kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения "Сравнительная характеристика героев Ивана Сусанина и Матвея Кузьмина" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

  •  

 

  • Продолжать знакомить  учащихся с историческими событиями  времен Великой         Отечественной войны.
  • Познакомить учащихся с новым для них произведением о войне.
  • Формирование умений составлять план художественного произведения, читать его по ролям.
  • Обогащение знаний о средствах передачи внутреннего состояния человека в художественной литературе.
  • Формирование умения сопоставлять героев литературных произведений
  • Учить сопоставлять, анализировать характер  героя, видеть мотивы его  поступков во взаимосвязи с обстоятельствами.
  • Воспитывать чувства  патриотизма, гордости за свою Родину и ее героев.
  • Воспитывать чувства уважения и глубокой признательности к ветеранам войны и тыла.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Сравнительная характеристика героев Ивана Сусанина и Матвея Кузьмина" 4 класс »

Литературное чтение 4 класс УМК «Планета Знаний»

«Сравнительная характеристика героев Ивана Сусанина и Матвея Кузьмина»

4 класс

Основные задачи:

  • Продолжать знакомить учащихся с историческими событиями времен Великой Отечественной войны.

  • Познакомить учащихся с новым для них произведением о войне.

  • Формирование умений составлять план художественного произведения, читать его по ролям.

  • Обогащение знаний о средствах передачи внутреннего состояния человека в художественной литературе.

  • Формирование умения сопоставлять героев литературных произведений

  • Учить сопоставлять, анализировать характер героя, видеть мотивы его поступков во взаимосвязи с обстоятельствами.

  • Воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою Родину и ее героев.

  • Воспитывать чувства уважения и глубокой признательности к ветеранам войны и тыла.

Оборудование:

  • Учебник «Литературное чтение» Э.Э.Кац 2 часть УМК «Планета Знаний».

  • Проектор, компьютер, экран .

Ход урока

Слайды

Содержание урока

Слайд 1

  1. Актуализация проблемы.

До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.

И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать!— Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.


Ю. Друнина

Слайд 2

Всё дальше уходит в историю Великая Отечественная война. О ней много рассказано, но самыми убедительными документами являются произведения о людях, которые встали на защиту Отечества и ценой своей жизни победили.


Слайд 3

Мы, потомки, обязаны по крупицам собирать правду о войне, о неповторимой тяжёлой работе, которую во все времена наши защитники называли «обыкновенным делом, которое должно добросовестно выполнять».

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

А. Твардовский

Дома вы готовили сообщения о том, как война повлияла на вашу семью. Давайте послушаем.

(Презентации, сообщения детей о родственниках принимавших участие в Великой Отечественной войне)

Интересно ли вам узнать имена других героев?

Слайд 4

  1. Знакомство с жизнью и творчеством писателя Б. Полевого.

Урок мужества своими произведениями нам преподает

Б. Полевой.

Борис Николаевич Кампов (Полевой – псевдоним) родился 17 марта 1908 года в Москве, в семье юриста. В 1913 году семья переехала в Тверь.

Закончил техническое училище в Твери и работал технологом на текстильной фабрике. Карьеру журналиста начал в 1928, имел покровительство Максима Горького.

В годы Великой Отечественной войны Б. Н. Полевой находился в действующей армии в качестве корреспондента газеты «Правда».


Слайд 5

Славу ему принесла «Повесть о настоящем человеке» (повесть в 4 главах), посвященная подвигу летчика А. Мересьева

Это история безногого летчика, который вернулся в авиацию и продолжал сбивать вражеские самолеты.

Пример Маресьева говорил о том, что человек, сильный духом, может переломить судьбу.

(Сообщение учащегося о подвиге А. Маресьева)

Б. Полевой первым написал о подвиге 83 – летнего крестьянина Матвея Кузьмича, повторившего спустя 3 века подвиг Ивана Сусанина. О подвиге Ивана Сусанина мы с вами говорили совсем недавно.

Слайд 6

3. Постановка проблемы

-А как называется произведение, с которым будем знакомиться?

- Кто главный герой? Как узнали?

- О чем говорит название?

- Какой подвиг совершил главный герой, если он повторил подвиг Ивана Сусанина? Ваши предположения.

- Почему он это сделал?

- Хотите узнать эту историю?

- Прежде , чем мы начнём знакомство с этим произведением произведем словарную разминку:

1. Объедините слова, близкие по смыслу: угрюмый, жизнерадостный, нелюдимый, разговорчивый, общительный, молчаливый.

2. Подберите антонимы к словам: защищать, красивый, любить.

Слайд 7

  1. Знакомство с произведением

Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмича»

Чтение произведения (чтение учащимися по цепочке, по частям; чтение учителем)


Слайд 8

  1. Анализ произведения.

Беседа по вопросам:

-О чём говорит улыбка, появившаяся на лице Матвея?

-Как вы думаете, почему старик требует у комнданта больше денег и хвалил ружьё?

-Как вы думаете почему Матвей снял шапку?

-Поему насмешливо сверкали его глаза?

-Почему односельчане считали Матвея Кузьмича нелюдимым?

- Догадывались ли вы, что Матвей Кузьмич не станет предателем?

- В какой момент вы догадались, что старый колхозник решил перехитрить фашистов?

- Почему автор ввёл описание птиц?

-Почему немецкий офицер в это время с ужасом смотрел на лесного человека?

- В каких словах Матвея Кузьмича раскрывается его патриотизм?

- В каких словах раскрывается его ненависть к фашистам?

- Каким был самый волнительный момент рассказа?

- Ваше отношение к крестьянину?

- Почему он так поступил? А как бы вы поступили на его месте?

- Почему мы называем поступок старого колхозника подвигом?


Слайд 9

  1. Составление характеристики героя.

(работа в группах)

На рабочих листах составьте план и сравните Ивана Сусанина и Матвея Кузьмина

Вариант плана:

  1. Время, в которое жили герои.

  2. Их происхождение и возраст.

  3. Поступок, совершенный ими, и его причины.

  4. Поведение в конце пути.


  1. Вывод

-Определите основную мысль произведения? - Чему учит рассказ Б. Полевого?









Герой рассказа – это не вымышленный герой, а действительный, живой. Матвей Кузьмин посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Ему поставлен памятник на станции «Партизанская» московского метрополитена.

( Сообщение учащегося)





  1. Домашнее задание

Составить план рассказа.







  1. Рефлексия




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мананкова Елена Васильевна

Дата: 17.02.2015

Номер свидетельства: 174716


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства