналу. | Проверка готовности рабочих мест. | 0,5 мин. |
2. | Индуктор Звучит спокойная музыка. На экране телевизора высказывание П. Вяземского о языке. | | | Готовятся к работе, рассматривают запись на экране телевизора. | |
3. | Словарная работа | Активизация мыслительной деятельности. | Сегодня у нас не обычный урок , а урок-мастерская. Посмотрите, что обозначает слово «мастерская» и какое значение подходит нашей мастерской. Контролирует работу в группах, подводит итог сказанному учениками | Работают в группах: 1гр. – поиск значения слова в Толковом словаре В. И. Даля; 2гр.- в словаре С. И. Ожегова; 3 гр. использует Интернет-ресурсы; 4 гр. – в справочнике школьника. | 3 минут |
4. | Работа над содержательной стороной высказывания. | Активизация мыслительной деятельности, навыки монологической речи Осмысление содержания высказывания | Читает высказывание П. Вяземского: «Язык есть исповедь народа, в нём слышится его природа, его душа и быт родной…» Как вы понимаете это высказывание? | Работа в парах (сильный- слабый) над пониманием высказывания. Ответы учеников из каждой группы обсуждаются, оцениваются учеником самостоятельно. | 5 мин. |
5. | Сообщение темы урока | Подготовка к восприятию материала урока | Предлагает записать тему урока ( записана на доске заранее) | Записывают тему. | 0,5 мин. |
6. | Формулировка цели урока | | Ребята, давайте подумаем, какой цели мы должны добиться на уроке. Верно, наша цель: обобщить знания о языке как средстве общения. | Формулируют цель урока | 2 мин. |
7. | Работа с учебником. У. №1. Творческая работа. | Самоинструкция пошагового выполнения задания. Самоконструкция по созданию творческого продукта | Предлагает прочитать задание вслух и выполнить его самостоятельно | Индивидуальная работа. Записывают выводы в тетрадь. | 5 мин. |
8. | Работа с параграфом с. 8 «Русский язык. Теория» | Социоконструкция – объединение гипотез, взаимная оценка индивидуальных выводов. Социализация – обсуждаются все мнения. | Фиксирует вместе с учениками ответы на вопросы упражнения №1, найденные в параграфе. | Групповая работа: проверяются выводы, сделанные по у. №1. | 3 мин. |
9. | Творческое задание | Конструирование предложения по заданию у. №2 | Наблюдает за работой учащихся. | Работа в парах: вспоминают, что такое однокоренные слова, работают над цепочкой родственных слов к слову «общение» и составляют предложение – вывод к 1части урока. | 3 мин. |
10. | Работа с загадками (у. № 4) | Закрепление навыков выразительного чтения, развитие ассоциативного мышления. | Предлагает определить, что помогает разгадать загадки. Какой язык ещё можно использовать для передачи информации? | Фронтальная работа. Выразительно читают загадки, отгадывают, используя «язык» рисунков. Размышляют, записывают выводы в тетрадь. | 3 мин. |
11. | Работа по карточке | Активизация мыслительной деятельности, навыки монологической речи | Предлагает собрать пословицы, части которых находятся на разрезанных на полоски карточках. Как передаётся потомкам народная мудрость? | Работа в группах: собирают пословицу. Думают над вопросом, дают развёрнутый аргументированный ответ. Выводы записываются в тетрадь. | 3 мин. |
12. | Работа с вопросами у. №8 с опорой на текст параграфа на с. 8 | Умение проводить сопоставительный анализ | Контролирует ситуацию на уроке. Слушает ответы учащихся | Самостоятельная работа по вариантам: 1в – вопрос №1; 2 в – вопрос №2. 2-4 ученика отвечают на вопросы. Идёт обсуждение. Выводы фиксируются в тетрадях. | 5 мин. |
13 | Рефлексия. Итог урока. | Умение применять полученные знания на практике. | Предлагает написать, какие затруднения испытывали на уроке, при каких видах заданий, что помог понять сегодняшний урок. Заключительное слово учителя после прослушивания мини-сочинений. Обсуждение домашнего задания. Домашнее задание: у. 9 ( почему необходимо хорошо владеть языком?), у. 10 | Оформляют письменно свои мысли по поводу заданий урока, затруднений, пожелания. Тетради сдаются на проверку для самоанализа урока учителем и выставления оценок, поставленных себе учениками. Выбирают домашнее задание по силам и интересу. | 7 мин. |